НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАЗАКОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ



NATIONAL MUSICAL PERFORMANCE OF COSSACKS OF KARACHAY-CHERKESSIA

С.А. Демурчев,

бакалавр 2-го года обучения, направление подготовки «педагогическое образование (профиль «музыка»)» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Б.Б. Карданова,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У . Д . Алиева , г . Карачаевск

S.A. Demurchev,

bachelor of the 2nd year of training, direction of preparation "pedagogical education (music profile)" of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

B.B. Cardanov,

candidate of art criticism, associate professor of music education of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

В статье рассматривается народное музыкальное исполнительство казаков, проживающих на территории Карачаево-Черкесии: выявляются исполнительские составы народных коллективов, характеристики певческих голосов, современные фольклорные процессы, происходящие в казачьих станицах региона.

Ключевые слова: верхнекубанские казаки, многоголосное пение, исполнительские составы, ансамбли, голоса, песенные жанр, фактура, функция песен.

In article national musical performance of the Cossacks living in the territory of Karachay-Cherkessia is considered: the performing structures of national collectives, characteristics of singing voices, the modern folklore processes happening in the Cossack villages of the region come to light.

Keywords: verkhnekubansky Cossacks, polyphonic singing, performing structures, ensembles, voices, song genre, invoice, function of songs.

Актуальность темы данного исследования связана с важной задачей современной этномузыкологии – изучением отдельно взятой локальной культуры, ее сравнение с аналогичными культурами других регионов, а также соседними, отличными от нее культурами. Однако изучение этномузыкологической литературы обнаруживает отсутствие публикаций по многим этносам Северного Кавказа. Эта же картина прослеживается по казачеству. При изученности музыкального фольклора донских, кубанских и ставропольских казаков, музыкальное наследие казаков Карачаево-Черкесии почти не изучалось. Из числа имеющихся публикаций назовем работы Б.Б. Кардановой, Т.Б. Узденовой [1; 2], Ю.Р. Кардановой [3; 4], в которых дается краткая информация о стиле песенного фольклора казаков, описывается их тематика и обрядовый контекст.

Основной целью исследования является рассмотрение народно-песенных исполнительских традиций казаков, проживающего на территории Карачаево-Черкесии, с позиции современной этномузыкологии. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены особенности музыкального исполнительства верхнекубанских казаков и современные фольклорные процессы, происходящие в казачьих станицах.

В Карачаево-Черкесии казаки живут в верховьях Кубани и Зеленчуков, в соседстве с ними проживают казаки Ставропольского и Краснодарского краёв. Всех их называют верхне-кубанскими казаками. В недавнем прошлом (до 1995 года) Карачаево-Черкесия входила в состав Ставропольского края, а их современное территориальное разделение носит условный характер и не влияет на тесные контакты, традиционную культуру, образ жизни и быт.

Демографическая неоднородность, этномузыкальная пестрота верхнекубанских казаков породили многообразие исполнительских традиций, которые являются проявлением единой музыкально-исполнительской культуры, существенно отличающейся от соседних исполнительских культур.

Народнопесенное искусство казаков Карачаево-Черкесии представляет собой интересную и сложную картину – это сплав русской и украинской музыки, своеобразное взаимодействие сельского и городского, традиционного и позднего исторического пластов. Совокупность перечисленных фактов способствовала образованию самобытного местного (локального) песенного стиля верхнекубанских казаков. В поэтических текстах песен рассматриваемого локального региона своеобразно переплетаются украинский и русский говоры, казаки с успехом поют русские и украинские обрядовые песни, баллады, «жестокие» романсы, авторские песни позднего формирования.

Большинство казачьих песен многоголосно и исполняется коллективно. Народные ансамбли весьма разнообразны по составу. Еще в недавнем прошлом преобладали однородные исполнительские группы: женские (так называемые бытовые, домашние) и мужские (солдатские). Такое разделение песенно-исполнительских традиций народа было обусловлено множеством социально-исторических и бытовых факторов.

Согласно выводам исследователя музыкального фольклора донских казаков, Т. С. Рудиченко, раздельному функционированию песенного репертуара казаков и развитию у них своеобразных форм исполнительства во многом способствовал военный уклад жизни, при котором мужчины-казаки были вынуждены пребывать на службе, вдали от дома. Дифференциация исполнительских групп приводит к отличиям в хоровой фактуре, исполнительских манерах пения, жанровом репертуаре[5, с. 11].Добавим сюда, что сказанное о донских казаках в равной степени относится и к верхнекубанским казакам, тем более что донские казаки составили основу значительной части населения верхнекубанских казаков.

Помимо отмеченных исполнительских составов в станицах Карачаево-Черкесии в настоящее время распространено смешанное исполнительство, обусловленное бытовыми факторами, к примеру, совместным пением в часы досуга, на свадьбах, различных календарных праздниках и т. д. Число участников бытового ансамбля мобильно, на протяжении исполнения одной песни состав ансамбля может неоднократно меняться.

Основой женской группы бытового ансамбля являются альтовые голоса, охватывающие первую октаву и часть малой октавы. Верхние (высокие) женские голоса – сопрановые - обычно вводятся при исполнении многоголосных песен позднего формирования (любовных, семейно-бытовых и др.). По силе звучания и количественно они уступают альтовым голосам.

Мужские голоса, как и женские, делятся на высокие и низкие: теноровые голоса чаще поют в одном регистре с женскими альтами; басовые голоса охватывают регистры от большой октавы до середины малой октавы.

По характеру звука у женских и мужских голосов различаются два регистра – нижний (грудной) и верхний (головной), рабочие диапазоны которых соответствуют традиционным ансамблевым партиям.

Сегодня в казачьих станицах по-прежнему звучат традиционные песенные жанры: свадебные и календарные песни, плачи и причитания; широко распространены песни-баллады (термин автора), причем, чаще всего их напевы заимствованы из традиционных песен (исторических или лирических протяжных). Продолжают звучать молодецкие песни, основная тематика которых – казачья удаль, неволя, смерть на чужбине; огромное количество любовных песен, среди которых песни о неразделенной любви занимают большое место. В детской среде по-прежнему распространены потешки, песни, персонажами которых являются домашние животные и растительного мира, игровые и календарные песни, заимствованные из репертуара взрослых.

Однако в современном музыкальном творчестве населения происходят существенные изменения, связанные с народным исполнительством и выбором репертуара. Так, на протяжении последнего столетия многие традиционные песни постепенно выходят из бытования (былины и др.), им на смену приходит новый пласт жанров, возникших под влиянием европейской культуры, утвердившей гомофонно-гармонический склад. К числу таких жанров относятся, помимо походных, солдатских песен и баллад, частушки, шуточные, авторские песни. Большинство из них имеют сходные жанрово-стилевые признаки, в числе которых: преобладание в поэтических текстах песен силлабо-тонического стиха с характерной рифмованной стопностью; преобладание многоголосной фактуры с терцовым принципом строения созвучий; несложный (двух- или трехдольный) размер. Иначе говоря, жанрово-стилевая основа этих песен едина, а отличительным признаком является лишь содержание их текстов.

Значительно преобразовались исполнительские традиции казаков: сокращено, а в некоторых станицах и вовсе исчезло однородное мужское исполнительство, обусловленное ликвидацией казачьего войска. На его смену все активней приходит женское и смешанное пение.

Во многом изменилась социально-бытовая функция песен: традиционные обрядовые песни переходят в репертуар самодеятельных и профессиональных вокально-хоровых коллективов; исторические, походные, молодецкие и рекрутские песни, в прошлом исполнявшиеся исключительно мужчинами, в настоящее время звучат не на службе, а на сцене; календарные песни из взрослого репертуара переходят в детскую и подростковую среду.

В настоящее время в станицах успешно сосуществуют две исполнительские формы: традиционно-бытовая и концертно-сценическая. Во многих станицах и городах Карачаево-Черкесии, Ставропольского края сегодня действуют фольклорные и народные коллективы, в репертуаре которых равное место занимают традиционные и современные русские, украинские и казачьи песни. Одни коллективы исполняют народные песни в форме их естественного бытования, другие подвергают песни значительным обработкам, что нередко приводит к изменению их жанровой принадлежности, к появлению другого произведения с иным идейно-художественным замыслом.

Сегодня среди населения заметна возрастная дифференциация в жанровом предпочтении. Так, старшее поколение по-прежнему любит петь традиционные песни (свадебные, календарные, исторические песни, баллады). В репертуаре среднего поколения преобладают песни более позднего формирования (авторские песни, частушки, протяжные лирические песни).  Молодежь народными песнями практически не интересуется и не поет их, хотя слышит от людей старшего и среднего возраста. Исключение составляют детские (преимущественно школьные) фольклорные коллективы, участниками которых являются учащиеся разных возрастных групп. В настоящее время казачья молодежь в качестве народных песен воспринимает и исполняет преимущественно авторские песни.

В ХХ столетии в целом в России возникает новое направление функционирования национальной музыкальной культуры - художественная самодеятельность, которая активно проникает и в казачьи станицы. Самодеятельная сцена для них становится своеобразной нишей, объединяющей прошлое и настоящее, традиционную и современную музыку. Среди молодежи идет опосредованное знакомство с традиционным фольклором через книжные источники. При этом оригинальные мелодии утрачиваются, идет процесс их прощения.

В развитии песенного творчества на протяжении ХХ – начала ХХI столетий важное значение имеет участие народных певцов, самодеятельных и профессиональных коллективов в многочисленных смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, систематически проводимых в Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае и других регионах Северного Кавказа. Это во многом способствуют проникновению в быт казаков различных образцов музыкального фольклора, как традиционного, так и современного. Значение фестивального движения огромно, главным же средством этого «…творчества является живое созидание и восприятие искусства, которое, благодаря своим суггестивным способностям, реализуемым через художественные средства (ритм, звук… и т.д.), воздействует непосредственно на подсознание человека, формируя у него систему мотиваций и отношений» [6, с. 99-100].

Вокально-хоровые коллективы создают новые, авторские песни со стилизацией жанровых, музыкально-выразительных особенностей традиционных казачьих песен. Одновременно с этим в песенный репертуар активно проникают новая тематика и интонационный строй современной музыки.

Отметим, что указанные процессы наблюдаются не только у верхнекубанских казаков, но и казаков, проживающих в других регионах России. Исполнителями казачьих песен являются народные певцы - обычные жители станиц, знающие и любящие народные песни своей местности, талантливые певцы. Поют песни также в бытовых, фольклорных станичных ансамблях, народных самодеятельных и профессиональных коллективах.

Итак, анализ песен перечисленных местностей, их жанровый состав, фактура, тематика позволяют делать интересные наблюдения об особенностях бытования песенного фольклора верхнекубанских казаков. Так, наше внимание привлек тот факт, что в одном и том же населенном пункте, и соседних станицах, расположенных на весьма близком расстоянии, песенный репертуар значительно отличается по фактуре, содержанию и другим параметрам. Но при этом их песенный репертуар весьма схож с репертуаром казаков, проживающих на значительном от них расстоянии. Эти наблюдения подтверждают, что казаки, живущие отдаленно друг от друга, но имеющие идентичный или сходный исполнительский репертуар, могут быть переселенцами из одних и тех же регионов России и Украины.

 

Литература:

1. Карданова Б. Б. Некоторые стилистические особенности песенно-хоровой культуры верхнекубанских казаков //Из истории линейного казачества Северного Кавказа /Материалы научной конференции. Армавир, 1998. С. 63-65.

2. Карданова Б. Б., Т. Б. Узденова. Соотношение стиха и напева в казачьих народных песнях //Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика. Материалы региональной научной конференции. Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2009. С. 71- 73.

3. Карданова Ю. Р. Детские песни казаков Карачаево-Черкесии //Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство. Часть I, Фольклор. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в рамках IV Всероссийского Открытого конкурса исполнителей на народных инструментах). Махачкала, 22-24 апреля 2009 г. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2009. С. 68-71.

4. Карданова Ю. Р. Обрядово-песенный фольклор казаков Карачаево-Черкесии //Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика. Материалы региональной научной конференции. Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2009. С. 73- 76.

5. Рудиченко Т. С. Современное состояние народной музыкальной культуры Дона. – Ростов-на-Дону, 1982.

6. Сиюхова, А. М. Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов. Майкоп: изд-во МГТУ, 2008. 130 с.

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!