Нормальная и невротическая тревога



Быть человеком значит быть тревожным. Тревога — неизбежная часть человеческой жизни. Мэй (May, 1950) проводит различие между нормальной и невротической тревогой. Он определяет тревогу как “угрозу нашему существованию или ценностям, которые мы идентифицируем с нашим существованием” (May, 1977, p. 205). В ходе нормального развития каждый переживает различные угрозы своему существованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источник — это потребность постепенно становиться независимым от родителей с напряженными отношениями и кризисами, которые этот процесс может создавать. Однако люди могут использовать такие угрозы конструктивно как обучающий опыт и продолжать развиваться.

Реакция нормальной тревоги имеет три характеристики. Во-первых, она пропорциональна по отношению к объективной угрозе в ситуации, с которой приходится сталкиваться. Во-вторых, она не приводит к репрессии. В-третьих, ее можно использоваться творчески, чтобы идентифицировать и противостоять условиям, вызывающим ее. Экзистенциальные консультанты рассматривают свою главную функцию в оказании помощи клиентам в том, чтобы примириться с нормальными неприятностями, которые являются частью человеческого существования.

Невротическая тревога обладает противоположными характеристиками по сравнению с нормальной. Невротическая тревога — это непропорциональная реакция на объективную угрозу, она подразумевает репрессию и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Другой способ рассмотрения невротической тревоги заключается в том, что люди субъективно реагируют на объективные угрозы с точки зрения их внутренних психологических моделей и конфликтов. Репрессия и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми к угрозам, так как они теряют доступ к важной информации, с помощью которой можно отличать угрозы и справляться с. ними.

Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина

Как и тревога, вина — часть человеческого существования. Различие можно провести между нормальной и невротической виной. Невротическая вина является следствием воображаемых проступков против других, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина — это призыв к совести, и она делает людей чувствительными к этическим аспектам их поведения.

Экзистенциальная, или онтологическая, вина представляет другую форму вины. Мэй различает три формы экзистенциальной вины. Первая форма, которая соответствует Eigenwelt, является неумением жить в соответствии с потенциалом. В качестве таковых люди могут быть виновны в проступках против себя. Вторая форма, которая соответствует Mitwelt, касается искажения действительности сотоварищей данного человека. Третья форма экзистенциальной вины, которая включает в себя как Umwelt, так и два других “вида бытия”, является “виной разобщения” в отношении природы как целого.

Экзистенциальная вина универсальна. Она коренится в самоосознании. Экзистенциальная вина не является результатом нарушения родительских приказаний, “но является результатом того факта, что я могу рассматривать себя как того, кто может выбирать или быть не в состоянии выбрать” (May, et al., 1958, p. 55). Таким образом, экзистенциальная вина неумолимо связана с понятием личной ответственности. Экзистенциальная вина не является сама по себе формой невротической вины, хотя она обладает потенциалом, чтобы превратиться в невротическую вину. Однако если за нее правильно взяться, экзистенциальная вина может иметь конструктивные результаты как с точки зрения большего смирения и чувствительности к другим, так и с позиции увеличенного творческого потенциала.

Трансценденция

Уникальная способность людей думать и говорить символами дает им возможность выходить за пределы времени и пространства. Люди могут проецировать себя в прошлое и в будущее. Кроме того, люди могут выводить себя за границы (трансцендировать) в своих социальных отношениях и видеть себя так, как их видят другие, и придавать соответствующий вес восприятию других. Способность выходить за рамки непосредственных, конкретные ситуаций дает людям основание как для их свободы, так и для ответственности.

Слово “трансценденция” происходит от латинского слова transcendere, означающего “подниматься, карабкаться, взбираться над и за пределы”. Способность выходить за пределы непосредственных ситуаций — часть онтологической природы людей. Существование вовлекает людей в непрерывный процесс возникновения (выявления, проявления [себя]), в котором они выходят за рамки своего прошлого и настоящего, чтобы творить свое будущее. Все люди участвуют в этом процессе, если только они не являются серьезно больными или заблокированными тревогой или отчаянием.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!