МОЖНО ЛИ ТАНЦЕВАТЬ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ?
ВОПРОС: В последнее время в разных городах появляются церкви, в которых люди танцуют во время богослужений. Ссылаясь на Псалтирь, члены этих церквей говорят, что нужно прославлять Бога в танцах. Есть ли в этом что-либо плохое? И если нет, то почему танцы все еще редко встречаются в церквах?
ОТВЕТ: Действительно, в последние годы некоторые церкви харизматического толка допускают и поощряют поклонение Богу, выраженное в танце. Основание для этого чаще всего находят в словах: «хвалите Его с ликами» (Пс. 149:3 и 150:4). Еврейское слово, переведенное в русской Библии фразой «с ликами», на самом деле означает «с танцами». При этом хорошо известно, что на протяжении почти девятнадцати столетий ни одна из ведущих христианских церквей не практиковала танцы во время богослужения. Ритуальные танцы были частью языческого поклонения и элементом некоторых радикальных псевдохристианских сект. Было ли у Церкви на протяжении истории веское основание отказаться от танцев на богослужении или она делала это ввиду недостаточного духовного развития?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, что имел в виду Давид, призывая прославлять Бога «с танцами».
Танцы были естественной частью жизни евреев. Тем не менее, все тексты Ветхого Завета упоминают танцы только в социальном контексте. Например, книги Царств описывают танцы во время особого ликования народа после победы над Голиафом (1 Цар. 18:6), а также при возвращении ковчега от филистимлян (2 Цар. 6:15-16).
|
|
Библия не приводит ни одного случая, когда бы дети Божьи танцевали, поклоняясь Иегове в храме. Хотя Ветхий Завет приводит подробное описание порядка богослужения, прописывая в деталях, что, кем и когда должно совершаться в скинии и в храме, танцы никогда не упоминаются в этом контексте. Новый Завет также ни слова не говорит о танцах на богослужении. Описывая собрания первой церкви, Лука говорит, что верующие пребывали «...в учении Апостолов, в общении и в преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2:42). Единственный случай подобия религиозных плясок израильтян описан в Библии в связи с поклонением золотому тельцу, которого они сделали, отступив от Бога (Исх. 32:1-6).
Вышеприведенные факты позволяют считать, что, призывая прославлять Бога танцами в псалмах 149 и 150, Давид имел в виду социальный, а не богослужебный контекст жизни своего народа. Другими словами, Давид призывал израильтян прославлять Бога всегда и везде, включая время отдыха и веселия по какому-то общенациональному поводу. Об этом же говорит и Новый Завет. Апостол Павел в Послании к Колоссянам пишет: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).
|
|
Таким образом, можно твердо сказать: Библия не разрешает танцы на богослужении. Практика ритуальных танцев получила свое распространение в церквах харизматического уклада не на основании Писания, но по причине их приверженности экстатической форме поклонения[10], в которой человек полностью отдается эмоциям, теряя при этом способность разумно контролировать себя.
Можно ли христианам танцевать вне богослужения? У каждого народа есть свои культурные традиции. У евреев хороводы и народные пляски были неотъемлемой частью их жизни. Современная российская и западная культура значительно отличаются от еврейской культуры библейских времен. То, с чем ассоциируются танцы сегодня, делает их весьма проблематичными для христиан.
Первая претензия к групповым танцам возникает из- за того, что чаще всего они имеют ярко выраженный аспект похоти, концентрируя внимание на эротике тела, прикосновениях и т.п. Абсолютно очевидно, что подобные способы выражения радости находятся на опасной территории, очерченной Христом в предупреждении «...всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28).
|
|
Вторая проблема заключается в том, что танцы чаще всего ассоциируются с бесшабашностью, прожиганием времени и поиском острых ощущений, что неоднократно осуждается в Притчах и посланиях. И как уже было упомянуто выше, ассоциация с языческой практикой экстатического поклонения духам делает танцы нежелательными для христиан вообще.
Помимо возможного негативного влияния танцев на самого христианина, подобная практика может быть опасной и для духовно слабых верующих. Апостол Павел ясно предупреждал об этом: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Пусть ваше поклонение будет радостным и благоговейным, а ваше празднование в обществе – чистым и прославляющим Бога.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!