Часть вторая, гуманистическая



Глава 2. Личностно-ориентированное консультирование

Тезисы

· Личностно-ориентированная или клиент-центрированная теория подчеркивает важность субъективной самооценки людей, которая состоит из способов, которыми они осознают и определяют себя.

· Тенденция к актуализации, свойственная организму в целях самосохранения и самоусиления (enhance)*, — единственный мотивирующий стимул для людей.

· Люди очень рано в своей жизни начинают разрабатывать представление о самих себе — Я-концепцию. Многие из самооценок, которые формируют представление о самом себе, вероятно, основываются на собственном организмическом оценочном процессе. Однако другие самооценки отражают усвоенные условия ценности или ценностей других, рассматриваемые в качестве основанных на собственном организмическом оценочном процессе. Таким образом, возникает конфликт между тенденцией к актуализации и самооценкой, являющейся подсистемой тенденции к актуализации, который в данных условиях ценностной оценки препятствует точному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта.

· Субвосприятие — механизм, с помощью которого организм видит отличие в том, в чем опыт не согласовывается с самооценкой. В зависимости от степени угрозы, свойственной опыту, организм может защищать свою самооценку, отвергая, опыт или искажая его восприятие. Люди психологически благополучны в той степени, в какой их самооценки позволяют им воспринимать весь существенный сенсорный и интуитивный опыт.

· Рассматриваются цели Роджерса и Маслоу в консультировании и образе жизни. Определены шесть ключевых характеристик самооценок полностью функционирующих или самоактуализирующихся людей, а именно: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к хорошим личным отношениям и этический образ жизни.

· Практика личностно-ориентированного консультирования подчеркивает качество межличностных отношений. Его центральное исходное положение заключается в том, что, если консультанты обеспечивают клиентов определенными установочными условиями, то произойдет конструктивное изменение личности. Нет никакой предварительной оценки. Личностно-ориентированный консультант обеспечивает всем клиентам те же самые установочные условия конгруэнтности, не ограниченного условиями положительного отношения и сопереживания.

· Воздействие этих условий на клиентов ведет их к обладанию большей конгруэнтностью, чувством собственного достоинства и эмпатии. Короче говоря, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.

Введение

11 декабря 1940 года Карл Роджерс провел в университете штата Миннесота презентацию под названием “Некоторые новейшие концепции в психотерапии”. Это “отдельное событие, чаще всего идентифицируемое с рождением клиент-центрированной терапии” (Raskin & Rogers, 1989, p. 162). В 1974 году Роджерс и его коллеги изменили название: вместо клиент-центрированной — личностно-ориентированная. Они полагали, что новое название будет более адекватно описывать человеческие ценности и взаимную зависимость, лежащие в основе их подхода и окажется применимым к другим контекстам помимо консультирования и психотерапии. Однако Торн отмечает: “Роджерс никогда полностью не выбрасывал за борт термин “клиент-центрированная терапия”. Он использует понятия “клиент-центрированный” и “личностно-ориентированный” как взаимозаменяемые при разговоре о консультировании и психотерапии, но всегда применяет термин “личностно-ориентированный подход”, когда речь идет о деятельности вне непосредственной терапевтической ситуации”. (B. Thorne, личное общение, 15 марта 1994 года).

Центральная гипотеза личностно-ориентированного подхода заключается в том, что каждый человек имеет в себе “обширные резервы самопонимания, изменения самооценки, точек зрения и самоуправляемого поведения — и что эти ресурсы могут выявляться только, если можно обеспечивать поддающийся определению климат приносящих помощь психологических установок”. (Rogers, 1986, p. 197). Сопереживание, конгруэнтность и безоговорочное положительное отношение — вот три предлагаемых консультантом приносящих помощь условия, которые Роджерс расценивает как необходимые и достаточные для терапевтического изменения. (Rogers, 1957; Raskin & Rogers, 1989).

Эта глава главным образом основывается на трудах Роджерса. Однако он поощрял коллег и партнеров совершенствовать данный подход и, следовательно, расценивал свою теорию как коллективное предприятие (Rogers, 1959). Кроме того, на Роджерса оказали влияние такие психологи, как Комбс, Снигг и Маслоу. Я обращаюсь к их работе там, где это кажется необходимым, чтобы что-то добавить или разъяснить собственный вклад Роджерса.

Карл Роджерс

Карл Рэнсом Роджерс (1902-87) был американцем, рожденным в штате Иллинойс, четвертым из шести детей. Его отец был гражданским инженером и подрядчиком, имевшим строительный бизнес. Довольно болезненный мальчик, Роджерс жил в детстве в спаянной семье, где одинаково почитались напряженный труд и чрезвычайно консервативное, почти фундаменталистское, протестантское христианство. Когда Роджерсу было 12 лет, его родители купили ферму, и она стала семейным домом. Роджерс считал своих родителей мастерами искусства утонченного, нежного контроля. Он мало делился с ними своими личными мыслями и чувствами, потому что он знал, что они будут обсуждаться и их сочтут неполноценными. До тех пор, пока Роджерс не поступил в институт, он был замкнутым человеком, постоянно читавшим и принявшим точку зрения своих родителей на внешний мир, которую можно резюмировать в следующем утверждении: “Другие люди ведут себя сомнительным образом, который мы не одобряем в нашем семействе” (Rogers, 1980, p. 28). Такой сомнительный образ жизни включал в себя игру в карты, походы в кино, курение, танцы, пьянство и занятие другими, еще менее заслуживающими упоминания действиями. Он был социально некомпетентен во всем, кроме поверхностных контактов, и, будучи в средней школе, имел только два свидания с девочками. Он рассказывает, что его фантазии того периода были весьма причудливы и вполне вероятно могли бы классифицироваться психологическим диагностом как шизоидные.

Роджерс поступил в университет Висконсина, чтобы изучать сельское хозяйство, но позже перешел на историю, чувствуя, что это было бы лучшей подготовкой к возникшей у него профессиональной цели — стать священником. Первый реальный опыт товарищества появился у него в группе, с которой он встретился в классе YMCA. Когда ему было 20 лет, Роджерс поехал в Китай на международную конференцию Всемирной христианской студенческой федерации (World Student Christian Federation) и впервые освободился от религиозного мышления своих родителей, что стало существенным шагом к превращению в независимую личность. Приблизительно в это время Роджерс также влюбился, и, закончив колледж, женился на Элен, которая была художницей. Брак продолжался вплоть до 1979 года, когда она умерла.

В 1924 году Роджерс пошел в Теологическую Семинарию Соединенных Штатов, но через два года перешел в учительский колледж Колумбийского университета. Там он подвергся воздействию инструменталистской философии Джона Дьюи, чрезвычайно статистических и в духе Торндайка бихевиористских подходов учительского колледжа и фрейдистской ориентации Института руководства детством (the Institute for Child Guidance), где он проходил интернатуру. Получая формальное образование, он начал лучше понимать отношения с другими и стал осознавать, что в близких отношениях наиболее важно и полезно делиться именно теми элементами, которыми “нельзя” делиться.

Роджерс получил степень магистра гуманитарных наук в Колумбийском университете в 1928 году и затем провел 12 лет в клинике воспитания ребенка в Рочестере, штат Нью-Йорк. В 1931 году он получил степень доктора философии в Колумбийском университете и в 1939 году издал свою первую книгу, The Clinical Treatment of the Problem Child (Клиническое лечение трудного ребенка). В течение этого периода Роджерс чувствовал, что становится более компетентным как терапевт, в немалой степени именно потому, что его опыт с клиентами обеспечивал его ценными знаниями и пониманием, вносившими вклад в смещение от диагноза к выслушиванию. К тому же, подобный подход к отношениям отвечал его собственным потребностям, поскольку из-за раннего одиночества консультационное интервью было социально одобренным способом действительного сближения с людьми без усилий и более длинного временного промежутка в процессе дружбы за пределами терапии.

В 1940 году Роджерс принял должность профессора психологии в университете штата Огайо и двумя годами позже опубликовал книгу Counseling and Therapy (Консультирование и психотерапия), содержание которой было извлечено, прежде всего, из его работы в качестве консультанта, а не академического психолога. После скромных начальных продаж книга стала известной, поскольку предложила способ работать с ветеранами, возвращающимися со второй мировой войны. С 1945 по 1957 год Роджерс был профессором психологии и исполнительным секретарем центра консультирования Чикагского университета, где была далее разработана и исследовалась недирективная, или, как она стала называться, клиент-центрированная терапия.

В 1957 году Роджерс был назначен профессором психологии и психиатрии в Висконсинском университете, где он исследовал воздействие клиент-центрированного подхода на госпитализированных шизофреников. С 1962-63 года он был действительным членом Центра повышения квалификации по бихевиористским наукам (the Center for Advanced Study in the Behavioral Sciences) в Стэнфордском университете. В 1964 году он перешел в Западный институт бихевиористских наук (the Western Behavioral Sciences Institute)в Ла-Джолле, штат Калифорния, в качестве постоянного действительного члена. Затем в 1968 году с некоторыми коллегами он создал Центр изучения личности (the Center for Studies of the Person) в Ла-Джолле, где был постоянным действительным членом до своей смерти. В период завершения карьеры Роджерс проявил большой интерес к применению личностно-направленных идей к работе группы, коллективному изменению и предотвращению ядерного планетарного самоубийства.

Хотя все годы, начиная с 1940, были очень успешными для Роджерса и его идей, они также были наполнены профессиональной и личной борьбой. Две профессиональных битвы были с психиатрией и с бихевиористской психологией. Роджерс боролся за право психологов, в противовес психиатрам, иметь разрешение заниматься психотерапией и обладать административной ответственностью за работу в сфере “психического здоровья”. Он также постоянно выдвигал на первый план философские и практические проблемы, имеющие отношение к гуманистической или личностно-ориентированной позиции в противовес бихевиористской точке зрения на людей. На личном уровне Роджерс продолжал бороться за то, чтобы стать более реальной, открытой и развивающейся личностью. Кроме того, у него были некоторые частные кризисы и трудности, с которыми приходилось иметь дело. В течение чикагского периода, с консультационной помощью, он с большим трудом справился с кризисом, являвшимся результатом “ужасно неумелых терапевтических отношений” (Rogers, 1980, p. 39) с “особо требовательной и чрезвычайно встревоженной клиенткой” (Thorne, 1992). В 1970-ых годах он столкнулся лицом к лицу с тяжким бременем долгой смертельной болезни жены. К концу жизни Роджерс все более и более осознавал свою “способность любить, чувственность, сексуальность” (Rogers, 1980, p. 96). Твердо отклонив ранее свое христианское прошлое, Роджерс теперь также понял, что недооценил мистическое или духовное измерение в жизни.

Роджерс всего себя посвятил исследовательской деятельности и выступил пионером в использовании магнитофонов для изучения процессов консультирования. В 1956 году он получил премию Американской Психологической Ассоциации за выдающийся научный вклад (the American Psychological Association's Award for Distinguished Scientific Contributions). Роджерс был также автором с глубокой приверженностью к ясному и убедительному изложению идей. Фактически, он видит тему всей своей жизни “как выстроенную вокруг желания прозрачности сообщения мыслей, со всеми ее разветвляющимися последствиями” (Rogers, 1980, p. 66). Помимо уже упомянутых, его книги включают: Client-centered Therapy (Клиент-центрированная терапия); On Becoming a Person (Становление личности); Freedom to Learn (Свобода учиться); Encounter Groups (Группы встреч); Becoming Partners (Становление партнеров); Marriage and its Alternatives (Брак и его альтернативы); Carl Rogers on Personal Power (Карл Роджерс о личной силе) и A Way of Being (Способ существования). Хронологическая библиография книг и статей Роджерса, изданных в период 1930-80 годов, напечатана в конце его работы A Way of Being (Способ существования).

В создании подхода консультирования для преодоления воздействия и, следовательно, для реализации личных потребностей в товарищеских отношениях и росте на Роджерса повлияли его собственные ранние эмоциональные лишения. Другие источники обучения включали его клиентов и стимул, обеспеченный более молодыми коллегами. Роджерс утверждал, что была также важна интуитивная прозорливость или “способность случайно делать счастливые и неожиданные открытия” (Rogers, 1980, p. 64). Роджерс любил садоводство и поиски правильных условий для роста растений. Как с растениями, так и с людьми. Считая следующее высказывание Лао-Цзы сверхупрощением, Роджерс все же чувствует, что оно подводит итог многим из его наиболее глубоких убеждений относительно человеческого роста.

Если я воздержусь от того, чтобы вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся.

Если я воздержусь от командования людьми, они сами будут вести себя хорошо.

Если я воздержусь от проповеди людям, они сами себя исправят.

Если я воздержусь от того, чтобы навязываться людям, они станут самими собой.

Основные положения

В 1951 году Роджерс представил свою теорию индивидуальности и поведения в качестве заключительной главы книги Client-centered Therapy (Клиент-центрированная терапия). Через восемь лет в коллективной публикации под названием Psychology: A Study of Science (Психология: Изучение Науки), он представил модифицированную версию, которую расценивал как главное и наиболее строгое теоретическое изложение и “наиболее тщательно игнорируемое изо всего, что я написал” (Rogers, 1980, p. 60). Позже, вместе с соавторами (напр., Meador & Rogers, 1979; Raskin & Rogers, 1989), Роджерс заново сформулировал свою теорию, но не изменил ее. Роджерс полагал, что эта и любая другая теория должны быть стимулом для дальнейшего творческого размышления, а не догмой.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!