ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИЙ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ



 

<...> Наше исследование посвящено изучению роли сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников. Задачи исследования:

1. Разработать содержание и методику работы по использованию серий сюжетных картин для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности восприятия детьми сюжетных картин, зависимость, содержания и словесного оформления высказывания от сюжета картин.

3. Разработать серии картин, сюжеты которых дали бы детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы использовать картины как средство, стимулирующее формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания.

Составляя серии сюжетных картин, мы учитывали особенности восприятия картин дошкольниками и стремились, чтобы содержание серии было детям понятно, близко их жизненному опыту, персонажи — выразительны; в сюжетах четко прослеживается логическая последовательность, завершенность; содержание картин интересно детям не только изображением, но и нравственным смыслом; учитывалось и эстетическое оформление картин, решение умственных задач.

Особое значение мы придавали /разработке методики работы с сериями сюжетных картин, чтобы использовать их для формирования представлений о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умений придумать заглавие рассказу, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Варианты предъявления картин были также разнообразными. В каждую серию входит от 3 до 5 картин:

I серия. «Девочка и еж» (на 1-й картинке изображена встреча на лесной полянке девочки и ежика; на 2-й картинке — ежик показывает девочке гриб; на 3-й — девочка имеете с ежом срезает гриб; на 4-й — девочка прощается с ежиком).

II серия. «Верный друг» (1 — мальчик с санками на горе, рядом сидит собака; 2 — мальчик попал в прорубь, зовет на помощь; 3 — собака вытаскивает мальчика на крепкий лед; 4 — мальчик лежит в постели с завязанным горлом).

III серия. «Больная белочка» (1 — девочка с корзинкой и мальчик с сачком идут в лес; 2 — дети заметили раненую белочку, из лапки течет кровь; 3 — дети перевязывают лапку платком; 4 — дети несут белочку домой лечить, корзинка пуста).

IV серия. «Шишка» (1 — заяц и белочка на полянке прыгают через веревочку, из-за кустов выглядывает волк; 2 — волк бросается за зайцем, белочка прыгает на дерево; 3 — белка бросает на голову волку шишку, заяц убегает; 4    — волк, держится за перевязанную голову, рядом валяется шишка).

V серия. «День рождения» (1 — мама-медведица с медвежонком стоят у раскрытого окна, в комнате накрыт праздничный стол, из окна видно, как идет заяц, в конуре лежит собака; 2 — в комнате медведей нет, кот тащит со стола коробку с конфетами, собака смотрит в окно; 3 — медведи с гостями (белка, заяц пришли), конфет на столе нет, одна ленточка на полу. Мишка плачет, мама его успокаивает; 4 — собака приносит конфеты, все рады; 5 — белка, заяц, собака, медвежонок сидят за столом, мама-медведица разливает чай, кошки со всеми нет).

VI серия. «Сильный дождь» (1 — ясная погода, стоит дерево, светит солнце; 2 — надвигается туча на солнце, от ветра колышутся ветви дерева; 3 — сильный дождь, дерево покачнулось, колышется трава; 4 — ветер стихает, туча уходит, видна половина солнца; 5 — такая же, как и 1).

VII серил. «Помоги ветерану» (1 — на скамейке сидит ветеран в очках, читает книгу; 2 — мальчик и девочка стоят у скамейки, на которой лежат очки и книга; 3 — дети относят очки и книгу в милицию; 4— милиционер отдает ветерану его пропажу, он благодарит детей за находку).

VIII серия. «Убираем огород» (1 — маленький мальчик играет в песочнице, рядом с ним грузовик; 2 — дети идут на огород собирать урожай; 3 — они приглашают мальчика помочь им, грузят на его грузовик часть овощей).

IX серия. «Помогаю бабушке» (1 — дома в комнате спит бабушка, внук сидит за столом; 2 — внук убирает комнату, подметает пол; 3 — бабушка благодарит внука за помощь).

Эти серии картин использовались нами для развития связной речи как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Наряду с традиционными приемами развития связной речи по сюжетным картинам (составление рассказа по образцу педагога, по плану, предложенному воспитателем вместе с детьми, придумывание рассказа по вопросам воспитателя), мы разработали различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа.

 

I вариант.

Детям на каждый стол даются разные серии картин (из уже знакомых серий, использующихся в практике работы детского сада). Предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем на доске воспитатель выставляет другой набор картинок, в них заведомо нарушена последовательность. Дети должны отыскать ошибку и исправить ее. Далее детям дается задание придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.

Этот вариант выявляет умение детей выстроить содержание картин в логической последовательности и возможности дошкольников в построении связного рассказа по картинкам.

 

II вариант.

Вся серия картинок выставляется на доске. Первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты. Детям предлагается по такому расположению составить рассказ. После составления рассказа открывается вторая картинка, снова дети придумывают рассказ по данному расположению. Далее последовательно открывается третья картинка, затем последняя. В конце дети дают название рассказа, выбирают самое удачное. Такой вариант предъявления картин помогает развитию воображения детей, умения предвидеть развитие сюжета, действия персонажей, изображенных на первой картинке, учат детей придумывать наиболее точное название рассказа.

 

III вариант.

Перед занятием каждый ребенок раскладывает последовательно серию картинок. На занятии педагог расставляет картинки заведомо неверно и спрашивает: «Правильно ли поставлены картинки? Что надо сделать, чтобы было правильно? Кто из вас разложил, картинки не так, как стоят они сейчас?» Дети обсуждают, почему надо разложить картинки в той, а не иной последовательности. Затем дети составляют рассказ по всей серии (на каждую картинку вызывается один ребенок, дети договариваются между собой, кто будет начинать рассказ, кто его продолжит и кто закончит). Все рассказы анализируются, подбирается название.

В таком варианте развивается осознание детьми правильности выполнения задания, это повышает их ответственность за свое высказывание. Кроме того, такой прием, как распределение обязанностей и коллективное рассказывание, предполагает умение детей договариваться между собой, с одной стороны, а с другой — дети самостоятельно распределяют рассказывание по частям, т.е. идет закрепление представлений о композиция рассказа (начало — середина — конец). Таким образом, такой вариант рассказывания выполняет сразу несколько функций.

 

IV вариант.

Сначала педагог выкладывает серию картинок, по которым дети придумывали рассказ на прошлом занятии. Далее зачитываются названия рассказа, которые давали сами дети, воспитатель включает и свое наиболее подходящее название, дети выбирают самое удачное, свой выбор обосновывают.

Затем детям дается следующая серия картинок, которую надо разложить в правильной последовательности и составить коллективный рассказ. Педагог спрашивает детей, как они распределились, кто из них начнет рассказ, кто расскажет середину, кто будет заканчивать. Так закрепляется представление о композиции, формируется умение действовать сообща, помогать товарищу в случае затруднения. На таких занятиях решаются и умственные, и нравственные задачи.

 

V вариант.

На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события». Один ребенок рассказывает по такому расположению. Затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются средние картинки, дети составляют «команду» и рассказывают по очереди вчетвером. Каждая «команда» дает свое название рассказу, выбирается лучшее название. В конце детям задается вопрос, о чем этот рассказ, этим выясняется, как они понимают суть рассказа.

Такой вариант закрепляет представления детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, без знания персонажей), это развивает воображение, логику выстраивания сюжета.

 

VI вариант.

Воспитатель показывает детям одну картинку, дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Задается вопрос: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть?» Затем на доске выставляется вся серия картинок из пяти штук. Открываются они через одну: 1-я, 3-я и 5-я открыты, а 2-я и 4-я закрыты. Дети составляют рассказ по такому расположению. Затем открывается вторая картинка, снова составляется рассказ, наконец открываются все картинки, и группа из пяти детей составляет новый рассказ.

Этот вариант позволяет опросить почти всех детей группы. Детям сначала приходится вообразить, что может произойти с героями этого рассказа, а затем восстанавливается полностью все содержание этого сюжета.

 

VIII вариант.

Воспитатель выставляет серию из четырех картинок, открываются первая и четвертая картинки, вторая и третья закрыты. Дети придумывают рассказ по этому расположению, дают ему название. Затем открываются все картинки, снова составляется рассказ.

Такой вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине). <...>Правильному построению рассказа способствует самостоятельное раскладывание набора картинок каждым ребенком, рассказывание при частью закрытой серии. Это помогает детям чувствовать логику изложения, развивает воображение:

Название выражает суть рассказа и является одним из критериев связной речи, поэтому детей нужно учить нахождению смыслового заголовка.

На каждом занятии дети выполняли различные упражнения, лексические и грамматические, направленные на формирование умений составлять простые и сложные предложения, подбирать синонимы и антонимы к заданным словам, связывать между собой части высказывания. Эта работа сочеталась с основным содержанием рассказов, с персонажами, изображенными на картине.

 

Печатается по изд.: Психолого-педагогические вопросы

развития речи в детском саду: Сб. науч. тр.

/ Под ред. ФАСохина и О.С.Ушаковой. - М., 1987. - С. 43-48.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!