Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 14 страница



       К безмерной радости Джейсона, он смог выстоять притязания со стороны остальной части группы, используя хорошее чувство юмора и сострадание, и осознавая, через что им пришлось пройти. Провали он это испытание и покинь он группу, вынуждая Металлика искать себе замену, и карьера группы была бы под большим вопросом.

       Как говорит Джейсон в задумчивости: “Первые несколько лет участникам Металлика было трудно раскрыться и впустить меня в свою жизнь. Клифф оказывал на них большое влияние. Что касается музыкальных способностей, он показывал Джеймсу гармонии, мелодии, теоретические основы, которых тот никогда не знал. Он был для них как старший брат или наставник. Я его даже не знал, но теперь тусуюсь с некоторыми его друзьями, которые стали и моими друзьями. Как человек он был не слишком разговорчив, но когда обсуждалось что-то серьёзное, и он начинал что-то говорить, остальные закрывали рты. Его слова имели вес”.

       “То, что Клиффа не было рядом, а на правой части сцены новичок пытался его заменить, было для них действительно тяжело. Им было тяжело открыться другому человеку. Я старался помочь им в этом, пытаясь быть самим собой, не думая о том, как бы Клифф повёл себя в той или иной ситуации. Мало-помалу это сработало”.

       Фанаты и репортеры следили за Металлика как коршуны, наблюдая за тем, каким будет новый состав. Некогда было рассиживаться без дела: группа дебютировала с Джейсоном на нескольких местных концертах в Сан-Франциско и вылетела в Японию, в турне, в котором так мечтал побывать Клифф.

       На вопрос, как группа справилась с потерей за такой короткий промежуток времени, Ларс отвечает: “Смерть Клиффа не воспринималась мной со всей серьёзностью, пока не прошло две или три ночи в турне. Мы сидели в баре отеля, и сильно напились. Мы не собирались делать ничего в духе Кита Муна, но потом встали и разнесли на кусочки ванную комнату…это было что-то вроде физической стороны вопроса, когда нас покидала боль”.

       Понемногу проходил процесс выздоровления, но потеря Клиффа была слишком велика для группы и для фанатов, чтобы просто так с ней смириться. В 1987 году Металлика приняли смелое решение о выпуске видеозаписи в его честь. Решение было смелым по той причине, что в прошлом Металлика придерживалась непримиримой позиции в отношении видеозаписей. Обычный трёхминутный клип на канале MTV был известной торговой маркой коммерческих глэм-метал групп. Однако замысел проекта был чист, поэтому результаты говорили сами за себя.

       Выход “Cliff ‘Em All” был именно тем, что было нужно сказать в свете утраты, постигнувшей группу. Видеозапись, выпущенная на видеокассете, представляла собой коллекцию выступлений достаточно среднего качества, снятых фанатами группы или самими участниками, и эта видеозапись, переизданная в формате DVD семнадцать лет спустя, является лучшим подтверждением мастерства Клиффа, охватывая три коротких года его пребывания в группе.

       Видео начинается со второго выступления Клиффа в составе Металлика в марте 1983 года, на котором Дейв Мастейн представляет Бёртона как “главного бунтаря и четырёхструнного гения”, после чего Клифф исполняет сырую версию соло ‘Anesthesia’. В 1985 году он играет более плотное, плавное соло, после чего повествование переносится к концертам с Оззи, в которых он принимал участие за несколько месяцев до своей смерти.

       Собранные таким образом, видеозаписи демонстрируют харизму Клиффа на сцене: трясущий головой со сдержанным спокойствием, исполняющий фрагмент за фрагментом, пока нога покоится на рампе, и орущий в микрофон жуткие звуки. Кроме того, видео рассказывает о его развитии как басисте и человеке. Наивное возбуждение, выражаемое им в раннем интервью группы (в котором Дейв Мастейн является, очевидно, главным действующим лицом) переходит в серьёзную, самоуверенную, яркую манеру общения в позднем интервью, которое он даёт с Джеймсом, отметая все вопросы корреспондента в отношении коммерциализации группы.

       Самая эмоциональная часть фильма представлена в кульминации, во время показа заглавных титров, на фоне которых играет ‘Orion’. Хотя Ларс описывает “Cliff ‘Em All” как эйфорическое зрелище, оно напоминает ему о забавных вещах, которые происходили с ним и Клиффом, и признаётся, что именно это глубоко повлияло на него. “Эта видеозапись напоминает мне о тех прекрасных временах, когда мы валяли дурака” – говорит он. “В конце видео где-то три минуты фотографий Клиффа, а на заднем плане играет басовое соло из ‘Orion’. Определённо, эта часть фильма гораздо более серьёзна, и я даже иногда могу расчувствоваться, когда смотрю её. Именно этот музыкальный фрагмент мы использовали на похоронах Клиффа, потому что только так мы могли завершить этот фильм. Думаю, Клифф посчитал бы так же”.

       Написанные рукой Джеймса комментарии обосновывают причину данного релиза. “Ну, в конце концов, мы сделали то, о чём всегда говорили, что делать этого не будем – выпустили видео! Перед тем, как вы обольёте нас потоком гнева, позвольте нам (кроме Кёрка) рассказать вам идею, которая стоит за всем этим. Во-первых, это не обычная домашняя видеопродукция, снятая при помощи десяти высокотехнологичных камер с профессиональным звуком. Это всего-навсего компиляция из полупиратских видеозаписей, снятых вездесущими фанатами Металлика, а также всякая всячина, которая планировалась к выпуску на телевидении, но так и не была выпущена, домашние видеозаписи, личные фотографии и наши пьянки. Но, что самое важное, это правдивый взгляд на те три с половиной года, что Клифф провёл вместе с нами. А ещё в ней содержатся его лучшие соло на бас-гитаре, домашнее видео и фотографии, которые, как мы считаем, запечатлели его уникальную личность и стиль. Качество местами не блещет, однако чувства не скроешь и это самое главное!!!”

       Безусловно, поклонники поддержали его точку зрения. Через два месяца после выпуска “Cliff ‘Em All” достиг золотого статуса. Участники группы были рады подобному приёму. Ларс: “Мне приятно, что наше небольшое домашнее видео стоит в одном ряду с такими людьми, как Питер Гэбриэл и «Whitesnake». Думаю, что это очень в духе Металлика, ведь в этом и есть истинное чувство юмора группы. Правило №1: Забей на всё! Выпуская это видео, мы не думали ни о чём другом, кроме как о том, что нам действительно хочется сделать, поэтому – что на коробке, то и в коробке. С момента выпуска в Штатах прошло не так много времени, примерно с начала декабря, а уже продано около 90000 копий, значит, мы всё сделали правильно”.

       “Главная идея” – говорит он, “была не в том, чтобы рассуждать с грустью об уходе Клиффа из жизни, а в том, чтобы восславить его жизнь позитивными воспоминаниями. Это нечто вроде трибьюта, сделанного в духе Металлика” – говорит он. “Мы могли сидеть часами и бесконечно говорить о том, каким чудесным бас-гитаристом и прекрасным человеком он был, но тогда бы в этих словах не было полной картины событий. Фильм бы получился чересчур мрачным, а мы хотели, чтобы его запомнили счастливым человеком. Стоит отметить, что нам даже пришлось немного посмеяться над его выходками, для того, чтобы фильм приобрёл искомый результат. Мы не стали говорить примитивную ерунду вроде ‘Клифф родился тогда-то и там-то, и вырос он с цветами на голове’. Мы рассказали о том, что Клифф курил марихуану, о том, как он постоянно всюду опаздывал, именно так мы его помним, и помним его с искренними чувствами и любовью”.

       Ларс не стал извиняться за низкое качество большинства видеозаписей, говоря, что это даже придаёт фильму некий шарм. “Фотографии и видеозаписи, использованные нами при создании фильма, показывают личность Клиффа в правдивом, неприукрашенном свете” – настаивает он. “Если люди огорчены качеством, то это лишь потому, что они боятся правды. Любите или презирайте этот фильм, считайте его хорошим, плохим или убогим, но он определённо честен. Не думаю, что качество видеозаписи скажется на нас дурным образом. Эта видеозапись не будет служить вступлением к истории о Металлика, предназначаясь какому-нибудь подростку в «Stoke» или «Derby». Это видео не может быть первым разом, когда он нас увидит, так что он будет знать, о чём пойдёт речь. Возможно, что-то из представленного ему понравится, например, когда Джеймс в 1983 году выступает в туре «Metallica/Raven» “Kill ‘Em All For One” в штанах спандекс”.

       К 1987 году Металлика начали привлекать серьёзное внимание. Часть этого внимания, без сомнения, была спровоцирована безвременной кончиной Клиффа, а также громадным импульсом, вызванным выходом “Master Of Puppets”. Без сомнения, группа была на передовой хэви-метал сцены. Освещение средствами массовой информации японского тура и поздних концертов в первые несколько месяцев 1987 года было весьма интенсивно, и впервые Металлика оказались в центре пристального внимания со стороны общественности.

       Благодаря поддержке со стороны «Q-Prime» и «Elektra» участники группы теперь использовали возможности официальной прессы по расписанию, что является одним из обстоятельств на пути к известности. Джейсон Ньюстед, по-прежнему новичок в группе, вспоминает, какой нагнетённой бывала обстановка. “Порой это было нелегко” – говорит он, “потому что иногда ты оказываешься под властью настроения, знаете, играя каждый чёртов день…чуть позже, встречаясь с сотнями людей и всё в таком духе, у тебя просто едет крыша по этому поводу. Иногда у тебя такое настроение, что ни с кем не хочется разговаривать. Ты просто хочешь побыть самим собой. Ты идёшь тусоваться, если хочешь пойти, но иногда у тебя это просто не получается, и это одна из причин, по которой ты заставляешь себя выделять какое-то время днём, даже если при этом чувствуешь себя весьма паршиво. Неважно, что с тобой случилось в этот день, и какие у тебя дела, тебе нужно быть благожелательным, потому что это часть твоей работы. Я просто пытался смотреть на всё с этой точки зрения. Я стараюсь держать себя в руках и общаться не слишком холодно”.

       Даже проведение концертов, очевидно, лучшая составляющая Металлика, временами может раздражать. “Мы играли в спортзале какой-то школы в Вермонте, и на сцене было примерно 110 градусов” – вспоминает Джейсон, “и тут, внезапно, ломается радиопередатчик. Мы одолжили разогревающей команде один из своих передатчиков, что-то типа того, а они после концерта ушли, оставив его включённым в тот же канал, что и у меня, так что ни одна из моих бас-гитар не работала”.

       “Тогда я начал бросать свои гитары и всё вокруг, я на самом деле вышел из себя” – продолжает он. “Это случилось во время исполнения ‘Fade To Black’, а ведь в этой песне много партий баса. Понимаете, отсутствие баса в ‘Fade To Black’ делает песню слабой. И ничего не работало. Я подключал каждую бас-гитару и злился. Кроме того, у меня сбилось дыхание, многие посетители концерта тоже были в ярости. Так что хреновый концерт получился”.

        Возможно из-за постоянной нагрузки, а возможно и потому, что группа хотела сделать временный шаг назад в знакомую территорию без какого-либо давления на себя, Металлика решили записать в середине 1987 года короткометражку, состоящую из кавер-песен. Записанная исключительно по приколу, пластинка получила название “The $5.98 E.P.: Garage Days Re-Revisited”[75]. Пластинка содержала: ‘Helpless’[76] группы «Diamond Head», ‘The Small Hours’[77], группы «Holocaust», ‘The Wait’[78], группы «Killing Joke» (эта песня была пропущена в британских изданиях для соответствия нормам формата), а также ‘Crash Course In Brain Surgery’[79] группы «Budgie», и попурри из ‘Last Caress’[80] и ‘Green Hell’[81] группы «The Misfits».

       “Это была просто глупость” – комментирует Джейсон, указанный просто как “Новичок” на конверте задника. “Мы постоянно находились в дороге, все были как выжатые лимоны или что-то вроде того. Мы хотели снова вернуться в струю, поэтому начали репетировать несколько песен, и у нас неплохо получилось. Так как у нас давно уже не было студийных записей, мы подумали: ‘Чёрт возьми, да это круто звучит. Почему бы не выпустить?’ Я записал все партии баса за четыре часа или около того. Я их просто выплюнул из себя. Просто ради прикола, во многом именно так оно вышло, и можно сразу понять, что эта пластинка и задумывалась как нечто несерьёзное. Есть моменты на этой пластинке, где парни играют что-то неправильно. Я уверен, есть даже несколько моментов, где я сыграл абсолютно неправильно, но я подумал и решил: ‘Да и похуй’”.

       Короткометражка по определению была далеким от серьёзности проектом, но она выполнила две полезные задачи. Во-первых, пластинка показала фанатам, что новый состав находится в полной боевой готовности, а во-вторых, показала, как Джейсон играет на басу всем, кто ещё сомневался, что у него было достаточно способностей, чтобы полностью заменить Клиффа. На руку было и то, что басу на записи была отведена большая роль и, следуя неформальной, джемовой природе этих сессий, бас не соответствовал ритм-гитарам Джеймса с микроскопической точностью.

       Слышно, как динамики усилителя Джейсона создают колебание воздуха во время исполнения некоторых нот, создавая тёплый, плотный звук, многими считаемый лучшим звуком, достигнутым им в Металлика. Его игра произвела впечатление, благодаря его привычке использовать медиатор, идеально подошедшим риффам стаккато в ‘Helpless’ и ‘Crash Course’, в частности. И хотя по-прежнему осталось немало фанатов, оплакивавших потерю плавных, изобретательных ритмов Клиффа, короткометражка, вне всякого сомнения, продемонстрировала, что у Джейсона были технические навыки для выполнения своей работы.

       Металлика» вступили в 1988 год с концертами и планами о выпуске релиза четвертого альбома, первого студийного релиза с участием Джейсона. Между концертами, среди которых один из самых примечательных состоялся во время их американского турне с «Van Halen» под названием “Монстры рока”, где Джеймс сыграл в реактивированном составе «Spastik Children». Гитарист Джеймс МакДэниэл предполагал, что группа распадётся после смерти Клиффа.

       Вот что он рассказывает: “Я был разочарован тем, что происходило в последнее время. Я покинул район Залива и переехал в Санта-Монику, чтобы попытаться избавиться от воспоминаний, но однажды заходит Кёрк, и мы решаем продолжать выступать. Мы решили, что Клифф бы поступил так же”.

       Именно Кёрку принадлежит идея возобновить деятельность проекта и играть на басу, что бы удержало «Spastik Children» на плаву, хотя тогда дни группы уже были сочтены. Вспоминает друг группы, Гарольд Оймэн: “Всё вышло из-под контроля со смертью Клиффа, когда Джейсон Ньюстед, Кёрк Хэмметт и Джим Мартин стали на концертах играть втроём на басу. Фред Коттон надеялся, что так будет всегда, пока Металлика находится дома, однако со временем всё вышло из-под контроля”. Гарольд говорит, что песни группы не исчезли бесследно, когда наступил неизбежный конец. Как ни странно, они всего лишь приобрели новую форму. “Когда Джим Мартин покинул «Faith No More»” – говорит он, “я начал джемовать с ним в группе под названием «Satan’s Glove Puppets»[82], которая исполняла отреставрированные песни «Spastik Children»”.

       Несмотря на всё это безумие, большая часть коллективной энергии Металлика, через год после смерти Клиффа, отразилась в новом альбоме. Альбом был выпущен 25 августа 1988 года под названием “…And Justice For All”[83]. Это была сложная, прогрессивная работа, до сих пор считающаяся одной из самых технически сложных записей Металлика. Критики и фанаты незамедлительно отметили, что данный альбом – следующая ступень на пути усложнения музыки, которое началось, когда Клифф начал обучать Ларса и Джеймса теории музыки.

       Однако Джейсон не получил много простора для деятельности на этом альбоме, озадачив некоторых фанатов и журналистов, что же послужило тому причиной. Он пожимает плечами: “Большинство песен, написанных для “…And Justice For All” были написаны ещё в турне, посвящённом “Master Of Puppets”, когда Клифф выступал с группой”. Он рассказал о процессе написания песен. “Мы все делимся кассетами, и если у кого-то оказывается самая лучшая находка, то, очевидно, именно это и идёт на альбом. Джеймс приносит довольно отстойную вещь, и Кёрк тоже, и мне приходится писать что-то круче, чем они. Таким образом, мы приходим к факту, что нами используется лишь то, что очень круто, ведь у нас полно идей, но фишка в том, что нужно отсеять лишнее и понять, что же всё-таки самое лучшее”.

       Ларс объясняет, что Джейсон и Клифф кардинально отличались в плане игры на инструменте и процессе написания песен. “Главное отличие в написании песен между Джейсоном и Клиффом состоит в том, что Джейсон больше стремится писать вещи, используя в воображении гитару, тогда как музыка Клиффа всегда была очень необычной и оригинальной. Если уж на то пошло, думаю, что музыка Джейсона гораздо ближе нашему с Джеймсом подходу к написанию песен, чем когда-либо была музыка Клиффа”.

       Возможно, это и есть ключевой фактор, объясняющий звучание “Justice”, песни на котором просто под завязку набиты острыми риффами. Острых риффов было очень мало, если они вообще имели место быть, к примеру, на невероятной инструментальной композиции ‘Orion’ гения бас-гитары.

       Как бы то ни было, влияние Клиффа определённо ощущалось на всей пластинке, а не только на песне, которую он написал за несколько лет до того, и которая объясняет логичный выбор названия для этой книги. Как объясняет Ларс: “Нам всегда недостает Клиффа, но его влияние есть на записи. Песня ‘To Live Is To Die’ основана на риффах, написанных Клиффом несколько лет тому назад. Круто, что Клиффом написано что-то для нового альбома. На новом альбоме это наш “обязательный” инструментал. Сравнивая его предыдущими инструменталами, например, с ‘The Call Of Ktulu’ и ‘Orion’, можно сказать, что новый инструментал гораздо длиннее и в его звучании больше грации. В некоторых моментах он чуть хуже предыдущих. Эта инструменталка больше похожа на джем, и он не такой идеальный, как те инструменталы, что мы записывали в прошлом”.

       “Многие ворчали по этому поводу” – говорит Ларс, “так же, как ворчали, когда мы использовали материал Дейва Мастейна на альбомах “Kill ‘Em All” и “Ride The Lightning”, но дело в том, что те риффы были настолько тяжелы, как и звучание Металлика в то время, что мы не могли их не использовать. Мы не зацикливались на смерти Клиффа. Мы просто использовали лучшие идеи, которые у нас были в наличии, и эти риффы были одной из лучших идей”.

       ‘To Live Is To Die’ в соответствии вышесказанному является эпической песней. Она состоит из кусочков риффов, собранных воедино, и содержит четыре строчки текста, которые написал Клифф, и которые Джеймс читает торжественным баритоном: “When a man lies, he murders some part of the world / These are the pale deaths, which men miscall their lives / All this I cannot bear to witness any longer / Maybe the kingdom of salvation take me home?”[84]

       Вдохновение Клифф черпал из культового романа 1977 года – “Лорд Фоул Бейн”, написанного Стивеном Р. Дональдсоном, из первой книги “Хроники Томаса Ковенанта, Неверующего”, которая состоит из девяти частей. В книге Дональдсона главный действующий персонаж Ковенант читает следующие стихи:

 

В глазах моих искрятся смерти тех,

Кто так наивно полагает, что живёт

Хотя вокруг лишь сладкий запах трав,

В дыхании лишь испарения могилы

Тела в конвульсиях подобны куклам,

И ад безумный начинает смех

       Роман представляет собой мрачное, запоминающееся чтиво, предполагающее предпочтительную манеру чтения Клиффа, а слова печально пророческие, напоминающие о том, что с ним случилось.

       На альбоме “Justice For All” есть превосходные песни, такие как ‘Blackened’[85], ‘One’[86], ‘Dyers Eve’[87] и заглавная песня. Тем не менее, данная продукция не так хорошо выдержала испытание временем, как хотелось бы, в основном потому что Ларс и Джеймс, ответственные за микширование, решили вывести на первый план ритм-гитару для доминирования в широком спектре частот. В результате гитары звучат чрезвычайно мощно, однако неприятным обстоятельством является то, что бас-гитару практически не слышно. Хотя в то время это практически не отмечалось, отсутствие баса на альбоме стало противоречивым фактом среди фанатов Металлика и постоянным ориентиром, когда речь заходит о пластинке – не последнюю роль в этом играют фанаты Клиффа, многие из которых утверждают, что он бы никогда такого не допустил.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!