Логотерапия для экзистенциального вакуума



Как логотерапевт обращается с клиентами в состоянии экзистенциального вакуума? Хотя Франкл не перечислял систематически свои методы, ниже даются некоторые указания, извлеченные из его трудов.

Гуманные отношения

Франкл (Frankl, 1988) отмечает, что консультирование обычно состоит как из стратегий, так и из отношений Я-Ты. Он также подчеркивает, что логотерапия не может стать слишком индивидуализированной. Таким образом, хотя логотерапевт — воспитатель ответственности, он обучает ей именно в контексте исполненных долга и заботливых отношений, которые уважают уникальность каждого клиента. Франкл ценит гуманных людей и заинтересован в регуманизации психиатрии. Его работа демонстрирует большое сострадание и мудрость. Предлагая гуманные отношения, логотерапевты обеспечивают контексты для помощи клиентам в поисках собственного смысла.

Диагностирование экзистенциального вакуума

Логотерапевты чувствительны (внимательны) как к явным признакам, когда, например, говорят: “Моей жизни не хватает смысла”, так и к скрытым симптомам, например апатии и скуке, которые указывают, что клиенты ощущают внутреннюю пустоту. Проблемы смысла считаются обоснованной сферой, в которой могут работать клиенты, хотя ноогенные неврозы составляют “только приблизительно 20 процентов случаев, приходящихся на долю наших клиник и офисов” (Frankl, 1988, p. 68). Часто Франкл успокаивает “не-пациентов”, что их экзистенциальное отчаяние — скорее достижение, чем невроз. Это — признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.

Усиление экзистенциального осознания

Ниже следуют методы, которыми Франкл усиливает экзистенциальное осознание преходящего характера жизни и важности ответственности.

Объяснение. Объяснение того, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем отнимает его у жизни.

Предложение максим ([афористических] кратких принципов, правил поведения). Одна из главных максим Франкла: “Живите так, будто вы живете второй раза и действовали в первый раз так же неправильно, как собираетесь действовать теперь” (Frankl, 1955, p. 75).

Использование сравнений. Клиентам можно предложить вообразить свою жизнь как движущиеся картины, которые “снимаются на кинопленку”. Однако, необратимость жизни возвращается к ним, когда им говорят, что они не могут ничего “вырезать”, и что ничего нельзя изменить ретроспективно. Другое сравнение — клиенты в качестве скульпторов, которые имеют ограниченное время для завершения своих произведений искусства, но им не сообщили, когда наступит крайний срок.

Сосредоточение (фокусирование) на поисках смысла

Франкл подчеркивает, что смысл — это индивидуальный вопрос. Логотерапевты должны и индивидуализировать свой способ работы, и импровизировать. Логотерапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Франкл (Frankl, 1963) пользуется аналогией с офтальмологом, который дает людям возможность видеть мир таким, каков он на самом деле. Точно так же роль логотерапевтического консультанта заключается в раскрытии и расширении области видения клиентов таким образом, чтобы весь спектр смысла и ценностей оказался видимым для них.

Ниже приведены некоторые методы, с помощью которых Франкл сосредотачивается (фокусируется) на проблемах смысла.

Обучение важности принятия ответственности за смысл. Франкл рассматривает свою задачу как помощь клиентам в достижении высочайшей из возможных активации их жизни. Он делится своими взглядами относительно того, что человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не перестает иметь смысл. Клиенты должны усвоить, что они всегда ответственны за то, чтобы находить смысл определенных ситуаций в их уникальной жизни. Логотерапия учит клиентам рассматривать свою жизнь как предопределение. Для религиозных логотерапевтов, работающих с религиозными клиентами, возможно продвижение на одну ступень дальше, чтобы помочь клиентам увидеть, что они не только ответственны за выполнение задачи их жизни, но что они также ответственны перед тем, кто ставит задачи.

Помощь клиентам в выслушивании своего сознания. Франкл часто говорит, что смысл должен быть найден и не может быть дан. Клиентами руководствуются в поиске смысла своим сознанием. Клиенту необходимо бдительное (живое, сметливое) сознание, если он должен “слушать и повиноваться десяти тысячам требований и заповедей, скрытых в десяти тысячах ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь” (Frankl, 1975a, p. 120). Хотя консультанты не могут давать клиентам смысл, они могут обеспечивать экзистенциальные примеры своей преданности поиску смысла.

Вопросы к клиентам о смысле. Консультанты могут спрашивать клиентов о творческих достижениях, которые они могли бы осуществить, и поддерживать их в поисках ответов. Клиентам можно также помогать исследовать и идентифицировать смыслы в их отношениях и в их страдании.

Расширение горизонтов источников смысла. Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобрести более широкое представление об источниках смысла. Франкл (Frankl, 1955) цитирует клиентку, которая заявляла, что ее жизнь была бессмысленна, и что ей будет лучше только в том случае, если она найдет работу, которая удовлетворит ее, типа работы в качестве доктора или медсестра. Франкл помог ей увидеть, что не только работа, которую она выполняла, но и ее отношение к тому, как она выполняла свою работу, могло бы дать ей уникальную возможность для реализации потенциальных возможностей. Кроме того, в частной жизни вне профессии она могла бы найти смысл как жена и мать.

Выявление смысла через сократический диалог. Франкл (Frankl, 1988) приводит пример клиентки, которая выразила озабоченность мимолетностью жизни. Франкл попросил ее назвать человека, чьи достоинства она уважала, и она вспомнила семейного доктора. Затем посредством ряда вопросов он привел ее к признанию, что хотя доктор умер и из-за недостатка благодарности некоторые пациенты могли не помнить, чем ему обязаны, осмысленность его жизни сохранилась.

Выявление смысла через логодраму. Франкл (Frankl, 1963) приводит пример выявления смысла через “логодраму” в группе консультирования. Женщина, помещенная в его клинику после попытки самоубийства, потеряла сына, который умер в возрасте 11 лет, и осталась одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другую женщину в группе вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на жизнь, которая была бездетной, но полной финансового успехом и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. Отвечая, она поняла, что ее жизнь была полна смыслом, потому что она сделала возможной лучшую и более полную жизнь для своего искалеченного сына.

Предложение смысла. Франкл приводит пример пожилого доктора, находящегося в состоянии жестокой депрессии, который не мог справиться с горем из-за умершей двумя годами ранее любимой жены. Во-первых, Франкл спросил его, что случилось бы, если бы сначала умер он. Доктор ответил, что она ужасно страдала бы. После чего Франкл сказал: “Вы видите, доктор, от такого страдания она была избавлена, и это вы ее от него избавили; но теперь вы должны платить за это, пережив ее и оплакивая ее” (Frankl, 1963, 178-9).

Анализ сновидений. Логотерапевты могут работать со сновидениями клиентов, чтобы извлечь духовные явления на уровень сознания. Франкл (Frankl, 1975) приводит пример женщины, которой снилось, что вместе с грязным бельем она взяла в прачечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. Ее свободные ассоциации указали, что “кот” был символом “ребенка”, а “грязным” было “грязное белье” сплетен, окружавшее любовную жизнь дочери, к которой мать была настроена очень критически. Франкл увидел это сновидение как выражение предупреждения матери, чтобы та перестала мучить дочь, иначе она могла ее потерять. Религиозные логотерапевты могут также анализировать сновидения, чтобы перевести религиозное бессознательное в сознательное. Франкл полагает, что многие люди скрывают и подавляют свою религиозность из-за “интимного качества, свойственного подлинной религиозности” (Frankl, 1975a, p. 48).


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!