Предельные экзистенциальные заботы



Ялом (Yalom, 1980) определил (идентифицировал) четыре предельные экзистенциальные заботы — смерть, свобода, изоляция, и бессмысленность — как весьма насущные для консультирования.

Смерть. Жизнь и смерть, бытие и небытие, являются скорее взаимозависимыми, чем параллельными. Смерть — фундаментальный источник тревоги, будь она невротической, нормальной или экзистенциальной. Возможно, термин “смертельный ужас” обозначает силу связанной со смертью заботы лучше, чем “смертельная тревога”. Смертельная тревога, опасение перестать существовать может быть как сознательным, так и подсознательным. С самого раннего момента жизни дети чрезвычайно озабочены смертью. Сильную смертельную тревогу, вероятно, можно подавить. Чтобы справиться с ужасом потенциального несуществования, люди воздвигают основанную на отрицании защиту против смертельной тревоги. В значительной степени психопатология имеет свои корни в неудавшихся попытках выйти за рамки смерти. Первый экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить: конфликт между боязнью несуществования и желание быть.

Свобода. Люди “обречены на свободу” (Sartre, 1956, p. 631). Люди не живут в хорошо устроенной и структурированной вселенной. Не существует никакой надежной основы, поддерживающей существование. Скорее имеются недостаток структуры и беспочвенность, которые порождают и тревогу, и страх. Из-за свободы люди также обречены на ответственность. Они ответственны не только за насыщение мира значением (смыслом), но они полностью ответственны и за свою жизнь, и за свои действия и неудачи в действиях. Второй экзистенциальный конфликт — это конфликт между конфронтацией людей с беспочвенностью и свободой и их желанием основы и структуры.

Изоляция. Существуют три формы изоляции. Межличностная изоляция, часто переживаемая как одиночество, означает, что люди в различной степени отрезаны от других. Это возможно из-за несовершенных социальных навыков, психопатологии или выбора и потребности. Внутриличностная изоляция означает, что люди заблокированы от осознания частей самих себя или отделены от них. В то время как межличностная изоляция может не содержать патологии, внутриличностная изоляция делает так по определению. Экзистенциальная изоляция уходит корнями в человеческое условие, согласно которому каждый человек вступает в мир, живет в нем и покидает его одиноким. В конечном счете, существует непроходимая пропасть между “я” и другими. Ялом (Yalom, 1980) отмечает, что экзистенциальная изоляция относится даже к более фундаментальной форме изоляции, а именно к “отделению от мира” (p. 355). Третий экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием людьми их фундаментальной изоляции и их желанием контакта, защиты и существования в качестве части большего целого.

Бессмысленность. Каков смысл жизни? Люди требуют последовательности, цели и значения (смысла). Они организуют случайные стимулы в образ и основание. Они нейропсихологически организованы таким образом, чтобы искать модели (паттерны) и смыслы. Однако человеческий парадокс заключается в существовании в безразличной вселенной без предопределенного смысла. Можно провести различие между космическим смыслом, т.е., подходит ли человеческая жизнь под некий всеобъемлющий космический образец, и земным смыслом, смыслом моей жизни. При упадке религиозных верований современные люди сталкиваются с необходимостью найти светский личный смысл при отсутствии космического смысла. Это ведет к четвертому внутреннему экзистенциальному конфликту: как люди противостоят своей потребности в смысле в безразличном мире, который не имеет никакого смысла?

Экзистенциальная психодинамика

Ялом (Yalom, 1980) предлагает следующее определение экзистенциального консультирования и психотерапии: “Экзистенциальная психотерапия — это динамический подход к терапии, который сосредотачивается на заботах, коренящихся в экзистенции индивидуума” (p. 5). В теории личности термин “динамика” относится к концепции энергии или силы. Понятие психодинамического конфликта касается столкновения между противоположными силами. Фрейдистская модель динамического конфликта была моделью столкновения между эго и инстинктуальными сексуальными и агрессивными влечениями. Для Фрейда более глубокие конфликты были связаны с самыми ранними психосексуальными конфликтами. Экзистенциальная психодинамика отличается от фрейдистской двумя важными моментами. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога вытекают из неизбежной конфронтации людей с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Во-вторых, экзистенциальная динамика не принимает эволюционную или археологическую модель, где самое первое является синонимом глубокого. Когда экзистенциальные консультанты и клиенты занимаются глубоким исследованием, они делают это не путем сосредоточения на повседневных заботах, но глубоко продумывают основные экзистенциальные проблемы.

Нововведения

Несмотря на то, что экзистенциальные тревоги и конфликты являются неизбежной частью жизни, все же остается вопрос, как люди разрабатывают различные способы, чтобы справляться с предельными проблемами существования.

Смерть

Маленькие дети, хотя они еще интеллектуально не оснащены, чтобы понять, что значит смерть, постигают ее сущность. Ялом (Yalom, 1980) полагает, что дети затем отвергают свое первое знание о смерти. Механизмы опровержения включают такие убеждения, что смерть является временной, дети не умирают, я не умру, потому что я особенный, и имеется конечный спаситель (спаситель “в последний момент”). Примирение с понятием смерти — главная задача, связанная с развитием, с которой некоторые дети справляются лучше, чем другие. Незащищенность от смерти может быть и благом и злом. Факторы, которые, вероятно, были бы полезными, включают присутствие уже существующих ресурсов эго, хороших генов и благосклонных взрослых, способных справляться с собственными смертельными тревогами. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда эти факторы присутствуют в недостаточной степени. Смерть родных братьев и сестер и родителей может быть особенно пугающей и может превышать имеющиеся детские ресурсы для того, чтобы совладать с этим. Исследование показывает, что и невротические и психотические психиатрические пациенты теряли родителя чаще, чем обычное население. Степень культурного принятия смерти также влияет на то, насколько сильную тревогу породит смерть и у взрослых, и у детей.

Качество знаний о смерти, которые родители предлагают своим детям, воздействует на их осознание и принятие смерти. Дети часто загораживаются от смерти дезинформацией, отрицанием, сказками, эвфемизмами и заверениями, что дети не умирают. Как и в случае с сексом, дети не игнорируют проблему, но обращаются к другим источникам информации различных степеней надежности. Западные культуры не предлагают никаких реальных руководящих принципов относительно того, как родители должны обучать детей знанию о смерти, и этому не помогают поиски многими взрослыми комфорта в детски непосредственных верованиях.

Свобода

Современный акцент на свободе и ответственности как экзистенциальных проблемах вытекает из разрушения традиционных систем убеждений, религий, ритуалов и правил. В двадцатом столетии имел место быстрый распад структур и ценностей. Разрешающее воспитание оставило многих молодых людей с потребностью выбирать, но без ясных руководящих принципов относительно того, как или что выбрать. Множество людей не готовы для свободы, которую они теперь имеют. Часто, сталкиваясь с экзистенциальным фактом ответственности за свою жизнь, они испытывают трудность в том, чтобы справиться с этим пониманием. Теперь люди реже сталкиваются с тем, что они должны делать; вместо этого, акцент переключен на то, что они хотят делать. В том, что может быть переходным периодом между старыми и новыми путями пребывания в мире, многие люди не сумели адекватно научиться, как желать, как проявлять волю и как решать и оставаться верными своим решениям.

Изоляция

Культурные и технологические перемены играют большую роль в создании межличностной изоляции. В Соединенных Штатах и других западных культурах наблюдался упадок в общинных связях — церкви, местные магазины, соседи, которые знают друг друга и имеют местные корни, семейные доктора и так далее. Внутриличностная изоляция возникает из затруднений и фрустраций, которые имеют место в начале жизни и угрожают какому-то жизненно важному аспекту нарождающегося у индивидуума чувства “я”. Экзистенциальная изоляция тесно переплетена с межличностной изоляцией. Многие люди в состоянии развивать внутреннюю силу, уверенность и чувство самобытности, которое позволило бы им противостоять экзистенциальной изоляции. Никогда не получавшие подлинную, стимулирующую рост, любовь, они не знают, как предложить ее другим. Если полные преданности и подлинные отношения консультант-клиент могут оказать клиентам помощь в противостоянии и примирении с их экзистенциальной изоляцией, можно уверенно сделать вывод, что клиенты недостаточно испытывали такие отношения в своем прошлом.

Бессмысленность

Многие факторы в современной культуре вносят свой вклад в снизившееся чувство смысла жизни у людей по сравнению с их предками в доиндустриальном сельскохозяйственном мире. Во-первых, вместо смысла, предлагавшегося религией, теперь большинство людей и не верит в религию, и не ходит в церковь. Во-вторых, распространение урбанизации и индустриализации внесло вклад в утрату людьми ощущения смысла через их контакт с природой. Теперь большинство людей не являются близко связанными с циклами земли и животными фермы. В-третьих, наиболее современные люди больше не принадлежат к сельским общинам и не имеют в них роли, но вместо этого часто живут в относительно безличных городских общинах. В-четвертых, многие современные люди отчуждены от своей работы, и чувствуют, что они участвуют в малоинтересных механических и рутинных задачах. В-пятых, современных людей меньше донимают основные потребности выживания, типа продовольствия, крова и воды. Имея большую безопасность и досуг, они все более и более сталкиваются с пропастью бессмысленности. Время, которым они располагают, означает время, когда их преследуют проблемы смысла. Кроме того, в периоды экономических спадов многие люди оказываются лицом к лицу с безработицей и последующей потерей смысла. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать?


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!