ПЛУТОН — ВЛАСТЕЛИН ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА
АСТРОЛОГИЯ И МИФ
Изначально темным властителем преисподней была женщина. Согласно шумерскому мифу, царством мертвых правила ужасная Эрешкигаль, в волосах которой шевелились змеи и изо рта которой выползали личинки мух. Эта шумерская (и вавилонская) богиня отчасти напоминает греческую Медузу Горгону, со змеями вместо волос, один взгляд которой обращал человека в камень. И действительно, в архетипическом контексте они представляют одно и то же.
Эрешкигаль, между тем, более известна как мучительница Инанны (или Иштар), богини планеты Венера. Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного; но богине любви не сопутствовал успех в царстве мертвых, так как Эрешкигаль не оказала ей теплого приема: она повесила ее на крюк в самой глубокой и темной части ада. В контексте астрологии, отношения Веры и Плутона зачастую довольно сложны по причи-
нам, которые мы рассмотрим в этой главе.
Эрешкигаль была свергнута со своего престола Нергалем, жестоким и агрессивным богом, ассоциируемым с планетой Марс, который штурмом ворвался в царство мертвых, уже завоевав на земле все, что мог завоевать. Однако ему пришлось пойти на непростой компромисс с Эрешкигаль — ив итоге они стали править преисподней вместе. Думается, они друг друга стоили. Это совместное управление преисподней нашлосвое отражение и в греческой мифологии. Когда Зевс разделил власть со своими братьями, он взял себе небесное царство, землю и море отдал Посейдону, а подземное царство досталось Аиду, которого римляне называли Плутон. Мифы редко повествуют о его личности и характере, однако это «молчание» выглядит весьма красноречивым. Люди плутонического типа, в особенности мужчины, — как правило, интроверты. Что неудивительно — давайте вспомним, что этот бог проводит все свое время среди призраков мертвых, которые никогда ничего не говорят вслух. Поэтому человек плутонического типа обычно более озабочен своими видениями и интуитивными ощущениями, нежели происходящим вовне. Гомер различает Аида как бога, и Аид — как царство мертвых. И в самом деле, в ярко выраженных плутонических натурах сразу чувствуется какая-то затемненность и тревожная глубина. Однако все это не говорит о том, что Плутон — абсолютный интроверт. Возможно кому-то из вас знакомо слово плутократ, которое означает «тот, кто правит с помощью богатства». Это слово произошло от имени Плутон и имеет большое значение для астрологии. В древние времена богатство измерялось количеством определенных драгоценных камней, добытых из недр земли, а так как подземный мир - это царство Плутона, то он
|
|
был в некотором смысле богом достатка. И несмотря на то, что в современном мире денежным эквивалентом является бумага (или даже счет в банке), те, кто управляет финансовыми потоками, по природе своей — люди плутонического типа. Магнат, обитающий на 99-м этаже здания бизнес-центра, скупщик акций корпораций, миллионер-отшельник — все эти люди отмечены архетипом Плутона, и, как правило, Плутон занимает очень сильные позиции в их натальных гороскопах. Но, как все мы знаем, богатство развращает, и из статуса скупщика акций корпораций легко можно перейти в статус криминального или мафиозного авторитета. Эти люди — властители криминального «подземелья» — тоже, как правило, имеют сильного Плутона в своих гороскопах.
|
|
Как уже было упомянуто, изначально подземным миром правила женщина, а затем Эрешкигаль и Нергаль правили царством мертвых вместе. В греческой мифологии Аид (Плутон) также известен историей своего брака: на престоле тьмы появляется супружеская чета. Одним из наиболее известаых мифов об Аиде является миф, повествующий о том, как он добыл себе невесту. С ужасным грохотом Аид явился из-под земли на своей темной колеснице и похитил Персефону, невинную девушку, дочь богини земли Деметры, когда она резвилась среди цветов. Мать Персефо-ны постигла такая скорбь, что на земле наступила первая зима, о чем уже было рассказано в главе, посвященной Церере. Тем временем пребывание Персефоны в подземном царстве стало для нее своеобразным перерождением. Миф гласит, что она съела несколько зерен граната в царстве Плутона. Во многих древних преданиях и сказках говорится, что попавший на сказочный праздник и отведавший угощения с волшебного стола вынужден был остаться в сказочном мире — и, возможно, возвратиться в свой мир через несколько сотен лет, чтобы обнаружить, что все, кого он знал, уже умерли. Так и Персефона стала более или менее постоянным жителем преисподней. После того как она съела зерна граната, Зевс и другие олимпийцы решили, что она должна одну половину года проводить в подземном царстве, а другую — на земле, со своей матерью; так появились времена года — зима (подземный мир) и лето (наземный мир). Персефона вошла в свою новую роль Царицы мертвых, и ни один миф не содержит намека на то, что она была несчастна со своим мужем.
|
|
История о том, как Персефона отведала плодов граната, напоминает историю Евы, которая надкусила плод с Древа Познания. Это деяние наделило юную богиню мудростью и зрелостью, которыми она не обладала раньше. Познавать наш яркий, залитый солнцем, но, по большому счету, совершенно обыкновенный мир — это одно, а исследовать темные бездны души внутреннего царства мертвых — это совсем другое. На самом деле, роль Персефоны в греческой религии того времени была очень значительна, так как она была одним из главных божеств культа Орфея, греческого религиозно-мистического учения, сосредоточенного на исследовании пресловутых царств мертвых (подобно шаману Орфею) и достижении счастья в этой и последующей жизнях. Для орфиков Персефона была Царицей теней, мудрой женщиной, которая знает все о рождении и смерти и несет в себе мудрость всех трех миров. Она обладает редкими
|
|
душевными качествами, хотя стоит признать, что ее отношения с возлюбленными зачастую очень напряжены и имеют характер
наваждений — ведь, в конце концов, она всюду бессознательно ищет Царя мертвых!
Связи Плутона с другими планетами в натальном гороскопе зачастую довольно сложны. Особенно напряженными проявляют себя аспекты Плутона и Венеры в гороскопе женщины; они могу выявлять тесную связке архетипом Персефоны и означать собой темы насилия, зависимости и наваждения имеющие тенденцию проявляться в личной жизни женщины. В то время как отношения Венеры и Плутона весьма напряженные, отношения Плутона и Луны, учитывая ассоциации с матерью, разлученной со своим ребёнком и темой подземной матери, зачастую во много раз хуже!
Аспекты Луны и Плутона обозначает наличие разнообразых, проблем. Человек может чувствовать себя таким заброшенным,
что всем своим существом жаждет в своей жизни взаимозависимых отношений, основанных на острой нехватке и ложном ощущении любви и преданности. Могут быть попытки (в большинстве своем малодушно-агрессивные и неосознанные) психологически контролировать других людей, или человек, в свою очередь, может обнаружить, что постоянно привлекает в свою жизнь людей, которым подобные попытки контроля доставляют удовольствие. Часто у людей появляется склонность эмоционально «потреблять» других людей, буквально «душить» их своей «любовью». Так или иначе Плутон и Луна как правило, занимают конфликтующие позиции в натальном гороскопе и, соответственно, в жизни жертв своих разногласий.
Можно допустить сомнения в связи архетипа Персефоны с архетипом Ужасной матери (злобной мачехи или ведьмы из сказок), но позвольте заметить, что само имя Персефона означает «та, которую стоит опасаться». Царица теней — не просто миловидная девушка, резвящаяся среди цветов, и далеко не прекрасная, а как раз довольно мрачная богиня мертвых — и ее образ напоминает образ безобразной Эрешкигаль, Медузы или самые темные воплощения Кали, и к ней нужно относиться с уважением.
Существует определенный тип людей, у которых Плутон в натальном гороскопе занимает весьма сильную позицию, - а Плутон, наряду со Скорпионом (которым он правит), - мастер метаморфоз и трансформаций. В психотерапевтических, астрологических и
психологических кругах часто можно встретить людей плутонического типа, которые постоянно заняты трансформацией эмоциональных эффектов от психологических травм, полученных в прошлом. Этот Плутон/Скорпион постоянно заново открывает самого себя. Регулярное нисхождение в подземное царство несет с собой смену времени года, а затем этот цикл завершается возвращением на землю. Люди, которые в течение своей жизни повторяют этот цикл бесчисленное количество раз, каждый раз переживают обновление; это происходит так, будто некая неосознанная, но мощная сила побуждает их к регулярному «очищению» собственной личности, дающему начало новой жизни.
Этот процесс для большинства из нас происходит не так уж быстро, зачастую достижение этой цели (очищения и начала новой жизни) занимает добрую половину нашей жизни — по крайней мере, всю ее вторую треть. Предлагаем вам ознакомиться с основными транзитами Плутона, чтобы знать, когда в вашей жизни могут возникнуть периоды самой серьезной трансформации. У тех, кто родился с Плутоном во Льве (в период с 1939 по 1957 гг.), и у рожденных с Плутоном в Деве (с 1957 по 1972 гг.) транзитный квадрат Плутона с изначальной позицией в катальном гороскопе образуется примерно тогда, когда человек достигает 40 лет. Также имеет смысл изучить транзиты Плутона по отношению к личным планетам, таким как Солнце и Луна, и важным астрологическим точкам, например, асценденту, так как эти периоды проявят наиболее глубокие перемены в жизни, и для этих дат нужно составить специальный гороскоп.
Давайте не забывать о том, что Плутон и Скорпион, как правило, имеют довольно мрачные проявления в жизни, как физического так и психологического свойства, которые обычно повергают в смятение западное общество и от которых оно пытается отгородиться, если не откреститься. Но Плутон гордо правит своим царством — с безмолвной уверенностью в том, что рано или поздно мы все окажемся в его власти.
Малые астероиды 321
ПАН
Пан — это сила природы. Более того — можно сказать, что Пан и есть сама природа. Его имя значит просто «всё». Все сущее появилось из огромной матки первобытной, неукротимой природы, и «скромный» греческий бог Пан — в своем роде брутальная метафора самой жизни. Получеловек-полукозел, он обитает в лесу, не сдерживает своих многочисленных сексуальных порывов и играет на своей дудочке просто ради удовольствия послушать свою игру; Пан свободен, он живет вне границ и не подчиняется никаким законам.
Таким образом, Пан воплощает энергию, которой человеку управлять невозможно, как бы он ни пытался. Можно рассматривать его как темную ипостась Сатурна или Козерога. Как было отмечено в главе о Сатурне, Пан был известен (точнее сказать — печально известен) тем, что любил пугать случайных путников в лесах своим ужасным воплем, ревом, который повергал слышащих его в панику. Эта паника дает ясное представление о том страхе и смятении, которое многие люди испытывают, столкнувшись с необузданностью и сумасбродством Пана, с проявлениями его неукротимой энергии. Как поспешили заявить архетипические психологи, те, кто испытывает приступы паники, не смогли отвести собственной необузданности место в своей обычной, пристойной, «респектабельной» жизни, поэтому Пан приводит их в смятение.
А как же иначе? После заката эпохи античности западная цивилизация так и не сумела наладить отношения с Паном. Его раздвоенные
копыта и козлиные рога сыграли не последнюю роль в формировании образа дьявола. Средневековая церковь, рьяно преследующая любые проявления человеческой сексуальности, в ужасе отшатнулась от неприкрытой наготы и сексуальных подвигов Пана, от которых он получал явное и нескрываемое удовольствие, наслаждаясь в придачу шоком, который все это вызывает у тех, кто внезапно сталкивается с ним и пугается его дерзости. Пан, являющийся наполовину козлом и живущий в лесах, изображается обнаженным, однако его нагота отличается от наготы, скажем, Хирона, который также живет в лесной чаще и является полуконем, — обнаженное тело Пана откровенно сексуально. В картах Таро Алистера Кроули образ Пана использован для изображения дьявола.
Коль скоро Пан являет взору неприкрытую и откровенно сексуальную наготу, то он обречен быть изгнанным за пределы цивилизованного общества, ибо здесь ему совершенно нет места. Однако человеку необходимо найти ему место внутри себя, потому как чем дольше сдерживается энергия Пана, тем более необходимо освободить ее, направив в какое-либо конструктивное русло. Возможно, потому, что это редко происходит, люди в современном обществе столь массово страдают от фобий и приступов паники.
Весьма распространенным как среди женщин, так и среди мужчин является сон, в котором они видят себя обнаженными и предоставленными взорам публики — что вызывает у них шок, если не панику. Одна молодая женщина видела во сне, как она танцевала обнаженной — зачарованная музыкой, танцевала она свободно и с наслаждением. Внезапно она увидела длинный темный коридор, в конце которого стояла ее мать и смотрела на нее, как будто не веря своим глазам. Первой мыслью женщины было: «Надо немедленно чем-то прикрыться». Но вместо того чтобы прикрыть наготу, она продолжала танцевать, глядя на мать и улыбаясь. Для женщины это был серьезный шаг вперед, потому как в жизни такое поведение было ей совсем несвойственно, большей частью благодаря влиянию матери, но теперь — она обрела в себе Пана.
Астероид № 4450 назван в честь Пана; он был открыт 25 сентября 1987 г. в обсерватории Паломар. Существуют вполне доступные эфемериды, которые можно использовать для определения позиции астероида Пан в любой астрологической таблице.
ПАНДОРА
Пандора была первой смертной женщиной, и создал ее по приказу Зевса бог-кузнец Гефест. Она была наделена многими дарами и потрясающей красотой и была отдана в жены титану Эпиметею (букв, «неблагоразумие, недальновидность»), брату Прометея («благоразумие, предвидение»). Эпиметею вручили некий ящик, который Зевс велел ему не открывать; однако человек по природе своей любопытен, и интересно, по мнению Зевса, много ли времени должно было пройти до тех пор, пока кто-нибудь не поинтересовался бы содержимым ящика? Это была хитроумная проделка Зевса, задуманная им в настроении, которое не назовешь благодушным, и целью ее было наказать человечество. Он пребывал в гневе по поводу того, что Прометей выкрал у богов огонь и таким образом «пролил свет» на человечество. Зевс собирался поубавить самонадеянность смертных, также ему было важно не потерять своего статуса среди богов. Пандора, естественно, открыла ящик и выпустила оттуда множество напастей и болезней, которые обрушились на человечество. Но внутри кое-что осталось, а именно -надежда, помещенная туда мудрым и великодушным Прометеем.
История Пандоры имеет интересные параллели с историей библейской Евы: их обеих верховные боги предостерегали от совершения определенного поступка, и они обе не повиновались. В итоге на них легла вина за «падение» человечества. В случае с Евой, падение рода человеческого произошло в результате того, что она отведала запретный плод, — если действительно считать это падением, так как ранние христиане-гностики рассматривали этот поступок в положительном ключе. Что касается яблока, змеи и дерева, то все эти символы имеют определенное отношение к сексуальному акту. Отведав запретный плод, Адам и Ева стали подобны Богу, как и обещал им змей: они знали теперь об удовольствии, которое доставляет секс, и имели представление о продолжении рода. Более того, змея и дерево, как уже было отмечено в предыдущих главах (о Меркурии, Хироне, Лилит и Весте), символизируют кун-далини и возможность благодаря этой силе выйти на новый физический и духовный уровень, приближенный к божественному. И наказание грозило тем, кто приблизился к этой цели. Ящик Пандоры также попадает в сексуальный контекст, так как он может символизировать женские гениталии (йони) — одну из величайших тайн жизни.
Несмотря на то, что Пандора была создана женщиной, ее психология была психологией ребенка или подростка; кроме того, как первая из женщин, она не имела возможности оценить заранее последствия своих действий — не было никакого прецедента, никакой истории и никаких мудрых предков, которые научили бы ее, как поступить. Дети всегда попытаются открыть любой запертый ящик; некоторых за это накажут, других мягко пожурят, а иных простят как неразумные создания. Человеческая природа не замедлит с выяснением того, что же находится внутри, «за семью печатями». Образ открываемого ящика может появляться в сновидениях, причем это может быть не обязательно открывание ящика как такового, но процесс, сходный с этим, — открывание двери чулана или шкафа, в котором хранятся тысячи вещей (проблем, комплексов), что начинают в беспорядке вываливаться наружу. Такие сны могут быть связаны с пробуждением сексуальности, которая для ребенка или подростка, естественно, является запретным плодом, который нельзя пробовать, или ящиком, который нельзя открывать.
Эти сны означают вступление в неизвестную еще область жизни, подгоняемое желанием узнать о ней больше; исследование неизвестных жизненных сфер всегда в той или иной степени означает просвещение, расширение сознания, и хотя эта просвещенность зачастую дорого дается, она все же ведет по единственно верному пути.
Пандорой назван астероид № 55, который был открыт 10 сентября 1858 г.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!