Неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом



Когда опыт точно символизируется и включается в Я-концепции, существует состояние соответствия (конгруэнтности) между Я-концепцией и опытом или, говоря иначе, между Я-концепцией и организмическим эго. Однако когда опыт отвергается и искажается, возникает состояние неконгруэнтности между Я-концепцией и опытом. Это состояние неконгруэнтности может существовать и там, где опыт позитивный, и там, где он негативный. Клиенты консультирования склонны иметь низкие Я-концепции и часто отрицают и искажают положительную обратную связь извне, а также подавляют положительные чувства изнутри.

Угроза, беспокойство и субвосприятие

Роджерс использует понятие субвосприятия (subception) или пред-восприятия, чтобы объяснить механизм, с помощью которого сенсорный и интуитивный (висцеральный) опыт, имеющий отношение к актуализирующей тенденции, может быть отклонен или неточно воспринят. Он обращается к выводу МакКлири и Лазаруса о том, что “Даже, когда субъект неспособен сообщить о визуальном различии, он все же способен создать стимулирующее различие на некоем уровне ниже требуемого для сознательного распознавания” (McCleary & Lazarus, 1949, p. 178). Субвосприятие включает в себя фильтрацию опыта таким образом, что опыт, противоречащий и угрожающий Я-концепции, может быть исключен или изменен. Таким образом, организм может различать смысл опыта, не используя более высокие нервные центры, занятые сознательным пониманием или восприятием. Процесс субвосприятия — механизм защиты Я-концепции в ответ на угрозу ее существующей структуре или набору Я-концепций.

Беспокойство — состояние тревоги или напряженности, которое является реакцией организма на “субвосприятие”, согласно которому несоответствие или неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом могут проникнуть в восприятие или понимание, таким образом, вызывая изменение в преобладающей в настоящее время Я-концепции. Термин “напряженность” (intensionality) используется, чтобы описать характерные черты индивидуума, находящегося в защитном состоянии. Связанные с напряженностью реакции (intensional reactions) подразумевают рассмотрение опыта с абсолютных и жестких позиций, чрезмерное обобщение, смешение фактов и оценки и стремление полагаться на абстракции, а не на проверку действительности.

Срыв и дезорганизация

Этот раздел касается серьезного расстройства. Я-концепции очень плохо функционирующих людей блокируют правильное восприятие больших областей их существенного сенсорного и интуитивного (висцерального) опыта. Однако если возникает ситуация, в которой существенный опыт имеет место внезапно или слишком очевидно в сфере высокой неконгруэнтности, процесс защиты может оказаться не в состоянии работать успешно. Таким образом, можно не только испытывать тревогу в той степени, в какой под угрозой находится Я-концепция, но, при условии, что процесс защиты является неудачным, опыт может точно символизироваться в понимании. Люди оказываются лицом к лицу с большим объемом отклоненного опыта, чем они в состоянии справиться, с вытекающим из этого состоянием дезорганизации и возможности психотического срыва. Роджерс отмечал, что ему были известны психотические срывы, возникшие, когда люди занимались поисками “терапии” во многих различных источниках одновременно, а также тогда, когда клиенты преждевременно сталкивались с материалом, показанным под влиянием пентатола натрия. Как только крайнее психотическое поведение проявляется, защитные процессы могут сработать, чтобы защитить людей от боли и беспокойства, порожденных восприятием неконгруэнтности.

Важность Я-концепции

Я-концепция человека, особенно определенные представления о самом себе, которые рассматриваются как ведущие, продемонстрировала, что является фундаментальной для понимания того, как сохраняется психологическая несогласованность. Я-концепция важна для людей потому, что это — совокупность восприятий самого себя и, в качестве таковой, набор средств, с помощью которых они взаимодействуют с жизнью таким образом, чтобы осуществить свои потребности. Эффективные Я-концепции позволяют людям воспринимать опыт реалистически, исходит ли он из их организма или из окружающей среды; другими словами, такие Я-концепции дают им открытость по отношению к опыту.

Неэффективные Я-концепции могут упорно сохраняться по ряду причин. Во-первых, как и эффективные Я-концепции, неэффективные Я-концепции воспринимаются как средства удовлетворения потребности и источник личностной адекватности. Во-вторых, неэффективные Я-концепции содержат в себе много условий ценности, возможно, функциональных на одной из стадий жизни этих людей, но переросших всякую полезность, которой они когда-либо обладали. Тем не менее, поскольку они порождены потребностью людей в позитивном внимании, они могут быть глубоко внедрены в структуру Я-концепций как своего рода “эмоциональный багаж”. В-третьих, чем глубже внедрены такие условия ценности, тем более упорно они сохраняются, поскольку, изменение их повлекло бы за собой тревогу восприятия неконгруэнтности между этими представлениями о самих себе и переживаемым опытом. В-четвертых, условия ценности приводят к понижению чувства ценности людей и таким образом снижают вероятность того, что у них будет уверенность, необходимая для того, чтобы признавать свои сферы неконгруэнтности и противостоять им. Как для хорошо функционирующих, так и для плохо функционирующих людей имеется пороговая область, в которой они могут ассимилировать неконгруэнтные восприятия в свои Я-концепции. Эта пороговая область, видимо, более узкая и жестче определена для плохо функционирующих людей.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!