МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        1 страница



АРИЭЛЬ ГУГТМАН, КЕННЕТ ДЖОНСОН                  

Прикладная

Мифологическая Астрология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Благодарности             6

Предисловие                 7

Часть I. Астрология, психология и миф               9

Глава 1. Астрология и боги            11

Глава 2. Должно быть, боги сошли с ума           31

Глава 3. Планетарное исцеление                          53

Глава 4. Целительная сила снов            69

Часть 2. Внутренние планеты                 91

Глава 5. Солнце: бог света и жизни                      93

Глава 6. Луна — царица ночи                107

Глава 7. Меркурий — посланник богов              121

Глава 8. Венера — богиня любви                         135

Глава 9. Гея: мать-земля                          149

Глава 10. Марс — бог войны                  159

Часть 3. Астероиды                    173

Глава 11. Общие сведения об астероидах             175

Глава 12. Церера — богиня урожая                     187

Глава 13. Афина Паллада — мудрый воин                       197

Глава 14. Юнона — богиня священного союза ,.... 207

Глава 15. Веста — богиня домашнего очага                    219

Глава 16. Лилит — темная богиня ночи              229

Часть 4. Внешние планеты                      241

Глава 17. Юпитер — царь богов            243

Глава 18. Сатурн — властелин времени             257

Глава 19. Хирон — учитель и целитель              269

Глава 20. Уран — творец миров            279

Глава 21. Нептун — экстаз и грезы                      291

Глава 22. Плутон — властелин подземного царства                     305

Приложение I. Малые астероиды                         317

Приложение II. Планетарные архетипы             327

Библиография              330

 

                                                          

Часть 1

 

 

АСТРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И МИФ

 

 

глава 1 Астрология и боги

 

Любой, кто когда-либо занимался изучением астрологии бо­лее или менее углубленно, знаком с фразами вроде «Марс в Ко­зероге» или «Юпитер в Четвертом доме». Может сложиться впечатление, что планеты — Марс или Юпитер — действую­щие лица в спектакле, и когда мы говорим, что они находятся «в Козероге» или «в Четвертом доме», это то же самое, как если бы мы сказали «Джоан в Пенсильвании» или «Дерек в доме своего брата».

На самом деле, это впечатление верное. Планеты — это участники спектакля, актеры, а сам спектакль — это вы, ваша жизнь, ваше сознание, ваш дух. В ходе развития драмы планеты могут занять определенный знак или «дом», и именно они явля­ются актерами, персонажами.

Но кто они на самом деле? Если обратить внимание на их имена, ответ на этот вопрос придет сам собой: это боги и боги­ни древнегреческой и древнеримской мифологии. Юпитер, на­пример, — планета изобилия, а Зевс (Юпитер), главный среди олимпийских богов, звался «расточителем даров». Венера — планета любви, а мы знаем, что Афродита (Венера), была в древности богиней любви и страсти. Так можно описать поло­жение вещей в общем, даже упрощенном виде.

Боги и богини, чьи имена даны планетам, имеют богатую ро­дословную — и она берет свое начало отнюдь не в Греции. Рас­пространенное среди большинства исторических обозревателей заблуждение состоит в том, что основы культуры западного мира были заложены древними греками. Однако греки не выду­мывали планетарных божеств; мифологическая основа астроло­гии лежит в культурах Шумера и Вавилона.

На протяжении прошлого столетия были найдены все библио­теки древнего Шумера и Вавилона. Кипы и кипы дощечек были переведены учеными. Тысячи надписей запечатлели сакраль­ную литературу этой эпохи. Эзотерические письмена, ритуаль­ные тексты, жалобы, медицинские рецепты, толкования снов, способы защиты от колдовства, списки благоприятных дней и многие другие записи покрывают эти древние дощечки.

Ану был богом неба. Его сын Энлиль был богом земли. Зем­ля и небо были не отдельными царствами, но двумя равноправ­ными частями одного царства. Они были взаимозависимы и гармонично дополняли друг друга, и всегда было понятно, из какого именно царства пришло то или иное знамение или пос­лание. От этих двух царств, от их взаимодействия, Запад унас­ледовал основное содержание своей астрологической мифоло­гии — имена и подробности менялись, однако суть сказаний оставалась практически той же.

Хотя астрология кажется более древней наукой, тем не менее первое письменное упоминание о применении астрологических знаний относится к VII в. до н. э. и было обнаружено в библио­теке царя Ашурбанипала в Ассирии. Там можно найти предска­зания, касающиеся событий, могущих повлиять на судьбу всей страны и ее правителей, таких как война и мир, чума и голод, наводнения и засухи. Старейшая в мире книга по астрологии, «Энума Ану Энлиль», была в то время главным источником ас­трологических и астрономических знаний. Ее основным назна­чением были астрологические предсказания. Правители древ­него Вавилона требовали от своих астрологов двух вещей: во-первых, было необходимо предсказывать, как можно точнее, когда произойдет солнечное затмение; во-вторых, каждый ме­сяц нужно было определять момент, когда на ночном небе по­явится серпообразный полумесяц, это было крайне важно, так как именно в этот момент в Вавилоне начинался новый кален­дарный месяц1. Из постоянных наблюдений за луной, звездами, затмениями и планетами начали складываться предания. Прос­то наблюдать серп луны в Тельце было уже недостаточно — те две звезды, на которые указывали острия месяца, имели одина­ково большое значение. А если луна имела ореол вокруг, то этот знак имел уже другой смысл.

 

Те планеты, которые мы знаем сегодня, явились миру под именами богов и богинь Шумера и Вавилона. Получив затем соответственно греческие и латинские имена, они и сегодня с нами. Многие — возможно, большинство — из них носили име­на, которые сейчас нам незнакомы. Был бог Ану — верховный бог неба, его сыновья Энлиль и Энки (которые были заклятыми врагами), а также Нинхурсаг, Мардук, Ишкур, Наннар, Нинур-та, Инанна, Набу, Уту и Нергал. Некоторые члены этой божест­венной семьи прекрасно ладили между собой; остальные люто ненавидели друг друга. Звучит знакомо? Можно найти доста­точно много общего в характерах и обязанностях этих божеств и более поздних двенадцати греческих олимпийцев. Однако здесь необходимо еще раз сказать о том, что астрология начала свое развитие в обсерваториях древнего Вавилона, что планеты были названы в честь именно этих, ранних богов, которые по своему нраву и деятельности ассоциировались с той планетой,

чье имя носили

Вавилонское божество

Син

Шамаш

Иштар

Нинурта

Нергал

Мардук

Набу

Планета

Луна

Солнце

Венера

Сатурн

Марс

Юпитер

Меркурий

 

 

Астрология Месопотамии занималась в первую очередь по­литикой, делами государства и судьбами правителей. Астроло­гов не особенно занимали простые смертные и их ежедневные проблемы. Примерно вплоть до 409 г. до н. э. не встречается ни одного упоминания о составлении личных гороскопов.

Астрологи говорившего по-гречески Египта в первые столе­тия до христианской эры трансформировали вавилонскую аст­рологию, придав ей личный, индивидуализированный характер, присущий ей и сейчас. На протяжении тех же нескольких сто­летий вавилонская астрология распространилась в Персии и Индии, повлияв на более ранние формы местной астрологии.

 

Астрологи этого «классического» периода все еще осно! лись на наблюдениях за небом и совершенствовали среде способы интерпретации своих наблюдений.

Некоторые из этих средств, к сожалению, утрачены. Од наиболее важных называлось планетарный сект. Сект оп] лялся просто — или человек родился в дневное время, ( небом правило Солнце, или ночью, когда доминировали < Луны 3. А эти планеты обладают очень разными характера!

На протяжении всей истории на нашей планете было I несколько цивилизаций, которые не считали астрологию н ходимой непосредственно для существования. Астрологи I да были жрецами и жрицами, хранителями мифов и град* своего народа.

Греки не придумывали планетарных богов и богинь, и во именно греческая мифология сыграла основную роль в форм] вании планетарных архетипов западной астрологии. Гречес миф не только лежит в основе западной цивилизации, но и п] ставляет собой подробную опоэтизированную картину мира, вивающую и подпитывающую наше воображение, дающую га для размышлений на протяжении последних 3500 лет.

Греческие поэты были блистательными рассказчиками — сих пор ни одна книга на свете не смогла превзойти «Илиаду «Одиссею» Гомера, однако если кому-то придет в голову вз с собой на пляж авантюрные истории о героических похода других приключениях Гильгамеша, он обнаружит, что они менее захватывающи, чем современные бестселлеры. Гиль меш (сообщаю для тех, кто не знаком с этим джентльменом) герой вавилонской поэмы, носящей одноименное название, самом деле это очень старая история, уходящая корнями в м древнего Шумера4. Уже в ней можно встретить некоторых ш нетарных божеств — например, Иштар — вихрем проносящи ся по страницам книги. Здесь также упоминаются четыре зол акальных символа, обозначающие собой льва Иштар (Лев), быка (Телец), людей-скорпионов, охраняющих горы, за гран цей которых лежит мир иной (Скорпион), и сказочного героя I имени Утнапиштим, Хранителя Вод Бытия (Водолей), выжи шего после Великого потопа, гораздо более древнего, чем би' лейский потоп. Хотя сказания о Гильгамеше были создан

6000 лет назад, какой-нибудь талантливый голливудский сцена­рист, безо всякого сомнения, мог бы запросто превратить их в эпический блокбастер (с бюджетом в несколько сотен милли­онов долларов).

Несмотря на то, что зародилась астрология в Месопотамии, а расцвет свой пережила в Греции, имена, которые носят планеты сегодня, — латинские. У римлян были свои древние мифы, на­поминающие греческие (и это оправдано, так как обе культуры связаны между собой, в особенности на языковом уровне), но после завоевания Греции Римом появилась тенденция полного заимствования и укоренения греческих версий известных сю­жетов. Кое-что римляне изменили, но немного — образы и сим­волы, используемые греками в литературе, музыке, философ­ских рассуждениях, живописных полотнах, фресках, украшаю­щих тысячи храмовых стен, сохранились практически

нетронутыми. А изменились, например, имена богов — гречес­кий Зевс стал у римлян Юпитером; греческая Афродита — Ве­нерой. И вот именно отсюда — с римского варианта греческого Олимпа — пришли современные названия планет (приведен­ный ниже список включает астероиды и современные астроло­гические величины наряду с традиционными).


Греческий

Аполлон

Артемида

Гея

Гермес

Афродита

Арес

Зевс

Хронос

Уранос

Посейдон

Гадес

Деметра

Афина

Гера

Гестия

Римский

Солнце (Соль)

Луна (Луна)

Земля (Терра)

Меркурий

Венера

Марс

Юпитер (Иов)

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

Церера

Паллада

Юнона

Веста

 

Присвоение религии чужой культуры имело место в истории почти каждой цивилизации. Когда одна цивилизация поглоща­ет другую, путем завоевания или постепенной культурной асси­миляции, часто главенствующая цивилизация старается искоре­нить, полностью уничтожить религию другой культуры. Исто­рические примеры бесчисленны: греческие храмы, построенные на местах поклонения местной богине, христианские соборы, возведенные на местах проведения языческих ритуалов, испан­ские католические миссии, поправшие собой «кива», священ­ные ритуальные помещения индейских поселений, и так далее, и тому подобное.

Однако случается и так, что одна цивилизация адаптирует религию другой мирным путем, хотя не без довольно заметных изменений. Во многих случаях происходит интеграция религи­озных традиций завоевателей и завоеванных народов. В древ­ней Ирландии религиозные традиции индоевропейских кельт­ских племен явно в свое время смешались с традициями камен­щиков эпохи мегалита и существовали под влиянием более древней религии. В Бразилии появление религии африканских рабов было откровением и повлияло на религиозные представ­ления в масштабах местной культуры. Похоже, подобное явле­ние и сейчас можно наблюдать в Америке: Япония, побежден­ная во Второй мировой войне, продолжает влиять на американ­цев в силу распространенности и популярности своих религиозных традиций, течений — буддизма, даосизма, кото­рые японцы, в свою очередь, унаследовали от более ранней ки­тайской цивилизации.

В случае Греции и Рима, адаптация греческих богов римля­нами была более чем мирной — римляне жадно впитывали бо­лее развитую культуру завоеванной Греции и приняли ее богов с распростертыми объятиями. И так как западная цивилизация в целом берет начало с падения старой Римской империи, гречес­кие боги стали общим наследием всей цивилизации, чем-то та­ким, что каждый из нас хранит где-то в глубине души.

В XX в. астрология сошла с небес на землю. С одной сторо­ны, точность математических вычислений облегчила астроло­гам задачу наблюдения за движением планет. Сначала исполь­зовались астролябии, затем вычислительные машины и, наконец, компьютеры. Но какова цена прогресса? В некотором смысле мы утратили представление о том, что происходит на небе в волшебный момент сотворения или рождения и что небо говорит нам. Если вам случится побывать в пустыне ночью, под ясным небом, вы сможете увидеть, как заходит сияющая Венера на западе, в то время как на востоке, меж «рогами быка», появ­ляется ослепительный Юпитер, а тем временем над головой светит Луна, видимая только на две трети. Вот она, магия мо­мента рождения.

Ничто на свете не отражает волшебство бытия с такой крис­тальной чистотой, как астрология.

АСТРОЛОГИЯ КАК ЯЗЫК МИФОВ

Предпосылкой нашей предыдущей книги «Мифологическая астрология: архетипические силы гороскопа» являлось то, что идентификация между планетами и древними божествами — это более чем смутные, обобщенные ассоциации. Эта иденти­фикация специфична и глубока, она открывает уникальные спо­собы познания планет, невозможные ни при каком другом под­ходе5. Эти способы очень важны, так как благодаря им становится ясно, что астрология на самом деле — язык мифов.

Но что мы имеем в виду, говоря о языке мифов! Большинст­во из нас привыкли ассоциировать слово «миф» с заведомо ска­зочной историей или, в худшем случае, с ложью, выдумкой. Но это означает непонимание самой природы мифологии. Истории, которые мы называем мифами, на самом деле являются со­кровищницами мудрости и духовных истин древних религий, разбросанных по всему земному шару. Таким образом, мифы раскрывают перед нами в повествовательной форме самые глу­бокие и проникновенные истины человеческого духа и челове­ческой жизни. Поэтому так важно понять, что астрология явля­ется языком мифов и что она несет в себе те же вселенские ис­тины о душе человеческой, что заключены во всех великих мифологиях мира.

Это еще более важно просто потому, что большинство из нас не имеют даже представления о богатом, глубоком мире мифов.

 

 

Западный мир со времен прихода христианства все больше и больше отворачивается от мифологии, а так называемая «науч­но-техническая революция» последних двухсот лет практичес­ки уничтожила нашу восприимчивость к подобным вещам во­обще. Астрология — это одна из оставшихся возможностей ощутить мифологическую сторону жизни. Благодаря астроло­гии люди, живущие в городских домах, на сельскохозяйствен­ных фермах или в автофургонах в американской глубинке, зна­ют, что Юпитер — планета изобилия, а Венера — планета люб­ви. Они могут не знать, что щедрая натура Юпитера соответствует его статусу «царя богов», а также не иметь ника­ких сведений о богине Афродите и легендах, ее окружающих, которые дают нам возможность взглянуть на планету Венеру «изнутри», понять ее внутреннее содержание. Но, благодаря астрологии, все эти люди тоже говорят на языке мифов.

ПСИХОЛОГИЯ И МИФ

Таким образом, на протяжении веков астрология была прак­тически единственным доступным «языком мифов», широко известным и практикуемым в западном мире. Но в последние годы психология тоже открыла для нас вселенную мифа.

Все началось с Карла Юнга. Он, будучи одним из основате­лей психологии, порвал отношения со своим учителем Зигмун­дом Фрейдом в 1912г. Два великих мыслителя, как выяснилось, имели в корне разные представления о природе человеческой души. Фрейд видел сферу человеческого подсознания как хао­тическое и темное вместилище примитивных сексуальных по­буждений; и, как ученый, он имел неясное представление о раз­личных религиозных явлениях и движениях души, предпочитая рассматривать эти проявления человеческой природы просто как аспекты сексуальности, психической неуравновешенности и депрессии. Юнг, со своей стороны, верил, что область подсо­знания, открытая Фрейдом, была только верхушкой огромного айсберга. По ту сторону примитивного сексуального бессозна­тельного, признаваемого его учителем, Юнг обнаружил еще бо­лее необъятное пространство подсознания, во власти которогонаходятся все человеческие существа. Это пространство имеет скорее мистическую и магическую сущность, нежели беспокой­но-невротическую. Юнг назвал это пространство — коллектив­ ное бессознательное.

По Юнгу, коллективное бессознательное — это океан снов, образов и символов, принадлежащих всем и каждому. И именно из этой безбрежной стихии явились все мифы и легенды, все знания, с начала времен придавшие глубокое значение челове­ческому существованию. Для Юнга, таким образом, эти мифы и легенды были не просто сказками, которые рассказывают на ночь детям, а настоящими сокровищницами мудрости и смыс­ла, что вели нас вперед к целостности ощущений, радости и просвещенности.

Для Юнга действующие лица мифов и легенд были суще­ствами, наделенными силой и огромной внутренней значи­мостью; он назвал этих персонажей архетипами, используя термин, изобретенный великим греческим философом Плато­ном для обозначения «божественной идеи бесконечного разу­ма». Таким образом, волшебник из сказки, как, например, Мер­лин у кельтов, — не просто яркий персонаж с посохом и белой бородой, он — архетип Мудрого старца, и, как мудрый старец в сотнях других сказок, он символизирует мудрость и знание. Та­инственные и как бы не от мира сего мужчины, присутству­ющие во множестве европейских легенд, в которых героинями являются молодые женщины, — не просто вымышленные пер­сонажи, они олицетворяют собой Анимус , живущий внутри каж­дой женщины, мужскую половину ее души; поэтому молодые женщины в этих сказаниях неизбежно преодолевают все пре­пятствия на пути к мудрости и полноте жизни, после того как им удается подчинить своей воле отношения с этим непокор­ным героем.

Джозеф Кэмпбелл часто говорил: «Сон — это личный миф; миф — это общий сон»6. Так же, как архетипы появляются в «общем сне» мифологии и фольклора, они являются нам в «лич­ном мифе», то есть во сне и фантазиях. Каждый из нас несет в себе все общечеловеческие архетипы; Анима, Анимус, Мудрый старец и Божественное дитя проходят сквозь наши сны каждую ночь, наполняют наши фантазии, даже если мы не можем узнать их. Вот почему так опасно, узко и неполноценно представление о человеческом подсознании по Фрейду — как о беспокойном хаосе сексуальных побуждений. Хотя эта область подсознания, безусловно, существует для каждого из нас, это еще далеко не все, и тем более далеко не самая важная часть в контексте бес­сознательного; более глубокое понимание того, как функцио­нирует наше подсознание, может дать исследование мира архе­типов.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!