ПЕРЕСКАЗ КАК ПРИЕМ АКТИВИЗАЦИИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИИ



<...> Пересказ от лица героя обладает целым рядом, скрытых внутренних возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима интерпретация всех событий с определенной точки зрения — с точки зрения данного героя. Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.

Рассказывая, например, сказку от лица деда, ребенок не должен воспроизводить эпизод, в котором говорится, как лиса выбрасывает рыбку из саней — ведь дед этого не мог видеть; а передавая сказку от лица лисички, ребенок должен опустить сцену встречи старика и старухи, так как лиса не могла быть свидетелем этой сцены, и т.п. Таким образом, позиция героя побуждает ребенка выделить, «вырвать» из монолитного авторского контекста сюжет данного героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он мог быть. Это наиболее сложный для детей момент в данном задании. Поэтому необходим ряд условий для того, чтобы осуществить правильный, полноценный пересказ от лица героя.

Первое условие — подготовка детей к пересказу. Успешный пересказ с позиции героя возможен лишь в случаях, когда ребенку все ясно в этой позиции, когда он проникается состоянием героя, сочувствует и сопереживает с ним. Дети должны увидеть индивидуальность каждого из героев, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями. Именно этому, в первую очередь, и должна быть посвящена подготовительная работа к пересказу от лица героя.

Для того чтобы на первых порах облегчить переход к пересказу от первого лица, можно иногда использовать игровой прием, который поможет детям начать рассказ от лица героя. Так, например, предлагая детям изложить упомянутую выше сказку «Лиса и волк» от лица лисы, воспитательница говорит ребенку: «Представь себе, что лисичка принесла рыбку домой и рассказывает лисяткам, как она обманула дедушку». Следует сразу же оговориться, что этим приемом нельзя злоупотреблять, так как введение новых, не существующих в произведении персонажей (в данном случае лисят) всегда противопоказано произведению, в какой-то мере нарушает его целостность. Введение игровой ситуации целесообразно использовать только на самых первых этапах работы над этим заданием: опыт показывает, что дети достаточно легко и быстро осваивают этот вид пересказа.

Большую роль в формировании навыка пересказа от лица героя играет его коллективное обсуждение с детьми. При обсуждении воспитатель фиксирует внимание всех детей на умении ребенка-рассказчика излагать события от первого лица, не сбиваясь на обычный пересказ, на способность воспроизвести индивидуальную точку зрения героя, отбирая необходимые с этой точки зрения события и факты произведения. Участие детей в совместном обсуждении пересказов помогает им увидеть позицию героя, глубже осознать его поступки, переживания, взаимосвязи с другими персонажами.

Опыт показал, что пересказ от лица героя — задание интересное и доступное детям дошкольного возраста. В этих пересказах мы, как правило, сталкиваемся не с формальной постановкой первого лица взамен третьего, а свободной интерпретацией событий произведения с точки зрения конкретного героя. Одной из характерных особенностей пересказов детей от лица героя является ярко выраженная в них личная сопричастность к событиям, откровенное переживание ребенка за героя. Так, воспроизводя сказку «Лиса и волк» от лица лисы, дети не просто сообщают о своих поступках и проказах, но указывают на мысли, переживания, связанные с этими действиями.

Приведем отрывки из пересказов детей в сопоставлении с соответствующими отрывками из сказки.

 

Отрывки из текста сказки Отрывки из пересказов детей (подготовительная группа)
Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам, нельзя ли где чем-нибудь поживиться. Видит она: везет мужик на санях мерзлую рыбу. Забежала лиса вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги вытянула... Ну, дохлая, да и только! Подъехал мужик, посмотрел па лису и говорит: — Славный будет ворот-пик жене на шубу! Взял лису за хвост и швырнул в сани, закрыл рогожею, а сам пошел подле лошади. Оля. Шла я раз по дороге и была голодная. Вижу: едет старик, а на санях у него рыба. Обрадовалась я и думаю: сейчас я его обману. Забежала я вперед, легла на дорогу, хвост откинула, лапы вытянула и жду, что будет. Даже глаза закрыла и не дышу. Подошел старик ко мне и слышу он говорит: «Дохлая, да и полно». Обрадовалась я, а смеяться не смеялась. Схватил он меня за хвост и швырнул в сани и рогожкой прикрыл. Вика. Один раз я была очень-очень голодная. И вижу: старик едет с возом, а на возу целый воз рыбы. И вижу я столько у него рыбы, что нельзя его не обмануть. Ну, тогда я притворилась мертвой и не дышу. А он сказал: «Дохлая, да и полно» — и бросил в сани.

 

Даже эти краткие отрывки дают некоторое представление об основных особенностях пересказов детей. Передавая сказку от лица героя, дети не буквально воспроизводят текст, а свободно его интерпретируют.

При этом внешние отклонения от подлинника связаны со стремлением наиболее точно передать открытую сущность поведения героини, показать ее внутренние переживания. В свои пересказы дети вводят отсутствующие в тексте слова, которые информируют слушателя об эмоциональном состоянии героини — «Обрадовалась я, а смеяться не смеялась»; обнажают ее мотивы и намерения — «И вижу я столько у него рыбы, что нельзя его не обмануть»; дополняют картину притворства лисы — «И даже глаза закрыла и не дышу» и т.п.

Таким образом, свободная интерпретация текста не означает свободы от внутреннего смысла сказки, так как целью всех стилистических вольностей детей было стремление передать не только то, о чем фактически говорит текст рассказа, но и то, о чем он умалчивает, — его подтекст. <...>

Печатается по изд.: Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4. - С. 16-18.

 

Н.Ф. Виноградова


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!