Характерные черты Я-концепции



Поскольку идея Я-концепции, иногда выражаемой в качестве “Я-структуры”, “воспринимаемого эго”, “феноменального Я”, или просто “Я”, является настолько фундаментальной для личностно-ориентированной теории, я даю краткий обзор некоторых из ее характерных черт.

· Области содержания. Человеческие Я-концепции — уникальные комплексы многих различных Я-концепций, которые содержат в себе собственный способ описания и различения самих себя. Некоторые содержательные области Я-концепций людей включают в себя: физическую, социальную, сексуальную сферы, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, работу, отдых, интеллектуальную область, философию и ценности. Люди различаются по важности, которую они придают этим различным областям, а также по видам Я-концепций, которые у них в этих сферах содержатся. Например, форма носа может одному человеку казаться важной, в то время как другой может это едва осознавать. Я-концепцию можно описывать относящимися к самому себе утверждениями типа “Я — хороший плотник”, “Я люблю мороженое” и “Меня нервируют встречи с новыми людьми”.

· Структура или процесс. Я-концепцию можно рассматривать как структуру, составленную из различных Я-концепций, связанных между собой различными способами. Я-концепция также является средством или процессом, с помощью которого люди взаимодействуют со средой и посредством которого они игнорируют, отрицают, искажают или точно воспринимают опыт.

· Центральные-периферийные. Комбс и Снигг (Combs & Snygg, 1959) проводят различие между феноменальным “Я” — организацией или моделью всех тех аспектов, к которым люди обращаются как к “Я” или “меня”, и Я-концепцией — теми восприятиями относительно самого себя, которые являются наиболее жизненно важными для самих людей и которые можно расценивать как самую их сущность. Для всех людей некоторые Я-концепции являются более важными, чем другие, и у каждого свой уникальный способ распределения Я-концепций в качестве центральных или периферийных, хотя это часто происходит скорее неявно.

· Конгруэнтность-неконгруэнтность. Многие Я-концепции могут соответствовать реальности переживаний людей. В этом случае налицо соответствие (конгруэнтность) между Я-концепцией и опытом. Другие Я-концепции могут в различной степени отличаться от действительности их переживаний. В этом случае существует состояние неконгруэнтности.

· Условия ценности. Неконгруэнтность подразумевает, что Я-концепция базируется на условии ценности, а не на собственном организмическом оценочном процессе. Например, неконгруэнтная Я-концепция человека может заключаться в том, что “Я хочу быть доктором”, в то время как конгруэнтной Я-концепцией может быть “Я хочу быть художником”. Желание быть доктором может основываться на ценностях, усвоенных от родителей, в то время как желание стать художником представляет собственный организмический оценочный процесс.

· Субвосприятие и защита. Это — область Я-концепции как процесса. Опыт может быть отклонен или искажен процессом субвосприятия. Этот процесс защищает существующие Я-концепции, не позволяя человеку воспринимать неконгруэнтность и, следовательно, возможно, изменять как Я-концепции, так и поведение.

· Напряженность ( intensionality ) — распространенность ( extensionality ). Напряженность (‑) описывает характеристики Я-концепции в защитном состоянии, например жесткость и отсутствие адекватной проверки действительности. Распространенность (‑) описывает характеристики зрелой Я-концепции, такие, как рассмотрение опыта в ограниченных, дифференцированных терминах и проверка выводов и абстракций реальностью.

· Уровень самоуважения. Другими словами, “уровень самоуважения” это “степень, до которой личности высоко оценивают самих себя”. Роджерс утверждал, что когда Я-концепции людей были таковы, что никакой личный опыт не мог быть выделен как более или менее достойный позитивного внимания в сравнении с другими, тогда они испытывали безусловное положительное самоуважение. “Уровень самопринятия” — другой способ определения “уровня самоуважения”.

· Реальный-идеальный. В то время как реальные Я-концепции представляют мои восприятия того, каков я, идеальные Я-концепции представляют мои понятия того, каким я больше всего хотел бы быть. И реальные и идеальные Я-концепции образуют части комплекса Я-концепции человека.

Таблица 2.1. Цели Роджерса и Маслоу в консультировании и в жизни

Роджерс Маслоу Роджерс
Всеобъемлющая цель Полноценно функционирующий (зрелый) человек Всеобъемлющая цель Самоактуализирующийся (психологически здоровый) человек Всеобъемлющая цель Человек завтрашнего дня
Качества Открытый по отношению к опыту и способный воспринимать реалистично Рациональный и не обороняющийся Вовлеченный в экзистенциальный процесс жизни Верит в организмический оценочный процесс Интерпретирует опыт в протяженной (extensional) манере Принимает ответственность за то, что отличается от других Принимает ответственность за собственное поведение Творчески (креативно) относится к окружающей среде Принимает других в качестве уникальных личностей Высоко ценит самого себя Высоко ценит других Реагирует открыто и свободно на основе непосредственного переживания Выражает богатое самосознание, когда это требуется Качества Превосходное восприятие действительности Повышенное принятие собственного “Я”, других и природы Повышенная спонтанность, простота и естественность Увеличение сосредоточенности на проблеме Повышенная беспристрастность и стремление к уединенности Повышенная автономия и сопротивление приобщению к какой-либо культуре Большая свежесть оценки Более частые пиковые опыты Повышенная идентификация с человеческим родом Более основательные, более глубокие межличностные отношения Более демократическая структура характера Чрезвычайно повышенная креативность Исключительная способность различать этические ценности Качества Открытость по отношению к миру, как внутреннему, так и внешнему Жажда подлинности (аутентичности) Скептицизм относительно науки и техники Жажда цельности (холизма) в качестве человеческого существа Стремление к интимности Обрабатывает информацию о людях Неравнодушный по отношению к другим Позиция близости к природе Антиинституционный Доверяет авторитету внутри себя Материальные вещи не важны Страстное желание духовного

Практика

Цели

Личностно-ориентированные цели одинаковы для клиентов, для консультантов и для всех вообще. Изложение таких целей дается Роджерсом (Rogers, 1959, 1961), Уолкером, Рабленом и Роджерсом (Walker, Rablen, & Rogers, 1960), Маслоу (Maslow, 1962, 1970) и Комбсом и Сниггом (Combs & Snygg, 1959). Роджерс также позднее высказался относительно качеств человека завтрашнего дня, который сможет жить в значительно измененном мире (Rogers, 1980). Он считал, что имел место “сдвиг парадигмы” от старых к новым способам осмысления человека.

Таблица 2.1 показывает цели Роджерса и Маслоу в консультировании и в жизни, а также представление Роджерса о человеке завтрашнего дня. Хотя Роджерс пишет о полноценно функционирующем человеке и человеке завтрашнего дня, Маслоу — о самоактуализирующемся человеке, а Комбс и Снигг — об адекватных личностях, в их описаниях имеется ряд общих тем.

· Открытость по отношению к опыту. Я-концепция, которая позволяет воспринимать весь существенный сенсорный и интуитивный (висцеральный) опыт, является основанием для эффективного функционирования. Роджерс часто использовал термин “открытость по отношению к опыту”, чтобы описать способность к реалистическому восприятию и отмечал, что “Нет никакой потребности в механизме “субвосприятия”, посредством которого организм заранее предупреждается относительно опыта, угрожающего нашему эго” (Rogers, 1959, p. 206). Открытость по отношению к опыту создает более эффективное поведение, при котором люди имеют более широкое перцепционное поле и чаще способны вести себя, опираясь на выбор, а не на необходимость. Открытость по отношению к опыту может также увеличивать возможность спонтанности и креативности, так как люди меньше связаны смирительной рубашкой условий ценности. Другими словами, открытость по отношению к опыту дает людям возможность участвовать в экзистенциальном процессе жизни, где они живы, способны справиться с переменами и находятся в состоянии боевой готовности относительно диапазона выбора для создания своей жизни.

· Рациональность. Особенность открытости к переживанию заключается в том, что она доступна для рациональности. Когда люди находятся в соприкосновении с актуализирующей тенденцией, их поведение, вероятно, будет рациональным с точки зрения сохранения и укрепления их организма. Маслоу (Maslow, 1970) отмечал, что невротики не являются эмоционально психически неуравновешенными; у них имеются нарушения когнитивного порядка. Роджерс считал трагедией то, что большинство защитных механизмов людей не позволяют им даже соприкасаться с тем, насколько рациональными они могли бы быть. То, что ранее было описано как распространенность (extensionality) в противовес напряженности (intensionality) — характерная черта этой рациональности.

· Личная ответственность. Термин “личная ответственность” относится к людям, берущим на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не просто испытывающим чувство ответственности по отношению к другим. Это касается “идей индивидов” Роджерса относительно доверия к их организмическому оценочному процессу, доверия к внутреннему авторитету, принятия на себя ответственности за собственное поведение, а также принятия на себя ответственности за то, что они отличаются от других. Это также включает идею Маслоу относительно повышенной автономии и сопротивления приобщению к какой-либо культуре. Лично ответственные люди, в пределах экзистенциальных параметров смерти и судьбы, способны брать под свой контроль свою жизнь и самоактуализацию. Личностно-ориентированная философия во многих аспектах является философией самоконтроля, самоусовершенствования и личной силы, надо надеяться, в рамках контекста любовных, проникнутых заботой друг о друге отношений. Признание личной ответственности является центральной частью Я-концепций эффективных людей.

· Самоуважение. Самоуважение — еще одна важная часть Я-концепций эффективных людей. Один из способов выражения этого заключается в том, что человек, обладает высокой степенью безоговорочного самоуважения, или самопринятия. Это — самоуважение, основанное скорее на организмическом процессе оценки, чем на похвале и потребностях других. Люди с высокой степенью безоговорочного самоуважения будут ценить себя даже в том случае, если они не могут оценивать высоко все свое поведение и отличительные черты. Комбс и Снигг (Combs & Snygg, 1959) отмечали, что не только количество, но и важность положительных Я-концепций определяют адекватную индивидуальность. Возможно, самопринятие — это более фундаментальный способ провозглашения желательного качества, поскольку положительные Я-концепции или оценки могут отражать условия ценности, которые препятствуют реалистическому восприятию.

· Способность к хорошим личным отношениям. Самопринятие означает, что люди менее склонны к оборонительности, и, следовательно, более склонны признавать других. Хорошие личные отношения включают в себя представления Роджерса о принятии других как уникальных личностей, высокая оценка других, открытое и свободное обращение к ним на основе непосредственного переживания, и наличие способности, когда это необходимо, сообщать другим о своем богатом самосознании. Такие личные отношения также включают представления Маслоу о повышенном принятии других, более глубоких межличностных отношениях и более демократической структуре характера. Эти отношения характеризуются взаимной заботой о самоактуализации обеих личностей. Они также характеризуются хорошим выслушиванием и подлинностью (аутентичностью), включающими соответствующее самораскрытие. Роджерс рассматривал соответствие (конгруэнтность), подлинность, или “реальность”, как, вероятно, наиболее важный элемент в обычных взаимодействиях жизни, в то время как эмпатия для него имела самый высокий приоритет там, где другой человек беспокоен и уязвим.

· Этическая жизнь. Личностно-ориентированная теория основана на представлении о том, что люди, по своей глубинной сущности, являются заслуживающими доверия организмами. Это проявляется в социальных отношениях самоактуализирующихся людей, по крайней мере, двумя путями. Во-первых, они способны к широкой идентификации с другими людьми, так что они склонны искать самоактуализацию других наряду со своей собственной. Следовательно, они проявляют осторожность, чтобы не посягать на права других при следовании собственным потребностям. Во-вторых, они, кажется, способны провести резкое различие между целями и средствами и между добром и злом. Маслоу (Maslow, 1970) описал таких людей, включая атеистов, как религиозных людей или людей, которые идут по пути Бога. Качества, которые, вероятно, способствуют такой этической жизни людей: доверие скорее к внутреннему, чем к внешнему авторитету; безразличие к материальным вещам, вроде денег и символов положения в обществе; позиция близости и уважения к природе и жажда и поиск духовных ценностей, которые являются чем-то большим, чем индивидуум.

Другие качества эффективных людей, типа стремления к уединенности и более частых мистических или пиковых опытов, упоминаются в личностно-ориентированной литературе, но здесь не будут далее описываться. Центральными отличительными чертами полностью функционирующих или самоактуализирующихся людей являются эти уже идентифицированные шесть: открытость по отношению к опыту, рациональность, личная ответственность, самоуважение, способность к хорошим личным отношениям и этическая жизнь. Все эти свойства являются и целями, и средствами самоактуализирующей тенденции, и все включают эффективные Я-концепции. Самоактуализирующиеся люди обладают актуализирующими Я-концепциями!

Консультант в процессе

Личностно-ориентированное консультирование не полагается на методики или на то, чтобы делать что-то для клиентов. Роджерс считал, что в консультировании “наиболее существенным элементом в определении эффективности является именно качество межличностного состязания с клиентом”, (Rogers, 1962, p. 416). Личностно-ориентированное консультирование является процессом, который может чрезвычайно интенсивно включать в себя мысли и чувства как клиентов, так и их консультантов. Не существует никакой формальной оценки, коль скоро все клиенты рассматриваются в качестве не соприкасающихся со своими актуализирующими тенденциями ради условий ценности. Если бы консультанты со своей внешней точки зрения оценивали клиентов, они рисковали бы копировать те обстоятельства, которые привели клиентов к приобретению и сохранению их условий ценности. Существует связь между тем, как личностно-ориентированные консультанты видят причины самоотчуждения и внутренних расколов клиентов, и как они могут помогать им расти и излечиваться. Личностно-ориентированные консультанты стараются обеспечивать такие установочные условия, которые являются противоядием по отношению к эмоциональным лишениям, пережитым их клиентами.

Каковы условия для роста клиента и реинтеграции? В 1957 Роджерс представил шесть необходимых и достаточных условий для терапевтического изменения индивидуальности. Он заявил, что следующие далее условия должны существовать и сохраняться в течение некоторого времени, чтобы произошло конструктивное изменение индивидуальности. Он также утверждал, что “Никакие другие условия не нужны” (Rogers, 1957, p. 96). Во-первых, два человека должны быть в психологическом контакте. Во вторых, клиент находится в состоянии неконгруэнтности и уязвим или беспокоится. В-третьих, консультант “конгруэнтен или интегрирован в данные отношения”. В-четвертых и в-пятых, консультант ощущает “безусловное позитивное внимание к клиенту” и “эмпатическое понимание внутренней системы взглядов клиента и стремится сообщить это клиенту” (p. 96). В-шестых, консультант, по крайней мере, преуспевает в деле сообщения клиенту эмпатического понимания и безусловного позитивного внимания. Роджерс рассматривал конгруэнтность, безусловное позитивное внимание и эмпатию в качестве “установочных условий, которые способствуют терапевтическому росту...” (Rogers & Sanford, 1985, p. 1379). Он подчеркивал, что они не являются условиями типа “все или ничего”, но существуют в континуумах.

Конгруэнтность. Другие слова для определения конгруэнтности — искренность, реальность, открытость, прозрачность и присутствие. Конгруэнтность является наиболее важным из установочных условий. Консультанты должны воспринимать чувства, которые они испытывают, иметь возможность их осознавать, и “жить этими чувства, быть ими в отношениях, и... сообщать их, если это требуется” (Rogers, 1962, p. 417). Консультантам следует взаимодействовать с клиентами в прямом контакте “человек-человеку”. Они должны избегать интеллектуального подхода, при котором с клиентами обращаются как с объектами. Конгруэнтные консультанты не играют роли, будучи вежливыми и надевая профессиональные личины.

Роджерс признавал, что никто полностью не достигает конгруэнтности постоянно. Несовершенные люди могут быть полезными для клиентов. Для консультантов достаточно в специфические моменты в непосредственных отношениях с определенными людьми быть абсолютно и полностью самими собой относительно своего опыта, точно символизируемого в их Я-концепциях.

Конгруэнтность не означает, что консультанты “выпаливают импульсивно каждое промелькнувшее чувство…” (Rogers, 1962, p. 418). Не означает это и то, что они позволяют своим занятиям стать скорее консультант-центрированными, а не клиент-центрированными. Однако это может означать, что они рискуют разделить чувство или предоставить обратную связь, которая могла бы улучшить отношения, потому что выражена искренне. Примером являются консультанты, которые скорее разделяют опыт усталости, чем пытаются скрыть его. Такая открытость может восстановить энергетический уровень консультанта и позволяет клиенту видеть, что он имеет дело с реальным человеком. Другой пример заключается в том, что Роджерс полагал, что если он испытывал постоянную скуку с клиентом, то он обязан поделиться этим чувством по отношению к клиенту и их отношениям. Он должен был бы признать чувство скуки как заключенное в нем самом, а не превращать это в обличительное утверждение. Ему также следовало бы поделиться своим дискомфортом оттого, что он сообщает о данном чувстве, и передать, что он хотел бы быть в более тесном контакте с клиентом. Роджерс стремился преодолевать барьер между ними, будучи реальным, несовершенным и делящимся своим искренним чувством. Он надеялся, что клиент мог использовать это как средство для того, чтобы говорить искреннее (более искренно).

Другое понимание конгруэнтности можно извлечь из того, что Роджерс говорит относительно концепции присутствия. В консультировании и консультанты, и клиенты могут достигать измененных состояний сознания, при которых они чувствуют, что входят в соприкосновение и схватывают значение основного эволюционного потока (Heppner, Rogers & Lee, 1984; Rogers, 1980). В консультировании может существовать мистическое и духовное измерение. Роджерс полагал, что действовал лучше всего как консультант, когда был ближе всего к своему внутреннему интуитивному “Я” и “когда, возможно, я нахожусь в слегка измененном состоянии сознания. Тогда просто мое присутствие является освобождающим и полезным для другого” (Rogers, 1980, p. 129). В таком состоянии поведение, которое может быть странным, импульсивным и трудно оправдываемым рационально, оказывается правильным. Роджерс пишет: “кажется, что мой внутренний дух протянулся и коснулся внутреннего духа другого. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Присутствуют глубокий рост, исцеление и энергия” (Rogers, 1980, p. 129).

Безусловное позитивное внимание. Другие термины, используемые для описания этого условия, включают несобственническую теплоту, заботу, высокую оценку, принятие и уважение. Безусловное позитивное внимание связано с глубокой верой Роджерса в способность клиентов к конструктивному изменению, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями. Роджерс подчеркивал важность отношения консультанта к ценности и значению каждого человека. Собственная борьба консультанта за личную интеграцию важна для безусловного позитивного внимания, так как он может уважать способности клиентов достигать конструктивного самоуправления только в той степени, в которой это уважение является неотъемлемой частью характера его собственной личности.

Безусловное позитивное внимание включает в себя готовность консультанта для клиентов “быть любым непосредственным чувством, которое имеет место в данный момент — замешательством, негодованием, опасением, гневом, храбростью, любовью или гордостью...” (Rogers, 1986, p. 198). Это отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией “любви к ближнему”, без каких-либо романтичных или собственнических побочных оттенков значения. Роджерс проводит аналогию с любовью, которую родители могут чувствовать к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой данный момент. Консультанты не показывают позитивного внимания к клиентам — если. Если они умнее, менее склонны к оборонительности, менее уязвимы и так далее. Личностно-ориентированная теория объясняет потребность клиентов обращаться к консультированию тем, что в прошлом им показывали позитивное внимание — если.

Имеются границы демонстрации безусловного позитивного внимания, например, если клиент физически угрожает консультанту. Безусловное позитивное внимание также не означает, что консультанты, со своих точек зрения, должны одобрять все поведение своих клиентов. Скорее, безусловное позитивное внимание является позицией и философской ориентацией, отраженной в поведении консультанта, заключающейся в том, что клиенты вероятнее продвинутся вперед, если они чувствуют, что их хвалят за гуманность, и они испытывают эмоциональный климат безопасности и свободы, в которой, не теряя принятия их консультантом, они могут показывать чувства и излагать события.

Эмпатия. Другие сроки термины для обозначения эмпатии включают правильную эмпатию, эмпатическое понимание, эмпатический способ существования, эмпатическую позицию и эмпатическое отношение. Роджерс (Rogers, 1957) писал: “Ощущать личный мир клиента, как будто это ваш собственный, но не утрачивая качества “как будто”, — это и есть эмпатия...” (p. 99). Имеются различные аспекты эмпатического способа существования с клиентами. Консультантам следует “влезть в башмаки”, и “пробраться под кожу” своих клиентов, чтобы понимать их частные субъективные миры. Они должны быть чувствительными к потоку переживаний, протекающему и в клиентах, и в них самих в каждый конкретный момент. Они нуждаются в способности ухватить нюансы и ощущение, смысл которого клиенты едва ли осознают. С тактом, чувствительностью и пониманием того, с чем клиенты могут иметь дело, они должны передавать понимание своего восприятия миров и личных смыслов клиентов. Консультантам также следует сообщить о своей приверженности пониманию миров их клиентов, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность к тому, чтобы их поправляли. Эмпатическое отношение создает эмоциональный климат, в котором клиенты могут помогать своим консультантам понимать их более точно. Роджерс осознавал, что клиенты часто получают эмпатические сообщения из непреднамеренных “вбрасываний” консультанта, типа случайных замечаний и ненамеренных выражений лица.

Ниже следуют два примера эмпатии. Первый — выдержка от интервью, проведенного Роджерсом в 1983 с женщиной, которая говорит, что у нее много проблем из-за того, что она отпустила свою 20-летнюю дочь, находящуюся в колледже (Raskin & Rogers, 1989, p. 174).

Роджерс: ... Вы чувствуете, будто она ускользает от Вас, и Вы... и это причиняет боль… и

Клиентка: Да. Я точно сижу здесь одна. Знаете, полагаю, это вроде как я могу чувствовать, что она ушла, а я так и осталась тут.

Роджерс: Хм-хм. Вы переживаете теперь именно это: она покидает дом, а вы здесь — в полном одиночестве.

Клиент: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой. (Плачет).

Хотя второй пример эмпатии исходит из опыта группы встреч (Rogers, 1975, p. 3), эмпатический процесс, который он демонстрирует, остается верным и для работы с индивидуальными клиентами. Человек туманно высказывается отрицательно относительно своего отца. Сначала помощник спрашивает, может ли он сердиться на отца. Когда человек отвечает, что он так не думает, помощник говорит: “Возможно, вы не удовлетворены им?”. На что человек довольно неуверенно отвечает: “Ну, да, возможно”. Тогда помощник спрашивает, не разочарован ли человек в своем отце, на что тот быстро отвечает: “Вот именно! Я разочарован тем, что он не является сильной личностью. Я думаю, что я всегда был разочарован в нем с тех пор, как был мальчиком”.

В вышеупомянутом примере ни помощник, ни Роджерс не интерпретируют клиента. Скорее помощник постепенно проверяет его понимание, чтобы точно уловить, что именно человек желает сказать. Гендлин (Gendlin, 1988) ссылается на то, как Роджерс обычно разбирался в каждом исправлении до тех пор, пока клиент не давал понять: “Да, это именно так. Это — то, что я чувствую” (p. 127). Типично это утверждение обычно сопровождалось молчанием, при котором клиент полностью получал эмпатическое понимание. Очень часто в момент этого молчания клиенты вступали в соприкосновение с чем-то более глубоким.

Теперь поговорим о том, чем эмпатия не является. Истинная эмпатия не имеет никакого оценочного или диагностического качества. Эмпатия также совершенно определенно не является “деревянной техникой псевдопонимания, при которой консультант “отражает то, что клиент только что сказал” (Rogers, 1962, p. 420). В статье 1975 года относительно эмпатии Роджерс сообщил, как сначала он находил полезным думать, что лучшей реакцией было бы “отражать” чувства назад клиентам, но что позже по ходу карьеры его тошнило от слова “отражать”. Для Роджерса эмпатия — это позиция, очень специальная форма товарищеских отношений, мягкий и чувствительный способ обращения с клиентами. Однако исполненные добрых намерений, механические отражения не составляют части предложения эмпатии.

Клиент в процессе

Цели личностно-ориентированного консультирования уже обсуждались. Здесь я провожу параллели между тем, как присутствие трех установочных условий консультанта: конгруэнтности, безусловного позитивного внимания и эмпатии — могут влиять на конгруэнтность, безусловное позитивное внимание и эмпатию клиента.

Конгруэнтность. При наличии правильного способствующего климата, клиенты будут меньше нуждаться в том, чтобы придерживаться оборонительной позиции и искать внешнего уважения. Хотя временами и болезненно, они постепенно могут чаще рисковать, раскрывая себя перед консультантами. Консультанты, которые принимают клиентов и высоко ценят их право быть действительно самими собой, позволяют им поделиться той частью себя, которую они могут находить смущающей, неправильной или пугающей. Они также дают клиентам благоприятную возможность поделиться той частью себя, которая им нравится, без негативного осуждения такой открытости. По мере того, как отношения консультирования развиваются, между консультантом и клиентом может возникнуть взаимность конгруэнтности, облегчая для каждого из них подлинность в отношениях. Для некоторых клиентов эти отношения могут выйти за свои пределы, обратившись в глубокий духовный опыт, при котором они, как и их консультанты, достигают измененного состояния сознания. Результат успешного личностно-ориентированного консультирования также заключается в том, что клиенты становятся более конгруэнтными в своих внешних отношениях.

Безусловное позитивное внимание. Здесь я обращаюсь скорее к вниманию клиентов к самим себе, нежели к консультантам. Наиболее часто клиенты испытывают недостаток чувства собственного достоинства. Роджерс (Rogers, 1975) предложил множество путей, которыми эмпатическое отношение может поднимать уровень уважения клиентов. Во-первых, понимание и принятие скрытой и нежеланной части себя уничтожает отчуждение клиентов и помогает соединить их с человеческой расой. Во-вторых, то, что небезразличными и высоко оцененными они оказываются из-за своего “истинного” “Я”, позволяет клиентам думать: “Этот другой индивидуум доверяет мне, думает, что я заслуживаю внимания. Возможно, я, в самом деле, стою кое-чего. Возможно, я мог бы ценить себя. Возможно, я мог бы быть неравнодушным к себе (p. 7). В-третьих, то, что их не осуждают консультанты, может привести клиентов к тому, чтобы менее резко судить себя, таким образом, постепенно повышая возможность самопринятия. По мере того, как клиенты завоевывают чувство собственного достоинства, они также склонны перемещать свой “центр оценки” со стандартов и убеждений других людей в сторону своих собственных. Таким образом, они становятся менее уязвимыми для разрушительного воздействия условий ценности.

Эмпатия. Три установочных условия консультанта облегчают для клиентов достижение эмпатического состояния по отношению к себе как во время, так и вне консультирования. В различной степени Я-концепции клиентов могут создавать возможности для того, чтобы большая часть переживаний осознавалась. То, что к их чувствам чутко прислушиваются, дает клиентам возможность переживать и исследовать эти чувства и таким образом лучше понимать себя. Кроме того, клиенты познают важность собственного выслушивания своих чувств в качестве руководства для действий и будущих директив. Также, чем более эмпатическими способны быть по отношению к самим себе клиенты, тем вероятнее они будут испытывать и показывать эмпатию в отношении к консультантам и другим людям, таким образом улучшая качество своих отношений с ними.

Короче говоря, установочные условия конгруэнтности, безусловного позитивного внимания и эмпатии консультанта позволяют клиентам становиться более эффективными консультантами и растущими усиливающими агентами для самих себя. Консультанты, в недостаточной мере обладающие этими установочными условиями, могут увеличивать неконгруэнтность своих клиентов, отрицательное отношение к себе и недостаток эмпатии к себе и другим. Однако в верных руках личностно-ориентированное консультирование может быть мощным подходом для оказания клиентам помощи в том, чтобы стать личностями.

Дополнительное применение

Личностно-ориентированное консультирование было представлено здесь в связи с индивидуальной работой. Однако интересы и влияние Роджерса были намного обширнее. Роджерс отстаивал использование личностно-ориентированных принципов в группах встреч, аудиторном обучении, управлении и в достижении мира и разрешении конфликтов.

Я заканчиваю эту главу красивым высказыванием Лао-Цзы, которое очень глубоко созвучно Роджерсу и суммирует главное в его подходе к консультированию.

Это, как если бы он / она слушали,

и такое выслушивание, как их, окутывало бы нас тишиной,

в которой, наконец, мы начали бы слышать то,

чем мы, как предполагается, являемся.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!