Организмический оценочный процесс



Концепция организмического оценочного процесса является самой важной для понятия о реальном или истинном и уникальном “Я”. Организмический оценочный процесс личности касается тщательного непрерывного рассмотрения опыта и размещения ценностей в данном опыте в плане его способности удовлетворять актуализирующую тенденцию. Например, поведение младенцев указывает, что они предпочитают тот опыт, который поддерживает и совершенствует их организм, скажем, любопытство и безопасность, и отклоняют тот, который этого не обеспечивает, например, боль и голод. Это рассмотрение опыта является скорее организмическим, чем сознательным символическим процессом. Источник процесса оценки или ценностей, размещенных в различном опыте, похоже, явно расположен в младенцах, которые реагируют на собственные сенсорные и интуитивные данные. По мере того, как люди растут, их оценочный процесс эффективен в оказании им помощи для достижения самоактуализации в такой степени, чтобы они смогли осознать и прочувствовать переживания, происходящие внутри.

Опыт и его переживание

Роджерс использует термин “сенсорный и интуитивный опыт” скорее в психологическом, чем в физиологическом смысле. Возможно, другой способ определения сенсорного и интуитивного опыта заключается в том, что это человек подвергается воздействию фактов и событий, которые являются потенциально доступными для сознательного понимания посредством сенсорных и интуитивных задатков организма. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Например, когда вы сидите, вы можете не воспринимать ощущение в ваших ягодицах, пока ваше внимание не окажется привлеченным к этому. Другой пример — вы можете не осознавать физиологические аспекты голода, поскольку слишком увлечены работой или игрой. Однако, этот опыт потенциально доступен сознательному пониманию. Полный диапазон опыта в любой данный момент может называться “эмпирическим”, “перцепционным” или “феноменальным” полем. Роджерс подчеркивал, что физиологические события типа действия нейрона или изменения содержания сахара в крови не включены в его психологическое определение опыта.

Глагольная форма “переживание” означает, что организм подвергается воздействию любых видов сенсорного или интуитивного опыта, имеющих место в каждый данный момент. Переживание чувства включает в себя получение как эмоционального содержания, так и личного смысла или когнитивного содержания “в их неразрывно переживаемой связи в данный момент” (Rogers, 1959, p. 198). Переживание чувства полностью означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.

Восприятие и осознание

Восприятие и осознание фактически синонимичны в личностно ориентированной теории. Когда опыт воспринимается, это означает, что он понимается сознательно, каким бы смутным ни было это понимание, и его не требуется выражать в вербальных символах. Другой способ формулировки этого положения: “воспринимать” — значит “отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний”. Роджерс рассматривал все восприятие и осознание как трансактное по природе, являющееся конструкцией, основанной на прошлом опыте, и гипотезой или предсказанием будущего. Восприятие или осознание могут соотноситься с опытом или “реальностью”, а могут и не соотноситься. Когда опыт символически точно отражается в осознании, это означает что гипотеза, неявно выраженная в осознании, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут символически точно отражаться в осознании из-за защитных отрицаний и искажений. Другие варианты опыта, типа ягодиц, сидящих на стуле, могут не восприниматься, так как они не являются важными для актуализирующей тенденции.

Осознание, или сознательное внимание, является одним из самых последних эволюционных событий в процессе развития человеческого рода. Роджерс иногда рассматривал его как “крошечный пик понимания способности выражаться символами, завершающий обширную пирамиду подсознательного организмического функционирования” (Rogers, 1977, p. 244). Рисунок 2.1 пытается это проиллюстрировать. Когда человек функционирует хорошо, осознание является отражением части циркуляции организма в данный момент. Однако чересчур часто люди функционируют плохо, и организмически они двигаются в одном направлении, в то время как их понимающая или сознательная жизнь устремляется в другом.

 

 


 

 


Рисунок 2.1 Пирамидальное представление об осознании и подсознательном организмическом функционировании.

Нововведения

Личностно-ориентированная теория может стать более понятной для читателя, если придерживаться различия между “Я” и Я-концепцией. “Я” может рассматриваться как реальное, лежащее в основе организмическое “Я”, выраженное в популярных высказываниях типа “Быть верным собственному “Я”, “Быть самим собой”. Я-концепции людей — это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому “Я”. Таким образом, идеально актуализирующая тенденция относится к самоактуализации там, где аспекты “Я” и Я-концепции синонимичны или конгруэнтны. Однако там, где “Я” и Я-концепция не конгруэнтны, желание актуализировать представление о самом себе может работать против более глубокой потребности актуализировать организмическое “Я”. В работах Роджерса вышеупомянутое различие всегда подразумевается, если не всегда выражается явно.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!