Полное (совокупное) поведение



В теории контроля поведение — это то, как люди пытаются контролировать мир, чтобы удовлетворить потребности, а не реакция на стимуляцию. Поведение — это нечто большее, чем поступок или действие. Глассер использует термин “полное (совокупное) поведение”, чтобы описать свою расширенную концепцию поведения. Полное поведение, целое, всегда является суммой следующих четырех компонентов:

Действие. Действующий компонент состоит из активного поведения типа ходьбы или бега, которые предполагают сознательное перемещение некоторой части тела. Однако некоторые непроизвольные действия сопровождают обычную деятельность: например, глотание при еде.

Мышление. Мыслительный компонент состоит из сознательного порождения мыслей, также как и из непреднамеренного их возникновения, например, в мечтах, в сновидениях.

Чувствование. Компонент чувства состоит из широкого разнообразия радостных и болезненных чувств, которые люди могут предпочтительно генерировать.

Физиология. Физиологический компонент, например потение, затрагивает и произвольные, и непроизвольные телесные механизмы, вовлеченные в компоненты делания, мышления и чувствования полного поведения.

Глассер (Glasser, 1989) приводит пример клиента, который признает, что находится в депрессивном (угнетенном) состоянии. С точки зрения теории контроля, этот клиент угнетает себя сам или предпочитает депрессировать. Четыре компонента этого депрессирующего полного поведения следующие. Компонент действия может заключаться в том, чтобы просто сидеть апатично. Компонент чувства — это боль и страдание. Мыслительным компонентом могут быть мысли, вроде: “Какой толк? Все равно я ничего не могу поделать”. Физиологическими компонентами могут быть боль в животе и трудности со сном. Чем больше этот подавленный клиент понимает, что компонент чувства — только один из четырех компонентов полного поведения, и использует глагол типа “депрессировать” для описания этого поведения, тем больше он будет управлять своей жизнью. Клиент, который признается в депрессировании или в собственном выборе быть в состоянии депрессии, вынужден таким образом признать, что имеет выбор и, возможно, мог бы делать что-то другое и лучшее.

Глассер (Glasser, 1989) использует аналогию полного поведения с четырехколесным автомобилем, где каждый компонент — это одно колесо автомобиля. Передние колеса — компоненты действия и мышления, а задние колеса — компоненты чувствования и физиологии. Потребности являются двигателем, и водитель следует в направлении, самом близком к наиболее необходимой в данный момент картине из его индивидуального альбома мира. Как и в автомобиле, человек имеет полный сознательный контроль относительно того, куда направлять передние колеса его “автомобиля”. Каковы бы ни были проблемы клиентов, они могут предпочитать направлять “автомобили” своей жизни в лучших направлениях, чем они это делают теперь. Однако клиенты не имеют даже приблизительно такой степени сознательного контроля над задними колесами чувств и физиология, которую они имеют в отношении передних колес действия и мышления. Следовательно, консультирование реальностью фокусируется на оказании помощи клиентам в изменении их действий и мыслей (передние колеса) в гораздо большей мере, чем на изменении их чувств и физиологии (задние колеса).

Люди как системы контроля

В качестве систем контроля, люди, подобно всем живущим организмам, всегда пытаются контролировать мир с целью осуществления основных потребностей, генетически встроенных в их системы. Люди как системы контроля действуют на мир и на себя как часть мира, чтобы попытаться получить нужную им картину. Все живущие организмы имеют два фундаментальных способа контролировать мир. Во-первых, они должны чувствовать, ЧТО (выделено Е. В.) в мире, вероятно, может предоставить им ту картина, которую они рассматривают как удовлетворяющую их потребности. Это — аспект входного контроля мира. Во-вторых, они должны действовать на то, что они видят как удовлетворение своей потребности, или контролировать данную вещь. Это — аспект выходного контроля. Например, измученные жаждой люди сначала должны чувствовать, чем является жажда и как ее можно удовлетворить водой. Во-вторых, чтобы удовлетворить жажду, они должны действовать на мир или контролировать его, разыскивая воду и, если она недоступна, то какую-нибудь другую жидкость.

Люди как системы контроля выбирают все (аспекты) своего поведения, чтобы удовлетворить одну или больше основных потребностей. Невротическое, психотическое, психосоматическое и аддиктивное поведение — неэффективные попытки, которые люди предпринимают, чтобы контролировать мир для удовлетворения своих потребности. Наиболее неэффективное поведение, например крайнее раздражение, выбирается сознательно. Другое поведение, например, такое психосоматическое поведение, как артрит или сердечная болезнь, может быть менее сознательным и блокироваться от осознания, потому что людям кажется слишком болезненным понимание того, что они выбирают свое страдание. Что касается стрессов, то Глассер (Glasser 1984a) считает, что во внешнем мире существует немного, если таковые вообще имеются, действительно напряженных ситуаций. Люди используют термин “стресс”, чтобы описать ситуации, которые они не могут контролировать удовлетворительно посредством того поведения, которое они выбирают.

Хотя системы контроля любят контролировать, никакой системе контроля не нравится быть контролируемой. Если другие пытаются контролировать людей или если люди пытаются контролировать самих себя способами, которые делают тщетными их потребности, они всегда будут предпочитать бунтовать. Иногда неповиновение (выражается) прямо. Чаще всего противодействие осуществляется косвенными способами, типа предпочтения депрессии, мигрени или болезни. Никто не может контролировать другого человека, если только этот человек не убежден, что это удовлетворяет какую-то картину в его голове.

Нововведения

Обучение потребностям

Рождаясь, люди не знают, каковы их потребности я или как их удовлетворить. Однако младенцы знают, как они чувствуют. Они также знают, что когда их потребности не удовлетворены, они плохо себя чувствуют. Это знание позволяет им извлечь некоторую идею о том, каковы их потребности. Например, младенцы не имеют понятий пищи, процесса еды или выживания. Однако они знают, когда страдают, и, когда их накормят, они обычно чувствуют себя лучше. По мере того, как это происходит, младенцы сначала узнают о потребности в пище, и затем позже относительно потребностей в процессе еды и в выживании. Люди также могут узнавать о своих психологических потребностях в могуществе, принадлежности, развлечении и свободе из того, что знают, что когда эти потребности удовлетворены, они чувствуют себя лучше. Даже если никогда не ясно, каковы их потребности, через усилия чувствовать себя хорошо люди все равно будут стараться удовлетворить эти потребности.

Приобретение картин в голове

Уже приводился пример того, как младенец, которому давали печенье с шоколадными крошками, когда он пронзительно вопил, воспринял психологическую картину этого и хранил ее в персональном картинном альбоме как нечто, чего следует искать, когда он голоден. По мере того, как люди проживают жизнь, они откладывают на хранение в своих личных картинных альбомах все, что, как они полагают, будет удовлетворять одну или большее количество их основных потребностей. Глассер (Glasser, 1984b) считает вероятным, что люди имеют сотни и даже тысячи картин, которые будут удовлетворять каждую потребность. Люди могут приобретать такие картины в голове, которые подвергают их риску. Например, люди, испытывающие отвращение к пище, имеют в голове картины относительно желательности быть чрезмерно тонкими. Алкоголики имеют картины относительно удовлетворения своих потребностей через алкоголь.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!