Развитие гештальт-консультирования



Со времени смерти Перлса практика гештальт-консультирования изменилась во многих отношениях (Yontef & Simkin, 1989). Во-первых, делается меньший акцент на фрустрацию, а жесткое столкновение клиентов лицом к лицу воспринималось как манипулятивное. Гештальт-консультанты склонны к более мягкому подходу и больше заинтересованы восприятием своих клиентов. Во-вторых, гештальт-консультанты более склонны раскрывать себя, включая свои опасения, оборонительность и замешательство. Гештальт-консультантов побуждают выступать с “Я” — высказываниями, чтобы усилить их контакт с клиентами и фокусировку клиентов. Описывая, как она работает, Лаура Перлс (Perls, Laura, 1970c) приводит примеры раскрытия ее осознания и чувств, использования физического контакта и как она делилась личными проблемами и жизненным опытом. Ее руководящий принцип заключается в том, чтобы использовать такие раскрытия только в том случае, если они помогали бы клиентам предпринимать следующие шаги.

В-третьих, гештальт-консультанты могут открыто использовать психоаналитические формулировки, чтобы описывать структуру характера. В-четвертых, гештальт-консультирование проводится как на индивидуальной, так и на групповой основе, и часто в комбинации. Некоторые гештальт-консультанты используют стиль Перлса, работая с индивидуумами перед группой. Другие гештальт-консультанты в большей степени, чем Перлс, применяют взаимодействие членов группы и их сотрудничество. В-пятых, существует “также повышенное внимание к теоретическому обучению, к теоретическому изложению и к работе с познанием в целом” (Yontef & Simkin, 1989, p. 331).

Дальнейшее развитие заключается в том, что методы гештальт-терапии были интегрированы в другие подходы. Например, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом (Dusay & Dusay, 1989; James & Jongeward, 1971).

Вопросы для повторения и самоанализа

Вопросы для повторения

Что Перлс подразумевал под гештальтом?

Какова значимость гомеостатического процесса в гештальт-теории?

Что Перлс подразумевал под границей контакта?

Как Перлс рассматривал самоактуализацию?

Что Перлс подразумевал под возбуждением?

Что Перлс подразумевал под эмоцией?

Почему Перлс считал важной для людей агрессивную позицию по отношению к опыту?

Какова роль фрустрации во взрослении?

Обсудите роль прерываний контакта и подавления эмоции в человеческом развитии.

Опишите каждый из трех слоев осознания по Перлсу.

1. Каков был взгляд Перлса относительно роли тревоги в сохранении невроза?

Опишите каждый из следующих механизмов нарушения на границе контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и конфлуенция.

Опишите каждый из пяти слоев невроза по Перлсу.

2. Каковы цели гештальт-консультирования?

Как гештальт-консультанты используют методы осознания?

Как и почему гештальт-консультанты используют симпатию и фрустрацию?

Как и зачем гештальт-консультант мог бы выявлять фантазии клиента?

Какова техника челнока?

Что означают термины “горячее сиденье” и “пустой стул”?

Что Перлс подразумевал под диалогами “собаки сверху и собаки снизу”?

Какова цель работы со сновидениями и каковы ее четыре стадии?

Каковы некоторые правила гештальт-консультирования и почему они важны?

Каковы некоторые игры гештальт-консультирования и как гештальт-консультанты могли бы использовать их?

Каким образом практика гештальт-консультирования совершенствовалась с момента смерти Перлса?

Вопросы для самоанализа

Какие специфические события в вашей жизни могли заставить Вас обратиться к рассудку и утратить чувства?

Оцените, как вы относитесь к своей окружающей среде с точки зрения каждого из выведенных Перлсом механизмов нарушения на границе контакта:

интроекция

проекция

конфлуенция

ретрофлексия.

Каковы фиктивные роли и игры, которыми вы пользуетесь, чтобы получить поддержку окружающей среды, а не полагаться на независимость?

Сядьте в удобное кресло и в течение следующих трех минут говорите самому себе: “Теперь я осознаю ...” каждый раз, когда вы осознаете язык своего тела, свое дыхание, эмоции, и любые назойливые мысли. Например: “Теперь я осознаю, что распрямляю ноги”.

Потратьте следующие три минуты, сосредоточившись на своей способности на реакцию в жизни, оставаясь в “сейчас” и сообщая самому себе обо всем вашем текущем поведении: “… и я беру на себя ответственность за это”.

Используйте технику челнока и меняйте стулья по мере того, как вы перемещаетесь между различными частями самого себя или между собой и другим человеком.

Как вы себе представляете, каково бы это было для Вас, если бы вы находились на “горячем сиденье”, и Вас консультировал гештальт-консультант?

Какое значение, если таковое вообще есть, имеет теория и практика гештальт-консультирования для того, как вы консультируете?

1. Какое значение, если таковое вообще есть, имеет теория и практика гештальт-консультирования для того, как вы живете?

Аннотированная библиография

Perls, F. S., Hefferline, R. F. & Goodman, P. (1951). Gestalt Therapy. London: Souvenir Press (Перлс, Ф. С., Хефферлайн, Р. Ф. и Гудмен, П. Гештальт-терапия).

Эта книга состоит из введения и двух томов. Том 1 — это серия из восемнадцати экспериментов: эксперименты с 1 по 11 фокусируются на контакте с окружающей средой, методах осознания и направленного осознания; эксперименты с 12 по 18 сосредоточены на ретрофлексии, интроекции и проекциях. Том 2 является главным изложением гештальт-теории, состоящим из трех частей: введение; действительность, человеческая природа и общество; и теория эго. Это подробная книга для серьезных студентов и консультантов.

Perls, F. S. (1969a). Gestalt Therapy Verbatim. New York: Bantam Books. (Перлс, Ф.С. Гештальт-терапия в дословной передаче.)

Эта книга состоит из трех частей: беседа, семинар по работе со сновидениями и интенсивный семинар. Части, посвященные беседе и семинару по работе со сновидениями, являются избранным и отредактированным материалом из аудиозаписей, сделанных на проводившихся Перлсом по уикендам семинарах по работе со сновидениями в Эсаленском Институте, Биг Сур, штат Калифорния, между 1966 и 1968 годами. Часть книги, посвященная беседе, обеспечивает вполне удобочитаемое введение к гештальт-теории.

Perls, F. S. (1969b). In and Out of the Garbage Pail. New York: Bantam Books. (Перлс, Ф. С. Внутри и вне помойного ведра.) Как гласит обложка книги, это “Радость. Горе. Хаос. Мудрость. Свободно плывущая автобиография человека, который разработал гештальт-терапию.” Антология самораскрытия посредством прозы и поэзии. Эта книга — хороший способ соприкоснуться с Перлсом — человеком.

Perls, F. S. (1973). The Gestalt Approach and Eyewitness to Therapy. New York: Bantam Books. (Перлс, Ф. С. Гештальт -подход и очевидец терапии .) Эта книга является комбинацией двух проектов, над которыми Перлс работал к моменту смерти. The Gestalt Approach (Гештальт-подход) является заключительным изложением Перлсом его теории, и эта книга была написана потому, что он считал две свои предыдущие теоретические работы, Ego, Hunger and Aggression (Эго, Голод и Агрессия) и Gestalt (Гештальттерапия), слишком устаревшими и трудными для чтения. Eyewitness to Therapy (Очевидец терапии) дает описания гештальт-консультирования в действии.

Yontef, G. M. & Simkin, J. S. (1989). Gestalt therapy. In R. J. Corsini and D. Wedding (Eds.), Current Psychotherapies (4th ed., pp. 323-61). Itasca, IL: Peacock. Йонтеф, Дж. М. и Симкин, Дж. С. Гештальт-терапия. В книге “Современные психотерапии” под редакцией Р. Дж. Корсини и Д. Веддинга.

Эта глава представляет как идеи Перлса относительно гештальт-теории, так и практику, а также в ней обсуждается развитие гештальт-консультирования, начиная с его смерти.

Дополнительные ссылки

Перлс

Levitsky, A. & Perls, F. S. (1970). The rules and games of gestalt therapy. In J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt Therapy Now: Theory, Techniques, Applications (pp. 140-9). Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Perls, F. S. (1947). Ego, Hunger and Aggression. London: Allen & Unwin.

Perls, F. S. (1970a). Four lectures. In J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt Therapy Now: Theory, Techniques, Applications (pp. 14-38). Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Perls, F. S. (1970b). Dream seminars. in J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt Therapy Now: Theory, Techniques, Applications (pp. 204-33). Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Perls, L. (1970c). One gestalt therapist's approach. In J. Fagan and I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt Therapy Now: Theory, Techniques, Applications (pp. 125-9). Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Другие

Clarkson, P. & Mackewn, J. (1993). Fritz Perls. London: Sage.

Dolliver, R. H. (1991). Perls with Gloria re-viewed: Gestalt techniques and Perls' practices. Journal of Counseling and Development, 69, 299-304.

Dusay, J. M. & Dusay, K. M. (1989). Transactional analysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current Psychotherapies (4th ed., pp. 405-53). Itasca, IL: Peacock.

Fagan, J. & Shepherd, I. L. (Eds.) (1970). Gestalt Therapy Now: Theory, Techniques, Applications. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Greenberg, L. S. & Clark, K. M. (1979). Differential effects of the two chair experiment and empathic reflections at a conflict marker. Journal of Counseling Psychology, 26, 1-8.

Greenberg, L. S. & Dompierre, L. M. (1981). Specific effects of gestalt two-chair dialogue on intrapsychic conflict in counselling. Journal of Counseling Psychology, 28, 288-94.

Greenberg, L. S. & Higgins, H. M. (1980). Effects of two-chair dialogue and focusing on conflict resolution. Journal of Counseling Psychology, 27, 221-4.

Houston, J. (1982). The Relative-sized Redhook of Gestalt. London: The Rochester Foundation.

James, M. & Jongeward, D. (1971). Born to Win: Transactional Analysis with Gestalt Experiments. Reading: MA: Addison-Wesley.

Mackewn, J. (1994). Modern Gestalt — an integrative and ethical approach to counselling and psychotherapy. Counselling, 5,105-8.

Polster, E. A. & Polster, M. (1973). Gestalt Therapy Integrated. New York: Brunner/Mazel.

Schiffman, M. (1971). Gestalt Self-therapy: And Further Techniques for Personal Growth. Berkeley, CA: Wingbow Press.

Shepherd, I. L. (1970). Limitations and cautions in the Gestalt approach. In J. Fagan & I. L. Shepherd (Eds.), Gestalt Therapy Now (pp. 234-8). Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.

Zinker, J.C. (1977). Creative Process in Gestalt Therapy. New York: Brunner/Mazel.

Перлс в фильмах

Perls, F. (1965). Gestalt therapy. In E. Shostrom (Ed.) Three Approaches to Psychotherapy. Santa Ana, CA: Psychological Films. [Перлс, Ф. (1965). Гештальт-терапия. В фильме Э. Шострома (редактор). Три Подхода к Психотерапии. Санта-Ана, Калифорния: Психологические Фильмы.]

Журнал

The Gestalt Journal (Гештальт-журнал), выходящий два раза в год, посвящен, прежде всего, статьям относительно гештальт-консультирования. Подписная информация: P.O. Box 990, Highland, NY, USA.

Глава 4. Трансактный анализ

Тезисы

Трансактный анализ был создан Эриком Берном и состоит из теории личности, теории социального взаимодействия и аналитического руководства для консультирования. Люди начинают с основной жизненной позиции О'кей, которую рано пережитые опыты их часто заставляют терять.

Эго-состояния — это модели чувствования, мышления и поведения. Каждый человек имеет три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок, представляющие, соответственно, влияния, скопированные с родительских фигур, соответствующую возрасту оценку действительности и пережитки детства индивидуума. Дальнейший анализ эго-состояний имеет тенденцию сосредотачиваться на детальной разработке состояний Родителя и Ребенка. В любой момент эго-состояния, которые являются наиболее катектическими по отношению к направленности психической энергии, будут обладать руководящей властью.

Людей преимущественно мотивируют стимул, признание и структурный голод. Шестью способами структурирования социального времени являются: уход, ритуалы, деятельность, времяпровождение, игры и интимность.

Трансакции включают в себя обмен поглаживаниями или единицами признания между эго-состояниями тех, кто участвует в социальном взаимодействии. Трансакции между эго-состояниями могут быть дополнительными, перекрестными или скрытыми.

Сценарии являются подсознательными жизненными планами, с помощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы. Они основаны на ранних решениях, когда молодой человек входит в одну из “Не–О‘кей” жизненных позиций и отказывается от некоторой автономии, чтобы неохотно согласиться с родительскими приказаниями.

Матрица сценария — это путь осмысления директив, данных эго-состояниями родителей эго-состояниям любого конкретного ребенка. Родители мешают развитию эго-состояний своих детей посредством приказов (injunctions — предписаний, запретительных норм — вар. перевода — Е.В.), определений (attributions — атрибуций, приписываний — вар. перевода — Е.В.) и игнорирований (discounts).

Игры, которые предполагают скрытые трансакции и воздаяние (расплату), развиваются на основе сценарного решения и оправдывают жизненную позицию. Способы, с помощью которых сохраняется неадекватное поведение, включают в себя: сценарное воздаяние (расплата), игровое воздаяние (расплата), иллюзию автономии, влекущую за собой контаминацию эго-состояния, исключение эго-состояния и неадекватную информацию.

Цели трансактногоl анализа включают в себя автономию через развитие интегрированного Взрослого. Осознание, спонтанность и интимность — три основные черты автономных людей.

Консультанты и клиенты заключают контракты, определяющие цели лечения. Структурный анализ эго-состояний, трансактный анализ, анализ игры и анализ сценария — вот подходы к практике трансактного анализа.

Использование эгограмм, обновленное родительское влияние (reparenting — перевоспитание — вар. перевода — Е. В.) и включение гештальт-методов и упражнений представляют собой наиболее современные достижения в области трансактного анализа.

Введение

Эрик Берн, автор трансактного анализа, утверждал, что критерий, отличающий его подход от других подходов, состоит в том, что он основан на теории эго-состояний личности: Ребенка, Родителя и Взрослого. Разделительная линия между тем, что являлось и что не являлось трансактным анализом, обосновывалась в зависимости от того, объяснялось ли человеческое поведение с точки зрения таких состояний или нет. (На протяжении всей этой главы слова Родитель, Взрослый и Ребенок начинаются с заглавной буквы при описании эго-состояний.)

Хотя Фрейд очень сильно повлиял на Берна, теория и практика трансактного анализа значительно отличаются от теории и практики психоанализа. Берн рассматривает элемент своего подхода, называемый анализом сценария (скрипт-анализом), скорее как “парафрейдистский”, нежели как антифрейдистский (Berne, 1970, p. 400), и, очевидно, то же самое можно было бы сказать обо всем трансактном анализе. Он также отличался от других гуманистических теоретиков и от Фрейда своим большим акцентом на социальной психологии, или на анализе как социальных, так и внутрипсихических трансакций.

Эрик Берн

Эрик Берн (1910-70 гг.) родился как Эрик Леннард Бернштейн в Монреале, в Канаде, и рос в бедной еврейской части города. Его отец, видимо, был увлеченным практикующим врачом-терапевтом, который часто брал Берна в свои обходы. Его мать, будучи профессиональной писательницей и редактором, после того, как ее муж умер в 1921, поддерживала материально Берна и его сестру своим писательским трудом. Джеймс (James, 1977) считает, что маленького Ребенка в Берне травмировала смерть отца. Безусловно, его отец, видимо, имел сильное влияние на Берна, чьей целью всегда было вылечить пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении в оригинальной книге Берна “ Transactional Analysis in Psychotherapy” (Трансактный анализ в психотерапии), которое переводится как “В память о моем отце Дэвиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных” (Berne, 1961). Мать-журналистка Берна, очевидно, была сильным стимулом для его литературных работ о лечении пациентов.

Берн изучал английский язык, психологию и подготовительный курс медицины в Макгиллском университете (McGill University) в Монреале и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1931 году. В 1935 году он получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом учреждении. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской (Englewood) больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике для специализации в Школе Медицины Йельского университета. Реагируя на антисемитизм того периода, он изменил свою фамилию на Берна и начал частную психиатрическую практику в Норфолке, штат Коннектикут. Он также заключил первый из трех браков, каждый из которых закончился разводом. Берн стал клиническим помощником в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал подготовку в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте, где его подверг психоанализу Поль Федерн, бывший коллега Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский Медицинский Корпус как психиатр, и именно в период войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году он переехал в Кармел (Carmel), штат Калифорния, и закончил книгу “The Mind in Action” (Сознание в действии), с тех пор переработанную и теперь опубликованную как “A Layman' s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis” (Руководство для широкого круга читателей по психиатрии и психоанализу). Он также возобновил свое психоаналитическое образование в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско и прошел обучающий анализ с Эриком Эриксоном. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и повторно начал частную практику. Остаток жизни он работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, находившемся в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени пребывания в армии Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию эго-образа, которое является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает свое “Я”. Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании того, что говорят о себе пациенты. В течение периода с 1954 по 1958 год Берн развивал свои идеи относительно диагноза эго-состояний или структурного анализа; анализа индивидуальных трансакций; анализа серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известного как анализ игры; и лонгитюдного взгляда на всю жизнь пациента, с помощью которого возможно было экстраполировать и предсказывать его будущее, теперь называемого анализом сценария (скрипт-анализом). Первая группа трансактного анализа Берна возникла в сентябре 1954 года, и его идеи были развиты далее в ряде регулярных семинаров в Кармеле, за которыми в 1958 году последовали Социальные Психиатрические Семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Берн уходил от ортодоксального психоанализа, и в 1956 году его заявление о членстве в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. По поводу этого случая он замечает: “...после пятнадцати лет психоаналитическое движение и автор официально разошлись (на наиболее дружественных условиях)...” (Berne, 1961, p. 13). Когда несколькими годами позже Психоаналитический Институт предложил ему членство, он отказался с благодарностью. Берн все более и более ощущал, что эффективный консультант должен быть более активным, чем это допускается в ортодоксальном психоанализе, и должен практиковать скорее трансактно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации Групповой Психотерапии в Лос-Анджелесе он представил научный доклад, озаглавленный “Transactional analysis: a new and effective method of group therapy” (Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии), который был издан в 1958 году. В течение трех последующих лет он расширял свой опыт, отправившись в южную часть Тихого океана, чтобы изучить социализацию и психические заболевания в различных островных культурах. К 1961 году он посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантики и Тихого океана, чтобы проверить свои идеи в различном расовом и культурном окружении.

Наиболее систематическая книга Берна, “ Transactional Analysis in Psychotherapy” (Трансактный анализ в психотерапии), была издана в 1961 году. В 1963 году он опубликовал обсуждение применения трансактного анализа к группам в работе “The Structure and Dynamics of Organizations and Groups” (Структура и динамика организаций и групп). В 1964 году его идеи относительно анализа психологических игр были публично представлены в книге “Games People Play” (Игры, в которые играют люди), хотя эти идеи появились тремя годами ранее в частном издании книги. Принципы трансактного анализа для консультантов объясняются в его книге 1966 года “Principles of Group Treatment” (Принципы группового лечения), а его идеи относительно анализа сценария (скрипт-анализа) излагаются в работе “What Do You Say After You Say Hello?” (Что Вы делаете после того, как говорите здравствуйте?), изданной посмертно в 1972 году. Берн также написал “The Happy Valley” (Счастливая Долина) для детей и “Sex in Human Loving”екс в человеческой любви) как для непрофессионалов, так и для профессионалов. В 1962 году появился “Transactional Analysis Bulletin” (Бюллетень трансактного анализа) с Берном в качестве редактора. В 1964 году была образована Международная Ассоциация Трансактного Анализа (International Transactional Analysis Association — ITAA) как орган подготовки и аккредитации трансактного анализа. Теперь Европейская Ассоциация Трансактного Анализа (European Association for Transactional Analysis) также исполняет функции аккредитации и обучения.

В течение 1960-ых годов наряду с писательством и частной практикой Берн имел целый ряд должностей. Они включали в себя консультанта по психиатрии при начальнике медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащего психиатра в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектора по групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера; приглашенного лектора по групповой терапии Сэнфордской психиатрической клиники и адъюнкт-психиатра Больницы Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Он умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работа Берна была продолжена множеством его коллег, которые посещали семинары в Сан-Франциско, включая Клода Стайнера, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Интересно поразмышлять над сценарием собственной жизни Берна. Сын врача и писательницы, он провел свою жизнь в лечении и писательской работе относительно лечения людей. Некоторое представление относительно его профессиональных идеалов можно извлечь из введения в его книгу “Принципы группового лечения”, которое написано для тех, кто желает стать “настоящими врачами” в противовес “ненастоящим” или “поддельным” разновидностям. “Настоящий врач”: (а) имеет проходящее через всю его практику наиважнейшее соображение об излечении своих пациентов; (б) планирует лечение так, чтобы на каждой стадии знать, что он делает и почему он это делает; (в) ясно отличает исследование и экспериментирование от хорошего медицинского или хирургического обслуживания, при этом первое всегда является вспомогательным по отношению к последнему; и (г) берет на себя полную ответственность за благосостояние своих пациентов (Berne, 1966, p. xvii). Разработка трансактного анализа представляет собой собственное обязательство Берна по отношению к тому, чтобы быть “настоящим врачом”.

Основные положения

Берн рассматривал трансактный анализ и как теорию личности и социального взаимодействия, и как метод консультирования. Некоторые из его исходных положений и основных концепций представлены ниже.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!