ТРУДОВЫЕ ПОПЕВКИ И ПЕСНИ ВЕРХНЕКУБАНСКИХ КАЗАКОВ



LABOUR POPEVKA AND SONGS BY VERKHNEKUBANSKY COSSACKS

 

С.А. Демурчев,

бакалавр 2-го года обучения, направление подготовки «педагогическое образование (профиль «музыка»)» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Б.Б. Карданова,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У . Д . Алиева , г . Карачаевск

S.A. Demurchev,

bachelor of the 2nd year of training, direction of preparation "pedagogical education (music profile)" of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

B.B. Cardanov,

candidate of art criticism, associate professor of music education of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

В статье рассматриваются трудовые песни казаков Карачаево-Черкесии. Определяются жанровый состав, бытовая функция, тематика поэтических текстов, особенности поэтики и музыкального стиля песен.

Ключевые слова: верхнекубанские казаки, песенный фольклор, жанры, трудовые жанры, попевки, стилевые особенности.

In article labor songs by Cossacks of Karachay-Cherkessia are considered. The genre structure, household function, subject of poetic texts, features of poetics and musical style of songs are defined.

Keywords: verkhnekubansky Cossacks, song folklore, genres, labor genres, popevka, style features.

 

Актуальность темы данного исследования обусловлена неизученностью музыкального фольклора верхнекубанских казаков. Основной целью работы является рассмотрение трудовых песен, распространенных у данной субэтнической группы. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлен жанровый состав трудовых песен, бытовая функция, тематика текстов, особенности поэтики и музыкального стиля песен.

Трудовые песни верхнекубанских казаков мы классифицируем следующим образом: 1) попевки и песни, непосредственно связанные с трудом; 2) песни, опосредованно связанные с трудом.

В прошлом у верхнекубанских казаков бытовали припевки и песни, связанные со всеми распространенными у них трудовыми процессами. Они могли быть частью обряда, выполняя определенную функцию: оповещение о начале и конце полевых работ, выпрашивали у сил природы благополучия и изобилия и т.д. Также были распространены песни, опосредованно связанные с трудом, исполнявшиеся вне трудового процесса - в минуты отдыха, между работой и после нее (по пути в поле и обратно - домой и т.д.).

В трудовой жизниказаков важное место занимаетземледелие, которое культивировалось переселенцами из российской глубинки и украинских губерний [1, с. 110].В жатвенном ритуальном комплексе казаков традиционно различают три этапа: 1) подготовка жатвы, 2) уборка урожая, 3) окончание жатвы. Соответственно перечисленным этапам исполнялись и приуроченные песни, получившие свои названия по времени их исполнения: песни, исполняемые до начала жатвы; песни, сопровождающие уборочную работу; песни, исполняемые по окончании жатвы.

Вероятно, у предков казаков бытовали песни, сопровождающие каждый этап земледельческих работ, но из них сохранились лишь отдельные. К их числу можно отнести припевки, исполняемые над кадкой с зерновыми культурами (пшеницей, гречихой, кукурузой, ячменем и др.) перед их посевом [3]:

Мать божья!

Гавриил Архангел!

Благовестите,

Благоволите,

Нас урожаем благословите:

Овсом да рожью,

Ячменем, пшеницей

И всякого жита сторицей.

Специальные заклинания исполняли казаки при посадке различных семян (свеклы, капусты и др.) [7]:

Не будь голенаста,

А будь пузаста,

Не будь пустая,

А будь тугая!

Не будь красна,

А будь вкусна!

Не будь стара,

А будь молода!

Не будь мала,

А будь велика!

Исполняли заклинания и на хороший урожай [5]:

Уродитесь, бобы,

Велики и круты,

В поле густа,

На столе вкусна.

Заклинали речитативно или же просто проговаривая. В большем же количестве сохранились песни, опосредованно связанные с трудом, – это семейно-бытовые, шуточные и лирические песни. В текстах песен с трудовой тематикой описывается определенный уклад жизни конкретной станицы. Нередко восхваляются трудолюбивые, работящие люди, высмеиваются ленивые. Чаще это делается в шутливо-корильной форме.

Трудовая тематика широко отражена и в собственно шуточных песнях, также популярных среди казаков. Например, в песне «Ой, ходимо, жинка» описывается выращивание в казачьих станицах различных злаков (семечек, гречки, картошки, буряка) [2]:

2.- Тай, ходимо, жинка, ходимо до дому.

Тай пидэмо, жинка, греченьку везаты.

- Зробли мэнэ холодок

Я буду лежаты.

3. - Тай, ходимо, жинка, ходимо до дому.

Тай пид эмо жинка картошку полоти.

- А я пиду, не буду полоти,

Мэнэ рученьки болят от такой работы.

4.- Тай, ходимо, жинка, ходимо до дому.

Тай пидэму, жинка, буряки копатэ.

- А я пиду, не буду копаты,

На ще мэнэ буряки як я хочу спати

Основная же идея песни – обличение недостатков станичников (их лень, праздность и прочие пороки). В земледельческих песнях нередко присутствуют черты календарных песен, в числе которых: силлабический стих поэтического текста, внутрислоговые распевы в мелодии, преобладание узкого диапазона, гетерофонно-монодийной фактуры и пр.

Параллельно с приуроченными песнями широко распространены неприуроченные лирические песни,которые исполняются в любое время года, независимо от календарных дат и праздников. В основном это песни позднего формирования. Тематика неприуроченных лирических песен типична для данного жанра. Их сюжеты связаны со сложными взаимоотношениями в патриархальных казачьих семьях (весьма распространены сюжеты о непростой судьбе девочки-сиротки, о тяжелой женской доле). Но при тематическом разнообразии их объединяющим признаком является трудовой контекст - семейные и личностные коллизии в них происходят на фоне трудовой жизни казаков. Например, в довольно популярной семейно-бытовой песне «По-за лугом зэлэнэньким» описывается традиционный сюжет - конфликт матери с сыном, который хочет жениться на молодой вдове вопреки воле матери [3]:

2.Вона брала выбирала,

Только голос подавала. -2 раза

3.Там Василё сино коси,

Только голос переносит. -2 раза

4.Бросив косу зо доланьку,

А сам пишёл до доманьку. -2 раза

В песне «Из-за горы, горы» описывается жизнь труженицы-казачки[4]:

Из-за горы

Дують витры буйны.

Ой, кому даленько

Дай пшеницы и сеньку сеить.

Ой, я пасы овцы,

Да стала вола сицы.

Отдавала ковсы,

Стала бога прысыть:

-Уродися, Боже,

Дай пшеницу яру.

Ой, на малых деток

Дай на долю, на славу.

Однако и в этом образце заметно жанровое смешение - обрядовой песни и песни-заклинания. Исполнители обращаются к силам природы, в данном случае к Богу, с множеством просьбами: послать им хороший урожай, малых деток, счастливую долю, славу и т.д.

Все песни верхнекубанских казаков с трудовой тематикой имеют ряд общих признаков: в них преобладает монотекстовость, предполагающая закрепленность за каждым напевом одного поэтического текста; для них характерны развитые строфические формы; широко используются внутрислоговые распевы, суммарные звукоряды и развитые многоголосные полифонические фактуры.

 

Литература:

1. Куракеева М.Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции (XIX-нач. XX в.): (К 80-летию репрессий казачества). Черкесск: КЧ ИГИ, 1999. - 278 с.

2. Полевая запись Кардановой Б. Б 1997 г. в станице Подкумок Ставропольского края с голоса Д. И. Пивченко, 1934 г.р., Т. М. Даньковой, 1943 г.р., М. С. Лысенко, 1926 г.р., А. И. Куликовой, 1935 г.р.

3. Полевая запись Кардановой Б. Б 1997 г. в станице Подкумок Ставропольского края с голоса с голоса Н. С. Сидорука, 1926 г.р.

4.   Полевая запись Кардановой Б. Б 1998 г. в станице в станице Преградной Урупского района КЧР с голоса А. А. Купчикова, 1916 г.р., А. А. Купчиковой, 1919 г.р.

5. Полевая запись Кардановой Б. Б. 2006 г. в городе Карачаевске КЧР со слов П. Я. Нагубной, 1922 г.р.

6.  Полевая запись Кардановой Б. Б. 2006 г. станице Зеленчукской Зеленчукского района КЧР со слов Л. И. Ткаченко, р. 1973 г.р.

7. Полевая запись Кардановой Б. Б. 2006 г. станице Зеленчукской Зеленчукского района КЧР со слов В. М. Самойловой, 1947 г.р.

 

 

УДК 39

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!