Консультирование и бессмысленность



Ниже приводятся некоторые способы, которыми экзистенциальные консультанты работают с клиентами, жалующимися на недостаток смысла в их жизни.

Переопределение проблемы. Когда клиенты жалуются, что “жизнь не имеет никакого смысла”, они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Экзистенциальная позиция заключается в том, что люди скорее придают смысл, чем получают его. Экзистенциальные консультанты повышают осознание клиентами того, что в жизни нет никакого присущего ей смысла, но что они ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего искать в связи с другими предельными заботами смерти, свободы и изоляции.

Определение видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные консультанты помогают клиентам лучше осознавать их виды защиты от тревоги бессмысленности. В какой мере их поиск денег, удовольствия, власти, признания и статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме бессмысленности? Клиентам можно помочь признать последствия и цену их защиты. Их защита против бессмысленности может вносить вклад в то, что они ведут несерьезную жизнь, создающую те самые проблемы, которых они сознательно или подсознательно стремятся избегать.

Оказание содействия в большем участии в жизни. Консультантам следует подходить к проблеме бессмысленности, помогая клиентам активнее включаться в поток жизни. Они должны исходить из того, что желание участвовать в жизни всегда присутствует у клиентов. Консультанты могут предлагать клиентам подлинные отношения, которые демонстрируют их собственное участие в процессе консультирования. Они могут исследовать большой диапазон надежд и целей клиентов, их системы убеждений, способность любить и стремления творчески выражать себя. Кроме того, они могут идентифицировать и попробовать удалить блоки на пути продвижения клиентов к такому участию. Клиенты могут находить недостаточный смысл в своих отношениях, работе, досуге, творческих поисках и религиозных стремлениях. Каждую сферу можно проанализировать с точки зрения препятствий, над которыми клиенты затем могут поработать, чтобы их удалить.

Групповое консультирование

Экзистенциальное консультирование часто проводится в группах из восьми-десяти участников. Группы консультирования обеспечивают информацию “здесь-и-теперь” о способах уклонения от ответственности членов группы Обеспечивающий взаимовлияние характер групп также дает консультантам и участникам благоприятные возможности наблюдать за межличностными искажениями и неадекватным поведением и работать над ними. Консультанты экзистенциальных групп стараются провести членов группы через следующую последовательность: показать, как их поведение (1) рассматривается другими, (2) заставляет других чувствовать, (3) создает мнение, которые другие имеют о них, и (4) влияет на их мнение о самих себе. Кроме того, группы могут работать над проблемами, примыкающими к предельным заботам смерти и бессмысленности. Например, в группах пациентов, больных раком, проблема противостояния смерти, вероятно, будет главной областью для работы.

Вопросы для повторения и самоанализа

Вопросы для повторения главы

Что означает слово “экзистенциальный”?

Какие характерные черты трех форм “пребывания(бытия)-в-мире”?

Как отличить нормальную тревогу от невротической?

Что имеется в виду под экзистенциальной виной?

Какие характерные черты каждой из четырех основных экзистенциальных забот?

Какие внутренние конфликты связаны с каждой из четырех основных экзистенциальных забот?

Как люди, становясь взрослыми, обучаются справляться со смертью?

Какие факторы в современном обществе вносят вклад в экзистенциальные тревоги относительно свободы, изоляции и бессмысленности?

Что такое экзистенциальная психодинамика и какова экзистенциальная модель механизмов защиты?

Что из себя представляют некоторые виды защиты от смертельной тревоги?

Что из себя представляют некоторые виды защиты от тревоги, связанной со свободой?

Что из себя представляют некоторые виды защиты от экзистенциальной тревоги изоляции?

Что из себя представляют некоторые виды защиты от тревоги бессмысленности?

Какие цели экзистенциального консультирования?

Какие желательные характеристики экзистенциальных отношений консультант-клиент?

Опишите некоторые потенциально благотворные результаты для клиентов с повышенным осознанием смерти.

Опишите подходы, которыми могут воспользоваться экзистенциальные консультанты для работы со смертельной тревогой клиентов.

Опишите подходы, которыми могут воспользоваться экзистенциальные консультанты, чтобы увеличить осознание клиентами ответственности и принятие ее на себя.

Опишите подходы, которыми могут воспользоваться экзистенциальные консультанты для работы с проблемами экзистенциальной изоляции клиентов.

Опишите подходы, которыми могут воспользоваться экзистенциальные консультанты для работы с проблемами клиентов, связанными с бессмысленностью.

Что из себя представляют некоторые цели экзистенциального группового консультирования?

Вопросы для самоанализа

В какой степени вы переживаете свое существование как реальное? Ответьте как можно более определенно (конкретно).

В какой мере и каким образом вы испытываете экзистенциальную тревогу? Какие ваши главные виды защиты от экзистенциальной тревоги?

Оцените степень, до которой вы в настоящее время берете на себя персональную ответственность за создание или творение своего существования. Каким образом вы могли бы меньше заниматься уклонением от ответственности и больше брать ее на себя?

Считаете ли вы, что бессмысленность — главная проблема для людей в Западном обществе? Если так, как это затрагивает вас лично?

Какое значение, если таковое вообще есть, имеет теория и практика экзистенциального консультирования Ялома и Мэя для того, как вы консультируете?

Какое значение, если таковое вообще есть, имеет теория и практика экзистенциального консультирования Ялома и Мэя для того, как вы живете?

Аннотированная библиография

Yalom, I. D. (1980). Existential Psychotherapy. New York: Basic Books. (Ялом, И. Д. “Экзистенциальная психотерапия”).

Эта книга — главный вклад в литературу (об этом виде) консультирования. В ней развивается психодинамическая теория экзистенциальной тревоги, сосредоточенная на противостоянии людей предельным заботам смерти, свободы, изоляции и бессмысленности. Книга предлагает пути, с помощью которых экзистенциальные консультанты помогают клиентам встать лицом к лицу и с каждым из этих источников экзистенциальной тревоги и примириться с ним. И теория и практика разъясняются многочисленными эпизодами и примерами конкретных случаев.

Yalom, I.D. (1989). Love's Executioner and Other Tales of Psychotherapy. London: Bloomsbury. (Ялом, И. Д. “Палач любви и другие рассказы о психотерапии”. Русский перевод: Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1997.).

Человеческое лицо экзистенциального консультирования. Ряд прекрасно описанных исследований конкретных случаев, в которых Ялом работает со своими клиентами. И консультант, и клиенты оказываются действующими как реальные люди, борющиеся с проблемами существования. Книга излагает прозрения Ялома о “серых областях” в собственном поведении, с которыми экзистенциальные консультанты вполне могут сталкиваться.

May, R. & Yalom, I.D. (1989). Existential psychotherapy. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current Psychotherapies (4th ed., pp. 363-402). Itasca, IL: Peacock. (Мэй, Р. и Ялом И. Д. Современные психотерапии”).

В этой главе дается краткий обзор теории и практики Мэя и подхода Ялома к экзистенциальному консультированию.

May, R., Angel, E. & Ellenberger, H.F. (Eds.) (1958). Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology. New York: Basic Books. (Мэй, Р., Энджел, Э. и Элленбергер, Г. Ф. “Экзистенция: Новое измерение в психиатрии и психологии”).

Мэй является автором первых двух из десяти глав в этой книге. Глава 1 посвящена “Происхождению и значению экзистенциального движения в психологии”. Глава 2 посвящается “Вкладам в экзистенциальную психотерапию”. Обе главы являются важными вкладами для серьезного исследователя теории и практики экзистенциального консультирования.

May, R. (1950). The Meaning of Anxiety, (rev. ed. 1977). New York: Ronald Press. (Мэй, Р. “Смысл тревоги ”).

Эта книга — раннее изложение важности тревоги как нормального, так и невротического состояния. В первой части, озаглавленной “современные интерпретации тревоги”, рассматриваются ее корни в философии, биологии, психологии и современной культуре. Во второй части книги, озаглавленной “клинический анализ тревоги”, приводится ряд исследований конкретных случаев и извлеченные из них выводы Мэя относительно тревоги.

Дополнительные ссылки

Ялом

Lieberman, M. A., Yalom, I.D. & Miles, M. B. (1973). Encounter Groups: First Facts. New York: Basic Books.

Yalom, I.D. (1983). Inpatient Group Psychotherapy. New York: Basic Books.

Yalom, I.D. (1985). The Theory and Practice of Group Psychotherapy. (3rd ed.). New York: Basic Books.

Yalom, I.D. (1991). When Nietzsche Wept. New York: Basic Books.

Yalom, I.D. & Elkins, G. (1974). Every Day Gets a Little Closer. New York: Basic Books.

Yalom, I.D. & Vinogradov, S. (1989). Concise Guide to Group Psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Мэй

May, R. (1939). The Art of Counseling. Nashville: Cokesbury. (Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1994).

May, R. (1953). Man's Search for Himself. New York: Norton.

May, R. (1967). Psychology and the Human Dilemma. Princeton, NJ: Van Nostrand.

May, R. (1969). Love and Will. New York: Norton.

May, R. (1972). Power and Innocence: A Search for the Sources of Violence. New York: Norton.

May, R. (1975). The Courage to Create. New York: Norton.

May, R. (1977). The Meaning of Anxiety, (rev. ed.). New York: Norton.

May, R. (1981). Freedom and Destiny. New York: Norton.

May, R. (1985). My Quest for Beauty. New York: Norton.

Rabinowitz, F. E., Good, G. & Cozad, L. (1989). Rollo May: A man of myth and meaning. Journal of Counseling and Development, 67, 436-41. (Interview with Rollo May).

Другие

Buber, M. (1965). Between Man and Man. New York: Macmillan.

Buber, M. (1970). I and Thou. New York: Charles Scribner.

Bugental, J. (1956). The Search for Existential Identity. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Bugental, J. (1976). The Search for Authenticity. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Bugental, J. F. T. (1987). The Art of the Psychotherapist. New York: Norton.

Deurzen-Smith, E. (1988). Existential Counselling in Practice. London: Sage.

Heidegger, M. (1962). Being and Time. London: SCM Press.

Kierkegaard, S. (1954). Fear and Trembling and the Sickness unto Death. Garden City, NY: Doubleday.

Sartre, J.P. (1956). Being and Nothingness. New York: Philosophical Library.

Tillich, P. (1952). The Courage to Be. New Haven, CT: Yale University Press.

Глава 7. Логотерапия

Тезисы

Цель логотерапии — помогать клиентам в их поиске смысла. Стремление к смыслу — первичная мотивационная сила в людях. Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с духовным бессознательным.

Сознание, источники которого коренятся в духовном бессознательном, может интуитивно раскрыть уникальные смыслы индивидуума в определенных ситуациях. Религиозное бессознательное существует в пределах духовного бессознательного.

Человеческая свобода — это “свобода для” принятия на себя ответственности за осуществление смысла в границах смерти и судьбы. Самотрансценденция, в рамках которой люди добираются до смысла вне себя, является существенной характеристикой человеческого существования. Источники смысла включают в себя работу, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл.

Экзистенциальный вакуум имеет место, когда люди страдают от внутренней пустоты и недостатка смысла в жизни. Экзистенциальная фрустрация является результатом тогда, когда воля (стремление) к смыслу фрустрирована. Экзистенциальный вакуум сам по себе не является невротическим, но может вести к ноогенному неврозу. Человечество становится более невротическим, а массовая невротическая триада состоит из депрессии, аддикции и агрессии.

Причины экзистенциального вакуума включают в себя слабое инстинктуальное основание человеческого поведения по сравнению с другими животными, эрозию ценностей и традиций и тенденции к редукционизму, где люди рассматриваются скорее как детерминированные, чем как детерминирующие.

Способы, которыми люди сохраняют экзистенциальный вакуум, включают в себя репрессию, уклонение от ответственности и недостаточное подчеркивание самотрансценденции.

Цель логотерапии в случае экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов состоит в том, чтобы помочь клиентам найти смысл в их жизни. Логотерапевты — воспитатели ответственности. Кроме того, описываются цели в случаях психогенных неврозов и соматогенных психозов.

Логотерапия экзистенциальных проблем, в рамках контекста человеческих отношений, сосредотачивается на усилении экзистенциального осознания и на содействии клиентам в поисках смысла. Методы фокусировки на смысле включают в себя: обучение клиентов важности принятия на себя ответственности за смысл, оказание клиентам помощи в том, чтобы услышать собственное сознание, постановка перед клиентами вопросов о смыслах, расширение перспектив источников смысла, извлечение смысла через сократический диалог, использование логодрамы, предложение смыслов и анализ сновидений.

Парадоксальная интенция и дерефлексия — логотерапевтические методы для работы с психогенными неврозами.

Медицинское пастырство, с помощью которого логотерапевты помогают клиентам находить смысл в страдании, рекомендуется при соматогенных психозах.

Введение

Последняя глава была сосредоточена на экзистенциальном подходе к консультированию Ялома и Мэя. Эта глава уделяет внимание другому ведущему подходу, логотерапии Виктора Франкла. Логотерапию иногда называют третьей венской школой психотерапии, две другие — это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера. По-другому логотерапию можно рассматривать скорее как дополнение к психотерапии, чем как ее замену (Frankl, 1975a). Логос — это греческое слово, которое означает и “смысл” и “дух”, причем последнее без какого-либо первичного религиозного оттенка значения. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с потребностью найти смысл в их жизни. Главная цель логотерапии состоит в том, чтобы помочь клиентам в их поиске смысла.

Виктор Франкл

Виктор Э. Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в Австрии, был сыном родителей-евреев. Будучи школьником, он переписывался с Фрейдом, и в 1924 году в “Международном Журнале Психоанализа” (International Journal of Psychoanalysis) по инициативе Фрейда была опубликована его первая статья. Франкл и находился под влиянием и сопротивлялся некоторым из идей Фрейда и Адлера. Кроме того, на него влияли экзистенциальные философы типа Хайдеггера, Ясперса и Шелера. Происхождение логотерапии восходит к ранним стремлениям Франкла найти смысл в собственном существовании. Франкл с готовностью признает, что, будучи молодым человеком, “... я должен был пройти через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через полный и окончательный нигилизм, пока не сумел развить иммунитет против нигилизма. Я создал логотерапию” (Frankl, 1988, p. 166).

Он создал термин “логотерапия” в 1920-ых годах, и в 1930-ых годы использовал слово Existenzanalyse, экзистенциальный анализ, как альтернативное слово для логотерапии. Чтобы избежать путаницы, он в большинстве случаев воздерживается от использования термина “экзистенциальный анализ” в своих публикациях на английском языке. В 1928 году Франкл основал Центры консультирования молодежи (Youth Advisement Centres) в Вене, возглавляя их до 1938 года. В 1930 году он получил степень доктора медицины в Венском университете. С 1930 по 1938 год он был в штате Нейропсихиатрической университетской клиники. С 1938 по 1942 год он был специалистом по невралгии и психиатрии и затем главой неврологического отдела в Еврейской больнице в Вене. В это время он написал черновой набросок своей первой книги. Незадолго до вступления Америки во вторую мировую войну Франклу давали возможность иммигрировать в Соединенные Штаты. Он упустил эту благоприятную возможность, потому что предпочел соблюдать заповедь “Почитай отца и мать, и ты будешь жить на этой земле” (Frankl, 1988, p. 59). Он думал что, сохраняя свое положение в больнице, мог бы защитить своих родителей от отправления в концентрационный лагерь.

С 1942 1945 год Франкл пережил мучительный опыт пребывания в нацистских концентрационных лагерях, включая Аушвиц и Дахау (Frankl, 1963). По прибытию в Аушвиц у Франкла сбрили все волосы на теле. Он был номером 119194. Рукопись его первой книги была конфискована. В течение следующих трех лет он выживал в селекциях тех, кто должен жить или умирать, в условиях принудительного труда, зверствующих капо (охраны), избиений, недоедания, болезней, капризов судьбы и экзистенциального вызова находить смысл в своих страданиях. Большую часть времени его работа состояла из рытья и прокладывания рельсовых путей для железнодорожных линий. Только в последние несколько недель своего интернирования он работает как доктор.

В течение этого периода Франкл имел возможность наблюдать человеческий природу при чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключенных предпочло прозябать. Однако другие заключенные стали духовно глубже и воспринимали трудности лагерей как испытания своей внутренней силы. Они возвысились до вызова поисков смысла в своей жизни. Франкл цитирует Ницше: “Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое как” (Frankl, 1963, p. 121). Несмотря на бедственную ситуацию, эти заключенные сохранили свою свободу выбирать и в своей внутренней жизни, и в том, как они вели себя по отношению к другим. Они превратили свои трагедии в триумфы. Хотя Франкл сумел выжить, его родители, брат, и жена умерла в концентрационных лагерях. Его сестра была единственным уцелевшим членом семьи.

В 1946 году Франкл стал руководителем отдела невралгии в Поликлинической больнице в Вене. В 1947 году он был назначен помощником профессора психиатрии и невралгии в Венском университете и в 1955 году — полным профессором. Франкл был президентом Австрийского Медицинского Общества Психотерапии. Кроме того, он был почетным профессором логотерапии в Международном Университете США в Калифорнии, а также приглашенным профессором в Стэнфордском, Гарвардском и Дукеснском (Duquesne) университетах, помимо прочих. Франкл широко читал лекции в Европе, Австралии, Южной Америке, Азии и Африке.

Франкл был плодовитым автором, написавшим более 30 книг, некоторые из них были переведены на многие языки, и многочисленные статьи. Его книги включают The Doctor and the Soul: From Psychotherapy to Logotherapy (Доктор и душа: От психотерапии к логотерапии*), Man' s Search for Meaning: An Introduction to Logotherapy (Человек в поисках смысла: Введение к логотерапии {к 1992 году было продано более пяти миллионов копий этой книги}), Psychotherapy and Existentialism: Selected Papers on Logotherapy( Психотерапия и экзистенциализм: Избранные научные статьи по логотерапии), The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy (Стремление (Воля) к смыслу: Основы и применение Логотерапии), The Unconscious God: Psychotherapy and Theology (Подсознательный Бог: Психотерапия и теология) и The Unheard Cry of Meaning: Psychotherapy and Humanism (Неслышный крик смысла: Психотерапия и гуманизм)*. Франкл кратко выразил свою жизнь в следующих словах: “Я видели смысл моей жизни в оказании помощи другим в том, чтобы они видели смысл в своей жизни” (Frankl, 1988, p. 160).

Основные положения

Свобода воли

Франкл использует термин “экзистенциальный” тремя способами. Во-первых, термин “экзистенциальный” относится к самой экзистенции, которая является специфически человеческим способом бытия. Во-вторых, “экзистенциальный” относится к смыслу существования. В-третьих, “экзистенциальный” относится к стремлению найти смысл в личном существовании или, другими словами, к воле к смыслу. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмысленной. Взамен преходящие аспекты жизни являются потенциальными возможностями. Люди должны понять преходящие возможности. Они постоянно выбирают, которые из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализованы, а которые осуждены на несуществование.

Люди обладают свободой воли. Среди животных они одни обладают способностью к самоотстранению. Люди способны размышлять по поводу своих вариантов выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, которую они занимают относительно этих особенностей. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, которое называется ноологическим измерением. В этом ноологическом измерении располагаются именно (несомненно, очевидно) человеческие функции, например размышление, способность превращать себя в объект и сознательность.

Воля (стремление) к смыслу

Воля к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди стоят перед потребностью обнаруживать смысл буквально до своего последнего дыхания. Франкл пишет: “Поиск человеком смысла — первичная сила в его жизни... Этот смысл уникален и специфичен и может быть осуществлен только им одним; только тогда получает значение то, что воля удовлетворяет его собственное стремление к смыслу” (Frankl, 1963, p. 154). Как Франкл обнаружил на своем опыте концентрационного лагеря, люди нуждаются в чем-то, ради чего жить. Люди — это существа, которые встречаются с другими людьми и добираются до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, скорее он устанавливает платформу для бытия. Человеческое существование оказывается в опасности, если только люди не живут с позиции трансценденции в направлении чего-то за пределами их собственного “я”.

Логотерапия сосредотачивается на воле (стремлении) к смыслу, в то время как психоанализ сосредотачивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на воле (стремлении) к власти. Франкл признает, что Фрейд и Адлер не использовали именно эти термины. Как удовольствие, так и власть — побочные продукты или производные воли (стремления) к смыслу. Воля (стремление) к смыслу — не рационалистическое объяснение инстинктуальных стремлений и не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Воля (стремление) к смыслу также отличается как сила мотивации от самоактуализации. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект воли (стремления) к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.

Сознание и подсознание

Каков источник или исходная (референтная) точка, отталкиваясь от которой люди могут обнаружить смысл в своей жизни? Поиск смысла может охватывать и сознательную деятельность, и установление контакта с бессознательными слоями “я”.

Сознательность

Люди — духовные существа, и логотерапия сосредотачивается на их духовном существовании. В этом контексте слово “дух” не имеет никаких религиозных оттенков значения. Духовные явления у людей могут быть либо сознательными, либо бессознательными. Сознательность подразумевает осознание. Логотерапия стремится повышать сознательность клиентов относительно их духовного “я”. Люди должны сознавать свою ответственность за обнаружение и действие с точки зрения уникального смысла их жизни в определенных ситуациях, в которых они участвуют.

Духовное бессознательное

Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируются в своих телесных, психических и духовных аспектах. Хотя граница между сознательным и бессознательным “флюидообразна”, Франкл расценивает духовное основание человеческой экзистенции как, в конечном счете, бессознательное. Глубокий центр каждого человека является бессознательным.

Существует резкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным. Фрейд рассматривал бессознательное как резервуар подавляемых сексуальных и агрессивных инстинктов. Глубинная психология вместо сосредоточения на подавляемых инстинктах стремится следовать за людьми в глубины их духа. Однако “я” не поддается полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистенцию в самой своей основе нерефлексируемой. Франкл пишет: “Экзистенция существует скорее в действии, чем в размышлении” (Frankl, 1975a, p. 30).

Сознание

Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. Логос глубже, чем логика. Экзистенциально подлинные решения имеют место полностью неосмысленно и бессознательно. Франкл пишет: “Задача сознания — раскрыть человеку unum necesse, единственную вещь, которая требуется” (Frankl, 1975a, p. 35). Сознание может интуитивно показать уникальные возможности смысла, которые следует реализовывать в определенных ситуациях. Сознание или “этический инстинкт” является чрезвычайно индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые работают для наибольшего количества видов. Помимо морального сознания, Франкл полагает, что любовь и искусство коренятся в эмоциональных, интуитивных, нерациональных глубинах духовного бессознательного.

Свобода может рассматриваться с точки зрения “от чего” и “по отношению к чему”. “По отношению к чему” является ответственностью по отношению к сознанию. Сознание имеет трансцендентное качество. Люди могут быть слугами своего сознания, только когда вместо монолога они могут иметь диалог с ним как с чем-то иным, чем они сами. Через сознание “доносит свое звучание” сверхчеловеческий фактор (Frankl, 1975a, p. 53). Сознание имеет ключевую позицию в раскрытии существенной трансцендентности духовного подсознания. Сознание — голос трансцендентности и само является трансцендентным.

Религиозное подсознательное

Экзистенциальный анализ сновидений делает очевидным факт из подавляемой и бессознательной религиозности. Подавляется не только либидо, но также и религио ( religio). Сознание не последнее, “по отношению к чему” существует ответственность. Хотя люди ответственны за себя, они не ответственны перед собой. Это “по отношению к чему” ответственности касается, прежде всего, самой ответственности. Бессознательная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовного бессознательного. Люди всегда находятся в преднамеренном отношении к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот “бессознательный Бог” скрыт двумя способами. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, Бог скрыт. Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность.

Религиозное бессознательное — это скорее экзистенциальный посредник, чем инстинктуальный фактор. Франкл называет это “решением скорее быть бессознательным, чем быть управляемым бессознательным” (Frankl, 1975a, p. 65). Говоря о Юнге, он подчеркивает, что бессознательная религиозность возникает из личного центра каждого индивидуума, а не из безличного объединенного фонда образов, разделяемого всем человечеством.

Репрессия религиозности, как и репрессии других аспектов бессознательного, ведет к неврозу: “… как только ангел в нас подавляется, он превращается в демона” (Frankl, 1975a, p. 70). Экзистенциальность религиозности должна быть непосредственной. Подлинная религиозность должна разворачиваться на своей собственной платформе. Люди вверяются ей, предпочитая быть религиозными.

Смысл жизни и смерти

Смысл жизни

Франкл пишет что “быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потенциально свойственного данной жизненной ситуации” (Frankl, 1975a, p. 125). Быть человеком означает быть в одно и то же время иным, сознательным и ответственным. Концепция ответственности — это основа человеческого существования. Человеческая свобода — это не “свобода от”, а скорее свобода по отношению к”, а именно свобода принять ответственность. Свобода — это то, чем “являются” люди: это — не что-то, что они “имеют” и могут поэтому терять. Люди внутри себя имеют много потенциальных возможностей. Они не обусловлены или детерминированы полностью. Скорее, от момента к моменту они свободны решать, чем они станут в следующий миг. Их решения определяют, какая из их потенциальных возможностей реализовывается. Ни на какой стадии жизни люди не могут “избегать мандата на выбор среди возможностей” (Frankl, 1955, p. 85).

Жизнь все время задает людям вопросы. Способ ответить — быть ответственным за свою жизнь. Работая с материалом, которым их снабдила судьба, люди подобны скульпторам, которые долотом и молотком обрабатывают бесформенный камень так, что он обретают все большую и большую форму. Хотя они всегда окружены биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, люди могут либо побеждать их и придавать им форму, или преднамеренно предпочесть подчиниться им.

Смысл смерти

Смерть не отнимает у жизни ее смысл. Если бы люди были бессмертными, они могли бы откладывать совершение дел на неопределенный срок Смерть принадлежит жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из их конечности. Следовательно, они должны понимать полную серьезность ответственности, которую несут в течение каждого момента своей жизни. Судьба, подобно смерти, является существенной для смысла жизни. Судьба относится к тем факторам, которые находятся вне пределов власти человека. Свобода может рассматриваться не только в контекстах жизни и смерти, но также и в контексте судьбы. Благоприятные возможности и несчастья, которые встречаются на пути людей, уникальны. Однако люди все же могут осуществлять свою внутреннюю свободу, заняв позицию против судьбы.

Самотрансценденция

Самотрансценденция — существенная характеристика человеческого существования. Люди — это по сути своей создания, которые стремятся за пределы самих себя. Они становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего “я” либо путем осуществления смысла, либо с любовью встречаясь с другим человеком. Франкл видит основную человеческую потребность скорее как поиск смысла, нежели как поиск своего “я”. Сущность достижима только через ответственность за осуществление смысла. Люди могут чрезмерно сосредоточиться на самих себе. Самотрансцендентное качество человеческой жизни наиболее очевидно, когда люди забывают себя. Франкл считал, что главный урок, которому он выучился в Аушвице и Дахау, заключался в том, что если только жизнь не указывала на что-то вне себя, выживание было бесцельным, бессмысленным и невозможным.

Страдание от невротических проблем, которые отражает трудности в самотрансценденции, является обратным по отношению к людям, находящим смысл в выходе за собственные границы. Гиперрефлексия и гиперинтенция — два главных способа, которыми люди предпочитают не выходить за рамки своего “я”. Гиперрефлексия — это тенденция к чрезмерной саморефлексии. Гиперинтенция — это тенденция уделять чрезмерное внимание достижению того, чего желает данный человек.

Источники смысла

Франкл предполагает, что самотрансценденция достижима путем открытия или определения смысла тремя различными способами: делая дело, переживая ценность и страдая (Frankl, 1963). В другом месте Франкл (Frankl, 1967, 1988) говорит о трех основных путях, которыми люди могут находить смысл в жизни: (1) тем, что они дают жизни (творческие ценности); (2) тем, что они берут от жизни (эмпирические ценности); и (3) через позицию, которую они занимают относительно судьбы, которую они больше не могут изменить, например, неоперабельный рак (установочные ценности). Кроме того, прошлые переживания и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Смысл в работе

Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Смысл работы выходит за пределы специфического занятия и включает в себя то, как люди отдают свои уникальные человеческие качества работе. Например, медсестра может выйти за рамки своих регламентированных обязанностей, говоря доброе слово критически больному пациенту. Франкл рассматривает всю работу как допущение таких возможностей, хотя он признает, что некоторые виды работы очень рутинны. В таких случаях, серьезный творческий смысл следует искать в досуговых занятиях.

Безработица — пример того, как на людей может воздействовать недостаток творческого смысла. Франкл рассматривает невроз безработицы, характеризующийся апатией и депрессией, как экзистенциальную позицию. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, и таким образом оказываются свободными от невроза безработицы. Занятость может также быть и для добра, и для зла. Некоторые люди убегают от пустоты существования, обретая убежище в работе или профессии. Достижение творческого смысла в жизни не синонимично одному лишь удовлетворению работой.

Смысл в любви

В отличие от психоанализа, в логотерапии любовь не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. В то время как секс может быть выражением зрелой любви, это — не форма любви сама по себе. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Она влечет за собой отношение к другому человеку как к духовному существу. В качестве таковой любовь подразумевает понимание или постижение внутреннего ядра личности другого человека. Люди движутся в глубины собственного духовного существа под влиянием духовного ядра их партнера. Безумное увлечение редко продолжается долго. Когда сексуальное стремление удовлетворено, оно быстро исчезает. Любовь, однако, имеет качество постоянства в том, что духовное ядро другого человека уникально и незаменимо. Кроме того, любовь может переживать смерть в том, что сущность уникального бытия возлюбленного бесконечна и нетленна.

Другая характерная черта любви заключается в том, что, поскольку она направлена скорее на то, чем другой “является”, чем на другого как на предмет обладания, это ведет к моногамному отношению. Еще одна характерная черта состоит в том, что она подразумевает умение увидеть потенциал в любимом и оказание помощи ему или ей в достижении этого потенциала. Кроме того, в реальных отношениях любви нет места для ревности, так как с другим человеком не обращаются как с собственностью.

Франкл (Frankl, 1967) очень старался подчеркивать, что любовь — не единственный и даже не лучший способ заполнить жизнь смыслом. Однако он проводит различие между невротическим провалом и неудачей добиться любви, навязанной судьбой.

Смысл в страдании

Человеческая судьба имеет двойное значение: быть сформированной там, где это возможно, и быть безропотно перенесенной там, где это необходимо. Установочные ценности присущи позиции, занимаемой людьми в обстоятельствах, которые они не могут изменить, например неизлечимая болезнь или интернирование в концентрационном лагере. Через установочные ценности даже трагические аспекты человеческого существования — “трагическая триада” боли, вины и смерти — могут превратиться во что-то положительное и творческое. Однако людям следует быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Время призвать на службу установочные ценности наступает только тогда, когда они приходят к уверенности, что не могут изменить свою судьбу.

Неизбежные отрицательные ситуации дают людям возможность “актуализировать самую высокую ценность, осуществить самый глубокий смысл, смысл страдания” (Frankl, 1963, p. 178). Люди имеют варианты выбора того, как они отвечают на страдание. Например, жизнь может сохранять смысл до последнего момента для людей со смертельными болезнями, которые принимают вызов, чтобы страдать мужественно. Франкл цитирует Гете “Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить либо деянием, либо терпением” (Frankl, 1955, p. 115). Некоторые люди могут возвыситься до вызова страдания и духовно обогащаться и укрепляться благодаря ему. Хотя люди порой оказываются беспомощными жертвами судьбы, они все же могут осуществлять внутреннюю свободу, чтобы превратить затруднительные положения в достижения на человеческом уровне.

Смысл из прошлого

Хотя поиск смысла, прежде всего, ориентирован на будущее людей, прошлое все-таки может быть источником смысла. Часто люди обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла. В концентрационном лагере Аушвиц Франкл прошел через серьезные душевные поиски смысла страдания, когда рукопись его первой книги была конфискована. Однако он пришел к пониманию того, что в прошлом ничто не было потеряно, а было фактически окончательно отложено в запас. Смысл его жизни не зависел от того, была ли напечатана его рукопись. Его прошлые переживания представляли из себя настоящую житницу. Часто в периоды страдания, но и не только, поиск смысла может повлечь за собой признание и определение источников смысла в прошлом, необходимых для создания смысла в настоящем. Даже короткая жизнь все же может иметь прошлое, полное смысла. Однако, для тех, кто вел жизнь, лишенную какого-либо своеобразия, их безусловная вера в безусловный смысл может превратить неудачу в триумф (Frankl, 1988).

Сверхсмысл

Люди неспособны понимать окончательный (предельный) смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет такого окончательного смысла. Франкл (Frankl, 1963, 1988) использует термин “сверхсмысл”, чтобы обозначить окончательный смысл страдания и жизни. Люди не могут прорываться через различия измерений между миром человеческим и божественным. Сверхсмысл может быть постигнут верой, а не интеллектуальными средствами. В отличие от светской экзистенциальной философии, человеческая задача не состоит в том, чтобы терпеть бессмысленность жизни. Вместо этого люди должны мириться со своей неспособностью охватить умом в рациональных терминах высшую наполненность жизни смыслом. Вера в Бога предшествует способности людей иметь веру в высший смысл жизни. Как всегда, бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Тенденция в современной жизни ведет не прочь от религии, а прочь от акцента на различиях между индивидуальными вероисповеданиями. Франкл (Frankl, 1988) не выступает в защиту формы универсальной религии. Вместо этого он видит тенденцию к глубоко персонифицированной религии, в которой люди обращаются к верховному существу на собственном индивидуальном языке и своими словами.

Экзистенциальный вакуум

Экзистенциальный вакуум описывает состояние, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности. Экзистенциальный вакуум — это “опыт пропасти” в отличие от пикового опыта, описанного Маслоу.

Франкл предлагает три причины экзистенциального вакуума. Во-первых, в отличие от других животных, люди больше не запрограммированы стремлениями и инстинктами, сообщающими им, что делать. Во-вторых, традиции, соглашения и ценности больше не подсказывают людям, что они должны делать. Иногда они не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм, делая то, что делают другие, или в тоталитарианизм*, делая то, чего от них хотят другие. В-третьих, особенно в Америке, учащиеся подвергаются “редукционизму”. Люди рассматриваются как влечения, инстинкты, существа, созданные обусловливанием, реактивные образования и механизмы защиты, а не как принимающая решение действующая сила. Франкл приводит в качестве примера редукционизма случай с супружеской парой в период вступления в Американский Корпус мира, которой сказали, что они помогали менее привилегированным из-за подсознательной потребности доказать свое превосходство (Frankl, l975a, p. 94).

Экзистенциальная фрустрация

Экзистенциальная фрустрация возникает, когда фрустрирована воля (стремление) к смыслу. Апатия и скука — главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Тревога людей, даже их отчаяние в отношении смысла жизни — это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Франкл считает экзистенциальный вакуум с сопутствующей ему фрустрацией “чем-то социогенным и ни в коем случае не неврозом” (Frankl, l975a, p. 139). Отчаяние из-за бессмысленности жизни может быть признаком интеллектуальной искренности и честности. В более поздних работах Франкл (Frankl, 1977, 1988) утверждает, что нет ни малейшего сомнения в том, что экзистенциальный вакуум распространяется.

Ноогенный невроз

Экзистенциальный вакуум может вести к неврозам. Термин “ноогенный невроз” относится к тем случаям, где экзистенциальный вакуум ведет к клинической симптоматике. Франкл определяет ноогенный невроз как “невроз, который вызван духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом, как например, конфликт между простым супер-эго и истинным сознанием...” (Frankl, 1988, p. 89). Экзистенциальная фрустрация играет большую роль в ноогенных неврозах. Такие неврозы являются результатом духовных конфликтов, имеющих отношение к стремлениям людей к осмысленному существованию и к фрустрации их воли к смыслу. Доктора (врачи) и консультанты должны проводить четкое различие между духовным измерением проблем и инстинктуальным измерением.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!