РАССКАЗЫВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ



Организация и методика детского рассказывания

Необходимо больше заботиться и о развитии детского рассказывания. В развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы; через плавную, связную речь в.рассказе ребенок учится строить ее логически и последовательно (в источнике — курсив). Рассказ ребенка ярко говорит о его представлениях, переживаниях и интересах. Детское рассказывание помогает педагогу лучше понять ребенка, правильнее воздействовать на него, рассказывание ребят способствует культурной связи между ними, взаимопониманию и сближению.

Руководить детским рассказыванием следует с самого малого возраста. Малыш, сообщающий в двух-трех фразах о происшедшем, является примитивным рассказчиком: «Маня чашку хлоп, чашка — трах, разбилась, Маня плачет», или: «Собака девочку ам-ам, укусила; дяденька собаку палкой, палкой, так» (показывает, как). В обоих случаях ребенок дает образ вполне реальный, дает ярко, выразительно, чрезвычайно эмоционально. В рассказе ребенок-малыш склонен разыгрывать, движением изображать образ. Происходит это в силу того, что игровая структура, моторная выразительность ему наиболее близка, и он помогает ею своей речи. Речь же еще недостаточно богата и дифференцированна. Постепенно рассказы ребят становятся более богатыми по содержанию и более длительными по времени.

Как педагог в практической работе может помочь развитию детского рассказывания?

Прежде всего своим подлинным вниманием, участливым отношением. Небрежность и невнимание к рассказу, к сообщению ребенка действуют как отрицательный стимул: в другой раз ребенок уже не будет стремиться рассказать педагогу, поделиться с ним своим опытом.

Помимо внимания педагога, необходимо постепенно и у ребят вызывать внимательное отношение к рассказу товарища. Нельзя кричать, стучать, мешать, когда кто-либо из ребят рассказывает педагогу: «Коля рассказывает, не мешайте, не слышно, тише». Дети затихают, настораживаются, прислушиваются, постепенно заинтересовываются, желающих рассказывать становится больше.

Благодарным стимулом для рассказывания является картинка: она организует детское внимание, будит мысль, оживляет воспоминания ребенка, легко и свободно вовлекает его в рассказывание по картинке. Картинка как зрительный раздражитель привлекает внимание коллектива. Дети легко объединяются при рассматривании картинки, охотно, наперебой стараются рассказать, что они знают. Важно при этом создать легкое, свободное настроение ребят, не слишком подчеркивать неправильности речи, неясности образов, чтобы не приводить ребенка в смущение замечаниями («Ничего не поймешь, что ты сказал», «Ты не умеешь говорить как следует» и т.п.). Педагог должен тактично повторить детскую фразу, вставив нужное недостающее слово. Это помогает рассказу ребенка и обогащает его язык.

Подбирая картинки, все более усложненные по содержанию, богатые по действию, давая ряд картинок, связанных действием, педагог создает стимул к усложнению рассказа, к установлению простейшей цепи в развертывании действия. Помогают ребенку и вопросы педагога. От простейших, односложных вопросов: «Что это — собака?» — педагог переходит к усложнению вопросов: «А у вас в доме собака есть?», «Большая?», «Кусается?» Тут обычно ребята рассказывают какой-нибудь случай из своей жизни; педагог в затруднительный момент помогает, переспрашивает, уточняет.

Удачным приемом в развитии детского рассказывания следует считать запись детского рассказа и чтение его детям. «И про меня запиши, и про меня», — обычно заинтересовываются малыши. «Хорошо, запишу, расскажи». Записывая за ребенком, педагог не должен подменять его речь своими словами, но в тех случаях, когда имеются неясности или не то слово употребляется по смыслу, педагог переспрашивает, поправляя речь ребенка, вставляя в нее нужное слово, и в таком виде записывает. При записи педагог не должен быть пристрастным и записывать лишь «интересные», «удачные» детские рассказы. Обычно одни дети лучше справляются с рассказом, другие — хуже, и если рассказы худших никогда не окажутся записанными, стимул к рассказыванию у них снизится. Следует, напротив, у таких ребят вызвать максимальный интерес к рассказыванию, к упражнению речи. Не следует к слушанию рассказа малыша привлекать всю группу. Рассказ его обычно не очень ясен, коряв, и ребятам трудно слушать. Такой прием отпугнет от рассказывания.

Одной из форм рассказывания может быть пересказ ребятами того, что рассказал педагог. Пересказ развивает язык ребенка, обогащает детскую речь образными выражениями, учит художественной передаче текста. Разумеется, рассказ педагога должен быть вполне доступен ребенку, прост, четок и художественно выразителен, и лишь тогда он охотно будет пересказываться и внесет обогащение в опыт и речь ребенка. Хорошо, когда пересказ возникает по естественному поводу: положим, часть группы не слыхала этого рассказа, но он ребятам очень нравится, они охотно берутся пересказать, чтобы его узнали все.

Пересказы значительно усложняются в средней и старшей группе. В старшей группе может быть пересказ как упражнение — кто лучше перескажет. Ребята уже могут слушать критически, указывать ошибки, отмечать, у кого лучше, что плохо, что хорошо, что позабыто или удачно добавлено и т.п. Пересказ может быть и коллективным: один начал, другой продолжает, попутно ребята вносят поправки.

Если в группе малышей рассказывание детей не является еще организованной формой работы, с вовлечением всех ребят, то в средней и тем более старшей группах рассказывание ребят становится четко организованной формой, богатой по содержанию и разнообразной по методическому подходу. В старшей группе запись детского рассказа проводится организованно, все ребята заинтересованы в отборе рассказов, критикуют, поправляют друг друга. Составляется самодельная книга детских рассказов, тематическая или свободной тематики. Педагог записывает в книгу детские рассказы, стишки, загадки, а дети рисуют иллюстрации. В опыте одного сада имелась книжка ребят «Про смешное» — это была любимая книжка детей. Ребята знали ее наизусть, без конца рассматривали веселые картинки, придумывали новые смешные истории, пополняя книгу новым материалом. В одном детском саду такую сочиненную детьми книжку ребята послали в колхозный детский сад с письмом. Колхозные ребята прислали восторженный отзыв, и книжка послужила стимулом для аналогичной творческой работы в колхозном детском саду.

Обмен подобными книжками между детскими садами повышает интерес ребят к данному виду творчества, способствует их живому общению. Составление таких книг связывает рассказывание с изобразительной деятельностью. При составлении рассказов дети могут поставить задачей сочинить сценарий «Петрушки», рассказ для теневого театра либо рассказать о виденном ими представлении в театре «Петрушка», о своей игре, экскурсии и т.д. В виде упражнений педагог может предлагать детям придумать конец к рассказу педагога, составить коллективный рассказ (сговорившись и без сговора): один начинает, другой продолжает и т.д. Все ребята слушают обычно такие рассказы с напряженным интересом и весело смеются, когда продолжающий не развил сюжет, но вставил свое, не относящееся к предыдущей части рассказа и не связанное с ней.

Задание по составлению рассказов в старшей группе хорошо связать с работой в уголке книги и картинки. Ребенок может воспользоваться картинками, уточнить определенные части рассказа, дать более четкие образы, усложнить рассказ. Предвидя желаемую тематику рассказов, педагог заранее пополняет уголок соответствующими картинками и книжками-картинками, облегчая этим выбор и работу ребят.

Предлагать ребятам составить рассказы индивидуальные и небольшими группами следует, учитывая детский опыт, давая, тематику разнообразную и несложную, приучая ребенка творчески работать лишь на хорошо знакомом материале. Чтобы эти рассказы не были скучными, описательными, а с динамичным развитием действия, педагог ставит перед ребятами задачу — использовать в рассказе обязательно какой-нибудь интересный «случай». Ребята очень охотно придумывают разные «случаи». Все рассказы, придуманные ребятами, педагог записывает.

Педагог внимательно следит за рассказом детей, помогает им, поправляет, наталкивает детскую мысль на более динамичное развертывание действий, пополняет словарный запас детей.

Рассказывание самих ребят, проводимое организованно, интересно и весело, устраиваемое не слишком часто (один-два раза в декаду), должно быть любимым, увлекательным занятием для ребят. Если этого нет, значит, педагог не сумел методически правильно организовать данную работу...

 

Репертуар для рассказывания

 

Каждый педагог переживает огромные затруднения, когда ему нужно найти подходящий материал для рассказывания ребятам, и тем более на актуальные темы современности.

Педагогу необходимо научиться находить нужный материал и перерабатывать его для рассказывания. Определив тематику, т.е. основной стержень рассказа (какие основные мысли и факты-образы дать), рассказчик должен наметить фабулу, действующих лиц, их характеры и взаимоотношения. Доведя рассказ до кульминационного момента, необходимо дать быстрый и интересный конец, так как в противном случае слушатели потеряют интерес к рассказу. Крайне важно провести единую линию в развитии действия сюжета, без двойного плана (например, рассказ в рассказе), что затрудняет восприятие. Хорошо использовать структуру народных устных произведений: комулятивное построение (повторяющиеся факты с нарастанием напряжения), кольцевое построение и др. Требование простой структуры рассказа объясняется легкой отвлекаемостью детей; ребенок легко может утерять главную нить рассказа и отвлечься в сторону, к частности, к детали.

По тем же мотивам рассказ не должен иметь большого количества действующих лиц, загружаться лишними фактами, образами, по существу ничего не прибавляющими к основной линии рассказа. Детальный образ, описательность, длинные разговоры, рассуждения героя, размышления автора затрудняют восприятие дошкольника, утомляют его. Подвижность воображения, требование движения в рассказе, кинематографической смены действия характерны для восприятия дошкольника, и это нужно учитывать. Образ должен раскрываться ярко, выпукло. Один-два четких признака, контрастные сочетания и малое количество действующих лиц — все это поможет ребенку воспринять рассказ, почувствовать и понять его.

Язык в рассказе должен быть простым, но ярким, образным: короткие фразы, звучность, ритмичность, красочность.

Начиная составлять рассказ, большинство педагогов делает характерные ошибки: стремится рассказ перегрузить познавательным материалом, подчеркнуть мораль и вместо прямого действия дает сообщение по поводу действия. Например, вместо того чтобы дать прямую речь, рассказчик говорит: «Ребята разговаривали о весело проведенном дне, каждый вспоминал свое, что ему больше запомнилось. Было оживленно и весело». Ни оживления, ни веселья, ни живых ребят не видно, нет действия, нет прямой речи. Подобного рода сообщения ни в какой мере не являются рассказом: нет образов, нет динамики.

Лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка. Используя эти элементы, педагог легко оценит их и овладеет ими, станет неплохим рассказчиком. Однако механическое усвоение этих форм и подражание им без органической увязки с новым сюжетом могут дать лишь отрицательные результаты.

При подготовке рассказчика следует использовать разнообразные методы, развивающие творческое воображение, научающие строить и составлять собственные рассказы: рассказ-экспромт, рассказ на тему, который нужно составить в 10 минут, рассказ коллективный (один начинает, другой продолжает), переработка рассказа, наконец, пересказ художественных произведений.

Практическая творческая работа, построенная на основании оказанных принципов, вооружит педагога соответствующими навыками художественного рассказывания для его педагогической и общественной работы.

 

Печатается по изд.: Флерина Е.А.

Эстетическое воспитание дошкольника

/ Под ред. В.Н.Шацкой. - М., 1961. - С. 286-290.

 

 

А.М.Дементьева


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 739; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!