Приказания, атрибуции и игнорирование



Хотя директивы родителей могут воспитывать и способствовать эмоциональному развитию ребенка, они могут также быть ограничительными, отражая опасения и неуверенность Ребенка в родителе.

Приказания выражаются как послания, начинающиеся со слов “Не делай”. Они могут быть относительно мягкими или чрезвычайно ограничительными. Стайнер (Steiner, 1974) предлагает следующее в качестве приказаний, посредством которых люди учатся блокировать интимность: (а) не давай поглаживаний, если они у тебя имеются; (б) не проси о поглаживаниях, когда они тебе нужны; (в) не принимай поглаживания, если тебе их хочется; (г) не отклоняй поглаживания, когда они тебе не требуются; и (д) не выдавай себе поглаживаний. Он полагает, что эти приказания являются основой депрессии. Другие приказания могут удержать людей от размышления, возможно, особенно женщин, или они могут мешать способности испытывать чувства, возможно, особенно мужчинам.

Стайнер утверждает, что на детей так же сильно влияют атрибуции, или высказывания о том, чем они являются, и что они должны делать, и как они чувствуют. Подкрепленные семьей программы имеют тенденцию вознаграждать тех детей, которые следуют атрибуции, и наказывать детей, которые не повинуются приказаниям.

Дети также могут игнорироваться родителями. Стайнер рассматривает игнорирование как перекрестную трансакцию, в которой человек говорит что-то с позиции эго-состояния Взрослого Взрослому другого человека, а другой человек отвечает с позиции Родителя или Ребенка. Например, детская любознательность может игнорироваться родительскими категорическими отказами. В более общем смысле, игнорирование в ТА — это минимизация какого-то аспекта самого себя, другого человека или ситуации.

Решения

На основе ранних трансакций, связанных с кормлением, обучением туалетным навыкам, отниманием от груди и семейными отношениями, молодой человек начинает развивать представление о мире. Там, где детям дают безусловную защиту, они с меньшей вероятностью развивают ограничительные сценарии. Однако, когда родители делают свое воспитание условным на основании подчинения ребенка их приказаниям и определениям (атрибуциям, приписываниям), ребенок может принять сознательное решение твердо придержаться родительских пожеланий даже тогда, когда это означает жертвовать автономией. Эти решения имеют тенденцию возникать в дошкольные годы и являются настолько же реалистическими, какова способность взрослого в Ребенке, или Маленького Профессора, в момент принятия решения. В результате этого решения, однако, ребенок склонен занимать иную и более негативную позицию, а также создает сценарий. Берн признавал, что некоторые сценарии могут быть сценариями победителей.

Жизненные позиции

Фундаментальное исходное положение трансактного анализа — это положение о человеческом благополучии (букв. — о’кейности), выраженное в изложении жизненной позиции формулой “я о'кей — ты о'кей”. Принимая решение, дети уходят из этой позиции. Вместо этого они принимают одну из трех других жизненных позиций, а именно: “я не о’кей — ты о'кей”; “я о'кей — ты не о’кей” и “я не о’кей — ты не о’кей”. Каждая из этих трех “не о’кей” позиций отражает и подкрепляет поврежденное развитие эго-состояния. “Не о’кей” позиции также препятствуют развитию интимности и являются основой, на которой индивидуумы разыгрывают свои игры. Так же, как можно рассматривать в качестве мотиваторов жажду стимула, признания и структурный голод, возможно рассматривать как мотиватор потребность оправдать основную жизненную позицию. Однако, возможно, что точнее будет рассматривать жажду позиции как усовершенствование других мотиваторов, указывающее, как достичь их выполнения.

Берн (Berne, 1966) дал пример решения, ведущего к жизненной позиции, в случае с Ритой. Рита, будучи маленькой, обычно бежала приветствовать своего отца, когда он приходил домой с работы. По мере того, как шло время, поведение отца становилось беспорядочным из-за его пьянства, и он обычно отталкивал Риту. Однажды у отца произошла особенно шумная ссора с ее матерью. Рита, которой было 6 лет, 2 месяца и 23 дня, была изумлен и испугана, и в 5 часов дня она приняла решение, что никогда больше не будет любить мужчину. Чтобы поддержать свое решение, Рита заняла относительно отца позицию, согласно которой, даже тогда, когда он привлекательный и трезвый, он по существу плохой. Через какое-то время она обобщила свою позицию относительно большинства других мужчин, неблагополучие которых она воплощала в лозунге “Все мужчины — животные”. Ее позиция также стала основанием игры, в которой ее соблазнительное поведение провоцировало “приличных” мужчин делать авансы, которые она затем отклоняла. Берн отмечал, что соблазнительные маневры Риты были попыткой установить интимные отношения, которые она была неспособна осуществить.

Развитие игр

В ходе воспитания детей обучают ритуалам, деятельности и времяпровождению, соответствующим их ситуациям в жизни. Они также изучают игры через существенный опыт семейной жизни с самых ранних месяцев. Берн (Berne, 1964) дал в качестве примера того, как можно научиться игре, случай с трехлетним Майком, который, когда его семилетнему брату позволили уйти из-за обеденного стола и лечь из-за боли в желудке, сказал: “У меня тоже болит живот”, как если бы желал того же самого внимания. Родители Майка, однако, не стали сотрудничать, и таким образом, возможно, спасли его от игры в болезнь в качестве предлога (социальная трансакция) для получения некоторой привилегии для себя (скрытая или психологическая трансакция). Берн думал, что игры подражательны по природе, а также что они преднамеренно инициируются неопсихическим взрослым или Маленьким Профессором в Ребенке, часто в возрасте между двумя и восемью годами. Как это проиллюстрировала Рита, игры часто создаются, чтобы помогать оправдывать жизненную позицию.

Контрсценарий

При развитии сценария человеку даются не только приказания сценария и компетенция родительского родителя в Ребенке, но также и послания контрсценария от родительского Родителя. Берн (Berne, 1972) использовал слово “предписание” для посланий контрсценария и отмечал, что предписания обычно передавались от бабушек и дедушек. Примеры предписаний — “Будь хорошим мальчиком (или девочкой)!” и “Упорно трудись”. Приказания сценария и предписания контрсценария часто являются противоречивыми, и жизнь может вести к чередованию между уступчивостью сначала по отношению к одним, а затем к другим. Контрсценарий может вести к такому моменту, когда несчастливый план жизни уступает место более счастливому периоду. Однако, в конечном счете приказания сценария всегда одерживают победу, хотя снова следует признать возможность сценариев победителей. Стайнер (Steiner, 1974) указывает, что Родитель алкоголика может дать контрсценарий “Будь трезвым”, в то время как родитель в Ребенке дает приказание “Не думай! Пей”. На рис. 4.6 установка контрсценария родительского Родителя Мэри была “Выходи замуж”, в то время как приказание родителя ее отца в Ребенке было “Не верь мужчинам”. Часто приказания передаются невербально одобрением или неодобрением определенных видов поведения, и это может делать их более трудными для осознания, чем когда они передаются более открыто.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!