I . Интеркультурализм: базовые принципы
Во-первых, интеркультурализм включает в себя элементы, которые присущи не только ему. К примеру, довольно распространенную идею о том, что государственный язык, единое правовое поле и территориальное единство – еще не все, что формирует цельную нацию — они должны быть связаны неким символизмом, который помогает воспитать самобытность, коллективную память, причастность.8
То, что мы называем принципом узнавания (в значении, о котором говорил Чарльз Тэйлор и другие) – это также часть интеркультурализма.9 Этот принцип также можно обнаружить в концепции мультикультурализма и в некоторых других моделях. Еще один элемент интеркультурализма мы видим в западных моделях демократии – это плюралистское мировоззрение, которое подразумевает восприимчивость к этнокультурному разнообразию и отрицание любой дискриминации на основе различий difference.10 Этот подход, родившийся как следствие изменения коллективного сознания после двух мировых войн, фашизма, тоталитарных режимов и деколонизации, появился на свет в 1950-е и 1960-е годы как новое отношение к меньшинствам любого рода. И все же нужно отметить, что эти компоненты (национальные символы, узнавание и плюрализм) могут толковаться и применяться по-разному, и за счет этого могут быть применимы в различных моделях.
Таким образом, вопреки общепринятому мнению, плюралистская модель со всеми принципами признания, вовсе не обязательно ведет к мультикультурализму. Точно также, разумное примирение – весьма распространенная практика в Соединенных Штатах, англоязычной Канаде, Австралии и нескольких европейских государствах включая Англию. Мы можем обозначить такое примирение культур как некие корректировки некоторых норм и правил, принятые для отдельных лиц или групп граждан (иммигрантов или иных), обладающих некими отличительными характеристиками, которые не совместимы с принятой культурой.
|
|
__________________________
8) Я позволю себе настаивать на этом пункте. Некоторые критики интеркультурализма приписывают мне сугубо «светское» понимание термина «национальность», которое я всегда отрицал в своих работах. См. Жерар Бушар, La Nation québécoise au future et au passé (Montreal: VLB, 1999) at 10-20, 22-23 [Bouchard, Nation]. Самобытность и национальная память – центральные элементы нации и их всегда необходимо учитывать.
9) Согласно нынешней концепции принцип признания касается статуса или состояния меньшинства в конкретном обществе. Он требует уважения к разным культурам, людям и группам которые их олицетворяют, в соответствии с уважением к достоинству человека. Согласно этому принципу, любое индивидуальное или групповое выражение сожаления о неуважении к их достоинству требует признания членами культуры большинства. Читайте критическое обсуждение здесь: Charles Taylor, Multiculturalism and “The Politicsof Recognition” (Princeton: Princeton University Press, 1992).
|
|
10) Плюрализм не стоит путать с множественностью, которая является синонимом разнообразия.
Плюрализм подразумевает особое отношение к этнокультурному разнообразию, которое по сути есть лишь простой факт.
Такие поправки направлены на то, чтобы ускорить интеграцию этих групп и защитить их от дискриминации, которая может возникнуть из-за их отличительных особенностей. Еще раз скажу, вопреки существующим представлениям, это не означает, что определенные люди получают эксклюзивные права или привилегии. Согласно принципу равенства, цель состоит в том, чтобы дать всем гражданам возможность без ограничений пользоваться их правами.11 Если говорить о признании, плюрализме, примирении – важно различать базовые принципы и критерии и методы управления. Примирение свойственно не только интеркультурализму, этот принцип может быть задействован в различных философиях, категориях и политике.
Следовательно, мы должны прекратить ассоциировать примирение только лишь с мультикультурализмом. Те коррективы, которые прекрасно впишутся в одном обществе, вызовут еще большие проблемы в другом, даже если оба социума декларируют плюрализм.
В свете этой беседы мы видим, что в случае с Квебеком нужно разработать такую форму плюрализма, которая подтверждает, что франкоговорящее большинство само по себе является хрупким меньшинством, требующим защиты для гарантии выживания и развития в среде Северной Америки и контексте глобализации.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!