К АК ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН, ОТНОСИТЬСЯ К СПИРТНОМУ?



 

ВОПРОС: В последнее время многие христиане стали систематически употреблять спиртное. Некоторые из них играют далеко не последнюю роль в церкви. Еще несколько лет назад они начали пить шампанское по особым случаям, постепенно перешли на хорошее вино, а сегодня их встречи уже не обходятся без коньяка или рома. Как можно показать этим людям их неправоту, ведь Писание нигде прямо не запрещает употребление спиртного?

 

ОТВЕТ: Отношение к спиртному всегда было одним из непростых вопросов христианской практики. В истории Церкви были люди, защищавшие прямо противополож­ные взгляды. Поэтому мы сознательно не будем прибе­гать к человеческим авторитетам или строить свои вы­воды на том, что принято в тех или иных христианских кругах. Мы рассмотрим эту тему с позиции Писания.

Один из библейских текстов, прямо говорящих об этом вопросе, записан в Еф. 5:18-21: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Ду­хом». Многие, оправдываясь этим текстом, говорят, что верующим действительно запрещается доходить до со­стояния опьянения, но при этом Павел не оговаривает, что спиртное нельзя употреблять совсем. Однако мы по­смотрим на истинное значение этого отрывка в контек­сте как самого послания, так и учения Библии в целом.

Цель этого отрывка состоит вовсе не в том, чтобы опреде­лить предельно допустимую дозу алкоголя. В этой главе

апостол противопоставляет два кардинально противо­положных подхода к жизни. Жизнь, удовлетворенность которой проистекает из знания Иисуса Христа и испол­нения Святым Духом. И жизнь, связанная с поиском искусственных возбудителей для достижения радости. Нужно признать, что Павел обращается к этой пробле­ме довольно часто. Вот один из подобных текстов: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попече­ния о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:12-14). Поэтому, для того чтобы сформировать библейское от­ношение к спиртному, человеку нужно, прежде всего, признаться себе, почему он пьет.

Чаще всего это происходит потому, что без спиртного человеку недостает в жизни радости и удовлетворения. Уставая от сложностей будней, люди хотят временно «отключиться» от них. Крепкие напитки и другие сред­ства модификации сознания притупляют ощущение реальности, создавая иллюзию беззаботности и веселия. А это значит, что христиане, прибегая к ним, фактически демонстрируют, что они не имеют твердого упования и радости в жизни, исходящих из знания Бога.

В приведенных выше текстах апостол повелевает верую­щим людям исполняться Святым Духом, чтобы пережи­вать радость, источник которой – Бог. Это повеление неизменно, с какими бы сложностями ни сталкивался христианин. Он может иметь практическую способ­ность находить удовлетворение в Боге во всякое время.

 

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СПИРТНОГО

Как бы ни оправдывали свою позицию сторонники упо­требления алкоголя, даже беглый взгляд на этот вопрос выявляет множество проблем.

 

Противостояние Писанию

Прежде всего, употребление спиртного противоречит общему духу Писания[19]. В этой статье мы попробуем рас­сеять некоторые мифы об употреблении вина, якобы, порожденные Библией.

Наиболее распространенным оправданием, к которому прибегают злоупотребляющие алкоголем христиане, является ссылка на положительных героев Библии, ко­торые в свое время употребляли вино. Однако этот ар­гумент очень слаб. Во-первых, нигде на страницах Пи­сания мы не призваны подражать им в этом конкретном действии. Многие хорошие люди, упомянутые в Ветхом Завете, делали немало вещей, которых нам следует из­бегать. Так на протяжении веков люди практиковали многоженство. Это был настоящий бич их времени и культуры. Если Бог в каких-то случаях и терпел это и другие неверные действия людей, Он никогда их не одо­брял (Притч. 21:16-17). Вместе с этим, тот же Ветхий За­вет свидетельствует, что наиболее богобоязненные из людей не пили вино даже в то время. Пример тому – назареи и Даниил со своими друзьями.

Более того, известно, что в древние времена не суще­ствовало современной системы водоочистки: люди не кипятили воду и не пользовались фильтрами. Исследователям Библии хорошо известен тот факт, что «вино», о котором говорится на страницах Нового Завета, часто означало воду с небольшим количеством вина, добавля­емого для дезинфекции, что было необходимо в жарком климате Палестины.

Есть еще один миф, возникший от неправильной трак­товки текста Писания, записанного в Притч. 31:4-7: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру поги­бающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».

Бог говорит, что употребление вина неверующими, «по­гибающими», «огорченными душой» можно объяснить отсутствием в их жизни настоящего утешения. Но ког­да его пьют те, кто является царями и священниками, те, кто имеет настоящую жизнь, это – полный абсурд. Их поведение приведет к безрассудству, потере способ­ности помнить Божий закон и жить по нему: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почи­тают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих гла­зах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток...» (Ис. 5:20-22).

Интересное наблюдение также можно сделать из пове­ления апостола Павла Тимофею в 1 Тим. 5:23: «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Почему Павлу нужно было оговорить употребление небольшой дозы вина? Потому что Тимофей не употреблял его совсем! Апостолу потребовалось пояснить в личном послании, что употребление вина в строго ограниченных дозах до­пустимо, если производится в медицинских целях.

 

Противоречие здравому смыслу

Употребление спиртного противоречит самой цели жиз­ни христианина, прославлению Бога.

Возвращаясь к тексту Еф. 5:18-21, давайте уточним неко­торые нюансы перевода. В русском языке сказано: «...от которого бывает распутство». Дословный перевод ста­вит некоторые акценты яснее: «в котором есть распут­ство». Распутство – это греховное поведение, вызван­ное отсутствием ответственного отношения к тому, что человек делает.

Писание особо предупреждает верующих о том, что дьявол ведет постоянную борьбу за разум человека (1 Пет. 5:8-9; Мф. 26:41; 2 Кор. 10:4-5). Он – обманщик. Его непосредственная цель – лишить христианина спо­собности мыслить здраво. Довольно очевидно, что даже при абсолютно ясном уме люди часто неспособны пра­вильно реагировать на ложь и соблазны, преподноси­мые дьяволом. По мере того как сознание притупляется, рациональное мышление становится все менее и менее возможным. А вместе с ним и способность угождать Богу. Другими словами, принятие спиртного или наркотиков – это умышленное лишение себя здравого смысла.

Исследование последствий действия алкоголя на орга­низм подтверждает описанную выше духовную реаль­ность. Известно, что алкоголь быстро всасывается в кровь и аккумулируется в основном в нервных клетках, прежде всего, в клетках мозга. Так описывает действие алкоголя на организм одна из известных энциклопе­дий: «Под действием алкоголя происходит интенсивное склеивание эритроцитов, обеспечивающих ткани орга­низма кислородом. Диаметр некоторых капилляров на­столько мал, что эритроциты буквально «проползают» по ним поодиночке, нередко раздвигая при этом стенки капилляров. Поэтому несколько склеившихся эритроци­тов закупоривают капилляр, прекращая подачу кисло­рода и питательных веществ в клетку, которую питает капилляр. Нервная клетка безвозвратно гибнет. Этот процесс происходит по всему телу»[20]. Таким образом, даже умеренное употребление алкоголя приводит к не­избежному отмиранию клеток мозга, то есть физически поражает разум.

Результаты безответственного поведения под действи­ем алкоголя налицо. В США каждый год по причине употребления алкоголя погибает около 43 тыс. человек в автомобильных катастрофах. Для сравнения: во вре­мя войны в Ираке за год американская армия теряла убитыми около 1 тыс. солдат. Это значит, что распитие спиртных напитков приносит нации в 40 раз больше горя, чем война. И эти цифры еще не включают в себя гибель ют пьяных драк, болезней и самоубийств, став­ших результатом принятия алкоголя. Если прибавить к ним экономические потери на предприятиях, скандалы в семьях, побои и увечья супругов, подорванную психи­ку детей, дорогостоящее лечение болезней, возникших от употребления спиртного, то истинные размеры этой драмы просто выходят за рамки нашего понимания. И все это ради того, чтобы на время уйти от реальности...

В России, население которой почти в два раза меньше населения США, только от отравления алкоголем каж­дый год умирают более 40 тысяч человек.[21] Так сбыва­ется Писание: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багро­вые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, кото­рые приходят отыскивать [вина] приправленного» (Притч. 23:29-30)

 

Постепенное поражение жизни

Некоторые люди соглашаются с тем, что крепкие алко­гольные напитки – это грех, и их употребление проти­воречит здравому смыслу. При этом они не видят ни­чего плохого в употреблении пива. На этот счет можно услышать следующие рассуждения: «Я пью пиво не ради эффекта легкого опьянения, а ради вкуса. Оно хорошо утоляет жажду». Тем не менее, есть несколько причин, по которым не следует употреблять даже его.

• Незаметное опьянение

Умеренное употребление алкоголя постепенно разру­шает защитные механизмы организма и духа, медлен­но, но верно разъедая личность изнутри. Интересно, что Священное Писание выступает не только против употребления спиртного, но осуждает даже взгляд, бро­шенный с вожделением на бокал: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид...» (Притч. 23:31-32).

Государственные законы запрещают людям водить ав­томобиль, если они выпили пиво: даже малая доза ал­коголя в крови снижает их способность адекватно ре­агировать на ситуацию на дороге. Проблема еще и в том, что, приняв небольшую дозу спиртного, у человека притупляется способность верно определять свою сте­пень трезвости. Ему кажется, что он мыслит ясно, и ему можно выпить еще немножко. После принятия второй дозы сознание затуманивается еще больше, и это толка­ет человека двигаться дальше по порочному кругу. Вот почему государственные законы как в России, так и в Америке, запрещают вождение не тогда, когда человеку кажется, что он пьян, а тогда, когда он выпил.

 

• Вырабатывание привычки

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне по­зволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Другая проблемная сторона употребления слабоалко­гольных напитков – в постепенном развитии зависи­мости. Отгораживаясь от реальности, человек вместо того, чтобы решать возникающие вопросы, пускает их на самотек. Это провоцирует ситуацию к ухудшению. Приходя в себя, он обнаруживает, что проблемы не ис­чезли, а усугубились. Теряя с каждым разом способность правильно и своевременно реагировать на ситуацию вокруг, он начинает все чаще прибегать к временному притуплению сознания проблемы. В каждом последу­ющем случае он берет на себя все меньше ответствен­ности и, протрезвев, приходит в большее состояние от­чаяния. При этом доза, необходимая для достижения желаемого эффекта забытья, постоянно увеличивается по причине химического привыкания организма.

Недавно Государственная дума России издала закон, запрещающий продажу пива несовершеннолетним. Причина в том, что принимая даже слабоалкогольные напитки, люди вырабатывают привычку, перерастаю­щую в зависимость. В результате разрушаются жизни, спивается страна... Заметьте, этот вопрос личных, ка­залось бы, предпочтений решается на государственном уровне! Все потому, что вот эти личные предпочтения порождают реальные проблемы, ставящие под угрозу будущее нации.

Но самое страшное в том, что привыкая к спиртному, христианин привыкает ко греху. Вполне очевидно, что употребление пива и вина связано не с желанием уго­дить Богу, а с потворством своим похотям. Это наряду с утратой ясного ощущения реальности, ослабляет спо­собность христианина к борьбе с плотью и ее греховны­ми проявлениями. По мере уменьшения роли разума, затуманенного алкоголем, человек неминуемо попа­дает под контроль своих похотей. Вот почему апостол неразрывно связывает употребление алкоголя с «рас­путством» (Еф. 5:18). Оно незаметно, но неизбежно, по­гружает человека в грех.

 

• Дурной пример

«Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:20-21).

В каждом обществе существуют сложившиеся веками ассоциации. Но, какой бы страны вы не коснулись, упо­требление спиртного всегда ассоциирует человека не с церковью или Богом, а с миром. Вот почему христиане, принимающие спиртное, вынуждены постоянно оправ­дываться: «А что, разве нам нельзя?» В глубине души они знают, что алкоголь ассоциирует их с безбожием, а не с благочестием, на которое они претендуют, называ­ясь христианами.

Как говорят: «Дурной пример заразителен». Даже если вам кажется, что вы можете контролировать себя, при­нимая небольшие дозы алкоголя, не забывайте, что ваш пример соблазняет других: ваших детей, супругов, братьев и сестер, даже неверующих... Они видят только факт употребления верующими спиртных напитков и делают вывод, что, если это извинительно для христиан, то им, тем более, можно это делать. При этом у них нет способности контролировать употребление алкоголя (что, кстати, под вопросом и в вашем случае). Поэтому подобные явления приобретают эффект домино, пора­жая массы людей. Вот почему апостол Павел говорит: «Если вы употребляете спиртное просто ради его вкуса или утоления жажды, пожертвуйте своими гастрономи­ческими предпочтениями. Утолите жажду водой! И вы избавите многих людей от огромного числа серьезных проблем».

Говоря об употреблении спиртного и других сомнитель­ных вещах, христиане часто задают неверный вопрос: «Как близко я могу подойти ко греху, чтобы все-таки не оскверниться?» Тогда как правильный вопрос звучит: «Что мне сделать, чтобы удалиться от греха настолько далеко, насколько это возможно?»

 

Противостояние Божьей цели создания человека

Итак, мы видим, что есть очень серьезные основания считать первую часть Еф. 5:18-21 не просто описанием допустимых доз алкоголя, а предупреждением. Пре­дупреждением об опасности попыток найти эмоцио­нальное удовлетворение, притупляя алкоголем созна­ние реальности. Но, продолжая свою мысль, апостол Павел говорит о еще одной, более серьезной причине, по которой христиане не могут принимать спиртное для поднятия настроения. Она заключается в том, что Бог создал человека для наслаждения Им, а не суррогатами.

Спиртное принимается людьми от пустоты в душе, ко­торая является следствием удаления от Бога. Эту пу­стоту невозможно залить алкоголем. Можно временно заглушить ее осознание. Но как только человек придет в себя, он с еще большей отчетливостью увидит свои не­разрешимые проблемы. Тем не менее, сатана постоянно держит людей на крючке ложной надежды. Им кажет­ся, что еще чуть-чуть, и это удовлетворение придет: за­кончу школу, поступлю в университет, найду работу, по­строю дом, куплю машину, женюсь или выйду замуж... и т. д. Настоящее же их состояние выглядит жалко: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13).

 

• Настоящая радость есть только в Боге.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распут­ство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псал­мами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:18-21). Предупредив своих читателей об опасности поиска ра­дости в искусственных возбудителях, Павел переходит к основной части своего призыва: «...исполняйтесь Ду­хом...» Он объясняет, где находится истинная радость, и как сделать ее реальностью их жизни. Христианство имеет дело не только с решением духовных вопросов. Бог, спасая душу человека, решает также и его эмоцио­нальные проблемы.

 

• Человек создан для наслаждения в Боге.

Многие люди, к сожалению, думают, что быть христи­анином это – трудная и нерадостная доля, на которую обрекают себя те, кто не хочет вечно мучиться в аду. По­этому немало христиан прилежно выполняют религиоз­ные правила, пытаясь обеспечить себе спасение в веч­ности и благословение на земле. Настоящую же радость они надеются найти в чем-то другом. В действительно­сти эти люди живут ценностями мира, отличаясь от него только религиозной оболочкой. Это печальная жизнь в сатанинском обмане.

Творя человека, Бог предусмотрел для него совершен­но другую жизнь. Одна из первых формулировок про­тестантского вероучения, Вестминстерский катехизис, так говорит о смысле сотворения человека: «Главное назначение человека – прославлять Бога, вечно радуясь в Нем». Он прямо вытекает из 1 Ин. 1:1-4: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была со­вершенна». Иоанн передает Евангелие Иисуса Христа, для того чтобы сделать совершенной радость людей, ко­торые веруют в него[22].

Для этого, прежде всего, человеку нужно восстановить общение с источником настоящей радости, Богом! «Уте­шайся Господом, и Он исполнит желания сердца твое­го», – говорит Давид (Пс. 36:4). Бог Библии – это Бог радости и счастья, абсолютный стандарт и выражение истинной гармонии, мира и полной удовлетворенности. Поэтому не существует более высокой, яркой и стабиль­ной удовлетворенности, чем радость в Боге.

Вечность в Новом Иерусалиме будет характеризоваться не какими-то внешними благами, которые будут окру­жать человека, а ничем не ограниченным общением с Богом, погружением в созерцание Его славы и величия. Это и есть реальная радость, для которой создан чело­век! Вот почему Бог с ревностью и сожалением говорит о людях, которые ищут радости вне Его: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает?» (Ис. 55:2).

Заметьте, истинное удовлетворение заключается не в церковной активности, не в религиозной мистике, не во внешних обрядах и не в соблюдении правил. Истинное удовлетворение – только в Боге, с Которым душа уста­навливает непосредственное и личное общение, прекло­няясь перед Ним, наслаждаясь Им и успокаиваясь в Нем.

Как же получить доступ к настоящей радости? В Посла­нии к Ефесянам Павел отвечает: «Исполняйтесь Духом!»

 

Исполнение Духом – единственный путь к радости

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и вос­певая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, по­винуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:18-21). Апо­стол Павел говорит, что для того, чтобы найти истинное удовлетворение в Боге, необходимо не просто признать Бога, но исполняться Им.

Слово «исполняйтесь» в оригинале говорит о полной степени заполнения. Это глагол повелительного накло­нения длительного времени. Поэтому абсолютно оче­видно, что Бог ведет речь не о наличии минимума бла­гочестия для того, чтобы получить Его расположение, а об абсолютном наполнении своей жизни Его Личнос­тью, Его разумом, Его характером, Его чувствами, Его влиянием... Это то, к чему стремились истинные верую­щие во все времена: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во свя­тилище...» (Пс. 62:2-3).

Практически жизнь Иисусом Христом подразумевает сознательное посвящение каждой сферы своей жизни воле Божьей. Это значит позволить Его желаниям и це­лям доминировать в каждой моей реакции и решении.

Для этого, прежде всего, нужно каждый день ближе уз­навать Бога, Его мнение по разным вопросам, Его ха­рактер и волю в конкретных ситуациях жизни. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою прему­дростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати вос­певая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

Кроме того, исполняться Духом значит поклоняться Богу, неподдельно восхищаясь Им, Его красотой, величи­ем и совершенством (Пс. 88:15-17; 70:21-23; 1 Пет. 1:6-8).

Восхищение Богом сменяется готовностью покорить Ему каждую сферу своей жизни (Рим. 11:33-36; 12:1-2; Флп. 4:4-7). Это включает в себя:

• сознательный отказ от зла (в мыслях, мотивах, словах и поступках);

• доверие забот и переживаний Богу;

• благодарение.

Заметьте, что в приведенных выше текстах речь идет о чувствах христианина! Человек, познавший Бога, мо­жет и должен находить полное эмоциональное удовлет­ворение в личном общении с Иисусом Христом. И тогда налицо будут признаки исполнения Духом Святым:

• человек начнет говорить с другими о своем ис­креннем восхищении Богом, принося этим нази­дание;

• человек будет иметь удовлетворенность в сердце;

• человек станет благодарить Бога, а не роптать на судьбу;

• человек будет готов ставить себя ниже других, подчиняясь Богу.

Поэтому, пока человек не научится по-настоящему жить общением с Богом, он будет искать удовлетворения в искусственных стимуляторах радости. Они же, принося временное удовлетворение, в конце концов, приводят людей в еще более несчастное положение!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!