Глава 3. Гештальт-консультирование



Тезисы

Фриц Перлс, его создатель, рассматривал гештальт-консультирование как экзистенциальный подход. Гештальт означает форму, образ, модель или конфигурацию. Человеческий организм — это единое целое, которое может существовать только в сфере окружающей среды. Следовательно, расщепление по линиям душа‑тело и личность‑окружающая среда ошибочно.

Жизнь характеризуется непрерывным процессом баланса и неустойчивости в организме, причем гомеостаз является процессом, посредством которого организм удовлетворяет свои потребности, восстанавливая баланс. Как только завершается один гештальт, сразу возникает другой. Граница контакта — это граница между организмом и окружающей средой, и именно здесь имеют место психологические события.

Здоровое функционирование включает в себя идентификацию с формирующимся организмическим “Я” данного человека и сохранение контакта с его чувствами. Необходимо агрессивное отношение к опыту, если его следует деструктурировать и затем ассимилировать в качестве собственного.

Людям нужны фрустрации, чтобы учиться мобилизовать собственные ресурсы на управление окружающей средой. Однако дети часто испытывают вмешательство со стороны значимых других, которые мешают их способности к самостоятельности* и заставляют подавлять эмоции.

Между Я-зоной и внешней зоной имеется промежуточная зона, состоящая из деятельности фантазии или майи. Беспокойство или страх перед аудиторией — результат этой деятельности фантазии. При неврозе ведется непрерывная борьба между действительностью и майей.

Четыре главных невротических механизма или расстройства на границе контакта — это интроекция, проекция, ретрофлексия и конфлуенция. Структура невроза состоит из пяти слоев: слоя клише; слоя управляемых ролей и игр Эрика Берна или Зигмунда Фрейда; тупика; смертельного или имплозивного слоя; и эксплозии.

Цели консультирования подразумевают скорее самостоятельность, чем поддержку окружающей среды, поддержание контакта с собственными чувствами данного человека и экзистенциальным центром, скорее самоактуализацию, чем реализацию собственного воображаемого образа, ответственность или свободу выбора, и способность формировать и заканчивать сильные гештальты.

Изменение включает в себя сосредоточенность на “как” расстройств клиентов на границе контакта сейчас, в данный конкретный момент. Гештальт-подходы к практике консультирования охватывают методику осознания, симпатию и фрустрацию, выявление фантазий, методы драмы, работу со сновидениями и различные правила и игры.

Результаты гештальт-консультирования включают в себя меньший акцент на том, чтобы подводить клиентов к фрустрации, большее самораскрытие консультанта и использование психоаналитических формулировок для описания структуры характера.

Введение

Гештальт-консультирование или терапия, согласно Перлсу, ее главному творцу, является экзистенциальным подходом, “занятым не только симптомами или структурой характера, но имеющим дело со всем существованием человека” (Perls, 1969a, p. 71). К концу своей жизни Перлс (Perls, 1969a) написал, что он рассматривал гештальт-консультирование как один из трех существовавших тогда типов экзистенциального консультирования, два других — это логотерапия Франкла и дазайн-консультирование Бинсвангера (dasein (нем.) — быть налицо, присутствовать). Клиенты, которые приходят ради гештальт-консультирования, находятся в состоянии экзистенциального кризиса и нуждаются в обучении тому, как брать на себя ответственность за свое существование. Перлс считал, что все другие экзистенциальные философии брали концепции взаймы из других источников; например, Бинсвангер — из психоанализа, Тиллих — из протестантизма и Сартр — из коммунизма. Гештальт-консультирование — это единственный экзистенциальный подход, который имеет поддержку в собственной структуре, поскольку формирование гештальтов, возникновение потребностей является первичным биологическим явлением. Он отмечал: “Гештальттерапия — это философия, которая пытается быть в гармонии, в одной линии со всем остальным, с медициной, с наукой, с вселенной, со всем, что есть” (Perls, 1969a, p. 17).

Фриц Перлс

Фридрих (Фредерик или Фриц) Соломан Перлс (1893-1970), создатель гештальт-консультирования, родился в Берлине, был сыном еврейского коммивояжера палестинских вин. Он рос с двумя сестрами в беспокойной семье, где у его родителей была масса ожесточенных столкновений, как словесных, так и физических. Мать Перлса применяла к нему прутья для выбивания ковров, но он утверждает, что она не сломила его дух; вместо этого он ломал выбивалки для ковров. Он видел в своем отце лицемера, который проповедовал одно, а жил другим, и который все больше изолировался от семьи. Перлс писал: “В основном я ненавидел его и его напыщенную справедливость, но он мог также быть любящим и сердечным. Насколько на мое отношение повлияла ненависть моей матери к нему, насколько она отравила нас, детей, этим, я не могу сказать” (Perls, 1969a, p. 250-1). В годы возмужания, периода, когда он ознакомился и с сексом, и с основами активной деятельности, Перлс был черной овцой своей семьи. В течение всей своей жизни Перлс был скорее мятежником, чем угодником, человеком с очень острым глазом на притворство других и на псевдоподлинность, и в некотором роде выставлял напоказ свою личность. Его ранние переживания неприятия и ненадежности, возможно, глубоко повлияли на его более позднюю жизнь.

Перлс был студентом университетов Фрейбурга и Берлина и получил степень доктора медицины в последнем учреждении в 1920 году. Его психологическая подготовка включала в себя пост ассистента Курта Гольдштейна во Франкфуртском Неврологическом Институте в 1926 году и в начале 1930-ых годов обслуживание сначала в Венском Институте Психоанализа и затем в Берлинском Институте Психоанализа. В 1933 году с возвышением Гитлера Перлс бежал из Германии в Голландию. Во время отъезда его специалистом по психоанализу был Вильгельм Райх, а его методистами были Отто Фенихель и Карен Хорни. Он писал: “От Фенихеля я получил потерю ориентации; от Райха — наглость; от Хорни — человеческую причастность без терминологии” (Perls, 1969b, p. 39). В 1934 году по рекомендации Эрнеста Джоунса, друга и биографа Фрейда, Перлс переехал в Иоганнесбург как обучающий специалист по психоанализу. В следующем году он основал Южноафриканский Институт Психоанализа. В 1942 году в Южной Африке была издана его первая книга, “Ego, Hunger and Aggression” (Эго, Голод и Агрессия), британское издание которой вышло из печати в 1947 году. Несколько глав в этой книге были написаны женой Перлса Лаурой, которую некоторые рассматривают как соучредительницу гештальт-консультирования (Yontef & Simkin, 1989).

В 1946 году Перлс эмигрировал в Соединенные Штаты и основал частную практику в Нью-Йорке. В 1951 году он опубликовал книгу “Gestalt Therapy” (Гештальт-терапия) в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном. В 1952 году он создал Нью-йоркский Институт гештальт-терапии и в 1954 году — Кливлендский Институт гештальт-психотерапии. В 1960 году Перлс переехал на Западное Побережье Соединенных Штатов и в 1964 году вошел в штат Эсаленского Института в Биг Сур, штат Калифорния, в качестве ординатора, прикомандированного к клинике для специализации, помощника психиатра. В 1969 году он переехал в Ковичан на Ванкувер Айленд (остров Ванкувер) в Британской Колумбии, где основал гештальт-общину. В 1969 году Перлс также опубликовал “ Gestalt Therapy Verbatim” (Гештальт-терапия в дословной передаче) и автобиографическую антологию прозы, поэзии и психологии, озаглавленную “In and Out of the Garbage Pail” ( Внутри и вне помойного ведра ). 14 марта 1970, после краткой болезни, Перлс умер в возрасте 76 лет. К моменту смерти Перлс работал над двумя книгами, “ The Gestalt Approach” (Гештальт-подход) и “ Eye Witness to Therapy” (Очевидец терапии). Они были изданы посмертно в 1973 году отдельной книгой, озаглавленной “ The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy” (Гештальт-подход и Очевидец терапии).

Идеи Перлса в значительной степени были сформированы в австро-германском мире. Большое влияние имел фрейдистский психоанализ, хотя, в конечном счете, Перлс должен был идти собственным путем. На него также повлияла идея Райха относительно защитного панциря характера, посредством которого сопротивление становится общей организмической функцией. Главное влияние оказала работа гештальт-психологов, с которыми, по мнению Перлса, у него имелись специфические отношения, так как, восхищаясь многим в их работе, он был неспособен следовать за ними, когда они стали логическими позитивистами. Он не читал ни одного из их учебников, хотя он читал некоторые научные статьи Левина, Вертхаймера и Кохлера. Он отмечал: “Наиболее важной для меня был идея незаконченной ситуации, неполного гештальта”. (Perls, 1969b, p. 62). Академические гештальтисты никогда не принимали Перлса, и он не считал себя чистым гештальтистом. Дальнейшее влияние на Перлса оказал Морено с его идеями относительно терапии посредством психодрамы.

Перлс имел обширный опыт личных отношений, включая много “любовных историй”. Другие влияния на Перлса включали в себя американскую гуманистическую психологию, восточные религии, медитацию, психоделию и работу тела. В своей автобиографической книге “In and Out of the Garbage Pail” (Внутри и вне помойного ведра) Перлс признается во многих непреодолимых влечениях, включая курение и “распутство”. Он также писал стихи и рисовал. Хотя Перлс, возможно, не всегда обладал тем объемом ответственности (способности на реакцию или свободы выбора), к которому стремится его подход к консультированию, он, похоже, был чрезвычайно полной жизни и харизматической личностью. Гештальт-молитва этого беспокойного цыгана была такова:

Я делаю свое, и ты делаешь свое

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями

И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Ты — это ты, и я — это я,

И если случайно мы находим друг друга, это прекрасно.

Если нет, то этому нельзя помочь.

(Perls, 1969a, внутренняя передняя обложка)

Основные положения

Перлс (Perls, 1973) писал во введении к “ The Gestalt Approach” (Гештальт-подход), что гештальт-теория основывалась на опыте и наблюдении, менялась с годами практики и применения и все еще продолжала развиваться. Следующее представление почти исключительно базируется на собственных работах Перлса. Хотя другие развивали подход после смерти Перлса, никакой другой действительно крупной фигуры не появилось.

Гештальт

Немецкое существительное gestalt означает “форма” или “образ”, а среди значений глагола gestalten имеются следующие:формировать, придавать форму, моделировать, организовывать и структурировать. Другие значения слова “гештальт” — образец, конфигурация или организованное целое. Перлс отмечал: “Основная предпосылка гештальтпсихологии заключается в том, что человеческая природа организуется в виде образцов или целостностей, что она переживается индивидуумом с этой позиции, и что понять ее можно только как функцию этих образцов целостностей, из которых она создана”. (Perls, 1973, p. 5). Главное направление экспериментальной работы гештальт-психологов заключалось в том, чтобы показать, что люди воспринимают вещи не изолированно, но организуют их посредством перцепционных процессов в значащие целостности (например, ряд точек может быть воспринят как прямая линия).

Визуальные области людей структурированы в терминах “фигура” и “задний план” или “фон”. В то время как “фигура” — это центр интереса (объект или модель и т.д.), “фон” является обрамлением или контекстом. Перлс и его коллеги (Perls, Hefferline, & Goodman, 1951) отмечали, что взаимодействие между фигурой и фоном являются динамическими. Например, один и тот же фон при различающихся интересах и сменах во внимании может давать начало различным фигурам. Данная фигура также сама может стать фоном в том случае, если какая-то ее собственная деталь фигурой.

Холистическая доктрина

Человеческий организм — это объединенное целое. Перлс особенно протестовал против старого расщепления по линии дух-тело. Появление психосоматический медицины делало близкую связь между психической и физической деятельностью все более и более очевидной. Фактически психическая деятельность выглядела как деятельность целостного человека, выполняемая на более низком энергетическом уровне, чем действия, называемые физическими. Люди являются целостностями, которые занимаются фантазированием, разыгрыванием ролей и совершением действий. Например, действия людей обеспечивают ключи к их мыслям, а их мысли обеспечивают ключи к тому, что они хотели бы делать. Короче говоря, люди не имеют организмы, но являются организмами, занятыми действиями одного и того же порядка, которые часто неправильно делят на психическую и физическую деятельность.

Другая ошибочная дихотомия — это дихотомия между “Я” и внешним миром. Индивидуумы не являются самодостаточными, но могут существовать только в сфере окружающей среды. Окружающие среды не создают индивидуумов, и индивидуумы не создают окружающие среды. Скорее, каждый является тем, что он есть, благодаря связи с другим и с целым. Например, в случае с человеком, видящим дерево, не может быть никакого вида без чего-то, что можно было бы увидеть, и нельзя что-нибудь заметить, если нет никакого глаза, чтобы это увидеть.

Имеются многочисленные другие ложные дихотомии типа эмоциональное (субъективное) и реальное (объективное), инфантильное и зрелое, биологическое и культурное, любовь и агрессия и сознание и подсознание. Например, в том, что касается раскола между инфантильным и зрелым, часто именно недостаток некоторых черт детства лишает жизнеспособности взрослых, в то время как другие черты, называемые инфантильными, могут быть интроекциями взрослых неврозов. Последовательная основная мысль гештальт-подхода заключается в поисках всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.

Гомеостаз и равновесие

Основная тенденция каждого организма состоит в том, чтобы стремиться к равновесию. Организм постоянно сталкивается с неустойчивостью, которая выводит из состояния равновесия либо через внешние (требования окружающей среды), либо через внутренние (потребности) факторы. Жизнь характеризуется непрерывным взаимодействием равновесия и неустойчивости в организме. Гомеостаз или организмическое саморегулирование — процесс, посредством которого организм удовлетворяет свои потребности, восстанавливая баланс, когда сталкивается с требованием или потребностью, которые нарушают его равновесие. Здоровье состоит из соответствующего действия гомеостатического процесса, в то время как болезнь означает, что в течение слишком долгого времени организм оставался в состоянии нарушения равновесия, неспособным удовлетворять свои потребности. Смерть заключается в полном распаде гомеостатического процесса.

Хотя психологическое и физиологическое находятся во взаимосвязи, организм можно воспринимать в качестве имеющего как психологические, так и физиологические контактные потребности. Вот простой пример физиологической потребности — для организма, чтобы иметь хорошее здоровье, содержание воды в крови должно сохраняться на определенном уровне, не слишком низком и не слишком высоком. Если, например, содержание воды в крови падает слишком низко, индивидуум чувствует жажду, при таких симптомах, как сухой рот, беспокойство и желание возместить неустойчивость питьем. Возможным примером более психологической потребности является потребность матерей в том, чтобы поддерживать детей в счастливом и удовлетворенном состоянии. Следовательно, даже во сне, они могут быть очень чуткими к плачу и хныканью отпрыска.

Гомеостатический процесс действует также там, где одновременно переживаются несколько потребностей. Однако, здесь имеет место избирательный процесс, основанный на потребности организма в выживании и в самоактуализации. Перлс отмечал, что “Каждый индивидуум, каждое растение, каждое животное имеют только одну врожденную цель — актуализировать себя в том виде, в каком они существуют” (Perls, 1969a, p. 33). Таким образом, при одновременном переживании многих потребностей, индивидуум, прежде чем позаботиться о других, проявляет внимание к доминирующей потребности выживания и самоактуализации. Иначе говоря, доминирующая потребность или потребность, удовлетворение которой является наиболее неотложным, становится фигурой переднего плана, в то время как другие потребности отступают, по крайней мере, в настоящий момент, на задний план. Перлс (Perls, 1969a) писал об отказе от всей теории инстинкта и взгляде на организм просто как на систему, которая нуждается в равновесии, чтобы функционировать должным образом. Хотя, фактически, люди имеют в себе сотни незаконченных ситуаций, всегда возникает определенная наиболее срочная ситуация. Индивидуумы, чтобы быть в состоянии удовлетворять свои потребности (завершить или закрыть неполные gestalten), должны уметь и ощущать, в чем они нуждаются, и управлять собой и окружающей средой, чтобы получить то, что является необходимым.

Жизнь, в своей основе, является бесконечным рядом незаконченных ситуаций или неполных гештальтов: как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. Гомеостатический процесс является средством, посредством которого организм сохраняет себя, “и единственный закон, который является постоянным, это формирование гештальтов — целостностей, законченности. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это окончательная эмпирическая единица” (Perls, 1969a, p. 16). С введением в научный оборот концепции гомеостатического процесса возникла возможность рассматривать формирование гештальта как первичный биологический двигатель, причем гештальт является основной эмпирической единицей, имея такие свойства, как фигура и фон, и законченность или неполнота.

Граница контакта и контакт

Ранее я упомянул, что Перлс пренебрегал расколом между эго и внешним миром, полагая, что организм и окружающая среда состоят в отношениях взаимности друг к другу. Граница контакта — это граница между организмом и окружающей средой, и именно на этой границе имеют место психологические события. Перлс и его коллеги (Perls, 1951) считали, что “психология изучает действие границы контакта в сфере организм/окружающая среда” (p. 229). Такой “контакт” или “соприкосновение с” включает в себя как сенсорное осознание, так и моторное поведение. Сенсорная система организма обеспечивает его средствами ориентации, в то время как моторная система обеспечивает средствами манипуляции. И ориентация, и манипуляция имеют место на границе контакта. При здоровом функционировании, когда система ориентации выполнила свою функцию, организм управляет собой и окружающей средой таким способом, чтобы организмический баланс восстанавливался, а гештальт закрывался.

Все мысли, чувства и действия имеют место на границе контакта. При здоровом функционировании люди имеют эффективный ритм аннулирования контакта или средства встречи психологических событий на границе контакта. Контакт с окружающей средой представляет собой формирование гештальта, в то время как аннулирование или закрывает гештальт полностью, или мобилизует ресурсы таким образом, чтобы сделать это закрытие возможным. Проще говоря, контакт и аннулирование можно соответственно рассматривать как принятие и отклонение окружающей среды. Компоненты контакта и аннулирования присутствуют почти неизменно, но у невротической личности имеется пониженная способность видеть различие между уместностью этих диалектических элементов и, как следствие, она ведет себя с меньшей эффективностью.

Эго и самоактуализация

Эго — это система контактов на границе контакта в любой момент. Эго существует там, где имеются границы контакта, и его деятельность заключается в формировании фигур и фонов. Эго всегда объединяет чувства, моторную координацию и органические потребности. Это — интегратор или художник жизни, и хотя это “только малый фактор в полном взаимодействии организма/окружающей среды… он играет решающую роль в поисках и создании смыслов, с помощью которых мы растем” (Perls et al., 1951, p. 235).

Эго состоит из идентификаций и отчуждений на границе контакта. Например, индивидуумы могут идентифицировать себя со своими семьями, но ощущать себя чуждыми по отношению к людям из других стран. Изнутри граница имеет тенденцию восприниматься в качестве хорошей, а извне — в качестве плохой. Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Здоровое функционирование включает в себя идентификацию с формирующимся организмическим эго данного человека, не подавляя его творческое возбуждение, однако, отчуждая то, что не является для него организмически присущим. Болезнь влечет за собой ограничение областей контакта через отчуждение частей формирующегося организмического эго посредством ложных идентификаций.

Возможно, более доступный способ изложения этого состоит в проведении различия между самоактуализацией, базирующейся на экзистенциальном принципе “роза, являясь розой, есть роза”, и актуализацией собственного воображаемого образа, при которой люди живут в соответствии с образом того, какими они должны быть, а не того, чем они являются. Перлс (Perls, 1969a) полагал, что “Любой внешний контроль, даже усвоенный внешний контроль — “Вы должны” — мешает здоровой работе организма. Имеется только одна вещь, которая должна контролировать: ситуация” (p. 20). Если люди понимают ситуации, в которых они находятся, и позволяют этим ситуациям управлять их действиями, то они обучаются тому, как справиться с жизнью. Еще более простое представление об идеях Перлса относительно самоактуализации можно получить на основании его афоризма: “Итак, теряйте рассудок и приходите в чувство” (Perls, 1970a, p. 38).

Возбуждение

Люди получают энергию из пищи и воздуха, которые они принимают. Перлс использовалслово “возбуждение”,чтобы описать энергию, которую мы создаем, поскольку она совпадает с физиологической функцией возбуждения. Возбуждение изменяется согласно задаче на основе гормонального дифференцирования: например, на него влияет другое вещества, к примеру, адреналин для гнева или сексуальные гормоны для эротического контакта. Большая часть нашего возбуждения идет на пробуждение энергии моторной системы, потому что мускулы связывают людей с окружающей средой. Даже для наиболее эмоциональных событий эмоция преобразуется в движение. Однако некоторая часть возбуждения идет на пробуждение энергии чувств. Здоровые люди позволяют своему возбуждению добираться до их чувств и мускулов, но, к сожалению, многие люди позволяют значительной доле своего возбуждения иссушаться в фантастической жизни, в их компьютере (непроизводительное мышление) и в актуализации их представления о самих себе. Перлс (Perls, 1969a) считал, что современные люди живут в состояниинизкой степени жизнеспособности (витальности), при которой средний человек живет только на 5-15 процентов своего потенциала, и человека, использующего всего 25 процентов своего потенциала, считают гением.

Эмоция

Эмоция, будучи прямым опытом оценки организмом сферы организм/окружающая среда, является скорее непосредственной, чем регулируемый мыслями и устными суждениями. Эмоция — непрерывный процесс, поскольку все мгновения жизни людей имеют некоторый оттенок чувства приятности или неприятности. Возбуждение модифицируется в определенные эмоции согласно ситуации, с которой приходится сталкиваться, и эти эмоции мобилизуют сенсорную и моторную систему так, чтобы потребности можно было удовлетворить. Гештальт-консультирование придает большое значение эмоциям, которые не только необходимы как регуляторы энергии или возбуждения, но являются также “уникальными поставщиками опыта, не имеющими никакой замены, они — это способ, с помощью которого мы узнаем о своих заботах и интересах, и, следовательно, о том, чем являемся мы и чем является мир” (Perls et al., 1951, p. 96).

Нововведения


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!