Структура психического аппарата



Фрейд структурировал психический аппарат в виде трех систем или сил: ид, эго и супер-эго. Психологическое благосостояние зависит от того, эффективно ли взаимодействуют эти три системы. Рис. 8.1 — собственная зарисовка Фрейдом структурных отношений психического аппарата, хотя он признает что, место, занятое бессознательным ид, должно быть намного большим (Freud, 1973, p. 111).

Ид

Ид или “оно” — самая древняя из этих систем и содержит все, что унаследовано и зафиксировано в конституции. Инстинкты, которые ведут свое происхождение от соматической организации, находят свое психическое выражение в ид. Ид, заполненное энергией инстинктов, стремится вызывать удовлетворение инстинктуальных потребностей на основе принципа удовольствия, Таким образом, деятельность ид направлена к обеспечению свободной разрядки возбуждения. Психические процессы ид известны как первичные процессы, потому что они присутствуют в психическом аппарате с самого начала. Более того, ход времени не вносит никаких перемен в психические процессы ид. Фрейд рассматривал ид как “хаос, котел, наполненный кипящими эмоциями”, который “не знает никаких суждений о ценностях: ни добра, ни зла, никакой морали” (Freud, 1973, p. 106-7). Ид состоит из определяемых желаниями импульсов. Оно не управляется логикой, и это особенно относится к закону противоречия, поскольку тот содержит противоположные импульсы бок о бок. Короче говоря, ид — первичная субъективная действительность индивидуума на подсознательном уровне.

 

прцпт.-сз

супер-эго

предсознательное

эго

подавляемое

бессознательное

ид

 

Рис. 8.1 Структура отношений психического аппарата.

Эго

Эго или “я” — в первую очередь и прежде всего телесное (физическое) эго, в конечном счете извлеченное из телесных ощущений, в особенности исходящих с его поверхности. Эго — часть ид, которая подверглась специальному развитию или модификации через влияние внешнего мира. Эго действует как посредник между ид и внешним миром и идеально представляет рассудок и здравый смысл, принимая во внимание, что ид содержит инстинктуальные страсти и уничтожило бы себя без вмешательства эго. Эго стремится навязать ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Процессы эго, которые включают восприятие, решение проблем и репрессию, являются более поздними результатами развития или вторичными процессами, в отличие от врожденных или первичных процессов ид. Тем не менее, эго стремится к удовольствию и уклоняется от неудовольствия, отличаясь от ид только в средствах достижения общих целей. Предугаданное увеличение неудовольствия встречается сигналом тревоги. Как показывает рис. 8.1, перцепционно-сознательная система является внешним и более поздним (производным) от эго, которое также включает много предсознательного и бессознательного материала.

Эго контролирует произвольные движения, но вставляет мысли между переживанием потребности и действием в соответствии с ней. Эго имеет дело с внешними событиями через восприятие, память, избегая чрезмерных стимулов, приспосабливаясь к умеренным стимулам и участвуя в действиях, предназначенных для того, чтобы изменить внешний мир к своей выгоде. Рассматривая внутренние события, связанные с ид, эго пытается управлять инстинктуальными требованиями, принимая решения по выбору времени и манере их удовлетворения или подавляя их возбуждение. Фрейд проводит аналогию ид с лошадью, в то время как эго — это наездник. Он отмечает, однако, что часто эго слабо по сравнению с ид и поэтому привыкло преобразовывать желания ид в действие, как будто это были его собственные желания.

Супер-эго

Третья сила — супер-эго, которое является сформированным в пределах эго остатком (наследством), где пролонгировано родительское влияние. Родительское влияние можно широко определить как включающее в себя культурные, расовые и семейные влияния. По мере того, как человек растет, природа “родительского” влияния может меняться, частично потому, что родители могут вести себя по-другому. Преподаватели, вызывающие восхищение фигуры в общественной жизни и многие другие также могут вносить вклад в развитие супер-эго индивидуума, которое обычно все более отклоняется от первоначальных родительских влияний.

Функция супер-эго, которое занимается самонаблюдением, заключается в том, чтобы сдерживать требования ид через моральное влияние на эго. Первоначально ребенок участвует в инстинктуальном самоотречении из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего или родительского авторитета (внешней или родительской инстанции). Впоследствии развивается вторичная ситуация, в которой внешнее сдерживающее начало усвоено, и, таким образом, инстинктуальное самоотречение возникает из-за страха перед внутренним авторитетом (внутренней инстанцией), или супер-эго.

Характерной чертой супер-эго является эго-идеал, основанный на восхищении, которое ребенок чувствовал по отношению к совершенству, усмотренному в родителях, и которому оно стремится подражать. В действительности, термины “супер-эго” и “эго-идеал” по существу синонимичны. Эго-идеал состоит как из предписаний типа “Ты должен быть таким, как”, так и из запрещений типа “Ты не должен быть таким, как”. Эти предписания и запрещения основаны частично на идентификациях и репрессиях, являющихся результатом разрешения Эдипова комплекса. Они представляют собой совесть индивидуума, проступки против которой с большой степенью вероятности выливаются в чувство неполноценности и вины, а также, возможно, потребности в наказании. Фрейд отмечал: “Супер-эго является для нас представителем каждого морального ограничения, защитником стремления к совершенству — это, короче говоря, то, что мы способны психологически усвоить из того, что описывается как более высокая сторона человеческой жизни” (Freud, 1973, p. 98).

В дополнение к требованиям инстинктов и внешнего мира эго должно принять во внимание требования супер-эго. Индивидуумы различаются по степени серьезности их супер-эго, которые могут быть мягкими или карательно резкими и ограничивающими. Между эго и супер-эго могут возникать конфликты, причем обе силы в значительной степени остаются бессознательными.

Тревога

Фрейд определил тревогу как специфическое состояние неудовольствия, сопровождаемого моторной разрядкой по вполне определенным (характерным) направлениям. Он рассматривал тревогу как универсальную реакцию на ситуацию опасности и эго как единственный центр тревоги. В более поздней жизни источник тревоги, которая является ненамеренной, появляется всякий раз, когда возникает опасная ситуация. Другим источником является тревога, порожденная эго, когда опасность всего лишь угрожает, и эго чувствует слабость перед ней. Следовательно, имеются три вида тревоги, по одному для каждого из трех “надсмотрщиков” эго: (а) реалистическая тревога относительно опасностей внешнего мира; (б) моральная тревога относительно конфликта с супер-эго; и (в) невротическая тревога относительно конфликта с силой инстинктуальных импульсов ид. Таким образом, тревога является либо реакцией на фактическую опасность, либо сигналом, подразумевающим восприятие надвигающейся опасности.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!