ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН XX-XXI вв.



HISTORYOFSTUDYINGTHEWEDDINGRELATIONSHIPSOFTHEOSSETIANXX-XXI centuries

А . В . Газданова ,

2 курс магистратура Антропология и этнология

Санкт-Петербургского Государственного Университета,

Санкт-Петербург

младший научный сотрудник Российского этнографического музея,

Санкт-Петербург;

В.А. Дмитриев,

д.и.н., научный сотрудник главной категории

 Российского этнографического музея, доцент кафедры антропологии и этнографии Института истории СПбГУ

A.V. Gazdanova,

Junior researcher Russian Museum of Ethnography,

St Petersburg;

2 course, magistracy Anthropology and ethnology Saint Petersburg State University,

St Petersburg

V.A. Dmitriev,

Doctor of Historical Sciences, Researcher of the main category

Russian Museum of Ethnography, Associate Professor, Department of Anthropology and Ethnography, Institute of History, St. Petersburg State University

 

 

В статье рассматривается история изучения свадебной обрядности осетин на протяжении ХХ – нач. XXI вв. Основное внимание уделяется двум периодам: 1970-1990 гг. и рубежу XX-XXI вв., когда семья и семейная обрядность осетин становятся предметом исследования не только этнографии, но и этносоциологии, демографии.

Ключевые слова: осетины, осетинская свадьба, свадебная обрядность, современная свадьба, историография, семья, Кавказ.

The article deals with the history of the study of Ossetian wedding rituals throughout the twentieth - early. XXI centuries. The focus is on two periods: 1970-1990 and the turn of the XX-XXI centuries, when the Ossetian family and family rituals become the subject of study not only for ethnography, but also for ethnosociology and demography.

Keywords: Ossetians, Ossetian wedding, wedding ritual, modern wedding, historiography, family, Caucasus.

 

 

Свадебная обрядность осетин, начиная со второй половины XIX в. до сих пор остается в центре внимания исследователей. За весь период изучения накоплена обширная литература, однако, вплоть до настоящего времени, не уделено достаточного внимания истории исследования свадебного обряда.

Этнографическое изучение свадебной обрядности осетин в историографии упоминается наряду с изучением семьи и брака. Так, наиболее полно история изучения семьи, брака и семейной обрядности на период 1970-х гг. представлена в работах А.Х. Магометова [29, c. 7-39.], Я.С. Смирновой [40, c. 6-9], Х.В. Дзуцева [15, c. 6-8]. Однако, во всех указанных трудах дореволюционная историография проработана с большей тщательностью, нежели история изучения вопроса в ХХ в.

В публикациях последних десятилетий, посвященных свадебной обрядности осетин, историография зачастую представлена бегло [1; 9; 13; 44]. С чем это может быть связано? Во-первых, в работах начиная с 1970-1980-х годов, в качестве основного источника все чаще стал использоваться полевой материал, собранный как в коллективных, так и в индивидуальных экспедициях. Введение в научный оборот собранных данных, требовало описания методик сбора полевого материала, используемого инструментария, потому историографии отводилось скромное место. Во-вторых, осетинская свадьба стала изучаться с точки зрения этномузыкологии [13], филологии [1], т.е. стали применяться междисциплинарные подходы. Авторы таких публикаций привлекают этнографическую литературу для обрисовки общей картины, но рассмотрение истории изучения свадебного обряда не является целью исследования. Таким образом, истории изучения осетинской свадебной обрядности ХХ в., особенно его последней четверти, уделено недостаточно внимания.

В статье будет рассмотрен ряд публикаций посвященных осетинской свадьбе, изданных на протяжении ХХ в. Основное внимание будет сосредоточено на периоде последней четверти ХХ – начала XXI вв., а кроме того, предприняты попытки выявления основных исследовательских подходов в изучении данного вопроса.

Перед тем, как мы обратимся к истории изучения семьи и семейной обрядности осетин ХХ в. следует обозначить накопленные к 1920-м гг. материалы по исследуемой теме, чтобы выявить те направления, которые получили дальнейшее развитие.

История и культура осетин, в том числе их общественный и семейный быт, по сравнению с другими народами региона, были достаточно хорошо освещены еще до революции. Так, в первом указателе этнографической литературы об Осетии и осетинах, составленном Е.Г. Пчелиной [35], значится больше 1000 дореволюционных публикаций, в основном на русском, а также немецком языках. Высокая степень изученности осетинской истории и культуры объясняется в первую очередь тем, что помимо путешественников, в Осетию совершали свои научные экспедиции известные ученые XIX века – В.Б. Пфаф, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский. Ф.И. Леонтович и др. Кроме того, с 1850-1860-х гг. XIX в. среди осетин появились первые бытописатели: С. Жускаев, И. Тхостов, Б. Гатиев, И. Кануков, Дж. Шанаев и др. Из этой плеяды исследователей особенно следует выделить Джантемира Шанаева, которым была написана и опубликована в 1870-м г. статья, посвященная свадебной обрядности осетин [53]. В ней автор описывает критерии выбора жениха и невесты в различных осетинских обществах и сословиях, свадебные танцы, пир, свадебный костюм. Упоминает он и о первых попытках реформирования свадебной обрядности, предпринятых М. Кундуховым в 1859-1860-х гг. Заслуга Дж. Шанаева в том, что эта статья была первой и длительное время оставалась единственной, посвященной осетинской свадьбе.

На рубеже XIX-ХХ вв. увеличилось количество публикаций, посвященных этнографии осетин. Среди них статьи и историко-этнографические очерки К.Л. Хетагурова [50], З. Сосиева [41], А. Мисикова, С.В. Кокиева и др. В очерках К. Хетагурова [50] и З. Сосиева [41] содержится всестороннее описание уходящего народного быта. В предисловии к «Особа» Коста Хетагуров писал: «По словопроизводству особа грузинского происхождения и может быть переведено выражением осетинщина. В течение последнего полустолетия русское влияние на Кавказе так изменило самобытность туземцев, и в частности осетин, что последние словом особа стали характеризовать явление отсталое, не соответствующее современным требованиям жизни» [50, с. 5].

Ценность этих очерков в том, что, во-первых, они написаны в начале XX в., во-вторых, описываемые в них явления имеют четкую локальную привязку: К. Хетагуров пишет о Наро-Мамисонской котловине, а З. Сосиев о моздокских осетинах. При сопоставлении приведенных в работах описаний свадебного обряда, мы можем выделить как общие черты, так и различия. Общим для горных и равнинных осетин является сценарий проведения свадьбы. Одновременно с этим, К. Хетагуров указывает на ряд обрядов и обычаев, которые отсутствуют у равнинных осетин: например, обход невестой селений, совершающийся непосредственно перед свадьбой, обвод невесты вокруг очага в родительском доме и в доме жениха, относящийся к послесвадебной обрядности – вывод невесты к воде. У осетин-казаков в свадебном обряде присутствует нехарактерное для осетин-горцев обручение и венчание в церкви. Забегая вперед, важно подчеркнуть, что очерк Захара Сосиева до 1950-х гг. будет единственным описанием, посвященным быту моздокских осетин.

Таким образом, к началу 1920-х годов был накоплен целый пласт разнородного по происхождению описательного материала, посвященного структуре и быту осетинской семьи, семейной обрядности и обычаям. Имеющиеся данные позволяют приступить к изучению локальных различий в проведении свадебного обряда. В то же время, в этнографическом осетиноведении уже была известна статья, посвященная описанию североосетинской свадьбы.

Переходя к истории изучения свадебной обрядности осетин в советский период, следует обозначить два больших периода: 1920-1960-е гг., когда в основном шел сбор материала для подготовки историко-этнографических очерков народов региона и 1960-1990-е гг., характеризующиеся бурным развитием кавказоведения и в частности этнографическим изучением осетинской семьи.

О деятельности этнографов-осетиноведов 1920-1950-х гг. мы знаем сравнительно немного. Исследователей, рассматривающих вопросы семьи (в том числе свадебной обрядности) в 1920-1930 гг., вероятно, было больше, нежели перечислено в работах А.Х. Магометова [29, c. 7-22] и Я.С. Смирновой [40, c. 6-8]. Обзор, состоящий из работ Г.Ф. Чурсина, В.П. Пожидаева, М.К. Гарданова, П. Саура, К.Д. Кулова, мы, в свою очередь, хотели бы несколько расширить, упомянув работы Е.Г. Пчелиной [36; 37], Е.Е. Бараковой [53], Б. М. Каргиева [25], а также М.Д. Сигорского «Брак и брачные обычаи на Кавказа» и М.О. Косвена «Из истории родового строя в Юго-Осетии».

Е.Г. Пчелина занималась изучением культуры и быта осетинского народа в 1930-1950-х гг. Говоря о свадебной обрядности осетин, следует назвать две работы исследовательницы, в которых затрагиваются: обряд снятия покрывала с головы невесты [36] и посещение новобрачной святилища Майраем, относящееся к послесвадебному циклу [37]. В 1938 г. в составе археолого-этнографической экспедиции, возглавляемой Е.Г. Пчелиной, собирала этнографический материал в Дагомском ущелье Е.Е. Баракова. Так, в сохранившихся этнографических записях исследовательницы, на шести страницах речь идет об осетинской свадьбе, где описываются взаимоотношения с шафером, свадебный дарообмен, костюм невесты, обряд снятия покрывала [54].

В 1928 г. заканчивает рукопись, посвященную в основном праздникам и семейной обрядности осетин Куртатинского ущелья Б.М. Каргиев [25]. Он в отличие от упомянутых исследователей дает развернутое поэтапное описание осетинской свадьбы, основанное на рассказах представителей старшего поколения, а также останавливается на ранее не описанных предсвадебных взаимных визитах сторон, наносимых друг другу. Кроме того, Б. Каргиев посвящает отдельную главу краже невесты, ее причинам и примирению сторон.

Подводя итог истории изучения свадебной обрядности осетин в 1920-1930-е гг., следует подчеркнуть, что этнографическое изучение осетин наряду с представителями осетинской интеллигенции в лице М. К. Гарданова, Б.М. Каргиева и др. предпринимают ученые-кавказоведы Москвы и Ленинграда – В.П. Пожидаев, М.Д. Сигорский, Е.Г. Пчелина, М.О. Косвен и др. В частности, Е.Г. Пчелина и М.О. Косвен в своих работах опираются на материалы, собранные в Южной Осетии. Основными источниками для исследователей служат в первую очередь их личные полевые наблюдения. Свадебная обрядность осетин по-прежнему не выделяется исследователями из общих описаний семьи и брака, обрядности жизненного цикла и хронологически охватывают дореволюционный период. В этот же период появляются работы, в том числе и на осетинском языке (Е.Е. Баракова, Б.М. Каргиев), описывающие свадебную обрядность дигорцев, жителей Куртатинского и Дагомского ущелий, что, несомненно, способствует накоплению данных о локальных особенностях в проведении осетинской свадьбы.

Характеризуя 1940-1950-е гг. следует сказать, что кроме статьи Н.Ф. Такоевой [43], посвященной свадебной обрядности северных осетин (спустя почти 90 лет после вышеупомянутой статьи Дж. Шанаева), свадебная обрядность сама по себе не рассматривалась как объект этнографического исследования. Она по-прежнему описывалась вкупе с организацией и составом семьи, внутрисемейными отношениями и семейной обрядностью. В частности, ей уделяется внимание в работе З.Н. Ванеева (на юго-осетинском материале) [4], в очерке Н.Ф. Такоевой и Б.А. Калоева [33]. Здесь же следует отдельно сказать о Б.А. Калоеве, который с к. 1940-х в 1950-е гг. совершил ряд полевых выездов к моздокским осетинам, и осетинам, проживающих на территории Грузии, и зафиксировал их быт (в том числе свадебную обрядность) [20; 22].

В 1960-е гг. Б.А. Калоевым (Москва) [21] и А.Х. Магометовым (Северная Осетия) [27; 28; 30] публикуются историко-этнографические исследования, посвященные осетинам. Я.С. Смирнова сравнив эти работы, пришла к следующему заключению: несмотря на то, что в монографиях исследователей содержатся разделы, посвященные семье и семейной обрядности, развитие и переустройство семейного быта в советское время показано бегло [40, с. 8]. Исследования этих лет, как и в предыдущий период в основном базируются на полевых материалах, начинают привлекаться архивные документы.

В период 1970-1990-х гг. семья и семейная обрядность осетин становятся предметом исследования не только этнографии, но и этносоциологии [15-19], демографии [49]. Вышли в свет работы ряда исследователей Южной и Северной Осетии, Москвы, посвященные как самой осетинской свадьбе [6; 7; 31; 32], рассмотрению свадьбы в контексте трансформации семьи и семейной обрядности [5; 12; 26; 46], так и другим проблемам этнографии, но в которых частично затрагиваются некоторые свадебные обряды [51; 52].

Обе статьи Л.Ш. Меликашвили [31; 32] посвящены осетинской свадьбе XIX- начала XX вв. В одной статье [31] автор исследует функции двух важных свадебных ролей – шафера (къухылхаецаег) и кума (аемдзуарджын), привлекая для сравнения, данные о других народов. Этой же проблеме посвящена статья Ф.Х. Гаглоевой [6], в которой описываются, в том числе и функции участников свадебного поезда. В другой своей статье [32] Л.Ш. Меликашвили рассматривает ритуалы осетинской свадьбы в сравнении со свадебной обрядностью народов Центрального Кавказа.

Статья Ф.Х. Гаглоевой [7] так же, как и вышеупомянутые работы, подготовлена на основе полевых материалов, однако посвящена уже свадьбе советского периода у южных осетин. Важно подчеркнуть, что это первая публикация, посвященная югоосетинской свадьбе. В ней исследовательница описывает последовательность свадебных обрядов, порядок свадебного застолья, а также ранее не упоминавшиеся обряды ряжения (приводит несколько его типов) и обряд «украшения древа жизни». Все это еще раз указывает на различия в проведение свадьбы на юге и севере Осетии.

В этот же период выходят статьи В.С. Уарзиати [45-47]. Одна из них [46] посвящена развитию советской обрядности в Северной Осетии, где автор рассматривает динамику и свадебной обрядности. Другая – исламу в культуре осетин [45], в которой исследователь упоминает о свадьбе у осетин-мусульман.

Работы Я.С. Смирновой [38-40] и Х.В. Дзуцева [15-18] концептуально отличаются от названных выше публикаций. Авторы в своих исследованиях использовали комплексный подход в изучении вопроса. Так, Я.С. Смирнова начиная с 1963 г. в течение четырех лет проводила полевые этнографические исследования в городской и сельской местности СО АССР методом непосредственного наблюдения и опроса информантов. Кроме того, в 1973-1974 гг. Северо-Осетинским НИИ было проведено широкое этносоциологическое исследование (выборка составила 1,5 тыс. горожан и около 2 тыс. сельских жителей), в котором участвовала и Я.С. Смирнова [40, с. 16]. Наконец, исследовательницей были привлечены данные государственных и «текущих архивов различных учреждений (отделов ЗАГС, паспортных столов и т.д.)» [40, с. 14-15].

Подводя итог истории изучения осетинской свадебной обрядности в 1970-1990 гг. следует подчеркнуть, что в это время, наряду с разработкой вопросов, относящихся к периоду XIX-XX вв., исследователи обратились к изучению современности. В то же время, следует помнить, что «успехи в достижении победы на Кавказе «социалистического образа жизни», которые, несомненно, имели место быть, могли быть преувеличены, а преимущественное внимание исследователей лишь к этим сюжетам искажало реальную картину этнографической действительности в регионе» [42, с. 55].

В период рубежа XX-XXI вв. были опубликованы несколько значимых работ [8; 9; 23]. В 2001 г. вышла в свет монография Ю.Ю. Карпова [23], посвященная роли женщины в традиционном кавказском обществе. В этой книге автор рассматривает обычаи и обряды, связанные с жизненным путем женщины – девичеством, замужеством и материнством. Несколько разделов работы Ю.Ю. Карпов посвящает исследованию свадебных ритуалов народов региона, в том числе и осетин.

В 2003 г. вышла в свет первая монография, посвященная осетинской свадьбе, подготовленная В.С. Газдановой [9]. В ней в основном идет речь о ключевых обрядах осетинской свадьбы – взаимном ритуальном угощении смесью меда и масла невесты и свекрови, обряде снятия покрывала с головы невесты; описаны свадебные костюмы невесты и жениха. Исследовательница проводит параллели с разными народами мира. Хронологически исследование охватывает рубеж XIX-XX вв. Книга написана на основе полевых материалов, с привлечением материалов осетинского фольклора.

В настоящее время свадебная обрядность рубежа XIX-XX вв., преимущественно североосетинская, по-прежнему привлекает внимание, как этнографов [2; 3; 10; 11; 19; 44], так и социологов [24]. Накопленный пласт источников и литературы по данному периоду позволяет не только прояснять и уточнять некоторые детали осетинского свадебного обряда [2; 3; 10], но и применять новые подходы и методы для его рассмотрения [1; 13; 14].

Свадебная обрядность осетин начала XXI в. пока не стала предметом специального исследования. В настоящее время существует несколько сценариев свадьбы – от максимально приближенной к традиции до полной ее противоположности. Широкое распространение получили т.н. «полутрадиционные свадьбы», сочетающие в своем сценарии и традиции и новации. Такой тип свадьбы в работах последнего десятилетия если и освещается, то основной исследовательский интерес обращен к традиции [48; 14].

Подведем итог изучению осетинской свадьбы на рубеже XX-XXI вв. Несомненно, главным достижением является публикация первой монографии, посвященной осетинской свадьбе. Вместе с тем, внимание большинства современных исследователей направлено на изучение свадебной обрядности рубежа XIX-XX вв. Современная свадьба как северных, так и южных осетин пока не получила должного исследовательского внимания. Вероятно, для изучения современности нужно вырабатывать новые подходы и инструментарий. 

 

Литература:

1. Абаева Ф.О. Обрядовый свадебный текст осетин (лексика, семантика, символика). Владикавказ, 2013.

2. Багаев А. Б. Верховой конь в свадебном одаривании у осетин // Известия СОИГСИ. 2015. №16 (55). URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/verhovoy-kon-v-svadebnom-odarivanii-u-osetin] (дата обращения: 11.11.2018 г.).

3. Багаев А.Б. Использование оружия в свадебной обрядности осетин (в период традиционного общества) // Современные проблемы науки и образования. – 2012, № 5. URL: [http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7047] (дата обращения: 11.11.2018 г.).

4. Ванеев З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту юго-осетинской колхозной деревни (По материалам колхоза имени Хетагурова и некоторых других колхозов) // Избранные работы по истории осетинского народа. Цхинвали, 1990.

5. Гаглойты З.Д. Очерки по этнографии осетин. Общественный быт осетин в XIX в. Тбилиси, 1974. Т. 1.

6. Гаглоева Ф.Х. О свадебной обрядности у осетин в прошлом (свита жениха) // ИЮОНИИ АН ГССР. Тбилиси, 1985. Вып. XXIX.

7. Гаглоева Ф.Х. Основные элементы современной свадьбы у южных осетин // ИЮОНИИ АН ГССР. Тбилиси, 1983. Вып. XXVIII.

8. Газданова В.С. Золотой дождь: исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007.

9. Газданова В.С. Традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символы. Владикавказ, 2003.

10. Дарчиев А.В. О значении коня фаты бæх в свадебной обрядности осетин // Известия СОИГСИ. 2015 № 18 (57)

11. Дауева Т.Т. Конфликты, связанные с заключением брака, и способы их разрешения в традиционном осетинском обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. №10 (37). Ч.1.

12. Дзагкоев К.С. Социально-экономические и культурно-исторические закономерности становления и развития брачно-семейных отношений в Северной Осетии: автореферат дис. на соискание уч. степени д. соц. наук. М. 1994.

13. Дзлиева Д. М. Динамика исторического развития свадебного музыкального фольклора осетин. Владикавказ, 2014

14. Дзлиева Д.М. Свадебный обряд осетин: традиции и новации // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Владикавказ, 2017.

15. Дзуцев Х. В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. М, 2001.

16. Дзуцев Х. В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ, 1990.

17. Дзуцев Х.В. Влияние миграции населения на интернационализацию осетинских свадебных обрядов (на материалах этносоциологического исследования осетинского городского населения СО АССР) // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Орджоникидзе, 1981. Вып. 1. Т. XXXVI.

18. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993.

19. Дзуцева Ф. С. К вопросу о свадебном обряде осетин (этические аспекты и права женщины) // Вестник Владикавказского НЦ РАН. 2018. №1. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-svadebnom-obryade-osetin-eticheskie-aspekty-i-prava-zhenschiny] (дата обращения: 11.11.2018 г.).

20. Калоев Б.А. Моздокские осетины (Историко-этнографическое исследование). М. 1995.

21. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М. 2015.

22. Калоев Б.А. Осетины Восточной Осетии и районов Грузии (Историко-этнографические очерки). Владикавказ, 2012.

23. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Северного Кавказа. СПб, 2001.

24. Кудзиева Ф.С. Трансформация осетинской семьи: этносоциологический анализ: дис. на соискание уч. степени к. соц. наук. Владикавказ, 2014.

25. Къарджыаты Б. Иронаегъдаеуттае / Ред. А. Хъодзаты. Дзаеуджыхъаеу, 1991.

26. Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999.

27. Магометов А. Х. Культура и быт осетинского крестьянства. Владикавказ, 1963.

28 Магометов А. Х. Культура и быт осетинского народа. Владикавказ, 2011.

29. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII – XIX вв.). Орджоникидзе, 1974.

30. Магометов А.Х. Семья и семейный быт осетин в прошлом и настоящем. Орджоникидзе, 1962

31. Меликашвили Л.Ш. Некоторые стороны осетинского свадебного ритуала // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1979. Т. V.

32. Меликашвили Л.Ш. Структура чеченского свадебного обряда и его место в комплексе свадебных обрядов Центрального Кавказа // Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1986. Т. VI.

33. Народы Кавказа / Под ред. М.О. Косвена [и др.]. М, 1960. Т. I.

34. Осетинская этнографическая энциклопедия / Отв. ред. Цуциев А.А. Владикавказ, 2012.

35. Пчелина Е.Г. «Ossetica» (опыт библиографии) // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока. М., 1930. Т. II.

36. Пчелина Е.Г. Дом и усадьба нагорной полосы Юго-Осетии // Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока. М., 1930. Т. II.

37. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи у осетин // Ossetica: Избранные труды по истории, этнографии и археологии осетинского народа. Владикавказ, 2013.

38. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Кавказа // Кавказский этнографический сборник. М, 1976. Т. VI.

39. Смирнова Я.С. Новое и традиционное в быту осетинской сельской семьи // Кавказский этнографический сборник. М, 1980. Вып. VII.

40. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (Вторая половина XIX – ХХ вв.). М, 1983

41. Сосиев З. Станица Черноярская // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. V.

42. Страницы отечественного кавказоведения. М, 1992

43. Такоева Н.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX - начале XX в. // КСИЭ. М, 1959. Вып. XXXII. 

44. Тменова Дз, Туаев Р. Современная осетинская свадьба. Традиции и обычаи. Владикавказ, 2015.

45. Уарзиати В.С. Ислам в культуре осетин. // Эхо Кавказа. 1993. №3

46. Уарзиати В.С. Развитие советской обрядности в Северной Осетии // Современные социальные и этнические процессы в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1987.

47. Уарзиати В. С. Флаг в семейной обрядности осетин // Проблемы исторической этнографии осетин. Орджоникидзе, 1987.

48. Хадикова А.Х. Свадебный обряд / Осетины. М, 2012.

49. Харебов Б.К. Семья и брак в Южной Осетии. Цхинвали, 1986.

50. Хетагуров К.Л. Особа: этнографический очерк. Владикавказ, 2012.

51. Чибиров Л. А. Осетинское народное жилище. Цхинвали, 1970.

52. Чочиев Р.А. Очерки истории социальной культуры осетин. Цхинвали, 1985.

53. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. IV.

Источники:

54. НА СОИГСИ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Баракова Е. Этнографические записки.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!