РОЛЬ ПУТЕШЕСТВИЯ В ГЕНЕЗИСЕ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР НАРОДОВ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
THE ROLE OF TRAVELING IN THE GENESIS OF THE ETHNIC CULTURES OF
PEOPLES OF THE NORTHERN CAUCASUS
А . Д . Даногуев ,
студент 3 курса факультета психологии и философии
Дагестанского государственного университета, г. Махачкала
Д.А. Гусенова,
к. филос.н., доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета, г. Махачкала
А.D. Danoguev,
3 rd year student of the Faculty of Psychology and Philosophy
Dagestan State University, Makhachkala
D.А. Gusenova,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Socio-
Political Sciences of Dagestan State University, Makhachkala
В статье автор предлагает рассматривать в качестве одного из факторов генезиса этнических культур народов Северного Кавказа путешествия, как одного из древнейших социокультурых явлений. Опираясь на свои предыдущие исследования, а также на наработки исследований в области этнологии путешествия в статье даётся авторская позиция, взгляд на характер этногенеза в Северокавказском регионе.
Ключевые слова: путешествие, этногенез, Северокавказский регион, миграция, ассимиляция, аккультурация, путешественник.
In the article, the author proposes to consider traveling as one of the most ancient socio-cultural phenomena as one of the factors of the genesis of ethnic cultures of the peoples of the North Caucasus. Based on its previous studies, as well as on the groundwork of research in the field of ethnology of travel, the article presents the author’s position, a look at the nature of ethnogenesis in the North Caucasus region.
Key words: travel, ethnogenesis, North Caucasus region, migration, assimilation, acculturation, traveler.
В различные периоды, под влиянием многочисленных факторов, менялась этническая картина Северного Кавказа. В качестве таковых факторов выступали: исторические события (многочисленные войны, политическое обустройство территорий, депортации, организованные миграции и т.д.), природно-географический и климатический рельеф, социально-экономический фактор, ввиду относительно не большого объёма пригодных для ведения сельского хозяйства земель и др. В ряду этих факторов рассмотрим и путешествие, предпринимаемое отдельными представителями этносов, способствовавших культурному обмену и социальной коммуникации между различными этническими общностями.
|
|
О том, что путешествие как социокультурный феномен влияет на этническую карту мира, и, соответственно, этническую культуру, писал И.В. Зорин. Автор, в своём исследовании, опираясь на закон миграции М. Вагнера, о том, что «начало новому виду могло быть положено путём полного уединения его от родоначального вида», проводит параллели между процессами, происходящими в живой природе и социокультурными процессами, и приходит к выводу, что «в социальных системах путешествие людей как раз и создаёт данное условие, при котором закон миграции начинает действовать как фактор образования новых видов» [3, c. 16-17].
|
|
Долгое время большинство этнографов опирались на данный закон Вагнера как на теорию, объясняющую механизм этногенеза. Отдельный представитель рода или племени, путешествуя, находится в вынужденной изоляции от своего племени, и его потомство, полученное от союза с представителями от другого племени, аккумулирует признаки обоих родов, т.е. открывает начала новому этносу. Механизм вынужденного поведения путешественника хорошо передаёт теория ассимиляции» [3, c. 16-17].
По мнению Зорина И.В. «теория миграции хорошо применима именно к странствующему представителю рода – именно такие представители в конечном счёте и развивают видовое и этническое разнообразие человечества на Земле» [3, c. 17]. Автор также сравнивает биологический процесс ассимиляции с процессом анаболизма – механизма процесса обмена веществ, присущего всему живому: «Анаболическая версия ассимиляции определяет содержание этих процессов как факторов, обеспечивающих рост, развитие и обновление организма и биологических систем» [3, c. 17]. Автор убеждён, что анаболитические процессы могут быть рассмотрены не только в биологических организмах, но и социальных: «Благодаря механизмам ассимиляции из кровнородовых союзов формируются племена, из племён – народности, из народностей – нации, из наций – народы. В этом смысле ассимиляция – слияние одного народа с другим. Оно сопровождается утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания» [3, c. 17]. Насильственная ли эта ассимиляция или естественная, её итогом становится экономическое и социокультурное взаимопроникновение. По мнению того же автора, этносы не умирают, а перерождаются под воздействием других этносов, «в том числе как результат путешествия народов» [3, c. 40].
|
|
Об этногенезе писал и Л.Н. Гумилев, пытавшийся выяснить причину исторического развития, выделяя в качестве таковых социально-экономические и этнические аспекты. Последнее, на его взгляд, отражает именно биологическую сторону развития человеческого сообщества. Этнический аспект исторического развития предполагает борьбу этносов, обусловленную активностью «пассионариев - носителей повышенной жизненной энергии, способных жертвовать собой во имя общеэтнической цели» [3, c. 17]. Число пассионариев коррелирует в зависимости от активизации самого этноса и его экспансионистским устремлениям, а также некоем космическом излучении. На наш взгляд, геополитическиая пассивность севрокавказских народностей, то есть демонстрируемый ими крайне низкий территориальный экспансионизм привёл к поливариантности форм социальной, экономической и политической организации в этом регионе.
|
|
В контексте нашего исследования заслуживает внимание и теория Льюиса Моргана, о том, что в условиях тёплого климатического пояса, формирующего небольшой объём жизненных издержек, как правило, наблюдается крайне низкая активность населения, их живучесть и стремление к улучшению своей социальной среды обитания, а цивилизации ограничены в своём потенциале развития. И, напротив, суровые природно-климатические условия требуют большего напряжения умственных и физических сил, что и приводит к большей активности людей, проживающих в умеренном климате. Исследуя социальное пространство этнополитических процессов на материалах Дагестана и Северного Кавказа в целом, мы также отмечали, что суровые природно-климатические условия способствовали складыванию здесь коллективной формы власти, проявляющей себя в политической системе республики как латентный социальный институт.
Археологические исследования показывают, что в период палеолита не были выделены расовые, антропоморфные различия, а перемещения и миграции древних людей, пока ещё не влияли на изменение признаков культуры или к смене рода деятельности, как и во времена мезолита. Однако в среднекаменный век начинается географическая локализация культурных слоёв. Для этого этапа и последующего неолитического периода характерно также расселение в предгорных зонах и долинах, где возможна организация самых разных видов хозяйствования, в том числе и активно развивающегося земледелия. Без человека, путешествующего, странствующего, невозможна была бы и неолитическая революция, утверждает Зорин И.В. [3, c. 66-67], поскольку переход от стадии дикости к цивилизации не возможен без интенсивного культурного и социального обмена - аккультурации, который и взяли на себя путешественники, как агенты этой аккультурации. Об особой роли путешествия в процессе аккультурации писал и Линтон Р., поскольку во время путешествия происходит свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой.
Отметим также, что путешествие сыграло значительную роль и в генезисе религиозных вероучений. Как известно, к моменту возникновения исламского вероучения на территории Аравийского полуострова местные жители уже были знакомы с основными канонами христианства, буддизма, иудаизма, зороастризма и язычества. Не последнюю роль в этом культурном обмене сыграли социально-экономические связи народов, проживавших вдоль многочисленных ответвлений Великого шёлкового пути. Караванные пути служили каналом распространения различных идей, культур и течений, религиозных верований, в т. ч. ислама. Достоверно известно, что пророк Мухаммед сам относился к купеческой гильдии. Его «первыми слушателями» [2, c. 75], последователями, так же были купцы, хозяйственная деятельность (торговля) которых имела самое непосредственное отношение к путешествию. Рост аравийских городов в качестве именно торговых центров с перевалочными базами и местами постоя (караван-сараи) на транзитных караванных путях во многом было вынужденным объективным обстоятельством вызванным природно-климатическими условиями – пустыней не позволяющей вести интенсивное земледелие. Торговля в такой ситуации для арабов становится «единственным источником их существования» [1, c. 9].
Литература:
1. Вагабов М.В. Объективные условия и субъективные факторы возникновения ислама (Продолжение) // Исламоведение. 2010. № 1.
2. Ильина А.Ю. Хадж как форма странничества в отечественной мусульманской культуре // Общество: философия, история, культура. 2017. № 3. С. 75-77.
3. Зорин И.В. Феноменология путешествий. Часть I. Этнология путешествий [Электронный ресурс]: монография / И.В. Зорин. — Электрон. текстовые данные. М.: Российская международная академия туризма, Советский спорт, 2004. 124 c. 5-89009-909-3.
УДК 93/94
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!