МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ 2 страница
Юнг также считал, что боги и богини всех древних мифологий в свою очередь являются архетипами — кстати, Платон (вдохновивший Юнга на создание многих его трудов) обозначил в свое время то же самое очень точными терминами. Это значит, что в подсознании каждого из нас обитают все божества древнего мира — окруженная сиянием фигура женщины, которая приходит к нам во сне, чтобы сообщить нам что-то, может вполне оказаться богиней-архетипом, которую греки нарекли Афиной; а дикого вида волосатый получеловек-полузверь с козлиными копытами на ногах, возникающий на закоулках сознания в моменты сильного нервного беспокойства, не кто иной, как сам Пан, «бог паники».
Как мы уже заметили, планеты, которыми руководствуются астрологи в своих определениях человеческой личности и судьбы, являются на самом деле не кем иным, как богами и богинями греческой и римской мифологии. Психология Юнга, как и астрология, предполагает, что все эти божества живут внутри нас. По правде говоря, иногда кажется, будто юнгианская психология и астрология были созданы друг для друга, это воистину «брак, заключенный на небесах».
Но это еще не конец истории. Юнг придерживался мнения, что все наши внутренние архетипы естественным образом стремятся слиться в одно целое, явив собою единство сознания. Изучавший алхимию Юнг был осведомлен о поисках философского камня, который превращает свинец в золото; чем-то подобным ему представлялись поиски единства сознания, единого целого. Он даже нашел название для этого целого: Личность. Он верил, что индуистское понятие атман , относящееся к высшей, божественной Личности, означает то же самое; а Иисуса Христа он считал символом Личности западной цивилизации.
|
|
С течением времени, однако, некоторые из учеников и последователей Юнга начали расходиться с ним во мнениях. Этих новых мыслителей иногда называют неоюнгианцами, хотя более уместно назвать их (и они сами отдают предпочтение такому определению) психологами-архетипистами . Давайте уделим немного времени знакомству с их позицией; как мы вскоре увидим, астрология является формой архетипической психологии. Откуда нам это известно? — сами психологи-архетиписты так говорят.
Наиболее знакомые большинству из нас психологи-архетиписты — Джин Шинода Болен и Джеймс Хиллман. Самые популярные книги Болен «Богини внутри каждой женщины» и «Боги внутри каждого мужчины» знакомят читателя с представлением о греческих богах и богинях как архетипах, живущих внутри каждого из нас7.
Болен с ее взглядом на архетипическую психологию, изложенным в ее книгах, ставших бестселлерами в 1980-х гг., и в то же самое время Джозеф Кэмпбелл вторгались в общественное сознание со своими многочисленными книгами и знаменитыми сериями интервью с Биллом Мойерсом8. У поклонников книг Джин Болен даже появился свой жаргон, и на различных конференциях и семинарах вместо вопроса: «Какой у вас знак Зодиака?» теперь звучало: «Кто ваша богиня?». Это был способ по-новому увидеть себя и «повстречаться» с греческими богами и богинями. Ограничения, которыми грешит такой подход, заключаются в том, что существует возможность удариться в крайности и свести индивидуальность личности к ее астрологическому обозначению.
|
|
Основной фигурой в архетипической психологии является Джеймс Хиллман, который вызвал бурю противоречивых мнений своими неортодоксальными взглядами на психологию. Далее мы рассмотрим некоторые из этих спорных моментов, потому что они имеют одинаковое значение как для астрологической, так и для психологической практики. Но начнем мы с того момента, когда Хиллман разошелся с Юнгом, как когда-то сам Юнг разошелся с Фрейдом.
По Хиллману, идея Юнга о цельной Личности обнаруживает его тесное знакомство с индуистской религией и его глубокие познания в христианстве (отец Юнга был священником). Хиллман считает, что эта концепция не имеет отношения к древнегреческому видению мира, в контексте которого существует рассуждение Платона об архетипах. Напротив, речь идет об исконном языческом представлении, основанном на психологическом разнообразии, — о признании всех божественных сил, действующих внутри нас, каждая из которых значима сама по себе, а не как составной элемент некого целого — Личности.
|
|
В древнегреческой психологии считалось, что состояния (переживаемые человеком в сознании), которые мы называем «безумием», «душевной болезнью», так же как и состояния, называемые «блаженством», «божественным экстазом» и «вдохновением», имеют божественное происхождение. Переживание «безумия» или вхождение в состояние блаженства и вдохновения (и способность удержаться в этом состоянии) было в древнем языческом понимании потаканием одним внутренним богам и укрощением других.
Кому-то может показаться, что такое видение означает, что каждый из нас представляет собой «составную личность», или, по крайней мере, что внутренняя жизнь нашей души похожа на обстановку в метро в час пик. Но это можно просто представить себе как танец. На самом деле, каждый из нас в своей душе танцует танец богов, и, в языческом понимании, «жизнь в радость» — это жизнь, проведенная в изящном танце, полном жизнерадостности, мудрости и юмора — независимо от того, решат капризные боги (планеты) благословить или проклясть нас. Хиллману кажется, что наша жизнь была бы намного счастливей, если бы мы представили, что она есть танец — странный, стихийный, экстатический танец, взамен того, чтобы носиться с Единством, «интеграцией» или какой-либо другой идеей, направленной на сплав политеистического разнообразия человеческой души в некое однородное целое
|
|
Все это, конечно, очень напоминает древнюю астрологическую картину мира, и сам Хиллман говорит, что астрология — это ранняя форма архетипической психологии. И если психология Юнга обнаружила божественную связь астрологии и психологии, эта связь становится еще очевидней, когда мы знакомимся с проязыческими взглядами психологов-архетипистов.
АСТРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Коль скоро соединение юнгианской и архетипической психологии с астрологией являет собой «брак, заключенный на небесах», напрашивается мысль, что эта гармония достигается уже не в первый раз. На самом деле, астрологи говорили на языке современной психологии и проводили аналогичную работу по меньшей мере тридцать лет назад. Кстати, многие астрологи по праву являются профессиональными психотерапевтами.
Основной принцип психотерапии заключается в том, что мы говорим о собственных проблемах, покуда они не станут нам понятны — пока мы не обнаружим источник и смысл нашей проблемы, комплекса. Как только мы осознаем в чем дело, мы уже вооружены и готовы к борьбе с этими проблемами, так как осознание есть первый шаг к действию.
Психотерапевт может интерпретировать наши проблемы и комплексы в любом ключе, в зависимости от образования и собственной профессиональной точки зрения. Классический психотерапевт-фрейдист (таких можно встретить сейчас очень редко) увидит суть проблемы в подавлении каких-то сексуальных чувств, тогда как современные психологи акцентируют внимание на очевидной дисгармонии в семейной сфере, взаимоотношениях с другими людьми и так далее. Врач, обученный методам восстановительной терапии, видит в психологических проблемах просто болезнь, которую он берется лечить по системе «двенадцати шагов», общей для всех видов восстановительной терапии.
Юнгианская и архетипическая психологии связывают наши проблемы и комплексы с тем, что происходит с архетипами — богами и богинями — внутри нас.
Но несмотря на такие разные (и порой противоречивые) способы врачевания души, деятельность всех психологов имеет одно общее направление: все они стараются сделать так, чтобы мы сами осознали свои проблемы, которые мешают нам быть счастливыми, и, вынуждая нас к этому осознанию, они делают нас сильнее.
Астролог делает в точности то же самое, используя свою собственную систему описания личности. Эта система основана на планетах и их позициях по отношению к знакам Зодиака и гороскопическим домам, на их взаимодействии друг с другом, гармоничном или наоборот. Проблемы и комплексы представлены с помощью архетипов (божеств) в их планетарном воплощении. Астролог предоставляет своему клиенту возможность увидеть и осознать, что с ним происходит, и вооружает его доступными инструментами борьбы с проблемами.
Именно в силу этого сходства в практике астрологии и психотерапии столь многие астрологи стали интересоваться психологией. Множество книг было написано с целью обнаружить и утвердить взаимосвязь между астрологической системой и различными психологическими системами, от психоанализа Фрейда до восстановительной терапии. Многие подобные эксперименты имеют большое значение для астрологии.
Тем не менее и астрологи, и психологи предпочитают просто поговорить со своими клиентами. Если помните, психотерапию обычно называют (не без сарказма) «разговорным лечением». Многие астрологи, подобно терапевтам, также преуспели в искусстве «разговорной терапии» и таким образом зачастую могут оказать существенную помощь своим клиентам.
Но достаточно ли «просто поговорить»?
Некоторые из психологов-архетипистов задавались вопросом: нужно ли еще что-то, кроме слов, чтобы затронуть самые сокровенные струны души. И на практике, со времен Юнга, они уделяли большое значение таким техникам, как, например ак тивизация воображения, в ходе применения которой клиенты, ведомые определенными образами, погружаются внутрь собственной личности и вступают в контакт с богами и богинями, обитающими там.
Подобная техника, как кажется, имеет много общего с астрологией. Почему бы не использовать активизацию воображения, чтобы пообщаться с планетарными архетипами внутри нас?
Действительно, почему нет? И однако большинство астрологов никогда эту технику не используют. Они не извлекают пользу и из снов клиента, хотя наши сны — это еще один путь к внутренним архетипам.
Кому-то такие методы могут показаться скорее относящимися к магии, нежели к рациональной психологии. Возможно, они действительно связаны с древним искусством магии. Это, вероятно, может задеть некоторых астрологов, которые годами работали для того, чтобы перенести астрологию из магического контекста прошлого в современный научный контекст. И все же научное обоснование астрологии остается весьма туманным. Между тем, за последние тридцать лет рассеялись иллюзии по поводу самой науки и, наоборот, усиливается интерес к духовным практикам и дисциплинам, которые еще не так давно были заклеймены как «магические». На последнем мировом конгрессе астрологов, главным оратором выступал Томас Мор, автор бестселлеров «Забота души» и «Спутник души»11. Он предлагал астрологам меньше концентрировать свои усилия на том, чтобы сделать астрологию более статистически точной и перестать ее «психологизировать», чтобы заслужить доверие ученых. Вместо этого он призывал коллег уважать наследие древней языческой культуры и магию; в таком контексте астрология являет собой одну из лучших и уважаемых предсказательных практик в мире.
Такой взгляд имеет большое значение в наше время. Ведь именно сегодня, когда мы с головой окунулись в новое тысячелетие, в котором современные технологии, кажется, проникли во все сферы жизни •— компьютеры, модемы, мобильные телефоны буквально приросли к нам, — мы должны снова обратиться к природе, дабы разрешить наши противоречия и гармонизировать наши крайности. И мы узнаем архетипических прародителей всех богов, Гею и Урана, существующих и поныне. Коль скоро мы вступаем в технологическую эру Водолея (которой правит Уран), естественным противоположным мифологическим полюсом должна быть Гея (Земля, природа, Телец, простота). Так почему бы не образовать союз между наиболее «урани-ческой» из предсказательных систем — астрологией — и древним чувством единения с природой, оглядываясь на наших предков из Эллады и эпохи Возрождения и пытаясь постичь мудрость их отношения к жизни?
Если астрология представляет собой систему предсказаний, основанную на наблюдении за поведением и взаимодействиями небесных тел (ассоциированных с богами), с событиями, происходящими на земле, как это представлено в вавилонских списках предсказаний, значит, нам необходимо исследовать эти взаимодействия. Каков же нрав каждой из этих планет? И если нам суждено действовать определенным образом в определенное время, то как нам лучше всего трактовать эти случаи?
Всеми астрологами давно принято как аксиома утверждение, что характер — это судьба, или: характер — это предназначение. А есть ли лучший путь определения чьей-то судьбы и предназначения, чем изучение характера, сущность которого явлена его звездами? В последнее время Хиллман писал и говорил о силе характера в контексте эпохи и о силе характера, как явно недостающей составляющей нашей культуры. Он утверждает, что единственными, для кого характер еще играет роль, стали хироманты и астрологи12. Как будто отзываясь эхом Гераклита, он говорит: «Характер — наш демон-хранитель и наша судьба»13.
Если астрология так преуспела в раскрытии особенностей характера и предсказании судьбы, какую же роль играет мифологическая астрология? Если грядущий век сулит нам что-то, что меняет положение вещей, то это признание того, что сказки, образы и символы, мифология, визуализация и правильные методы познания переживают свое новое рождение. Астрология всегда преподавалась методами, похожими на основы изучения иностранного языка. Сначала нужно изучить алфавит (Овен, Телец, Близнецы...), затем узнать ключевые слова, фразы и те штрихи, которые создают типичный портрет Тельца или Близнецов. Это хороший метод обучения для компьютерных специалистов и инженеров, но он абсолютно не подходит для процессов, подразумевающих использование воображения и визуализацию. Мифы — это истории. Словно живопись, драматургия и музыка любой культуры, миф предлагает некий универсальный способ познания, универсальный язык, дающий возможность понять и почувствовать поэзию космоса в «обыкновенной» истории.
В древние времена обучение происходило посредством историй с использованием определенных образов и символов. Откуда, например, взялось такое количество рисунков в пещерах? Наши прародители пытались сохранить какую-то информацию, какие-то знания от буйства стихий и разрушений, причиняемых войнами. Некоторые современные мыслители полагают, что как только мы научились читать и писать, мы утратили средства естественного общения друг с другом — видения, сны, телепатию.
В этой книге мы рассмотрим некоторое количество способов вхождения в контакт с планетарными архетипами внутри нас, работы с ними и достижения внутренней гармонии. Вам не обязательно быть астрологом, чтобы использовать эти техники, вам не обязательно вообще что-то знать об астрологии. Вы начнете работать с образами — снами и видениями, которые объединяют вас со всеми остальными человеческими существами. Позвольте этим снам и видениям подвести вас к открытию существования внутренних планетарных божеств, и потом уже к изучению гороскопа.
Но прежде чем мы перейдем к техникам исцеления, давайте узнаем побольше о том, почему архетипы оказываются в беде и боги нуждаются в нашей помощи.
Наверное, сознание того, что наша душа представляет собой что-то вроде горы Олимп, населенной богами, богинями и героическими архетипами, должно внушать нам ощущение силы и всемогущества. Но как бы мы ни увлекались самовозвышением за счет нашего божественного наследия, давайте сразу признаем, что мы практически не замечаем существования божеств внутри нас, пока они не выразят нам свое раздражение и не начнут «действовать».
Будучи знакомы с любой из многочисленных современных тенденций психологии, которые конкурируют между собой, мы скорее всего обусловим психологический комплекс отсутствием в семье отца, невниманием матери или толпы прочих родственников, обитающих в нашей психологической сфере. Мнение, предложенное юнгианцами и другими психологами-архетипистами, — что комплексы основаны на дисгармоничном и зачастую просто эксцентричном поведении наших внутренних божеств, — может показаться нам немного странным. Но именно так думали и наши предки.
В «Илиаде» Гомера великие греческие герои имеют привычку брать в наложницы красивых молодых девушек (это, конечно, не очень политкорректно на современный взгляд, но давайте опустим этот факт и вернемся к основной теме). Герой Ахилл влюбляется в одну из наложниц царя Агамемнона и просто похищает ее. Так как Агамемнон руководит всей греческой армией, а Ахилл — самый прославленный воин, это происшествие повергает всех в смятение и даже временно приостанавливает Троянскую войну. Далее Ахилла принуждают вернуть девушку и публично извиниться, но в свое оправдание он заявляет, что им владел некий бог, который и надоумил его украсть красавицу.
Другими словами, он просто пожал плечами и сказал: «Я ничего не мог с собой поделать: какое-то божество заставило меня сделать это»1.
Некоторые современные психологи наверняка определили бы это как форму отрицания очевидного, но представление Ахилла являет собой основной постулат древнегреческой психологии. Это также, в известной мере, постулат современной архетипической психологии.
Есть, конечно, существенные различия: например, древнегреческая психология уделяет мало внимания проблемам и комплексам, связанным с родителями и семейными отношениями (что формирует основу большинства современных психологических течений), тогда как психологи-архетиписты ищут корни этих проблем непосредственно в поведении внутренних архетипов. Хотя надо признать, что архетиписты все же менее озабочены «папами и мамами», чем, к примеру, фрейдисты.
Но как же это все-таки происходит? Как получается, что боги начинают активно проявлять себя в нашей жизни? И почему беспокоят нас главным образом только тогда, когда попадают в беду?
Посмотрим на это так. Боги и богини могут считаться сверхчеловеческими существами. Их вспышки гнева, их бурная ярость и бурные романы отождествляют их с силами природы, делают их актерами и актрисами на огромной первобытной сцене. Они все делают с размахом, свойственным поведению богов.
Это первобытное величие пребывает внутри каждого из нас, но, как водится, мы не сознаем этого. Мы живем своей обыденной жизнью, не подозревая о существовании ее «мифического измерения», И уж точно мы не представляем себя героями поэм Гомера, неистовыми богинями или божественными сущностями. И большей частью наши внутренние боги предпочитают оставаться спящими в глубинах нашего подсознания — или, если смотреть шире, коллективного подсознания, которое объединяет каждого со всем остальным человечеством. Они могут и не испытывать особого желания всплыть из этих глубин и заявить о себе нашему бодрствующему сознанию.
Однако, конечно, им это необходимо.
Многие или большинство из нас — возможно, все — носят в себе одного или двух наиболее значимых божеств, которые играют роль краеугольного камня в формировании наших личностей. В центрально-африканских религиях, таких как кандомбе или вуду, такое божество называется «хозяин головы», то есть имеется в виду, что это самое божество царит или явно доминирует в вашем сознании. Среди адептов этих религий есть люди, специально обученные идентификации такого божества, которые через определенный ритуал помогают человеку достичь гармонии с его или ее «хозяином головы». Здесь, в западном мире, таких специалистов больше нет; хотя именно здесь астролог может оказать неоценимую помощь. Астролог видит этих внутренних божеств в системе планет, знаков и других астрологических атрибутов. Астролог обладает серьезными знаниями для того, чтобы компетентно помочь идентифицировать вашего «хозяина головы», обратив ваше внимание на планету (планеты), которая играет главную роль в вашей жизни и задает тон вашей личности.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!