МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        3 страница



Этой планетой может быть та самая, которая причиняет вам на­ибольшее количество неприятностей.

Взрослея физиологически, мы начинаем все больше и боль­ше контролировать свою истинную натуру, свою индивидуаль­ность. Когда мы становимся достаточно сильными в смысле са­мопознания — или, как называют этот процесс юнгианцы, — индивидуализации, — мы, возможно, кажемся себе исполинами. В такой период бог или богиня и планета, которые лучше всего отражают нашу проявившуюся индивидуальность, могут вне­запно пробудиться. В большинстве случаев эта фигура выходит на свет, когда мы пребываем в кризисе — когда наша индивиду­альность и самоощущение принимают вызов извне, заставляю­щий нас самым драматичным образом отстаивать свое право быть собой.

И здесь тоже могут помочь астрологи, так как астролог также может определить эти переходные периоды, и назвать планеты — а, следовательно, архетипы, — наиболее активные в таких ситуа­циях.

И вот мы уже изо всех сил пытаемся узнать себя еще лучше, пытаемся так увлеченно и с такой энергией, что воды нашего под­сознания начинают бушевать, подземные вулканы наших душ начинают извергаться, и вот божество вырывается из глубин и говорит нам: «Здесь я хозяин! Обрати на меня внимание!».

И с этого момента архетип начинает играть свою роль на сцене нашей обыденной жизни. Но в большинстве случаев наши жизни так и остаются обыденными — и у нас нет сил укротить могущес­твенное божество. Мы не готовы к вспышкам гнева, бурной ярос­ти и бурным романам — как и к любым другим проявлениям сил природы. Мы не готовы к тому, что наши дома и рабочие места превратятся в огромную сцену, на которой брутальные божества представляют свой спектакль.

Поэтому, когда мы впервые сталкиваемся с богами, нам кажет­ся, что они сошли с ума.

Позвольте проиллюстрировать свою мысль примером из новей­шей истории искусства. В конце 1920-х годов, незадолго до прихо­да к власти Гитлера, на закате существования Веймарской респуб­лики, Германия пережила буквально взрыв в области искусства. Это была эпоха великих импрессионистических немых фильмов и непревзойденного берлинского театра кабаре. Наиболее прослав­ленными авторами на сцене кабаре были драматург Бертольд Брехт и его партнер, музыкант и композитор Курт Вайль. Вайль был же­нат на замечательной певице кабаре по имени Лотте Ленья. Хотя она не была красавицей в обычном понимании этого слова, Лотте была очень сексуальна и, как бывшая проститутка, иногда доволь­но дерзка. Ее сценические наряды — черные чулки в сеточку, ци­линдр и высокие каблуки — были откровенно провокационны и в свою очередь задавали сексуальный тон эпохе.

Нынче сам факт, что эта женщина в большей или меньшей мере определяла эротические вкусы своего времени, говорит нам о том, что она находилась под сильным влиянием архетипа Афродиты, богини любви. Астрологам она более знакома под именем римской богини Венеры — это имя носит и планета. Поэтому даже нет осо­бой необходимости изучать гороскоп Лотте, чтобы выяснить, что в ней доминировала именно Венера. Ее Венера была настолько мо­гущественной, что оказывала влияние на мир вокруг нее, это была та самая архетипическая Венера, что стала краеугольным камнем индивидуальности Лотте.

Многие астрологи склонны считать Венеру планетой брака. Это довольно давняя традиция, но — как мы выяснили в прошлой книге — на самом деле противоречащая фактам. Венера никогда не считалась богиней брака2—эта честь оказана Юноне и, когда мо­лодые женщины в Древней Греции и Риме выходили замуж, они как бы оставляли свои прелести (оружие Венеры) в храме Венеры или Афродиты, символизируя свой отказ от нее и переход в мир Геры и Юноны.

 

Вообще-то, Венера была богиней чисто эротической любви, ко­торая для древних людей очень отличалась от любви в браке. Ве­нера была архетипом сексуальной свободы, так как выбирала лю­бовников по собственной прихоти и, как правило, не особенно интересовалась, был ее выбор социально приемлемым или хотя бы разумным, или нет. Она просто делала то, что хотела, с теми, с кем хотела.

Может возникнуть подозрение, что женщина-Венера может столкнуться с некоторыми трудностями в случае традиционного брака, но во многих случаях женщина-Венера все-таки сумеет взять под контроль свою свободолюбивую чувственность и напра­вить ее в интимное русло брачного союза. Однако, если Венера в женщине слишком сильна и необузданна, она может начать дейст­вовать «по собственному усмотрению» и начнется просто сума­сшедший дом. И все, что смогут сказать в свое оправдание все бед­ные девушки-Венеры: «Богиня заставила меня сделать это».

Давайте вернемся к Курту и Лотте. Если мы внимательно изу­чим мифы о Венере, то увидим, что несмотря на то, что она имела бесчисленные любовные связи, в ее жизни было четыре основных романа3. Одним из романов Венеры был брак с Вулканом (Гефест).Этот бог, хромой, уродливый и проводящий все свое время за ра­ботой в божественной кузнице, кажется не очень подходящим спутником для богини любви, но Юпитер (Зевс), «царь богов», устроил их брак, так что они вряд ли могли возражать. Так вот: перед нами талантливый, но угрюмый и неразговорчивый мужчи­на, не очень-то привлекательный, женатый на необузданной, чув­ственной богине любви. Интересно заметить, что такие союзы встречаются в реальной жизни довольно часто.

Другие довольно стабильные (хотя это менее всего подходящее для нее слово) романы Венеры были: с Адонисом, которого она обо­жала, хотя и недолго; с Марсом, богом войны, ее страстным лю­бовником; и с Меркурием, мудрым богом разума и дорог, который также был «покорителем нимф», ценил женщин за их сексуальные достоинства и совершенно не пытался установить с кем-либо серь­езные отношения (что сделало его довольно подходящей парой для Венеры, которая была сделана из того же теста).

В данном случае нас больше всех интересует Вулкан, потому что Курт Вайль был мужчиной такого типа. (Нет, сейчас мы го­ворим не о планетарном архетипе, ведь на самом деле многие люди принимают на себя особенности характеров архетипов и божеств, не являющихся астрологическими символами — пла­нетами, но этот вопрос мы обсудим чуть позже.) Чем больше Лотте флиртовала и выкидывала коленца на сцене, тем больше ее спокойный, неразговорчивый супруг (худощавый парень с толстыми линзами в очках) углублялся в свое творчество. Иног­да результаты были просто блестящими — любой, кто видел Лотте Ленья, исполняющую балладу Брехта и Вайля «Пират Дженни», из старой экранизации «Трехгрошовой оперы», стал свидетелем потрясающего и пробирающего до мозга костей представления.

Но несмотря на силу их архетипов, они не были счастливы в браке, так как вскоре управляющая Лотте Венера стала проявлять свою свободную от предрассудков натуру и подталкивать ее на путь бесчисленных мимолетных сексуальных связей. Но если бо­гиня была безумна, то и бог тоже — Вайль все глубже уходил в себя, игнорируя очевидную неверность своей жены, и только пи­сал все больше и больше.

Боги были всему виной.

Мы не смогли точно узнать даты рождения Лотте и Курта, но даже беглый взгляд на день рождения Лотте Ленья открывает при­чину ее бесконтрольного, в духе Венеры, поведения.

Венера Лотте находится в созвездии Стрельца, что в большин­стве случаев не предполагает чувственную или хотя бы женствен­ную Венеру. Обычно такая Венера считается символом независи­мости, эмоциональной отрешенности и говорит о темпераменте, более сосредоточенном на личной свободе, чем на личных отно­шениях. Заметьте, что Венера также связана с Луной, так что эти два наиболее сильных женских архетипа объединяются, чтобы со­здать определенно женственную — хотя отчасти упрямую и лег­комысленную — личность.

 

 

лотте пенья

18 октября 1898 г./ 12:00:00 пополудни

по центрально-европейскому времени/ Вена, Австрия

Дома Коха

Но что особенно важно в контексте нашего разговора, это то, что Венера и Луна с обеих сторон окружены Сатурном и Ураном, а также противопоставлены Плутону. Двумя полюсами — ограни­чения (Сатурн) и свободы (Уран), обладающими равной силой, Венера и Луна поставлены в ситуацию сильного давления. Пред­ставьте, что вы сжимаете в ладони маленький резиновый шарик — скорее всего, это кончится тем, что шарик выскочит и «выстрелит» в воздух. То же самое произошло с тандемом Луна-Венера у Лотте Ленья. Под давлением двух противоположных сил богиня вырва­лась из глубин подсознания на сцену реальной жизни — и толчок был таким мощным, что этот архетип вырвался и на «мировую» сцену. Находящемуся под очевидным влиянием противодействия Сатурна и Урана союзу Венеры и Луны также подливает масла в огонь Плутон с его внушительной и активной темной силой подзе­мелья. Публичность Венеры Лотте Ленья расцвечена свободой Стрельца, провокационной андрогинностью Урана, пессимисти­ческой и порочной таинственностью Сатурна и наделена темной, отчасти упрямой и капризной силой Плутона, — что проявило себя в год экранизации «Трехгрошовой оперы» и возвестило нача­ло плутонической эры Третьего рейха, взошедшей на руинах по­верженного Веймара. Редкая смесь архетипов в Лотте Ленья пре­красно способствовала ее превращению в один из живых символов эры кабаре — отчаянного, декадентского, но невероятно яркого момента в истории.

Те, кто хорошо знаком с мифологией, наверное, помнят, что муж Венеры Вулкан или Гефест, бог кузнечного дела, был хромым и вообще непривлекательным парнем и что он буквально похоро­нил себя в своей творческой работе, пока его жена была занята флиртом со всеми обитателями горы Олимп. Конечно, Вулкан был великолепным кузнецом, и его работы были буквально волшебно прекрасны. Его интровертное сосредоточение на собственном ис­кусстве наполняло мир красотой, но душу его наполняла обида на неверную жену. Из одного из мифов мы узнаем, что однажды он даже поймал ее и ее любовника Марса в волшебную сеть и поднял над землей, чтобы боги могли быть свидетелями ее стыда, но вооб­ще он был слишком неразговорчив, для того чтобы выразить свое негодование.

Гороскоп Курта Вайля являет нам крайне интровертную лич­ность, чего вполне можно было ожидать от человека, в котором доминировал архетип Вулкана. Есть возможность ввести Вулкана в гороскоп, используя различные астрологические программы. Астрологическая компьютерная программа «Солнечный огонь» (8о1аг Р1ге) помещает Вулкана в 14° Рыб, очень близко к его Солн­цу в 11° Рыб (Вулкан не может быть далеко от Солнца)4. Что дей­ствительно многое проясняет, это то, что позиция Вулкана, наряду

 

 

курт вайль

2 марта 1900 г./12:00:00 пополудни

по центрально-европейскому времени/Дессау, Германия

Дома Коха

с Солнцем, становится центром рейсшины, это очень уязвимое по­ложение и основная тенденция его жизни — учитывая вмешатель­ство Юпитера, Плутона, Урана и лунные узлы в его таблице. За­метьте также, что Черная Луна Лилит располагается точно напро­тив его катального Солнца и также входит в упомянутую рейсшину (делая ее больше похожей на огромный мутабельный крест). Без сомнения, роль Лилит в жизни Вайля сыграла Лоте (больше узнать о Лилит вы сможете в одной из следующих глав). Противостояние Плутона в Близнецах связке Сатурн-Уран в Стрельце, вероятно, побудило Лотте Ленья выйти на сцену, но по­хожая комбинация в таблице ее мужа имела совсем иной эффект. В случае Курта Вайля противостояние Плутона и Урана (Курт был на два года младше Лотте, и Сатурн уже двинулся дальше, а не­обузданный и сумасшедший Уран остался в Стрельце) проявляет свою архетипическую силу в отношении невероятного скопления планет в знаке Рыб.

Когда планеты находятся под углом 90° по любую сторону ли­нии противостояния, это называется рейсшина, и означает неверо­ятное давление. В данном случае не менее четырех планет стоят на полпути между Ураном и Плутоном — Солнце, Луна, Меркурий и Марс — все они находятся в Рыбах. Рыбы — это унылый, интро-вертный знак, и темперамент Вайля вполне ему соответствовал. Как и Вулкан, он тоже, наверное, считал себя непривлекательным и нелюбимым. В сверкающем мире веймарских кабаре он был просто тихим человеком с толстыми линзами в очках, евреем-ин­теллектуалом, сыном раввина. Он был погружен в бездонные воды подсознания, был прикован к своему фортепиано, как Вулкан к своей кузнице, откликаясь на бесчисленные удары судьбы в духе, свойственном Рыбам, — он создавал свою музыку, которая была одним из величайших явлений в искусстве его времени. Что он чувствовал, зная о постоянных романах жены с обитателями мира берлинского кабаре? Как истинный Вулкан, Вайль был слишком неразговорчив, чтобы как-то комментировать события.

Конечно, иногда безумное поведение наших внутренних богов может сослужить нам хорошую службу. В предыдущей главе был упомянут разрыв между Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом. При изучении их астрологических таблиц становится ясно, что их расхождение во взглядах было не только логичным, но и неизбеж­ным5.

Фрейд, как выясняется, родился с Солнцем в Тельце. Его Солн­це сопровождает стеллиум из пяти других планет в том же знаке. Вдобавок его Скорпион восходит. Земля всегда считалась проти­воположностью Солнца, поэтому она тоже появляется в Скорпио­не. При таком явном противостоянии Тельца и Скорпиона ничего удивительного, что теории Фрейда об оральном удовольствии,

 

 

 

 


зигмунд фрейд

6 мая 1856 г./6:30:00 утра

по местному времени/Фридберг, Германия

Дома Коха

сверхактивном либидо, эдиповом комплексе и навязчивых идеях формировали его взгляд на мир. Это наиболее удобное и естест­венное выражение этой полярной противоположности. По тради­ционным средневековым канонам, скорее Марс, а не Плутон уп­равляет Скорпионом и таким образом всем его гороскопом (плане­та, управляющая асцендентом, традиционно считалась главной во всем гороскопе). Марс Фрейда стоит особняком в восточной поло­вине таблицы, имея всего несколько связей с другими планетами.

 

 

Он находится в знаке изгнания и ретрограден. Если вспомнить, что Марс в древней астрологии, как правило, ассоциировался с вожделением и порочностью, то становится ясно, что именно Марс был тем «гневным богом», который исподволь руководил жизнью Фрейда, сообщая ей свое высокое безумие. Если мы предположим, что Скорпионом руководит Плутон, то нужно заметить, что эта планета близка к десценденту Фрейда, к той точке в его таблице, которая управляет отношениями с людьми. Так есть ли что-то уди­вительное в том, что он воспринимал человеческие отношения только с их темной стороны? Бедная Венера находится в беспо­ койном Шестом доме, в знаке изгнания, и неоткуда взяться любви и красоте, чтобы осветить темный взгляд Фрейда на человеческую натуру.

Юнг, со своей стороны, имеет Солнце во Льве и еще пять пла­нет в том же знаке. Вдобавок его Водолей восходит (и, так как его Солнце во Льве, его Земля появляется в Водолее). Такие термины, как индивидуализация, коллективное подсознательное и даже ар­хетип, вполне отражают точку зрения Льва и Водолея. Основная теория Юнга подразумевает объединение разных свойств в единое целое, которое он определяет как Личность, — ну просто вылитый Лев!

Если господствующий в гороскопе Фрейда Марс был беспоко­ен, то преобладающий у Юнга Сатурн (издавна правивший Водо­леем) расположен очень удачно. Он находится в своем знаке (Во­долей) и восходит в Первом доме — действительно весьма перс­пективная позиция. Он связан с Юпитером и Марсом опять-таки самым позитивным образом — трином и секстилем, что позволяет ему играть основополагающую роль в жизни Юнга. Интересно за­метить, что он называл свое учение «глубинной психологией», притом, что его Плутон соединяется с экзальтированной Луной в по сути своей психологическом Четвертом доме, который в1кадир<Г является «глубочайшей» точкой гороскопа, в дрёвние времена называемой «углом земли», так как он соединяет нас со всем, что находится под поверхностью наших жизней испокон веков, — тот поток сознания, который Юнг по-своему назвал «коллективным бессознательным».

Теперь, когда различия в теории второстепенны, обращает на себя внимание тот факт, что эти два человека имеют невероятно

 

 

 

 


карл Юнг

26 июля 1875 г./7:30:00 утра

по местному времени/Кессвиль, Швейцария

Дома Коха

похожие гороскопы в смысле основных астрологических принци­пов трактовки таблиц: один и тот же восточный полусферический контур, похожий общий узор таблицы, оба фиксированных Солн­ца в Седьмом доме в связке с астероидом Паллада и планетой Уран (блестящий интеллект и революционные идеи) и лунные узлы в одном и том же знаке (они родились с разницей в девятнадцать лет — полный узловой цикл и цикл затмений). Основным напря­женным моментом этого сопоставления (или синастрии) является количество прямых углов между фиксированной землей и водны­ми знаками в таблице Фрейда и фиксированным огнем и знаками воздуха в таблице Юнга. 90-градусный аспект в астрологии — квадрат — может означать высокую степень напряжения, веду­щую к расколу и отрицанию (для более несознательной личности), или решительность, ведущую к новой жизни (для более цельной личности).

Если верить, что человеку понадобится вся жизнь, чтобы вы­полнить свое предназначение, и что это предназначение записано в катальном гороскопе каждого в момент рождения, значит, од­нажды все эти разные личности, или скорее выражения личностей, так или иначе заявят о себе в различных обстоятельствах жизни. И как нам предугадать, когда это случится? Большинство из нас — простые смертные и не имели божественной возможности родить­ся взрослыми, всезнающими и готовыми немедленно окунуться в жизнь со всеми ее перипетиями; в течение всей нашей жизни про­являются нюансы катального гороскопа. Чтобы составить своеоб­разное расписание этих событий, астрология использует различ­ные вычисления, привязывающие движения планет к возрасту че­ловека. Вычисления имеют такие названия, как дирекции (направления), транзиты и прогрессии. Невероятная точность предсказания и синхронность, с которой происходят просчитан­ные события, до сих пор смущает разум многих высокообразован­ных людей.

Юнг говорил: «.. .в 1912г. вышла моя книга "Трансформации и символы либидо", а моя дружба с Фрейдом закончилась. И теперь я продолжаю свой путь один»6. Но давайте не будем забывать, что оба эти человека имели Солнце в Седьмом доме и, без сомнения, поначалу были рады, что нашли друг друга. Но Юнг был восходя­щим Водолеем с Солнцем во Льве. Могли ли стать его предназна­чением профессиональные отношения, которые устанавливали суровые ограничения для его собственной интеллектуальной сво­боды и самовыражения? Выбор порвать отношения с Фрейдом был самым трудным решением в его жизни, но он был вынужден его принять.

Хотя эта дружба закончилась в 1912 г., на деле разлад начался еще в 1910 г. Когда появились только первые признаки возрастаю­щего напряжения, которое неизбежно должно было привести к разрыву между двумя великими мыслителями, появился квадрат, Сатурн-Уран (апрель 1910 г.). Даже не располагая точной датой( разрыва отношений, по транзитам 1912г. можно было бы предска­зать, что произойдет. В начале февраля Уран начал свой транзит через знак Водолея, находясь в оппозиции стеллиуму Юнга во Льве и образуя квадрат со стеллиумом Фрейда в Тельце. В том же году Сатурн был в Тельце, осуществляя транзит через стеллиум Фрейда в Тельце и образуя квадрат со стеллиумом Юнга во Льве./ В мае того же года Сатурн занимал 22° Тельца, а Уран 3° Водолея, то есть в момент солнечного возвращения Фрейда в 1912 Уран стабильно находился в 3° Водолея (квадрат натального Плутона), а Сатурн был в 22° Тельца, связанного с катальным Солнцем и Ураном. Во время солнечного возвращения Юнга в конце июля Са­турн вошел в Близнецы и образовал трин с транзитным Ураном в Водолее. Уран находился против Солнца Юнга, но Сатурн образовывал с ним секстиль. Так же как был очевиден разлад Юнга с быв­шим учителем, теперь совершенно ясно, что эта перемена была не­обходимым шагом на собственном пути индивидуализации Юнга.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!