КАКОВО МЕСТО ПРОПОВЕДИ НА БОГОСЛУЖЕНИИ?



 

ВОПРОС: Основная цель церкви – совместное поклоне­ние Богу, а также общение с другими христианами и на­зидание от проповеди Божьего слова. Но есть ли библей­ское обоснование тому, что проповедь Писания является главной причиной для существования церкви? Многие считают, что главное – это чувственное переживание, получаемое людьми на месте поклонения Богу.

 

ОТВЕТ: Библия ясно говорит о том, что проповедь Сло­ва Божьего должна занимать центральное место на бо­гослужении. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, рождение свыше и духовный рост людей возможен только от осознанного восприятия Слова Бо­жьего. Иаков пишет об этом: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18). Это же подтверждает апостол Петр: «...как новорожденные младенцы, возлюбите чи­стое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение...» (1 Пет. 2:2). По этой причине богослужение должно быть событием, во время которого люди могли бы слышать ясную проповедь Библии. При этом очень важно, чтобы проповедовали именно Писание, а не свои мнения, истории и все то, что апостол Павел назы­вал «баснями» (2 Тим. 4:3-4).

Второй причиной ведущей роли библейской пропове­ди в богослужении является практика первой церкви. В книге Деяний апостолов мы находим одно из лучших описаний собраний верующих: «И они постоянно пре­бывали в учении апостолов, в общении и преломлении

хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Учение апостолов сто­ит здесь на первом месте. Общение, Вечеря Господня и молитвы следуют после проповеди. Кроме этого, Новый Завет содержит множество текстов, определяющих вы­сокое положение для библейской проповеди. Так в По­слании к Тимофею Павел дает наставление молодому пастору, утверждая, что его главной задачей является верное преподавание Божьего Слова: «Старайся пред­ставить себя Богу достойным, делателем неукоризнен­ным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Верная проповедь Писания представлена здесь как главная задача пасторского служения Тимофея. Павел подчеркивает, что Библия является единственным сред­ством, способным обеспечить правильное развитие хри­стиан в морально разлагающемся обществе: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Ии­суса. Все Писание богодухновенно и полезно для науче­ния, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко вся­кому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15-17).

Павел заканчивает свой наказ Тимофею призывом про­поведовать Слово без стеснения, всегда и везде, не под­даваясь требованиям толпы: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпени­ем и назиданием. Ибо будет время, когда здравого уче­ния принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4-1-4).

Все это говорит о том, что Павел видел библейскую про­поведь как основу богослужения.

Для того чтобы мы могли поклоняться Богу по- настоящему, нам необходимо знать Его таким, какой Он есть. Познание Бога начинается с Его Слова. Поэтому хорошая библейская проповедь должна занимать основ­ное место в каждой церкви, где хотят поклоняться и слу­жить Богу.


 

КАК ИЗБЕЖАТЬ АВТОРИТАРИЗМА В ПАСТОРСТВЕ?

 

ВОПРОС: На протяжении нескольких лет я принадле­жу к христианской группе, в которой практикуется до­вольно экстремально выраженное индивидуальное на­ставничество. Главный пастырь церкви изучает Библию с группой лидеров, а те индивидуально со своими «агн­цами». Эта система помогла мне и другим христианам эффективно расти. Однако за время пребывания в ней я ощущал на себе и причинял другим немало духовно­го насилия, хотя номинально у нас была неплохая бого­словская основа.

Наблюдая за вашей церковью, я вижу, что вы делаете большой акцент на индивидуальное наставничество. Чем отличается ваша система пастырства от того, что я описал выше? Есть ли у вас какие-то предохраняющие факторы, которые позволяют избегать различных не­приятных перекосов и злоупотреблений?

 

ОТВЕТ: Тема, которую вы поднимаете, очень актуальна и достаточно сложна. Следование за Христом связано с многогранной трансформацией личности. Каждая из граней имеет свой центр и крайние полюса, в которых ошибочные позиции достигают наиболее радикальных точек. Удержаться в центре чрезвычайно сложно. Это требует глубины зрелости в Иисусе Христе.

По причине того, что настоящий духовный рост дости­гается нелегко, многие верующие в различных сферах своей жизни часто оказываются на одном или другом полюсе крайностей. При этом они очень напряженно и иногда откровенно враждебно реагируют на тех, кто стоит на противоположном полюсе. Это можно наблю­дать во всем: одни практикуют слишком эмоциональ­ное служение, другие, реагируя на подобные перегибы, исключают эмоциональность вообще. Первые пропо­ведуют социальное Евангелие, пытаясь переделать без­божный мир и привить ему христианские законы, тогда как вторые уходят в монастырь, полностью изолируясь от мира. Это говорит о том, что извратить можно все, что угодно, и древний обманщик, дьявол, именно этим и занимается.

Что-то подобное происходит и с пастырством. Одни пол­ностью отрицают его, иногда ссылаясь на негативный опыт авторитарных организаций и личностей, другие устанавливают диктаторский контроль, манипулируя людьми, как марионетками. При этом обе стороны на­ходят достаточно аргументов в оправдание своей пози­ции. К счастью, Библия представляет достаточно ясные принципы, которые позволяют достигать эффективного пастырства, избегая авторитаризма.

 

ПАСТЫРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ БИБЛЕЙСКИМ

Пастырство не является человеческим изобретением. Библия говорит о том, что пастырей поставил Иисус Христос (Еф. 4:11). Он же определил их цели (Еф. 4:12) и практические функции (Еф. 4:13-16). Принцип па­стырства и ученичества как главный метод духовного развития верующего подтвержден Иисусом Христом (Мф. 28:19-20) и апостолами (1 Пет. 5:1-3, 2 Тим. 2:2). Кроме того, Писание говорит о многочисленных приме­рах таких отношений: Христос и ученики, слова апосто­ла Павла «...подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Все эти отношения предусматривают глубокую степень взаимопроникновения жизней людей, выраженную в определенной степени подчиненности пастырям. Писа­ние ясно говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны...» (Евр. 13:17).

Пастырство – это Божье изобретение, и поэтому оно бу­дет правильно функционировать только тогда, когда бу­дет соответствовать Его плану. Библия, являясь Божьей инструкцией жизни и служения, достаточно ясно и ис­черпывающе объясняет, каким оно должно быть. Более того, Писание является единственным основанием па­стырства. Власть пресвитера останавливается там, где останавливается Библия. Преклоняясь перед авторите­том Божьего Слова сам, пастырь должен уметь аргумен­тированно, ясно и доступно объяснять наставляемому, о чем говорит Библия, и быть способным ответить на возможные встречные вопросы. Такие ответы как: «Я пастырь, и поэтому я знаю» говорят о недостаточной по­священности самого наставника библейской истине.

 

ПАСТЫРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ СМИРЕННЫМ

Настоящее библейское сбалансированное пастырство невозможно без постоянно прогрессирующего личного смирения пресвитеров. Пастырство начинается в пре­клоненном перед Богом сердце лидера. Нужно помнить, что у пастыря нет собственной власти. Власть и автори­тет его заявлений зиждутся на Божьем Слове, а не его собственных взглядах. Верующие – это стадо Божье, и Бог определяет, как его пасти: «...пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охот­но и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая 164 пример стаду...» (1 Пет. 5:2-3).

Пастырь должен преуспевать в личной покорности ис­тине. Это должно стать сутью его жизни. В этом случае, всякий раз призывая своего подопечного повиноваться тому или иному принципу Писания, он будет делать это в духе смирения, а не авторитарности и доминирования над другими. Именно так осуществлял пастырство Хри­стос, Который постоянно ссылался на своего Небесного Отца и подчеркивал, что говорит и делает только то, что Отец повелел Ему (Ин. 12:50, 14:31)- По этой же самой причине апостол Павел, призывая подражать ему, делал оговорку: «...так, как я подражаю Христу». Следуя за сво­им пастырем, каждый христианин должен видеть, что тот или иной его шаг является выражением характера и принципов Иисуса Христа. Духовные лидеры должны стать проводниками жизни Христа для своих подопеч­ных (1 Фес. 2:8). Именно за это они и дадут особый отчет перед Богом (Евр. 13:17. Иер. 23:15-22).

Смирение перед Господом, смирение перед библейской истиной, смирение перед сопастырями, смирение перед людьми, пастырство которых ты обеспечиваешь, – все это обязательные элементы успешного библейского па­стырства.

 

ПАСТЫРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ДУХОВНЫМ

Нам всегда нужно помнить, что пастырство – это духов­ный процесс. Его цель – не просто достичь изменений человеческого поведения или прибавить знаний. Цель пастырства – приведение внутреннего мира и жизни христианина в соответствие с характером и жизнью Ии­суса Христа. Ее невозможно достичь механическим сле­дованием правилам, какими бы точными они ни были.

Эта цель достигается только при глубоком внутреннем действии Святого Духа в сердце человека. Такое положе­ние дел, во-первых, исключает шаблонность в подходе к душам, и, во-вторых, делает пастыря полностью зави­симым от Бога. Он становится лишь сосудом, несущим в себе драгоценную благодать Божией жизни (2 Кор. 4:7).

Это говорит о том, что для пастырства необходимо большое терпение. Невозможно заставить людей из­меняться, оказывая на них давление. Эта истина ясно продемонстрирована в пастырстве Иисуса Христа над Его учениками. Его работа с ними занимала годы, на протяжении которых Он тщательно, шаг за шагом, фор­мировал их мышление и внутренний мир, способствуя их гармоничному росту. Иисус продемонстрировал уди­вительный пример сбалансированного пастырства. Он настойчиво и последовательно влиял на Своих учеников, при этом не доминируя над ними, хотя и являлся Богом.

 

ПАСТЫРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ЛЮБЯЩИМ

Еще один библейский принцип говорит нам о том, что главной движущей силой пастырства должна быть ис­кренняя любовь пресвитеров к наставляемым. Она по­зволяет эффективно достигать изменения сердца и жизни человека, при этом реалистично реагируя на осо­бенности его личности и обстоятельств.

Пастырство, каким бы эффективным оно ни было, не гарантирует решения всех людских проблем. Какими бы точными и смиренными не были наставники, они всегда будут иметь разные результаты. В некоторых си­туациях процесс будет проходить успешнее, в некоторых менее результативно, а иногда прогресса не будет видно совсем. Иисус Христос оказывал пастырство двенадцати ученикам, при этом Петр, Иоанн и Иаков явно преуспе­вали в общем духовном развитии, тогда как Иуда Иска­риот не развивался совсем. Это говорит о том, что в па­стырстве нужно быть гибким и терпеливым, понимая, что оно не всегда дает одинаковые результаты.

 

ПАСТЫРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕРКОВНЫМ

И последний важный принцип: пастырство создано Бо­гом как часть жизни и служения Церкви (Еф. 4:11-12). На это есть несколько серьезных причин.

Созидание Церкви является окончательной целью па­стырства (Еф. 4:11-16). Пастыри строят не свою собствен­ную империю, а Церковь Иисуса Христа. В этом заклю­чается конечный смысл спасения и духовного развития всякой души. Напоминание себе этой истины помогает пастырям ходить перед Богом в смирении.

Кроме того, библейская модель церкви позволяет из­бежать множества возможных проблем, связанных с тенденцией к авторитаризму у отдельных пастырей. Во- первых, Писание ясно определяет качества, которыми должен обладать пресвитер. Они должны быть очевидны для окружающих братьев и сестер и даже для внешних. Пастырь должен быть «не дерзок... не корыстолюбец... любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова...» (Тит. 1:7-9)- Наличие этих качеств минимизирует опасность автори­таризма.

Во-вторых, говоря о пресвитерах, Новый Завет всякий раз употребляет множественное число. Пастыри всегда должны служить вместе, ища взаимной подотчетности, поддерживая и исправляя друг друга.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!