Выигрыш от возрастающего осознания смерти



Возрастающее осознание смерти может вести к более высокой оценке жизни. Неизлечимо больные раком пациенты реагируют на диагноз различными способами. Многие пациенты не полностью слышат то, что говорят их доктора. Некоторых захлестывает с головой экзистенциальный ужас. Другие признают эту новость кратко, перегруппировывают свою защиту, занимаются внутренней обработкой информации, а затем они готовы к большему объему информации. Многие больные раком пациенты способны использовать свою болезнь как возможность для личного роста. Они переоценивают приоритеты; предпочитают не делать ничего тривиального; добиваются более высокого смысла жизни в настоящем; устанавливают более тесный контакт с природой; более глубоко общаются с близкими, и у них меньше межличностных опасений относительно того, что их отвергнут, и относительно риска. Механизмы изменения у больных раком пациентов включают в себя веру, что существование не может быть отложено, и мудрость подсчета своих счастливых даров. Усиливающееся осознание смерти может также вызывать радикальный сдвиг в перспективе у клиентов, которые не являются неизлечимо больными.

Подходы к возрастанию осознания смерти

Ялом приводит в качестве хорошего рабочего правила для клиницистов положение: “смертельная тревога обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью” (Yalom, 1980, p. 207). Подходы к усилению осознания смерти могут в ближайшей перспективе увеличивать беспокойство клиентов. Цель состоит не в том, чтобы обезболить тревогу, а в том, чтобы помогать клиентам примириться с ней и использовать ее конструктивно. Ниже следуют некоторые способы, используемые экзистенциальными консультантами для возрастающего осознания смерти клиентами.

Предоставление разрешения. Экзистенциальные консультанты могут подавать клиентам сигналы о том, что обсуждение проблем, касающихся смерти, высоко ценится в консультировании. Кое-что из этих сигналов может представлять собой поощрение и проявление интереса к раскрытиям клиентов в данной области. Другая часть предоставления разрешения — это уклонение от тайного сговора относительно отрицания смерти клиентами. Консультанты могут играть активную роль в том, чтобы консультирование оставалось на виду. Им требуется способность терпеть собственную смертельную тревогу, чтобы адекватно следовать инициативам клиентов. Некоторые консультанты могут (сами) нуждаться в дополнительном личном консультировании до тех пор, пока они не преодолеют лично и профессионально изнурительные блокировки смертельной тревоги.

Определение механизмов защиты. Два главных механизма защиты от смертельной тревоги — это вера в свою особость и веру в существование конечного спасителя. Экзистенциальные консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы идентифицировать такие неадекватные механизмы защиты и их отрицательные последствия. Клиентам помогают скорее признать реальность недолговечности своей (жизни), чем отрицать ее. Экзистенциальным консультантам требуются такт, настойчивость и хороший выбор времени, чтобы помочь клиентам идентифицировать детски наивные взгляды на смерть и расстаться с ними.

Работа со сновидениями. Экзистенциальные консультанты поощряют клиентов делиться сновидениями. В сновидениях и кошмарах могут появляться подсознательные темы, которые там не подавляются или не подвергаются серьезному редактированию. Темы смерти обычны в сновидениях и кошмарах. Обсуждение и анализ сновидений касаются текущих экзистенциальных конфликтов клиентов. Однако клиенты не всегда готовы иметь дело с материалом, показанным в сновидениях. Марвин был 64-летний клиентом Ялома (Yalom, 1989). Нижеследующее — это его кошмар, личные размышления Ялома об этом, и что случилось впоследствии.

Кошмар Марвина (p. 242):

Эти двое людей высоки, бледны и очень измождены. Они скользят в тишине по темному лугу. Они полностью одеты в черное. В высоких черных цилиндрах, в пиджаках с длинными фалдами, в черных коротких гетрах и ботинках, они походят на викторианских предпринимателей или рабочих из общества трезвости. Внезапно они наталкиваются на тележку, черную, как смоль, в которой покоится, как в люльке, девочка-младенец, завернутая в черную кисею. Не говоря ни слова, один из этих людей начинает подталкивать тележку. Немного проехав, он останавливается, идет вокруг к передней части и, со своей черной тростью, которая теперь имеет пылающий белый наконечник, он наклоняется, раздвигает кисею и методично вставляет белый наконечник во влагалище младенца.

Личные размышления Ялома относительно значения кошмара Марвина (p. 245):

Я стар, я подошел к концу работы моей жизни. У меня нет детей, и я приближаюсь к смерти, полный страха. Я задыхаюсь от темноты. Я задыхаюсь от тишины смерти. Я думаю, что я знаю путь. Я пробую проникнуть в черноту с помощью моего сексуального талисмана. Но этого не достаточно.

Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина поделиться ассоциациями с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, что он сделал из всех мысленных образов смерти, тот предпочел обсуждать сновидение скорее с точки зрения секса, чем смерти.

Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности). Консультанты могут помогать клиентам идентифицировать и конструктивно справляться с их смертельной тревогой путем “настройки на” знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни. Смерть близких может быть мощным напоминанием о личной смертности. Смерть родителей означает, что наше поколение умрет следующим. Смерть детей может вызвать ощущение бессилия относительно космического безразличия. Там, где умирает единственный ребенок, родители также понимают, что они не будут бессмертными через передачу своего семени. Кроме того, серьезная болезнь может лицом к лицу столкнуть клиентов с их бренностью и уязвимостью.

Переходные периоды напоминают клиентам об их смертности. Такие переходные периоды включают переход от юности к взрослой жизни, обязательство относительно постоянных отношений, уход из дома детей и супружеское разобщение и развод. В среднем возрасте многие клиенты в большей степени осознаю смерть, понимая, что они не взрослеют, а стареют. Кроме того, отставка или неожиданные угрозы в отношении карьеры могут мощно повысить осознание смерти.

В повседневной жизни всегда присутствуют напоминания о ходе времени. Физические признаки старения, — например, седина, появление морщин, пятна на коже, потеря гибкости суставов, утрата выносливости, ухудшившееся зрение — разрушают иллюзию постоянной молодости. Посещение встреч друзей показывает, что все стареют. Часто, поскольку они являются вехами процесса старения, дни рождения и годовщины могут порождать экзистенциальную боль наряду с радостью или вместо нее.

Вспомогательные средства для усиления осознания смерти. В то время как многие экзистенциальные консультант обычно не пользуются искусственными вспомогательными средствами для усиления осознания смерти клиентами, некоторые консультанты их применяют. Клиентов можно просить написать собственные некрологи или заполнять анкеты о смертельной тревоге. Кроме того, они могут заняться управляемыми фантазиями относительно своей смерти, воображая “где”, “когда”, “как”, и похороны. Ялом (Yalom, 1980) описывает два способа заставить клиентов взаимодействовать со смертью: наблюдение за группой неизлечимо больных людей и включение человека со смертельным раком в повседневную группу консультирования.

Уменьшение сензитивности клиентов к смерти. Консультанты могут оказать клиентам помощь в том, чтобы справиться со смертельным ужасом, многократно подвергая их этому страху в уменьшенных дозах. Ялом (Yalom, 1980) ссылается на то, что в работе с группами больных раком пациентов, он часто видел, что их страх постепенно уменьшается, благодаря всего лишь хорошей осведомленности.

Понимание тревог, связанных со смертью. Консультанты могут уничтожить и идентифицировать тревоги, связанные со смертью. Следует проводить различие между истинной беспомощностью, являющейся результатом фундаментального экзистенциального факта смерти, и подчиненными ощущениями беспомощности. Клиентов можно поощрять восстанавливать большее ощущение контроля над теми аспектами их жизни, на которые они могут влиять. Клиентам также можно помогать идентифицировать и рационально противостоять их подчиненным опасениям, типа болезненной смерти, одиночества и беспокойства о близких. Во взрослом подсознательно живут детски наивные иррациональные ужасы относительно смерти. Такие ужасы можно выявить и реалистично оценить.

Консультирование и свобода

Консультирование относительно предельной заботы, связанной со свободой, сосредотачивается на повышении осознания клиентами их ответственности за свою жизнь и оказании им помощи в принятии этой ответственности. Ялом (Yalom, 1980) сообщает, что все данные исследований наводят на мысль, что успешно проконсультированные клиенты начинают отдавать больший отчет в личной ответственности за свою жизнь. Консультанты могут использовать широкое разнообразие методов, чтобы помочь в осознании и принятии на себя ответственности.

Определение видов защиты и методов уклонения от ответственности. Консультанты могут оказывать клиентам помощь в понимании функций определенных видов их поведения, например компульсивности, уклонения от ответственности за выбор. Кроме того, консультанты могут совместно исследовать и, если необходимо, ставить клиентов лицом к лицу с ответственностью за их собственное несчастье. Например, когда одинокие клиенты продолжают принижать других, консультант может сказать: “И вы одиноки”. Общая установка заключается в том, что, когда клиенты жалуются относительно своих ситуаций, консультанты спрашивают о том, как они их создавали. Кроме того, консультанты могут сосредотачиваться на том, как клиенты используют язык уклонения от ответственности: например, говоря “я не могу” вместо “я не буду”.

Идентификация уклонения от ответственности “здесь-и-теперь”. Уклонение клиентов от ответственности может проявлять себя в отношениях консультант-клиент. Консультанты нуждаются в осознании собственных чувств относительно клиентов, чтобы определить, как они могли бы выявлять подобные реакции у других. Например, женщина с историей, касающейся жестоких мужчин, может искажать восприятие своего консультанта-мужчины и вести себя по отношению к нему так, что в другом контексте могла бы добиться того самого жестокого обращения, которого она боится. Консультанты могут также поставить клиентов лицом к лицу с их попытками “здесь-и-теперь” переместить ответственность за то, что случается или в ходе или вне консультирования, на консультантов. Если это так, консультантам может понадобиться преодоление сопротивления клиентов типа того, что “Если бы я знал, что делать, мне не нужно было бы быть здесь”.

Столкновение с реалистическими ограничениями. У всех людей бывают реалистические неблагоприятные обстоятельства, с которыми необходимо иметь дело. Консультирование может помочь клиентам поменять их точку зрения или заново интерпретировать внешние обстоятельства, которые они не могут изменить. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам в определении тех областей в их жизни, на которые они могут влиять. Например, консультанты, имеющие дело с больными раком пациентами, могут оказывать им помощь в том, чтобы брать на себя большую ответственность за отношения с докторами, типа чрезмерно настойчивых требований информации относительно их болезни.

Противостояние экзистенциальной вине. Экзистенциальные консультанты рассматривают одну из функций тревоги как призыв к совести. Один из источников тревоги — вина неудачи в реализации потенциала. Например, клиент, увлеченный компульсивным сексуальным поведением, в то же время испытывает трудности в том, чтобы быть напористым (ассертивным) в своей деловой жизни. Выявление того, как он переходил границы своего потенциала как человеческого существа, ограничивая жизнь компульсивным сексом, было трамплином к достижению уверенности, чтобы стать более напористым (ассертивным). Клиент больше не был внутренне испуганным разоблачениями всех позорных эпизодов его жизни. По мере того, как компульсивность идет на убыль, растет его ощущение себя как способного на выбор. Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и отказом делать новый выбор. Пока клиенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это делали в прошлом, они не могут прощать себе прошлые варианты выбора.

Освобождение способности желать. Желание предшествует изъявлению воли (May, 1969). Однако чтобы клиенты могли желать, они должны быть в контакте со своими чувствами. Работа с клиентами, блокированными аффектами, может быть медленным и повторяющимся процессом. Следует избегать драматических методов крупных прорывов, поскольку их воздействие имеет свойство быть кратковременным. Вместо этого, в пределах контекста подлинных отношений, экзистенциальные консультанты исследуют источник и природу блоков клиентов и лежащие в их основе чувства, которые они стараются выразить. Кроме того, консультанты неоднократно задают заблокированным аффектами клиентам вопросы типа “Что вы чувствуете?” и “Что вы хотите?”

Фасилитация (создание благоприятных условий) принятия решений. Экзистенциальные консультанты поощряют клиентов видеть, что каждому действию предшествует решение. Решения трудны, потому что исключают альтернативы. В качестве таковых решения — это пограничные ситуации, в которых люди создают себя, несмотря на свою фундаментальную беспочвенность. Многие клиенты парализуют свою способность принимать решения посредством “что, если…”: например, “Что, если я потеряю мою работу и не смогу найти другую?”. Консультанты могут оказать клиентам содействие в исследовании разветвлений каждого “что, если…” и в анализе чувств, которые они порождают. Гарантируя, что ответственность за решения остается за клиентами, консультанты могут содействовать им в выработке и оценке вариантов выбора решения. Консультанты могут поощрять клиентов активно принимать решения таким образом, чтобы укреплять принятие собственной силы и ресурсов.

Там, где необходимо, экзистенциальные консультанты стараются облегчать (проявления) воли клиентов. Одобрение консультанта является решающим для того, чтобы клиенты учились доверять своей воле и добивались уверенности в том, что они имеют право действовать. Нижеследующее — это варианты “озарений”, которые экзистенциальные консультанты обычно предлагают клиентам с подавленной волей: “Только я могу изменять мир, который я создал”. “В перемене нет никакой опасности”, “Чтобы получить то, чего я действительно хочу, я должен измениться” и “У меня есть сила, чтобы измениться”. Решения об изменении могут занимать значительный период времени.

Консультирование и изоляция

Способы, которыми экзистенциальные консультанты помогают клиентам в противостоянии и умении лучше справиться с предельной заботой изоляции, следующие:

Встреча лицом к лицу с изоляцией. Консультанты могут помочь клиентам понять, что, в конечном счете, каждый одинок. Клиенты учатся тому, что они могут и что не могут получить от отношений. Консультанты могут просить клиентов экспериментировать с периодами навязанной самим себе изоляции в соответствующих дозах. Выгоды от этого эксперимента могут включать в себя повышенное осознание как ужаса одиночества, так и скрытых ресурсов и мужества.

Идентификация механизмов защиты. Клиентам можно помочь идентифицировать виды защиты, которыми они пользуются, чтобы справиться с конфликтом между потребностью принадлежать и фактом экзистенциальной изоляции. Когда начинаешь отдавать себе отчет в том, что существование в глазах других, слияние с другими и компульсивная сексуальность являются механизмами защиты против экзистенциальной тревоги, это может действовать как трамплин для того, чтобы что-то с ними делать.

Идентификация межличностной патологии. Используя идеал свободных от потребностей или “я–ты” отношений в качестве критерия, можно определить способы уклонения клиентов от реальных отношений с другими. В какой степени они относятся к другим, как к объектам для удовлетворения своих нужд и потребностей? Насколько хорошо они могут любить других? Насколько они хороши в выслушивании и в раскрытии себя? Каковы их специфические действия по удержанию людей на расстоянии? Консультанты могут учить клиентов “азбуке языка интимности...” (Yalom, 1989, p. 43). Такая азбука включает в себя то, как владеть (признавать) и как выражать чувства.

Использование отношений консультант-клиент, чтобы пролить свет на патологию. У экзистенциальных консультантов имеются сомнения относительно того, чтобы рассматривать клиентов как переносящих на них чувства и точки зрения прошлых важных отношений. Вместо этого они предпочитают использовать отношения консультант-клиент, чтобы пролить свет на патологию, которая может мешать текущим и будущим отношениям. Клиенты часто искажают аспекты своих отношений с консультантами. Консультанты могут повышать осознание клиентами таких искажений, включая их последствия для других отношений.

Исцеляющие отношения. Как упоминалось ранее, экзистенциальные консультанты стремятся развивать реальные отношения с клиентами. Хотя отношения консультант-клиент временные, опыт интимности может быть постоянным. Отношения могут мощно утверждать клиентов, потому что кто-то, кого они уважают, и кто действительно знает их полностью, принимает их. Консультанты, которые имеют глубокие отношения с клиентами, могут помочь им противостоять экзистенциальной изоляции. Они также помогают клиентам понять, что только они сами ответственны за свою жизнь.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!