Психическая энергия, катексис и антикатексис



О психоанализе часто упоминается как динамическом взгляде на психологию. Это означает, что концепция психической или душевной энергии и ее распределения среди ид, эго, и супер-эго является самой важной в психоанализе. Ид — источник этой коренящейся в теле психической энергии, который, в свою очередь, получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение — пример инстинктуальной психической энергии. По мере того, как формируются эго и супер-эго, они также заряжаются энергией.

Слова “катексис” и “катектический” описывают идею о том, что психическая энергия перемещается к психическим органам и процессам подобно электрическим зарядам. Катексисы — это заряды инстинктуальной энергии, стремящиеся к разрядке, в то время как антикатексисы — это заряды энергии, которые блокируют и запрещают такую разрядку. Ид имеет только инстинктуальные катексисы первичного процесса, стремящиеся к разрядке. Однако эго и супер-эго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. На протяжении всей жизни эго — это путь, по которому либидинальные катексисы переносятся к объектам и по которому их также можно забрать обратно. Две характерные черты либидинальных катексисов — это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, напротив, фиксация, или привязанность к специфическим объектам.

Бисексуальность

Фрейд отмечал как давно известный анатомический факт, что в каждом нормально сформированном мужчине или женщине имеются следы аппарата другого пола, хотя и в атрофированной форме. Анатомически, возможно, имелось первоначальное предрасположение к бисексуальности, которая в ходе развития человеческого рода в значительной степени изменилась в сторону моносексуальности.

Психологически Фрейд полагал, что сексуальный импульс, вероятно, полностью независим от объекта и поэтому не порождается валентностью. Иными словами, имеется только одно либидо, и оно не может быть приписано к какому-либо полу. Поэтому направление как гетеросексуального, так и гомосексуального выбора объекта требует дальнейшего объяснения. Изучая скрытые сексуальные возбуждения, психоаналитическое исследование обнаружило, что все мужчины были способны к гомосексуальному выбору объекта и фактически осуществляют его в бессознательном. Кроме того, гомосексуальные либидинальные чувства “играют немалую роль как факторы в нормальной психической жизни” и даже еще большую роль как “причинные факторы болезни” (Freud, 1962a, p. 10). Фрейд полагал, что та же самая свободная привязанность к мужским и женским объектам, какая наблюдается в детстве и в примитивных и доисторических состояниях, формирует основание, на котором осуществляется и гетеросексуальное, и гомосексуальное, или инвертированное, сексуальное развитие. Определенный уровень гомосексуальности присущ от рождения каждому, при том, что результирующая тенденция сексуального поведения является результатом интенсивности конституционального предрасположения, а также жизненного опыта и ограничений в том или другом направлении. И женщина, и мужчина развиваются из ребенка с бисексуальной склонностью.

Нововведения

Инфантильная сексуальность и амнезия

Фрейд проводил различие между сексуальным импульсом, сексуальным объектом и сексуальной целью. Сексуальный импульс — это сексуальный аспект либидо, сексуальный объект — это человек, обладающий сексуальной привлекательностью, и сексуальная цель относится к действию, типа прикосновения или (полового) сношения, к которому стремится сексуальный импульс. Фрейд далее провел резкое различие между “сексуальным” и “генитальным”, считая, что сексуальная жизнь состоит из получения удовольствия от эрогенных зон тела и что она не обязательно служит воспроизводству. Кроме того, сексуальная жизнь включает в себя нежные и дружественные импульсы, часто называемые “любовью”. В некотором смысле все взрослое сексуальное поведение, целями которого не являются воспроизводство, гетеросексуальный объект и сношение можно рассматривать как перверсивное. Взрослое сексуальное поведение не возникает внезапно в период половой зрелости, но развивается на основе предшествующих сексуальных склонностей и опыта.

Сексуальная жизнь начинается вскоре после рождения. Инфантильная сексуальность при отсутствии генитальной зрелости и развития эго и супер-эго, испытывает недостаток центрального координирующего фокуса. Вместо этого входящие в состав (психики) сексуальные инстинкты стремятся к собственному удовольствию. Инфантильная сексуальность является в основе аутоэротической, поскольку младенец находит удовольствие в собственном теле в качестве объекта. Фрейд полагал, что инфантильная сексуальная склонность обладает серьезными тенденциями к перверсии и что нормальное сексуальное поведение развивается частично в ответ на органические изменения и частично в результате психических запрещений и репрессий.

Годы детства — это период, когда индивидуум наиболее впечатлителен. Однако люди в значительной степени не осознают истоков своей сексуальной жизни и имеют тенденцию рассматривать детство как доисторическое* время. Тем не менее, инфантильный и детский сексуальный опыт оставляет глубоко следы в психической жизни индивидуума, действуя в качестве существенных детерминант для будущего развития. Фрейд использовал термин “инфантильная амнезия” в отношении феномена, посредством которого на ранний сексуальный опыт наброшена завеса.

Сексуальное развитие

Начало сексуальной жизни является двухфазовым. Первая или прегенитальная фаза сексуального развития — устойчивый процесс, который достигает кульминационного момента к концу пятого года ребенка. После этого следует затишье или период латентности. Вторая или генитальная фаза начинается с возрождением сексуального импульса в менархе или в период половой зрелости. Прегенитальная и генитальная фазы сексуальной организации различаются тем, приобрели или нет половые зоны доминирующую роль.

Прегенитальная фаза

Сама прегенитальная фаза состоит из трех отдельных стадий сексуального формирования, через которые индивидуумы обычно проходят гладко, хотя на каждой стадии возможны фиксации или заторможенное развитие. Оба пола, похоже, проходят через ранние стадии сексуального развития одинаково. Первым органом, который оказывается эрогенной зоной, является рот, и, следовательно, сексуальное развитие начинается с оральной стадии. Акт сосания младенца переходит за пределы необходимого для приема пищи к тому, что может рассматриваться как поиск такого сексуального удовольствия для органа, которое независимо от приема пищи. Оральная стадия может быть подразделена. Первый этап имеет место там, где существует сосредоточенность только на оральном объединении, в то время как второй этап является “орально-садистским”, с проявлением кусательной активности. Эти два этапа оральной стадии — первое проявление феномена амбивалентности.

Второй орган, который превращается в эрогенную зону — анус, и нормальное сексуальное развития переходит из оральной в садистско-анальную стадию. Активный аспект этой стадии заключается в импульсе к господству (садизм), с укреплением мускулатуры тела и управлением функциями сфинктеров. Эрогенная слизистая мембрана ануса также проявляет себя как орган с пассивной сексуальной целью. Характерными чертами, связанными с этой стадией, являются аккуратность, бережливость и упрямство, которые вместе определяют так называемый “анальный характер”.

Третий орган, превращающийся в эрогенную зону — генитальный аппарат. Период сексуального развития, когда становятся важными мужской сексуальный орган (фаллос) и женский клитор, известен как фаллическая стадия, которая начинается примерно на третьем году ребенка. Здесь удовольствие получается от мастурбации. В ходе фаллической стадии сексуальность раннего детства достигает самой большой интенсивности, и именно в период этой стадии мужское и женское сексуальное развитие становится дифференцированным.

Этап Эдипа — часть фаллической стадии для обоих полов. Говоря проще, в раннем возрасте маленький мальчик развивает объект-катексис к своей матери и идентифицирует себя с отцом. В течение фаллической стадии телесный либидинальный объект-катексис к своей матери усиливается, и мальчик желает избавиться от отца и занять место отца рядом с матерью. Угроза кастрации заставляет мальчику отказываться от кровосмесительных желаний и подавлять их. Разрешение Эдипова комплекса мальчика подразумевает отказ от его объект-катексиса к матери, что может вести к идентификации с матерью или, что более обычно, к усилению идентификации с отцом, укрепляя мужественность в характере мальчика. Ситуация Эдипа часто более сложна из-за бисексуальной склонности ребенка. Так, вместо привязанности к матери и двойственного отношения к отцу, он может обладать смесью привязанности и двойственности по отношению к каждому родителю. Фрейд отмечает что “у обоих полов именно относительная сила мужских и женских сексуальных тенденций определяет, должен ли результат ситуации Эдипа быть идентификацией с отцом или с матерью” (Freud, 1962b, p. 23). Возможно, точнее было бы рассматривать результат скорее как преобладающую, чем исключительную идентификацию с тем или другим родителем. Фрейд далее утверждает, что следует предполагать наличие бисексуального Эдипова комплекса, особенно у невротиков.

Как и у мальчика, мать девочки — первый объект ее любви. В течение фаллической стадии клитор — ее преобладающая эрогенная зона. Фрейд полагал, что в ходе развития девочки к женственности, она должна изменить и преобладающую эрогенную зону (на влагалище), и пол объекта любви. Сильная привязанность девочки к матери заканчивается, когда девочка, обнаружив подчиненное положение своего клитора и тот факт, что у нее нет пениса, считает ответственной за это свою мать. Согласно Фрейду, зависть к пенису или желание иметь пенис — очень важная женская черта. Желание младенца-пениса от отца заменяет потребность в пенисе, и именно на этой стадии девочка вступает в свою ситуацию Эдипа, желая отца и стремясь быть избавленной от матери. И вновь ситуация может быть усложнена бисексуальными тенденциями. Девочки задерживаются в ситуации Эдипа в течение неопределенного времени и разрешают ее поздно и часто не полностью. Там, где мальчика поощряет на преодоление Эдипова комплекса страх кастрации, девочка не имеет никакого подобного побуждения. По мере того, как время идет, женский Эдипов комплекс ослабевает, частично в результате неизбежных разочарований в отце.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!