МЕРКУРИЙ — ПОСЛАННИК БОГОВ        8 страница



Сверх всего, любая молодая особа, бросающая восхищенный взгляд на бодибилдеров на местном пляже, втайне поклоняется Марсу и тем самым обнаруживает чисто архетипическом поведе­ние: Афродита, богиня планеты Венера, была возлюбленной Марса

и определенно находила в нем что-то, достойное восхищения.
Эта страстная и сексуальная сторона Марса была известна  древним астрологам, хотя они предпочитали говорить о ней как о «вож­делении» и «порочности». Как уже было отмечено, древние не го­ворят о Марсе ничего хорошего, и все же он был сильным пылким, страстным и полным отваги а эти качества восхищают многих женщин. Если вы хотите узнать, какой мужчина действительно

нужен женщине, внимательно изучите позицию Марса в натальном гороскопе.

Интересно заметить, однако, что это опять-таки вопрос куль­турных ценностей. Один из авторов этой книги знаком с множест­вом индийских астрологов, которые испытывали определенные трудности с толкованием гороскопов на Западе, так как они при­выкли, что партнера для брака в гороскопе женщины определяет Юпитер, и не без удивления обнаруживали, что большинство американских женщин выходят замуж за своего Марса, а не за Юпитера.

На самом деле, эти культурные различия гораздо глубже: иной раз американская женщина сама является Марсом! Стоит заме­тить, что за последние десятилетия произошел определенный сдвиг в сфере нашей половой ориентации — теперь мы положи­тельно воспринимаем силу Марса, воплощенную в женщине, что раньше было просто немыслимо. Женщины-спортсменки так же популярны, как и мужчины-спортсмены (а иногда и более), и уже вполне реально превращение кино героя, который задает жару пло­хим парням с помощью увесистого оружия и приёмов карате, в героиню.   В то время как эта перемена в общественном сознании является позитивной, так как выявляет изначальную многосторонность че­ловеческой природы, справедливым будет заметить, что сущест­вует и оборотная сторона медали — имеет место практически пол­ное неуважение к мужчинам, воплощающим архетип Венеры. В целях политкорректности следовало бы пропагандировать лояль­ность по отношению к «феминизированным» мужчинам, однако во всем мире этого не происходит. Некоторое исключение делает­ся для рок-звезд и им подобных, которые воплощают «нептуническую» ипостась Венеры, но в большинстве случаев, если мужчи­на — прежде всего любовник, ему прикрепляется ярлык «бабник», а того, кто уделяет большое внимание своей внешности, высмеи­вают и обзывают «петухом». Да, нам придется подождать, пока Марс и Венера придут в равновесие в социуме! Чистый архетип Марса не имеет отношения к подобной «демаскулинизации»: в сфере архетипов Марс всегда будет абсолютным мужчиной, а Ве­нера — абсолютной женщиной, даже если в реальности иногда все не так однозначно.

 

 

часть 4

ВНЕШНИЕ ПЛАНЕТЫ

 

 

ГЛАВА 17

ЮПИТЕР — ЦАРЬ БОГОВ

 

 

АСТРОЛОГИЯ И МИФ

Самая большая планета нашей Солнечной системы всегда име­ла королевский статус. Вавилоняне называли планету, ныне извес­тную как Юпитер, — Мардук или Нибиру. Бог Мардук был глав­ным в вавилонском пантеоне. Когда ничего, кроме хаоса и беспо­рядка, еще не существовало, именно Мардук вступил в битву за богов и победил первобытную змею Тиамат (символ хаоса и пус­тоты), создал мир из ее плоти и костей и поместил сами звезды на предназначенные им места. Каждый город в Месопотамии имел своего бога-покровителя или богиню-покровительницу, однако именно Мардук символизировал царя, правителя, главную фигуру в государстве. Другими словами, считалось, что Мардук под­держивает космический порядок и ровное течение событий.

Когда вавилонская астрология уступила место греческой, Мар­дук был отождествлен с греческим верховным богом Зевсом, обла­дающим такой же властью и могуществом. Греческий Зевс в свое время был соотнесен с римским Юпитером, чье имя и носит в на­стоящее время планета, о которой идет речь. Большинство ее сим­волов ассоциируются с Зевсом.

Резиденцией Зевса и священным местом его культа была гора Олимп в Северной Греции, с вершины которой он правил миром, но более скромное начало его жизненного пути связано с островом Крит. Во-первых, известно, что Зевс попал на Крит еще в детстве: там его спрятали от его отца-тирана, Крона. Там, на горе Ида, его вырастила нимфа-коза Амальтея (сестра Пана). Когда Зевс был уже молодым человеком, он в обличье быка похитил финикийскую принцессу Европу и унес ее на Крит. Европа родила ему сыновей и стала известна как праматерь европейского народа.

 

Культура минойского Крита достигла своего расцвета в эпоху Тельца, и на этой земле образ быка можно встретить буквально везде — на вазах, в скульптуре и на фресках. Минойская цивили­зация процветала еще за тысячу лет до классической Греции, а за­тем пала - - по-видимому, в результате вторжения с греческого полуострова. В мифологии сохранилась легенда о молодых афиня­нах, которых регулярно посылали к царю Миносу, правителю Крита, для принесения в жертву чудовищу с головой быка, известному как минотавр. Афинский герой Тезей положил этому конец, убив минотавра, что, в свою очередь, знаменовало переход поли­тической власти от Крита к греческому полуострову.

Все потомки Зевса были царственными и бессмертными. Но, как и любому молодому воину-правителю, Зевсу пришлось завое­вывать свой статус героя и верховного бога. Он поднял восстание против своего отца и, победив Крона, обеспечил себе богатство, власть и высокое положение, провозгласив себя новым повелите­лем. Он и его братья тянули жребий, чтобы распределить влияние между тремя мирами. Зевсу досталось небесное царство, в то вре­мя как Аид и Посейдон получили подземное и подводное царства, соответственно. Это напоминает то, как три вавилонских бога — Анну, Энки и Энлиль — разделили небо на три области — север­ную, южную и находящуюся прямо по центру эклиптики.

Как в свое время и Мардуку, Зевсу, для наведения порядка во вселенной, пришлось убить змею — символ хаоса. Хотя этот миф сегодня малоизвестен, он повествует о том, как Зевс боролся и в конце концов уничтожил огромного змея по имени Тифон. Таким образом он, как и его вавилонский предшественник, привел кос­мос в порядок.

Зевс выбрал себе в жены богиню Геру, которая была ему сест­рой. Приняв облик красивой сладкоголосой кукушки, он соблаз­нил богиню и сделал ее своей невестой. Они наслаждались супру­жеским счастьем целых 300 лет — определенно это был самый длинный в истории медовый месяц. Однако дела государства и статус «начадьника» тробовали его присутствия на горе Олимп. Занявшись делами в своем гигантском «офисе» на небесах, Зевс начал также вмешиваться и в дела смертных людей на земле. В основном это подразумевало то, что он, в том или ином обличье, соблазнял молодых красивых женщин. Он не имел особенных предпочтений в своем выборе — некоторые из этих женщин были замужем, другие нет, одни были смертными, а иные

-бессмертными. Если он замечал красивую женщину он моментально оказывался рядом и завладевал ее вниманием.

Несмотря на то, что Зевс был гораздо более великодушным пра­вителем, нежели Крон, он зачастую злоупотреблял своей властью, и в итоге его поступки иногда напоминали поступки его отца. Приме­ром тому может служить то, как он однажды проглотил своего не­рожденного ребенка (вместе с матерью), так же как Крон проглаты­вал его братьев и сестер. Однако в результате такого проявления деспотизма Зевса родилась на свет его любимая дочь Афина.

Без сомнения, Зевс представляет собой величественную фигу­ру, наделенную огромной властью. В храме Зевса Олимпийского в Афинах до сих пор можно ощутить благоговейный трепет от мыс­ли о его незримом присутствии там, и хотя от храма осталось всего несколько колонн и он расположен заметно ближе к основанию холма, в то время как храм Афины находится на вершине, это мес­то поклонения Зевсу все еще хранит отголоски былого величия и память о присутствии могущественного божества. Вне всякого сомнения, все смотрели на Зевса, как подданные на своего царя или президента, и ждали, что он решит все проблемы государства, обеспечит защиту своего народа и неприкосновенность нравствен­ных и философских законов.

Хотя Зевс был верховным богом и последнее слово всегда было за ним, существовали все же ограничения его привилегий. Одно из таких ограничений представляла власть, которой обладали мойры и которой был наделен Аид, властелин подземного царства. Жиз­нью и смертью всех существ — даже тех, к кому благоволили сами боги, — управляли мойры, которые могли оспаривать решения и постановления Зевса. Брак с Герой также ограничил свободу воле­изъявления Зевса. Они постоянно ссорились, не только из-за бес­численных романов Зевса, но и из-за разногласий касательно воп­росов государства — и этого Зевсу было достаточно, чтобы испы­тывать постоянную головную боль.

Подобно Зевсу, жившему на вершине самой высокой горы в мире, современные люди Юпитера обитают в прекрасных и величественных

домах на вершинах холмов, в наиболее живописных местах горо­да. Как и царственные потомки Зевса, они обладают и богатством и известными привилегиями. Даже те, кто промотал свое состоя­ние или потерял свой титул, лишился наследства (обычно по причине неугодного брака или профессии) или был изгнан из семьи и общества, все же имеют особую стать Юпитера. Даже обнищавшие юпитерианцы живут с размахом и всегда готовы

ухватиться за любую подвернувшуюся возможность разбогатеть. Вокруг того, кто принадлежит к потомству Юпитера, существует определенная аура, внушающая остальным: «Это важная персона», или: «Этот человек может помочь», или: «Этот человек способен защитить» Юпитерианец проявляет заметные способности в сферах права, экономики, политики, торговли, развития различных областей а также религии. Но независимо от того, в какой сфере юпитерианцы проявляют себя, они всегда стремятся занять самые высокие позиции. Они не способны подчиняться и следовать чьим то указаниям они не знают, что такое покорность.

Как Зевс и его потомки, юпитерианцы открыто заявляют о своем недовольстве, если что-то идет не так, как им бы хотелось. Сам Зевс, например метал молнии. Более современный юпитерианец может испытывать внезапны приступы ярости или принимать неожиданные решения, которые самым неблагоприятным образом влияют на жизнь других людей, и драматические ситуации заходят в своем развитии гораздо дальше, чем думает Юпитер. Делая мир таким, каким, они хотят его видеть, люди, которым покрови­тельствует Юпитер, не уделяют внимания мелким деталям, которые могут встать на их пути (включая людей, организации и даже ландшафты).

 Создавая совершенный мир, Юпитер мыслит в глобальных масштабах и ему недостает Сатурна, чтобы позаботиться о деталях. Юпитеру нет никакой пользы от деталей

 — его знаки (Стрелец и Рыбы) известны своим пренебрежением к практичности. Однако если Сатурн иной раз за деревьями не

видит леса, то Юпитер видит самый что ни наесть величественный лес.

Некоторые штрихи этого портрета Юпитера, возможно, способствуют представлению о нем, как о более безжалостном божестве, чем принято считать, но необходимо помнить о том, что все архетипы имеют свою тёмную сторону и проявляют ее. Тень Юпи­тера —)это жадность и высокомерие, у него впечатляющие аппе­титы. Темной стороной многих общественных лидеров —  тех, кто занимает привилегированные позиции и имеет политическую или религиозную власть, — часто является жадность, с которой они наживают свои богатства, не важно, какой ценой — даже ценой здоровья и жизни людей, животных, растений, самой Земли. Не мудрено, что Зевс вызывал праведный гнев Геры и Геи, когда со­вершал что-либо неподобающее. Но Гера и 3евс (как было упомя­нуто в главе, посвященной Юноне) составляли совершенное единство противоположностей. Возмутительное поведение Зевса вре­менами вызывало столь же скандальное поведение, на которое была способна только Гера.

Иногда греческих божеств ассоциировали с определенными тотемическими животными или деревьями: например, Афродиту — с голубкой, Аполлона — с лавром. А Зевс ассоциировался с дубом. Этот «царь» староевропейских лесов считался самым величест­венным и могущественным деревом. Кстати, один из авторов этой книги слышал, как восточноевропейские народные целители гово­рили о дубе и его волшебных свойствах так, как будто речь шла о горе, а не о дереве.

У Зевса был храм, связанный с этим деревом. Хотя он далеко не так известен в древнегреческой мифологии и литературе, как храм в Дельфах, все же храм в Северной Греции, в Дидоне, был очень почитаем древними греками. Там была дубовая роща, и жрецы храма прислушивались к голосу Зевса, звучащему в шелесте лист­вы на ветру.

Не стоит удивляться тому, что к этому большому, грозному царственному богу люди испытывали столь выраженные религи­озные чувства, ибо в древнегреческой (эллинистической) астроло­гии Зевс был планетой религии. Стрелец и Рыбы известны тем, что зажигают духовное пламя в тех, кому эти знаки-мистики оказыва­ют свою поддержку в гороскопе.

Древние эллинистические астрологи, такие как Павел Алек­сандрийский и Веттий Валент, могли рассказать обо всех взлетах и падениях в духовной жизни человека главным образом на основе ваш Юпитер). Юпитер все делает с размахом: все двери открыва­ются, путешествия проходят удачно, люди юпитерианского скла­да входят в вашу жизнь. Однако лучший способ ощутить щедрость Юпитера в период транзита — это осознать ценность того, что вы уже имеете, и поделиться вашими богатствами с другими, что автоматически позволяет вам получить еще больше.

Неудивительно, что самая крупная планета Солнечной системы была названа в честь главного из богов; у нее есть своя собствен­ная система планет с огромным количеством движущихся по сво­им орбитам спутников. Юпитер совершает полный оборот вокруг солнца за 12 лет, то есть каждый год он проходит через определенный знак Зодиака, и в это время он влияет на все планеты, находящиеся в этом знаке, самым драматичным образом. Юпитер является правителем Стрельца (современным), Рыб (традиционным) и Льва (олимпийским) и усиливается в Раке. Два знака из этих четырех — огненные, другие два — водные. Очевидно, что сила Юпитера в огненном знаке подразумевает героизм, бесстрашие, авантюризм, лидерство и владение любой жизненной ситуацией (в частности, например, свержение с престола тирана-отца было чем-то из ряда вон выходящим). Любым рискованным предприятиям сопутствует успех, если Юпитер почтил своим присутствием один из указанных огненных знаков. Присутствие же Юпитера в вод­ных знаках означает сострадание, которое совершенно необходи­мо любому, кто в первую очередь заботится о благополучии и за­щите семьи и дома (усиление в Раке) и сочувствует другим (правление в Рыбах).

В эллинистической и средневековой астрологии считалось, что определенные планеты «торжествуют» в определенных домах. Триумф Юпитера имеет место в Одиннадцатом доме. Именно здесь он может наилучшим образом проявить свои политические способности и воплотить свои стремления как общественного де­ятеля, а также «повеселиться» с друзьями и знакомыми. Когда в нас самих Юпитер силен, но уравновешен, мы сами руководим своей жизнью и, таким образом, способны руководить другими людьми. Сильный человек, способный на сочувствие, — лучший из возможных вариантов проявления Юпитера.

 

ГЛАВА 18

САТУРН — ВЛАСТЕЛИН ВРЕМЕНИ

АСТРОЛОГИЯ И МИФ

Если Юпитер экспансивен, то Сатурн, наоборот, сдержан, и практически всегда эти двое являются естественной и необходимой противоположностью. У греков Крон - бог времени. Непреклонное и медленное движение време­ни мы можем увидеть, вглядываясь в ночное небо, так как Са­турн — самая далекая планета, видимая невооруженным глазом, и поэтому самая медленная.

Вавилонское имя этой планеты — Ниниб, еще одно имя этого вавилонского божества - Нитурта. Изначально Нинурта считался верховным богом и могучим убийцей пресловутого змея. Однако позднее в сознании жителей Месопотамии его заменил Мардук, более молодой бог и еще один победитель змея, ассоциируемый с планетой Юпитер. Нинурта, Ниниб, остался богом земледелия, кем-то вроде небесного заведующего полями и их границами — и, в более широком смысле, границами сознания, что задано положе­нием Сатурна в видимых границах Солнечной системы. Он также управлял развитием технологии ирригации, что помогло Месопо­тамии добиться значительных успехов и процветания в области сельского хозяйства.

Когда местная астрология уступила дорогу греческой, Крон или Сатурн составили логическое соответствие древнему Нинибу. Са­турн (если использовать его римское имя) был древним царем бо­гов, которого сменил на престоле его сын Зевс или Юпитер (вави­лонский Мардук). И так как считалось, что он правил в архаичес­ком золотом веке человечества, когда земля дарила свои плоды в изобилии и у каждого, было вдоволь еды, то его статус как бога земледелия вполне соответствовал Нинибу. Однако Сатурн полу­чил свой высокий статус через отцеубийство. Подтолкнула его к этому мать (Гея), и вот он подкараулил своего отца, древнейшего царя небес Урана, самого первого бога-царя и деспота, серпом от­сек его гениталии и таким образом лишил престола, после чего занял его место.

Заметьте, что Сатурн убил своего отца по распоряжению своей матери. Солнце и Луна, как нам уже известно, на небе представля­ют собой архетипическую пару отец-мать. До того, как были от­крыты другие планеты, именно Сатурн правил теми двумя знака­ми (Козерог и Водолей), что находятся в оппозиции знакам Луны и Солнца (Рак и Лев). Любой контакт между Сатурном и Солнцем либо Луной в гороскопе обычно указывает на глубоко укоренившиеся трудноразрешимые проблемы с родителями "Подобно Урану, с течением времени Сатурн начал проявлять деспотизм. Испугавшись того, что его собственные дети могут уничтожить его, как он уничтожил своего отца, Сатурн проглатывал своих детей сразу же, как только они появлялись из чрева матери Реи: так золотой век скоро превратился в эпоху тьмы. Однако Рея подменила младшего из своих детей, а именно Зевса Юпитера камнем. Сын, возмужав, вызволил своих братьев и сестер из чрева отца и начал войну за господство во вселенной. Юпитер, естест­венно, победил, а Сатурн был изгнан в Тартар, глубокую пещеру-тюрьму на границе космоса.

Именно как бог границ и ограничений, в своем архетипическом облике «Отца-Времени» Сатурн, как и планета, носящая его имя, оказал значительное влияние на западную астрологию. На самом деле, изображение «Отца-Времени» основано как раз на архетипе Сатурна. Это старик, как и подобает древнейшему царю богов; он держит в руках серп, и нам уже известно, как Сатурн употребил это сельскохозяйственное орудие. Ну и конечно, он также держит в руке песочные часы — символ самого времени.

От греческого имени Сатурна (Крон) происходит слово хроно­ логия, относящееся к течению времени. Другими словами, образо­ванными от этого корня, являются хронометр и хроника. В меди­цинской астрологии Сатурн всегда ассоциировался с зубами, костями, кожей и ногтями. Что происходит, когда мы стареем. Наиболее заметные признаки человеческого старения обнаруживают себя именно в этих сатурнических частях тела: волосы и зубы начинают выпадать, кожа, кости и ногтистановятся сухими и хрупкими, скелет начинает гнуться. Остеопороз — эта общая проблема стареющих женщин — связан с поте­рей костной массы, а лучшим средством против него является кальций — минерал Сатурна. Таким образом, старея, мы, с одной стороны, достигаем «золотых дней», периода Сатурна, когда мо­жем, наконец, снять с себя бремя ежедневных забот, чтобы насла­диться тишиной и уединением; но благодаря Сатурну мы вынуж­дены оставаться настолько бдительными к состоянию собственно­го тела, что даже способны получать от этого удовольствие!


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!