Медицинское пастырство при соматогенных психозах



Франкл (Frankl 1988) пользуется термином “медицинское пастырство” для описания того, как логотерапевтический консультант работает с теми соматогенными случаями, где соматическая причина не может быть удалена. Франкл считает ответственностью медицинской профессии успокоение и утешение больного. Медицинское пастырство не следует путать с пасторальным служением. Там, где это возможно, логотерапевтическое лечение клиентов с эндогенными депрессиями и психозами нацелено на работу с той частью их личности, которая не захвачена болезнью, чтобы помочь найти смысл в позиции, которую они занимают относительно своего страдания. Остаток свободы имеется даже у людей с психозами, и этот психоз не касается их самого внутреннего ядра. Больных людей чрезвычайно деморализует уверенность, что их страдание бессмысленно.

Пример медицинского пастырства при соматогенном случае —  это пример 17-летнего юноши-еврея, шизофреника, которого поместили в больницу в Израиле на 2,5 года из-за серьезности его симптомов. Юноша начала сомневаться в своем еврейском вероисповедании и обвинял Бога в том, что тот сделал его отличающимся от других людей. Франкл намекнул ему, что, возможно, Бог хотел поставить его в течение определенного периода жизни перед задачей уединения. Молодой человек сказал, что именно поэтому он все еще верит в Бога и что, может быть, Бог хотел, чтобы он выздоровел. Франкл отвечал, что Богу нужно не только его выздоровление, но и духовный уровень его должен быть выше, чем до болезни. Впоследствии юноше стало гораздо лучше, и Франкл уверен, что позволил ему найти смысл “не только несмотря на, но и благодаря психозу” (Frankl 1988, p. 131).

Вопросы для повторения и самоанализа

Вопросы для повторения главы

 Что такое воля (стремление) к смыслу?

Как Франкл проводит различие между сознанием и бессознательным? Какие некоторые важные характеристики бессознательного?

В чем состоит роль сознания?

Каковы идеи Франкла о свободе и ответственности?

Что Франкл подразумевает под самотрансценденцией?

Опишите каждый из следующих источников смысла:

смысл в работе;

смысл в любви;

смысл в страдании;

смысл из прошлого;

сверхсмысл.

Что такое экзистенциальный вакуум?

Что такое экзистенциальная фрустрация?

Чем характеризуется массовая невротическая триада?

Как возникает экзистенциальный вакуум?

Как сохраняется экзистенциальный вакуум?

Что означают следующие термины:

ноогенные неврозы;

психогенные неврозы;

соматогенные психозы?

Каковы цели логотерапии? Пожалуйста, определите их в соответствии с категорией человеческого страдания.

Какова роль отношений консультирования в логотерапии?

С помощью каких методов Франкл усиливает экзистенциальное понимание клиентами недолговечности их жизни?

Опишите, как логотерапевтический консультант мог бы использовать каждый из следующих методов, чтобы сфокусировать внимание клиентов на поисках смысла в жизни:

обучение важности принятия на себя ответственности за смысл;

помощь клиентам в выслушивании своего сознания;

вопросы клиентам о смысле;

расширение перспектив источников смысла;

выявление смысла через сократический диалог;

выявление смысла через логодраму;

предложение смыслов;

анализ сновидений.

Опишите технику парадоксальной интенции и дайте пример ее использования.

Опишите технику дерефлексии и укажите ее использование.

Что Франкл подразумевает под медицинским пастырством?

Вопросы для самоанализа

 В какой степени вы испытываете экзистенциальный вакуум и страдаете от экзистенциальной фрустрации?

Оцените степень, в которой вы находите смысл в каждом из следующих источников: работа, любовь, страдание, прошлое и сверхсмысл.

Если в настоящее время у вас не хватает смысла в жизни, как вы могли бы помочь себе найти больший смысл?

Если возможно, примените технику парадоксальной интенции к разрешению проблемы в своей жизни.

Если возможно, примените технику дерефлексии к разрешению проблемы в своей жизни.

Какое значение, если таковое вообще существует, имеют теория и практика логотерапии для того, как вы консультируете?

Какое значение, если таковое вообще существует, имеют теория и практика логотерапии для того, как вы живете?

Аннотированная библиография

Frankl, V. E. (1963). Man's Search for Meaning: an Introduction to Logotherapy. New York: Washington Square Press. (Франкл, В. Э. “Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию”). (Русский перевод: Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990).

Первая часть этого маленького тома, озаглавленная “Опыт переживаний в концентрационном лагере”, представляет хорошо написанное и волнующее описание опыта Франка как обитателя концентрационного лагеря. Франкл рассказывает о случаях человеческого зверства, слабости и благородства. Он проницательно описывает качества, формируемые для психологического выживания и роста. Вторая часть книги, озаглавленная “Основные концепции логотерапии”, была написана несколькими годами позже. Она обеспечивает ясно написанное и краткое введение к теории и практике логотерапии. Эта книга дает превосходное представление о Франкле, человеке и консультанте.

Frankl, V. E. (1955). The Doctor and the Soul: From Psychotherapy to Logotherapy. Harmondsworth: Penguin. (Франкл, В. Э. “Доктор и Душа: От психотерапии к логотерапии”). (Русский перевод: Франкл В. Доктор и душа. — СПб.: Ювента, 1997).

Эта книга прослеживает развитие логотерапии. Затем Франкл обсуждает смыслы жизни, страдания, работы и любви. Затем он излагает свои взгляды на психологию невроза тревоги, обсессивного невроза, меланхолии и шизофрении. Следом идут описания логотерапевтических методов парадоксальной интенции и дерефлексии. Франкл заканчивает книгу, представляя логотерапию как форму медицинского пастырства.

Frankl, V. E. ( 1988). The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. New York: Meridian. (Франкл, В. Э. “Стремление (воля) к смыслу: Основы и применение логотерапии”).

Эта книга явилась результатом ряда лекций, которые Франкл прочитал в 1966 году. Первая часть книги, озаглавленная “Основы логотерапии”, охватывает метаклиническое значение психотерапии, самотрансценденцию как человеческий феномен, и что подразумевается под смыслом. Во второй части, озаглавленной “Применение логотерапии”, обсуждаются экзистенциальный вакуум, логотерапевтические методы и медицинское пастырство. Книга заканчивается главой по измерениям смысла и послесловием на тему развенчания логотерапии в качестве некоего духовного вождя или гуру*.

Frankl, V. E. (1975a). The Unconscious God: Psychotherapy and Theology. New York: Simon & Schuster. (Франкл, В. Э. “Бессознательный Бог: Психотерапия и теология”).

Первая часть этой книги, озаглавленная “Бессознательный Бог”, была первоначально издана в 1948 году в Австрии. Франкл утверждает, что существует не только инстинктуальное бессознательное, но и духовное бессознательное. В пределах духовного бессознательного существует бессознательная религиозность. Франкл обсуждает бессознательную религиозность, а также отношения между психотерапией и теологией. Вторая часть книги, озаглавленная “Постскриптум 1975 года: Новое исследование в логотерапии”, представляет идеи Франкла с вкраплениями ссылок на исследования.

Frankl, V. E. (1967). Psychotherapy and Existentialism: Selected Papers on Logotherapy. Harmondsworth: Penguin. (Франкл, В. Э. “Психотерапия и экзистенциализм: Избранные научные статьи по логотерапии”)

Эта книга — компиляция многих из наиболее важных статей Франкла по теории и практике логотерапии.

Дополнительные ссылки

Frankl

Frankl, V. E. (1953). Logos and existence in psychotherapy. American Journal of Psychotherapy, 7, 8-15.

Frankl, V. E. (1954). Group psychotherapeutic experiences in a concentration camp. Group Psychotherapy, 7, 81-90.

Frankl, V. E. (1955). The concept of man in psychotherapy. Pastoral Psychology, 6, 16-26.

Frankl, V. E. (1958). On logotherapy and existential analysis. American Journal of Psychoanalysis, 18, 28-37.

Frankl, V. E. (1959). The spiritual dimension in existential analysis and logotherapy. Journal of Individual Psychology, 25, 157-65.

Frankl, V. E. (1960). Paradoxical intention: A logotherapeutic technique. American Journal of Psychotherapy, 14, 520-35.

Frankl, V. E. (1962a). Basic concepts of logotherapy. Journal of Existential Psychiatry, 3, 111-18.

Frankl, V. E. (1962b). Psychiatry and man's quest for meaning. Journal of Religion and Health 1, 93-103.

Frankl, V. E. (1963). Existential dynamics and neurotic escapism. Journal of 'Existential Psychiatry, 4, 27-42.

Frankl, V. E. (1966a). Logotherapy and existential analysis: A review. American Journal of Psychotherapy, 20, 252-60.

Frankl, V. E. (1966b). Self-transcendence as a human phenomenon. Journal of Humanistic Psychology, 6, 97-106.

Frankl, V. E. (1967). Logotherapy and existentialism. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 4, 138-43.

Frankl, V. E. (1972), The feeling of meaninglessness: A challenge to psychotherapy. American Journal of Psychoanalysis, 32, 85-9.

Frankl, V. E. (1975b). Paradoxical intention and dereflection. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 12, 226-37.

Frankl, V. E. (1985). The Unheard Cry for Meaning: Psychotherapy and Humanism. New York: Simon & Schuster.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!