МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        4 страница



Теперь мы знаем, что Сатурн представляет традиции и основы, I а Уран являет собой внезапное непредсказуемое изменение на­правления чьей-то жизни. Мифологическая астрология дает более широкое представление об этих и других планетах, и, когда мы познакомимся с ними поближе, мы обнаружим, что они связаны с греческими божествами Кроном и Ураном. Это были отец и сын, причем сын в конечном итоге изгнал отца с престола, оскопив его. Сильным мифологическим архетипом для Урана является Проме­тей, который выкрал огонь у богов, чтобы подарить его людям. Он был впоследствии наказан за этот поступок.

Можно рассмотреть оба этих мифа в приложении к союзу Фрей­да и Юнга и их последующему разладу. Если вначале Юнг впиты­вал идеи Фрейда и черпал вдохновение в его работе (огонь Юнга), то потом эти идеи, преломленные и трансформированные в его со­знании, стали его собственными. Кроме того, «сын» (Юнг) отверг многие из идей «отца» (Фрейда), особенно идеи о том, что фикса­ции на либидо, инцесте и тому подобном являются причиной пси­хологического дискомфорта, как утверждал Фрейд. Юнг часто ви­дел во Фрейде «отца», и соответствующее общение между ними было для него вполне естественным и уместным. При изучении 

карта солнечного возвращения карла юнга (1912 г.)

26 июля 1912/7:30:00 утра

 

 

 

по местному времени/Кессвиль, Швейцария

Дома Коха

транзитов становится ясно, что разрыв больше травмировал Фре! да, нежели Юнга. Юнг, как и любой сын, который прокладыва* свой собственный путь в сторону, противоположную отчему дом всегда вынужден помнить о том, что рядом никогда больше не б; дет отца, который бы направил его, дал наставления и благослов! в путь. Хотя Юнг был абсолютно и глубоко уверен в собственж правоте (Лев, Водолей), тяжелый осадок после разрыва с Фрейде остался у него на всю жизнь.

 

Возможно, Юнгом и руководили Сатурн с Плутоном, но во вре­мя разрыва отношений с Фрейдом главным был Уран, который вытянулся во весь рост и издал страшный рев сумасшедшего бога, который раздавался до тех пор, пока Юнг не признал власть Урана и не начал действовать. Результат пошел на пользу всему челове­честву.

Когда боги выбирали простого смертного для воплощения ка­кого-либо особенного предназначения, греки видели в нем «сума­сшедшего» или, как они его называли, «маньяка», «одержимого» (слово «мания» изначально обозначало, что человек находится во власти какого-то бога, или «одержим» богом). Однако, в большин­стве случаев, сумасшествие или «мания» считались скорее поло­жительными явлениями, как можно узнать из величайшего диало­га Платона «Федр»7.

Платон заявляет, что боги насылают на нас четыре разных вида безумия. Первый вид — безумие Аполлона, открывающее в человеке пророческий дар. Другое безумие насылает Дионис, и это единственный вид безумия, который Платон считает негатив­ным, так как это безумие подразумевает не только экстаз диони-сийских мистических ритуалов, но и душевное расстройство, происходящее из-за плохой семейной кармы. Третий вид без­умия — это безумие, посланное Музами, безумие поэтов; и чет­вертым, эротическим безумием Афродиты одержим влюбленный человек, и Платон считает эту манию самой высокой и божест­венной.

Астролог заметил бы, что мании, определенные Платоном, очень удачно согласуются с некоторыми планетами: Солнцем (Аполлон), Луной (Музы), Нептуном (Дионис) и Венерой (Афро­дита). Провести такие ассоциации и вправду очень соблазнитель­но. Кажется вполне логичны обратить взоры к Венере чтобы

узнать подробности «любовного безумия» или к Луне — для изу­чения «поэтического темперамента», но Платон заставляет нас, как и древних астрологов, задуматься, почему именно Солнце яв­ляется причиной высокого безумия, при котором у человека появ­ляются пророческие способности (или же мании величия, при которой человек провозглашает себя пророком). Также хочется решать о роли Нептуна в физическом или эмоциональном разложении человека, о нептуническом «растворении» эго.

 

Конечно, эта «безумная» сфера не ограничивается четырьмя планетами или четырьмя видами архетипической одержимости. И несмотря на то, что сказал Платон, греки это тоже знали. То, что мы называем «приступом паники», древние считали одержимос­тью богом Паном. По легенде, бог Пан любил прятаться где-ни­будь в лесах Аркадии, подкарауливая случайных прохожих, чтобы затем со страшным воплем неожиданно выскочить на дорогу пе­ред ничего не подозревающими людьми. Этот вопль, естественно, повергал людей в панику. С древних времен Пан ассоциировался со знаком Козерога, которым руководит Сатурн, — за мрачным ликом Сатурна скрывается циничный и опасный бог с козлиными

копытами на ногах8, и именно Сатурн обычно оказывается «винов­ником» тревоги и приступов паники. Упомянутый миф, однако, представляет нам еще одну версию: приступы паники случаются именно тогда, когда мы не в ладах с нашим внутренним диким, животным началом, которое символизирует бог Пан. Потеряв А связь с нашей «темной стороной», мы легко впадаем в панику,    услышав злобный первобытный вопль Пана, и только восстановление этой естественной связи может помочь нам.

Тема, которую мы развиваем, кого-то может, вероятно, навес­ти на некоторые подозрения. Как было замечено раньше, обык­новенная девушка с обыкновенной Венерой вполне могла бы обуздать свои эротические порывы и обрести счастье в браке с единственным мужчиной. Но женщина, чей «фактор Венеры» крайне влиятелен и которая имеет очень прочную внутреннюю связь с архетипом этой богини, испытывает массу жизненных трудностей.

Означает ли это, что чем большей силой обладают божества внутри нас, тем беспокойней и сложнее будет наша жизнь? И не лучше ли нам не беспокоить их, спящих внутри нас, вместо того чтобы выяснять свою архетипическую судьбу, что (давайте при­знаем это) происходит, как правило, не самым приятным обра­зом?

Действительно, правда то, что жизнь под влиянием внутренних богов не такая мирная, как обычная жизнь. Боги бросают нам вы­зов, побуждающий нас переступить границу личного, чтобы жить широко, масштабно, стать больше, чем мы есть. У нас есть право не отвечать на этот вызов — прибегнуть к помощи психотерапии или астрологии, чтобы заставить богов снова уснуть навеки и оста­вить нас в покое.

 

Но если мы доверяемся великим силам, представленным бога­ми и планетами, в глазах окружающих мы иной раз можем пока­заться сумасшедшими — или, по крайней мере, эксцентричными. Иногда мы действительно можем быть безумны, и наши жизни тогда подвергаются опасности. Как и Лотте Ленья, Мэрилин Мон­ро находилась под сильнейшим влиянием архетипа Венеры-Афро­диты, но более хрупкая структура личности Мэрилин разруши­лась, не выдержав напряжения, что и привело к ее ранней траги­ческой смерти. Джим Моррисон считал, что он одержим богом Дионисом, и его жизнь была сплошной вакханалией, закончив­шейся внезапной смертью в Париже, когда ему было только 27 лет9

Конечно, многие из вас теперь скажут: «Конечно, я хочу раз­двинуть рамки привычного бытия, прожить яркую, запредельную жизнь! Кто не хочет? Но если я наделен архетипической силой, то может ли случиться так, что я окажусь и архетипически слабым? Это звучит уже далеко не так захватывающе».

Чтобы раскрыть в людях волшебную силу внутренних божеств и придать значение архетипам в их жизни, в то же время обеспечи­вая им здоровье, счастье и благополучие, астрологи Эллады, сред­невековья и Ренессанса использовали различные техники плане­тарного исцеления. Это были медитативные, психологические и магические методы, направленные на гармонизацию энергий пла­нет с тем, чтобы планеты могли раскрыть свой потенциал наибо­лее полным и позитивным образом.

Именно эти методы являются главной темой этой книги.

 

Профессиональные астрологи наверное не согласятся с таким утверждением.
В предыдущей книге мы говорили о том, что астероид Юнона глубже
ассоциирован с браком. Однако некоторые астрологи не учитывают главные
астероиды, тогда как другие считают, что этот вопрос сложней, чем кажется
на первый взгляд. В древней астрологии хозяин Седьмого дома определял
судьбу брака, и это, вероятно, справедливо до сих пор. Кроме того, есть одно
существенное различие между Древней Грецией и Римом и нашим западным
обществом — древние воспринимали брак как некое социально значимое

 

 

часть 2

ВНУТРЕННИЕ ПЛАНЕТЫ

 

 

ГЛАВА 5

СОЛНЦЕ: БОГ СВЕТА И ЖИЗНИ

 

Солнце нашей Солнечной системы, хоть и состоит из горючих газообразных веществ, представлено в образе одушевленного бо­жества практически во всех мифологиях мира. Как мы уже убеди­лись, почти каждый объект на небе может быть обожествлен — не только планеты, но и стабильные звезды, и даже Млечный Путь имели божественный статус в той или иной культуре. Можете те­перь вообразить, какое значение придавалось огромной, яркой и сияющей звезде — Солнцу.

В Египте богу солнца Ра оказывалось такое почтение, как ни в какой другой культуре. В Вавилоне считалось, что бог солнца, Шамаш, превозносится каждый день, когда достигает зенита. Солнце в зените было символом земного правителя, так как прави­тель находился во главе общества, а солнце в зените - - во главе неба. Теперь становится понятно, почему солнечные затмения так беспокоили древних людей и считались предвестниками беды для всего народа — они предвещали падение или неминуемую смерть правителя.

Митра, персидский бог возрождения жизни, культ которого со­перничал с ранним христианством, был в определенном смысле слова богом солнца. И существует мнение, что христиане потесни­ли его, представив своего духовного вождя, Иисуса из Назарета, подобием бога солнца.

Обожествление солнца действительно было повсеместным. Не­которые кельтские сказания, в особенности «Сэр Гавейн и Зеле­ный Рыцарь», говорят о том, как сила Гавейна прибывала до полу­дня и убывала после, связывая его с солнцем. Его отца звали Лот

 

(Ьо1Ь): это имя лингвистически соотносится с валлийским Ллью (Ыеш) и ирландским Луг (Ьи§п) — все они могли обозначать одно и то же солнечное божество.

В Японии религия синто также подразумевает поклонение солн­цу, но здесь солнце — богиня; ее имя — Аматерасу. Синтоизм, не будучи «организованной» религией со своими священными текс­тами и ритуалами, по сути является культом естественной красо­ты — земли и природы — особенно почитаются водопады, дере­вья, цветы и тому подобное. Здесь мы наблюдаем тенденцию, ко­торая будет прослеживаться и впредь — взаимосвязь солнца и земли, их взаимное дополнение для достижения наивысшей гар­монии. Восходящее солнце является символом религии синто и украшает японский флаг. Эта религия почитает красоту и природу, и нетрудно заметить, что даже сейчас она пронизывает японскую культуру, и так же, как древний культ богини солнца, она не ис­ключает для верующих одновременного исповедания других ре­лигий.

Вообще говоря, богини солнца встречаются гораздо чаще, чем можно себе представить. Хотя индийская богиня солнца, Сурия, часто изображается как бог, иногда ее называют и богиней. И пусть некоторые думают, что индийское лунное божество тоже скорее бог, нежели богиня, вам будет интересно узнать, что любимая не­веста бога луны, Рохини, имеет некоторые признаки солнечного божества. История их любви — это иносказательное описание движения Луны: ежемесячное появление из самого сердца Солнца и затем постепенное превращение из сына в супруга, вплоть до возвращения в тело богини.

В Греции было несколько солнечных божеств; в обличье Апол­лона солнце представляло высоко превозносимые принципы древ­негреческой философии. Гелиос, Геркулес и Аполлон — три ми­фологические фигуры, связанные с солнцем. Гелиос управлял ог­ненной колесницей, которая каждый день несла солнце по небу, и его имя впоследствии стало общим корнем для слов, обозначаю­щих что-либо, относящееся к солнцу. Геркулес (Геракл), изначаль­но смертный, а затем ставший богом, совершил свои 12 подвигов, что является метафорой прохождения солнца через 12 знаков Зо­диака в течение года. Но все-таки именно Аполлон, великий сын Зевса, наиболее глубоко ассоциирован с солнечным архетипом превосходства, величия и царственности.

В некоторых восточных культурах в качестве основы для вреимясчисления до сих пор используется лунный календарь (индий­ский, мусульманский и еврейский календарь), западному лее миру более знаком солнечный календарь1. Наши месяцы и времена года не дают забыть о том, что Солнце — главный фактор, определяю­щий порядок смены времен года на Земле. Когда Земля ближе все­го наклонена к Солнцу северным полушарием, то на земле лето, а когда дальше всего отклоняется от Солнца — настает зима. Весна и осень представляют собой более умеренное время равноде­нствия. Солнце, что движется по эклиптике, следует по серпантин­ной траектории вокруг земного экватора, поднимаясь к северу ле­том и опускаясь к югу зимой. В тот момент, когда оно находится точно над экватором, перед тем как опуститься к югу, на Земле наступает осеннее равноденствие. Солнце опускается к югу — ив нашем северном полушарии его свет с каждым днем убывает, до зимнего солнцестояния. В эти несколько дней Солнце действи­тельно неподвижно, а затем снова направляется к северу. Ни в древности, ни в современном мире не было и нет недостатка в праздниках и религиозных торжествах во славу этого момента, и, возможно, это одно из наиболее важных небесных событий в году — хотя бы потому, что солнце возвращается. Неудивительно, что Рождество Христово празднуют именно в это время. И хотя ранние христианские летописцы утверждают, что в действитель­ности Иисус из Назарета родился в апреле, традиция празднования Рождества во время зимнего солнцестояния очень сильна симво­лически — Солнце возвращается в северное полушарие, где и за­родилось христианство, и Иисус, Сын Божий, также возвраща­ется.

Однако любопытен тот факт, что хотя мы говорим о движении Солнца, на самом-то деле движется Земля. Мы также говорим о восходе и закате Солнца, хотя опять-таки это ежедневное передви­жение Солнца обеспечивает Земля. Солнце и Земля взаимосвяза­ны, и мы, земляне, не можем думать о Солнце отвлеченно, забывая о его постоянном взаимодействии с Землей и влиянии этого вза­имодействия на жизнь населения Земли. Земля находится в центре

 

астрологической таблицы, и мысль о ее противоположности Солнцу не будет неправильной — они составляют полярные отношения.

Аполлон, греческий бог солнца, имел свой храм в Дельфах, это место стало священным не случайно. По легенде, Зевс выпустил двух орлов, которые полетели в противоположных направлениях, а встретились именно в Дельфах. Это место, таким образно стало считаться центром земли. Но история Дельф на самом де. гораздо длиннее. Много веков или даже тысячелетий назад где находилось место поклонения Гее и другим женским божеств; земли. Здесь располагался священный камень омфалос . Это слово переводится одновременно как «пуп» и как «центр», обозначая, одной стороны, то место на человеческом теле, к которому присоединена пуповина, а с другой — центр мира или космоса. И ее. Гея, наша Земля, и в особенности Дельфы, как ее центр, имели э символическую пуповину, то можно сказать, что все дети Земли, все еще имеют древнюю связь с этим мистическим центром. Поэтому почитание самой Земли как «центра» более чем оправдан, тогда как Солнце, естественно, — центр нашей Солнечной и темы.

Как следует из мифа, Аполлон возжелал стать верховным божеством в Дельфах. Он убил гигантскую змею — Пифона, которая охраняла священное место.

Некоторые феминистски настроенные исследователи рассматривают эту змею как символ древней «змеиной мудрости» богини, и в этом свете Аполлон выглядит как один из так называемых героев, царей, вождей или воинов, «зацикленных» на завоевании туземных народов и присвоении прекрасных и священных земель. Храм в Дельфах находился во владении жрицы по имени Пифия, которая вдыхала пары из трещины в земле и, впав в священный транс, делала предсказания. Аполлон, завладев Дельфами, сохранил храм, отчасти изменив древние ритуалы. Дельфы до прекращения существования язычества оставались основным центр пророчества в греко-романском мире.

 

По астрологическим канонам, Солнце управляет Львом, летним знаком, вступающим в силу в то время хода, когда Солнце свет ярче всего. В это время правящая и созидательная сила Солнца лучше всего проявляет себя. А кто отважится спорить с Солнцем?, Естественно, то же самое касается и гороскопа: в соответствии с древним учением о планетарном секте, те, кто родился днем, живут на солнечной стороне жизни, тогда как родившиеся ночью, имеют более «лунный» темперамент. Однако если человек родился еще и летом (особенно во Льве), это добавляет массу нюансов к характеристике его личности. Рождение в полдень, когда Солнце в зените, только прибавляет сол­нечной силы — и в астрологии зенит, или «полуденная точка» таблицы означает такие солнечные атрибуты, как сила, слава и успех. И еше сильнее Солнечное влияние в момент рождения  если Луна, В этот момент находится в своей темной-фазе или в новолуние то есть когда влияние Луны слабее всего.

 

В таких случаях Солнце скорее облучает, нежели просто греет.

Солнце играет фокусирующую роль в астрологической таблице и является точкой отсчета для других планет. Солнце определяет ко­личество света и систему времени, порядок смены времен года для всех небесных тел, что вращаются вокруг него, обеспечивая су­ществование всех форм жизни, подчиняющихся его закону. Когда в гороскопе человека есть очень сильное Солнце, он часто ведет себя так, как будто все вокруг обязаны подчиняться его правилам. У таких людей очень прямолинейная позиция в жизни: <<Все должно быть по-моему, то есть так, как надо.» Неудивительно, что политики и другие сильные мира сего всегда олицетворяются с Сол­нцем; для индийской астрологии такое довольно негативное виде­ние Солнца является традиционным.

 

В Индии Солнце иногда так свирепствует, что уничтожает по­севы, земля высыхает и коробится от жары. Точно так же опасны и ненадежны политические лидеры и другие люди солнечного типа, потому как их могущественные эго едва ли заботятся о бла­годенствии остальных — с виду озабоченный нуждами народа политик может оставить простых смертных на произвол судьбы, опустошенных, как земля, выжженная летним солнцем. В Индийской астрологии Луна считается более привлекательной, благо­приятной силой.

У Аполлона, очевидно, было своего рода убежище - каждый год на 3 месяца он покидал Дельфы, где царили закон и порядок.

По легенде, он отправлялся на север, в земли Гипербореев. Возникает вопрос — почему на север? Разве собственно Солнце не направляется зимой на юг (как, по крайней мере, можно судить по его положению относительно горизонта)? Однако представление путешествии бога солнца на север, в полярные регионы, по сути соответствует древнему учению о противоположностях — так как выражаясь метафорически, что действительно необходимо раскаленному солнечному шару, так это лед. Как бы то ни было, по легенде, бог Дионис правил в Дельфах в отсутствие Аполлона, а Дионис, по природе своей, — наиболее противоположная Аполлону фигура (см. главу, посвященную планете Нептун — носителю архетипической энергии Диониса). Немецкий философ Фридрих Ницше, например, сравнивал с этими богами два противоположных начала европейской культуры, определив их как аполлонческое  и дионисийское.

Между Аполлоном и Дионисом есть некоторое сходство! первых, обаони ассоциируются с музыкальными инструмент ми; возможно, поэтому многие вдохновенные и талантлив музыканты имеют в натальном гороскопе значимые связи между Солнцем и Нептуном. Аполлон, как сын Зевса-законодателя часто служил посредником между богами и людьми, объявленных олимпийские законы и следя за их принятием и исполнением земле. Аполлон символизирует баланс: «Ничего лишнего баланс во всем» — разум, порядок и политика, с одной стороны Занятия «для души» — музыка, стрельба из лука и театр — с другой.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!