КАК ДОЛЖНЫ ОДЕВАТЬСЯ ХРИСТИАНЕ?



 

ВОПРОС: Как понимать место Писания: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде...» (1 Пет. З-З)? Значит ли это, что нельзя пользоваться украшениями, космети­кой и носить нарядную одежду?

 

ОТВЕТ: Российский евангельский мир, появившись на свет в стране с почти тысячелетними устоями Русской православной церкви, с одной стороны, отверг многие ее традиции, с другой, сохранил идею традиционализма как философию жизни и служения. Как следствие, во­просы одежды и украшений приняли во многих церквах форму догмы, иногда превышающую по своей значи­мости другие элементы жизни христиан. Вместе с тем, в последние годы с приходом религиозной свободы в странах бывшего СССР стала наблюдаться и противо­положная тенденция: появились церкви и целые дено­минации, поощряющие свободный внешний вид, как выражение открытости к нецерковным людям[12]. По всей видимости, эта проблема была известна христианам на самой ранней стадии истории церкви, поскольку три новозаветных автора: Петр, Павел и Иаков касаются во­проса одежды и украшений в своих посланиях.

Основные библейские тексты, раскрывающие эту тему, обращаются преимущественно к представительницам слабого пола. Однако несмотря на традиционное вос­приятие этой проблемы как сугубо женской, в послед­нее время она все больше захлестывает парней.

Образ мужчины начала 21 века все больше тяготеет к некоему усредненному типу. В моду входит утончен­ный, хрупкий и робкий мужчина, больше напоминаю­щий своим видом и повадками девушку. Сегодня парни в церкви отчаянно экспериментируют со своим стилем волос и не гнушаются украшений. Их одежда – от веду­щих производителей. Их гардероб нередко формируется под давлением гомосексуальных вкусов общества. По­этому наша цель – проанализировать тексты Писания, касающиеся вопросов внешнего вида, чтобы затем без повреждений интегрировать их принципы в свою соб­ственную жизнь.

 

ВНЕШНИЙ ВИД И БОГОСЛУЖЕНИЕ

При внимательном прочтении Библии вы заметите, что в Ветхом Завете внешние аспекты богослужения играли более важную роль, чем в учении Христа и апостолов. Пышное церемониальное поклонение должно было ука­зывать на Бога, Его стандарт святости и грядущее спасе­ние по благодати (Гал. 3:24; Евр. 10:1). Вместе с тем Бог неоднократно осуждал Свой народ за то, что люди кон­центрировались на тщательном соблюдении внешних формальностей закона, упуская при этом его истинную суть (Ис. 66:3). Это же поведение критиковал и Иисус Христос (Мф. 23).

Новый Завет упоминает случаи, когда Иисус пренебре­гал церемонией умывания рук (Мк. 7-2-5), исцелял в субботу (Мк. 3:4) и обедал с мытарями и грешниками (Мф. 9:10-11). Однажды Он даже позволил женщине с дурной репутацией омыть его ноги слезами и отереть их волосами (Лк. 7:38-44). Во всех этих ситуациях Иисус не нарушил закон, но проигнорировал традиции, воз­никшие из спекуляции Божьим Словом. Спасение души человека имело для него большую ценность, нежели одобрение религиозной элиты.

В своей беседе с самарянкой Христос пояснил Свое отно­шение к внешней стороне закона. На вопрос женщины о правильном месте поклонения Иисус ответил: «...по­верь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонни­ков Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23). Вместо того чтобы спорить о формах внешнего выражения набожности, Он перевел внимание женщины на внутреннее состоя­ние души, которое говорило о действительном уровне ее богопоклонения. Христос дал понять, что Отец ищет поклонников, которые поклоняются Ему всем своим сердцем. Всякое же внешнее проявление благочестия хорошо настолько, насколько оно исходит из духа, бла­гоговеющего перед Богом.

 

РОЛЬ ОДЕЖДЫ И УКРАШЕНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Что касается одежды и внешнего вида вне богослужебно­го контекста, то можно обнаружить, что даже во време­на Ветхого Завета этим вопросам не уделялось большого внимания. Давая четкие, детальные указания об одежде и украшениях священников и левитов, Ветхий Завет со­держит очень ограниченную информацию о правилах внешнего вида для остальных людей. Большинство тек­стов рассматривают одежду как средство для покрытия наготы и защиты от непогоды (Быт. 3:21; Иез. 18:7).

Как и у большинства других народов, в израильском обществе существовало экономическое расслоение: более состоятельные израильтяне могли позволить себе дорогую одежду и украшения, в то время как бед­ные довольствовались вещами попроще (Притч. 31:22; Иез. 16:10-13). При этом те немногие повеления относи­тельно одежды и украшений простых израильтян, что оставлены в Ветхом Завете, преимущественно акцен­тируют отделение Божьего народа от религии, культу­ры и традиций окружавших его язычников (Лев. 19:19; Втор. 22:5, и; Соф. 1:8). Единственный случай, когда одежда людей, не принадлежавших к священству, несла какую-то религиозную нагрузку, касался кистей на кра­ях одежд. Израильтяне должны были делать их, «чтобы они... глядя на них, вспоминали все заповеди Господни и исполняли их» (Чис. 15:38-39).

 

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ

Как ни странно, но Новый Завет содержит в себе боль­ше указаний по поводу правильного подхода к одежде и украшениям рядовых верующих, чем Ветхий. Хотя и в нем их содержится сравнительно немного. При этом подавляющее количество текстов касается общего под­хода к вопросам внешнего вида, нежели детального описания стилей. Так в Мф. 6:25 Иисус Христос форму­лирует принцип превосходства небесных ценностей над земными, и одежду упоминает лишь в качестве иллю­страции: «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» Среди всех новозаветных текстов можно выделить два, представляющих более детальное руководство в выборе одежды и украшений христиан: 1 Тим. 2:9-15 и 1 Пет. 3:1-6[13]. Рассмотрим их по порядку.

В начале Первого Послания к Тимофею апостол Павел говорит о порядке служения церкви. В числе других он поясняет также и вопрос о роли женщин в богослуже­нии и их внешнем виде: «Чтобы также и жены, в прилич­ном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украша­ли себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10).

Апостол открывает тему повелением женщинам укра­шать себя определенным образом: «Итак желаю... что­бы также и жены... украшали себя...» Греческое слово «украшать» (коацгсо) происходит от слова «коацгсо», ос­новное значение которого – «приводить в порядок»[14]. В русском языке от этого греческого термина произошли два слова: «космос» и «косметика»[15]. Следует отметить, что в этом тексте Павел не выражает протеста по по­воду стремления женщин украшать себя. Наоборот, он повелевает им приводить свой внешний вид в порядок. Другое слово, происшедшее от того же корня, использу­ется Павлом в этом тексте вторично, когда он говорит о требованиях к одежде. Оно переведено на русский язык словом «приличное». Павел пишет, что женщины должны украшать себя приличным одеянием, то есть одеждой, о которой можно сказать, что она «в порядке». Однако Павел не предписывает какого-то особого, «свя­того» стиля одежды для христианок.

Вторым принципом, регулирующим отношение женщи­ны-христианки к своему внешнему виду, апостол назы­вает стыдливость и целомудрие. Эти две характеристики внутреннего человека должны играть направляющую и определяющую роль в том, какими будут одежда и укра­шения христианки. Слово «стыдливость» (на греческом «aiSouc;») определяется известным лексиконом Стронга как «чувство стыда или чести, скромность, благогове­ние, почтение и уважение к другим»[16]. Это – качество сердца, делающее его способным понимать и избегать того, что постыдно. Павел использует это редкое слово (единственный раз употребляемое в Новом Завете) для того, чтобы указать на уникальное качество, присущее характеру благочестивой женщины. Она не ищет того, чтобы одеянием привлечь внимание к своему телу, но украшает себя с почтением и уважением по отношению к окружающим. Настоящая христианка избегает всего, что может нарушить атмосферу поклонения во время богослужения или подтолкнуть кого-либо к похотливым мыслям.

Второй термин, используемый Павлом, «целомудрие» (ошфрооиуг^), очень близок по смыслу с первым и озна­чает «здравый рассудок». Этим словом также описывают сбалансированное состояние ума, достигнутое посред­ством постоянной самодисциплины.

В этом тексте «целомудрие» указывает на способность христианки трезво оценивать свой внешний вид и уметь контролировать себя в выборе одежды и украшений. Верующая женщина должна одеваться так, чтобы при взгляде на нее можно было сказать, что она тщательно продумала свой гардероб, исключив из него компроме­тирующие одежду и аксессуары. Ее внешний вид не дол­жен говорить о том, что она приводила себя в порядок наспех. В том, как она подает себя окружающим, видна рассудительность и целомудрие. Такая христианка избе­гает как экстравагантной, так и слишком старомодной одежды, вызывающей повышенное внимание окружаю­щих. Ее вид коммуницирует гармонию и спокойствие, принесенные Богом в ее внутренний мир.

Развивая эту тему дальше, Павел представляет несколь­ко конкретных примеров неверного подхода к внешне­му виду: акцентирование прически, увлечение драго­ценными украшениями и дорогой одеждой.

Греческое слово «яХвуцату» («плетение волос») обычно означает что-либо перекрученное, переплетенное, впле­тенное. В этом контексте оно указывает на особо гро­моздкие прически, нескромные и кричащие. Поскольку ранее в этом стихе Павел напоминал, что женщинам нужно заботиться о том, чтобы их внешний вид был «в порядке», то высказывание против «плетения волос» не может быть полным запретом на прически вообще. Женщина должна быть причесанной, иначе она не бу­дет опрятной. Тот же принцип действует и в отношении украшений. В свете повеления Павла о скромности и це­ломудрии, ясно, что экстравагантные и экстремальные прически и украшения совершенно не вписываются в 200 библейское учение.

Павел подчеркивал, что вся наша жизнь, включая внеш­ний вид, должна быть посвящена созиданию душ, а не выпячиванию себя. Особенно важно это на богослуже­нии, каждый элемент которого должен быть сфокуси­рован на поклонении Богу. Богатая одежда и дорогие украшения всегда говорили об особом статусе и значи­мости тех, кто их носит. Вместо культивирования духа единства и смиренного служения друг другу, христиане, подчеркивающие свой материальный достаток, вносят в атмосферу церкви элемент превозношения и противо­поставления одних членов другим. Даже если это проис­ходит несознательно, дорогая одежда христианки, ско­рее всего, вызывает в других сестрах робость в общении с ней, а вполне возможно и зависть, не только к элемен­там гардероба, но и к статусу обладательницы нарядов. Если желание преклониться в смирении перед Богом будет настоящим мотивом прихода в церковь, тогда не­обходимость подчеркивать свою мнимую значимость посредством дорогой одежды попросту исчезнет. Сво­им поведением и внешним видом, христианка должна служить другим, направляя их к поклонению Богу, а не демонстрируя последний писк моды и эксклюзивность своего внешнего вида.

Красота души – смысловой акцент этого отрывка. Апо­стол говорит: «Чтобы также и жены... украшали себя, не... но добрыми делами, как прилично женам, посвя­щающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). Частица «но» противопоставляет одну часть текста другой. Как бы прокладывая путь к своей основной цели, Павел го­ворит: «Украшая себя, избегайте мирских подходов к красоте. Вместо этого сфокусируйтесь на том, что дей­ствительно может сделать вас красивыми, на очарова­нии вашей души».

Частица «но» в этом тексте подчеркивает, что духовная красота служит подобающим замещением тому, что было отвергнуто выше. Апостол утверждает, что источ­ником женской красоты являются, прежде всего, до­брые дела. Греческая фраза «epycov ayaOcov» говорит о де­лах человека, являющихся добрыми в самой своей сути. Большой лексикон Стронга определяет слово «aya6cov» как «хорошее по своей сути или природе, полезное, до­брое, приятное, гармоничное, наполненное радостью, счастливое, правильное, отличное, выражающее честь». Эта фраза говорит о том, что подлинная доброта сердца будет выражена в благочестивых поступках. Она станет истинным украшением для женщины и источником со­зидания церкви.

Говоря об особенной роли женщин в общине, Павел под­черкивает, что они должны приносить в церковь гармо­нию, выраженную в смиренной добродетели, и культи­вировать тихую красоту своего благочестивого сердца. В этом заключается их главное служение.

Другой текст, проливающий свет на вопросы одежды и украшений, записан в Первом Послании Петра. В от­личие от апостола Павла, Петр говорит о внешнем виде женщин в свете их роли и влияния в семье: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, ко­торые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобо­язненное житие. Да будет украшением вашим не внеш­нее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоцен­но пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие 202 на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так

Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет. 3:1-6).

Одна из главных тем Первого Послания Петра – поведе­ние христиан в антагонистичной Богу среде. Ключевой отрывок первой части послания (1 Пет. 2:9) говорит о цели духовного роста верующих – стать проводниками Божьего характера. Возрастая в познании Иисуса Хри­ста, рожденные свыше люди становятся все более похо­жими на Него. Именно эта схожесть, эта Христова жизнь в обычных людях, и становится источником влияния на мир. Апостол приводит несколько примеров такого вли­яния во второй главе: как граждане, христиане влияют на свою страну, повинуясь ее правителям. Как работни­ки они влияют на своих начальников и окружение, по­корно выполняя свои обязанности.

В этом контексте апостол рассматривает и вопрос влия­ния христианок на их неверующих мужей. Отрывок на­чинается важной фразой: «Также и вы жены...» Исполь­зование союза «также» уподобляет влияние женщины влиянию Иисуса Христа, о котором говорится непосред­ственно перед этим. Становясь женой, каждая христи­анка получает от Бога специальную миссию – быть но­сительницей Божией жизни и проводником Его влияния в своей семье.

Средство этого влияния уникально. Его главными ин­струментами является внутренняя красота чистого, бо­гобоязненного сердца.

То что женщины могут оказывать сильное влияние на мужчин – факт. К сожалению, без Бога это влияние чаще всего достигается посредством разных греховных инструментов: капризов, скандалов, бунта, борьбы за свои права, манипуляции, сексуального обольщения и т. д. Апостол не отрицает, что жены-христианки оказы­вают влияние на своих мужей, но это, по его словам, происходит совершенно другими методами. Дух Святой, поселяясь в сердце женщины, делает ее кроткой, доброй, обаятельной, словом, красивой изнутри. Такой, каким был Христос. Для того чтобы христианки не спутали ис­тинную красоту с преходящей, апостол Петр проводит между ними разграничение: «Да будет украшением ва­шим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде...» (1 Пет. 3:3).

Здесь Петр почти дословно повторяет сказанное Павлом в 1-ом Тим. 2:9-10. «Внешнее плетение волос» – это экс­травагантные прически; «золотые уборы» – увлечение дорогими украшениями; «нарядность в одежде» – эф­фектная одежда, одетая с целью произвести впечатле­ние. Так же как и апостол Павел, Петр не ставит себе це­лью привести список запрещенных элементов[17]. Вместо этого, он концентрирует внимание читателей на надле­жащем состоянии сердца христианки, которое диктует ей, как украшать себя, созидая других.

Апостол говорит, что распространенные в мире методы влияния греховны и неэффективны. Попытки впечат­лить своих мужей экстравагантными прическами, юве­лирными украшениями или супермодной одеждой не принесут никакого духовного плода в жизни супругов. Петр не говорит о полном запрете на прически или ювелирные украшения, иначе нужно было бы сказать, что он запрещает «одевание одежды» в целом, (а ведь именно это является дословным переводом фразы «нарядность в одежде»). Он призывает к умеренности и скромности в этих сферах и переносит акцент на развитие второго: очарования сердца, подчиненного Христу.

Контраст между двумя измерениями красоты подчерки­вается апостолом Петром неоднократно. Кроме частиц «не» и «но» он противопоставляет «внешнее украшение» «сокровенному сердца человеку».

Кроме того, он отмечает, что, в отличие от внешней, внутренняя красота «нетленна», то есть не подвластна старению. Для поддержания ее не требуется денежных затрат. Она не зависит от меняющейся моды. Ее источ­ником является мягкость, кротость и чистота женского духа, ставшие плодом богобоязненности.

Во-вторых, внутренняя красота ценнее внешней еще и потому, что приобрести ее непросто. Она требует опре­деленной силы духа и зрелости. Для того чтобы излучать красоту Христа, нужно интересоваться Христом, нужно проводить время в общении с Ним, нужно учиться реа­гировать, как Он, под ударами жизни.

Вам, наверное, неоднократно приходилось отмечать красоту неброских старушек, переживших тяготы вой­ны, лишений и голода. Их терпение, смирение и дух слу­жения делает их намного привлекательнее их молодых внучек. Красота выковывается в жестких условиях жиз­ни. Вне испытаний быть доброй и отзывчивой легко. Но трудности выявляют, есть ли в сердце человека Божий страх и глубокая посвященность чистоте хождения пе­ред Ним. Способность делать добро «и не смущаться ни от какого страха» появляется тогда, когда есть реальный дискомфорт (1 Пет. 3:5-6). В этих ситуациях и проверяет­ся истинная мотивация женской добродетели.

В-третьих, апостол повелевает женщинам украшать себя в соответствии со вкусами Бога, а не этого мира или даже своих мужей. Оказывается, у Бога есть эсте­тические предпочтения. Апостол Петр вместе с Павлом утверждают, что нет ничего, делающего женщину более привлекательной, чем кротость, богобоязненность, чи­стота и добродетель. Светлое выражение глаз, доброже­лательный тон голоса, благие намерения по отношению к ближним подобно лучам солнца расплавляют сердца окружающих Божьим теплом. В этом – красота Самого Бога.

В своем комментарии на 1-е Послание к Тимофею из­вестный пастор Джон Мак-Артур делает точное обоб­щение библейскому учению о внешнем виде христи­анок: «Как женщина определяет тонкую грань между приличным одеянием и одеянием, выдающим желание быть в центре внимания? Ответ – в мотивах ее сердца. Женщине необходимо анализировать свои намерения и цели, когда она подходит к вопросу своего внешнего вида. Является ли это желанием показать грациозность и очаровательность ее женственности? Стремится ли она подчеркнуть свою любовь и посвященность мужу, его доброту к ней? Ищет ли она возможность выра­зить свое сердце, посвященное поклонению Богу? Или же она добивается внимания, выставляя напоказ свое богатство и красоту? Или, что еще хуже, стремясь сек­суально возбудить мужчин своей манерой одеваться? Женщина, сосредоточенная на поклонении Богу, будет крайне внимательна к тому, как она одевается, потому что ее сердце будет чутко к тому, что приемлемо и что не приемлемо для нее»[18].

Да поможет Господь всем христианкам посвятить себя благородству внутреннего человека, добродетели и бла­гочестию. Чтобы это очарование было очевидно в их искреннем поклонении Богу и жертвенном служении окружающим.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!