Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 15 страница



       Сейчас Джейсон Ньюстед весьма дипломатичен по поводу микширования альбома, каким он и был спустя несколько лет после описываемых событий. Тем не менее, он был более честен по этому вопросу, когда я разговаривал с ним об этом несколько лет назад. Он объясняет: “Все записи, сделанные мной к тому моменту, включая короткометражку “Garage Days”, были сделаны за несколько дней. Вот так я и умел записываться, понимаете? Я умел только так. Поэтому, когда мы начали запись “Justice”, у меня были несколько странные ощущения. Это было впервые, когда я находился с ними в студии для записи настоящего альбома Металлика, и при этом Клиффа не было рядом”.

       Джейсон туманно намекает на то, что группа на тот момент не доверила ему заменить Клиффа.

       Первоначально предполагалось, что альбом будет продюсировать Майк Клинк, настраивавший звук на суперуспешном альбоме “Appetite For Destruction” группы «Guns ‘N’ Roses». Тем не менее, первоначальные сессии с Клинком не выглядели многообещающе, поэтому на смену ему был приглашён Флемминг Расмуссен. Всё это происходило в то время, когда Джейсон записывал свои басовые треки, способствуя общему отсутствию к ним внимания, которое они впоследствии и получили.

       Джейсон работал со звукоинженером целый день, в то время, как Расмуссен и остальная часть группы придерживалась ночного режима работы. Он жил уединённо во время тех первоначальных звукозаписывающих сессий. “Они жонглируют продюсерами. Нет никакого порядка. Отсутствует специалист, который должен говорить: нам нужен продюсер, чтобы сделать то-то в такой-то промежуток времени, записать то-то, чтобы запись получилась достойной. Притом, что у нас были деньги. Притом, что у нас была поддержка лейбла. Притом, что мы располагали хорошей студией. И всё в таком духе. Всё делалось через одно место”.

       “Мы начали запись с помощником продюсера, и я использовал то же оборудование, что использую на сцене” – продолжает Джейсон. “Не тратилось время на то, чтобы сказать: поставь этот микрофон сюда, вот этот будет звучать лучше, чем тот. Может стоит попробовать смикшировать это при помощи DI? Стоит ли использовать этот бас вместо того? Нужно ли играть пальцами? Любая из тех вещей, которые я теперь знаю и которые могли бы помочь достичь отличного звука бас-гитары. Просто подключаешься, играешь песню. Я мог играть те песни, стоя на голове с закрытыми глазами. Любую из композиций. Я отрепетировал их до дыр. Понимаете?”

       Итак, говорит Джейсон, он вошёл в студию и отыграл песни. “В основном я дублировал гитарные партии Джеймса. Потому что именно таким бас-гитаристом я тогда был. Ларса и Джеймса не было рядом, чтобы сообщить: ‘Тебе следует попробовать это вместо вот этого’. Никакого продюсера или менеджера. Никого, кто мог бы сказать: ‘Вот это хорошо’. Обычно я приходил и записывал три-четыре песни за день или за обед. Я просто сидел в студии и играл. Там были ошибки и прочая ерунда. Я просто сыграл как мог, пусть будет так, как есть. Это было что-то вроде разговора с самим собой: ‘Ладно, у тебя неплохо получилось – можешь быть свободен’”.

       То же самое касается большей части басовых треков, что по меньшей мере объясняет, почему партии Джейсона были скорее простыми, чем изобретательными. Решающий довод, тем не менее, был выдвинут, когда альбом микшировался Стивом Томпсоном и Майклом Бэрбьеро при участии Джеймса и Ларса. Джейсон: “Мы поехали в турне с «Van Halen» и «Scorpions», парнями, которые изобрели вечеринки, тонны пудры здесь и там и всё в таком духе. Для нас тогда это было первым опытом участия на рок-н-ролльной сцене. Мы играли несколько концертов в неделю с теми парнями в турне с «Van Halen» – “Монстры рока”. И в те дни, когда у нас не было концертов, Джеймс и Ларс летали в Бэрсвиль, Нью-Йорк, на микширование альбома с Томпсоном и Бэрбьеро, которых я никогда в жизни не встречал и понятия о которых не имел”.

       Вот ключевой момент. “Они тусуются, ездят туда и обратно без сна, едут туда с отношением по поводу бас-гитары вроде – ‘Это не Клифф’, и всё в таком духе, затем они входят в здание и говорят тем парням: ‘Возьмите бас на том уровне, где его слышно, а затем уменьшите его громкость на полдецибела. А затем увеличьте частоты гитар’, и всё в таком духе. ‘Затем они пытаются вставить в оставшееся пространство басовый барабан, поэтому песни становятся полностью барабанными, и всё в таком роде. Поэтому всё получилось именно так”.

       Подводя итоги, отметим, что на “…And Justice For All” практически полностью отсутствуют басовые партии по нескольким причинам, и все они связаны с отсутствием Клиффа. Во-первых, Джеймс и Ларс, кажется, утратили уверенность, что Джейсон сможет справиться с работой так, как это бы сделал Клифф. Во-вторых, они сделали ставку на всеохватывающее звучание ритм-гитары, совсем необязательно из-за нежелания присутствия басовых партий, а скорее просто потому что обширное гитарное звучание являлось существенной характеристикой звука Металлика на данном этапе карьеры. Кроме того, Джейсон сочинил простые басовые партии в унисон гитарным риффам, в основном из-за того, что никто не указал ему направление, в котором нужно было двигаться – факт, усиленный отсутствием продюсера. В данной ситуации опыт, уверенность и статус в группе позволили бы Клиффу создать ещё более креативные басовые партии и настаивать на их присутствии, различимом на слух, на финальном миксе.

       Двадцать лет спустя Джейсон чувствует себя спокойно относительно этого, особенно в свете альбомов, последовавших за этим, каждый из которых характеризовался высоким наличием басовых партий на записи. В то время, тем не менее, он был подавлен без-басовым звучание альбома “Justice For All”. “Я был по уши в дерьме” – говорит он. “Я был чрезвычайно разочарован, когда услышал финальный вариант. Сперва я выбросил его, как многие поступают с ненужными вещами. Мы работали на полную мощность, а тут случается такое дерьмо. Это сводило меня с ума, но я продолжал идти вперед. А что мне оставалось делать? Сказать: ‘Мы перезапишем этот альбом!’, когда на нас до последних минут оказывалось давление: ‘Нам нужно сказать когда?’ И всё остальное дерьмо в этом духе. Если бы вы спросили Ларса и Джеймса сейчас, когда у них есть время и они уже имеют семьи, ну, вы понимаете, жизнь, зрелость…они ответят вам: ‘Блядь…точно!’ И скажут это вам прямо в лицо”.

       Он прав. Через три года после выхода следующего альбома Металлика, Ларс сказал: “Думаю, что бас-гитара была особенным инструментом в группе, она всегда играла важную роль…С Джейсоном, я думаю, мы допустили осечку на “Justice”, но с течением времени я не хочу повторять эту ошибку вновь, поэтому с самого начала мы поместили бас на одном уровне с ударными и немного отделили его от гитары”.

       Ларс говорит о монументальной “Metallica”, пятой пластинке группы, обычно называемой “Black Album” по причине своей простой черной обложки. Группа попрощалась с сопродюсером Флеммингом Расмуссеном после трёх альбомов, записанных в сотрудничестве с ним, и находилась в поиске нового звучания. Они нашли что искали с помощью канадского продюсера Боба Рока, который работал с «Motley Crue», «The Cult» и многими другими уважаемыми (а если точнее – неэкстремальными) группами. И хотя некоторые фанаты были встревожены решением Металлика сотрудничать с рок-продюсером, а не метал-продюсером, Боб Рок придал плотный звук новым песням, поставив бас-гитару прямо в центр микса для придания глубокого, радиоформатного звука.

       Джейсон вспоминает: “В Бобе Роке я нашёл того человека, который знал, чего я хочу и как этого достичь. Я многому научился, слушая о том, что необходимо в рамках настоящего басового звука. Я научился добавлять средние частоты в свой звук. Я не делал этого раньше. На запись всех моих партий ушло около трех недель”.

       “Black Album”, выпущенный в 1991 году, стал важнейшей работой в карьере Металлика со многих сторон, большинство которых исследовались с детальной точностью. Исключительно в целях этой книги отметим, что эта пластинка заново создала звучание всей группы после мудрёного “Justice”, и вывела группу прямо на мировую арену хэви-метал, чего нельзя было сказать о трэш-метал. Огромный успех сопутствовал выпуску этого альбома.

       Как бы то ни было, поклонники брутальных трэшевых песен Металлика, таких, как ‘Disposable Heroes’, ‘Fight Fire With Fire’ и других быстрых композиций, были слегка разочарованы, и вслух выражали свои мысли. Кёрк однажды сказал: “Меня раздражают фанаты, которые считают, что альбом получился дерьмовым. Мои друзья, действительно преданные фанаты, говорят: ‘Ну, альбом не такой уж тяжёлый. Вы, парни, не так тяжелы, как прежде’. А я ему, ты хочешь сказать, что ‘Sad But True’ не тяжёлая вещь? ‘Holier Than Thou’ не тяжёлая? Как ты вообще определяешь тяжесть?”

       Главным обстоятельством было то, что “Black Album” представил миру обновлённую, вернувшуюся к истокам, более простую Металлика. Исчезла большая доля прогрессивных веяний, которым Клифф обучил группу и которые Джеймс и Ларс довели до предела на “…And Justice For All”. Новые песни были короткими, гимноподобными и обладали более прямолинейной структурой. Даже черный конверт для пластинки был подтверждением этого замысла. Ларс объясняет, что Металлика хотели избежать “большого чёртового цирка, больших мультипликационных фотографий, затейливой игры слов”.

       Ульрих добавляет: “На записи 65 минут музыки. Обёртка, в которую всё это заключено, не обязательно должна быть крупным продуктом. Оглядываясь на другие группы и смотря на то, что было сделано до этого, мы подумали, что настало время свести всё оформление к минимуму. Мы даже подумывали о том, чтобы оставить альбом без названия. На самом деле он называется “Metallica” по умолчанию. Возможно, через три или четыре года мы взглянем в прошлое и скажем, что это было на самом деле тупо”.

       Однако “Black Album” тупым не был. Только в Соединённых Штатах было продано пятнадцать миллионов копий, а сам альбом стал иконой в каноне популярной музыки, не только в жанре хэви-метал. Между тем, что немного сомнительно, так это решение, принятое Металлика в 1996 году, отойти от хэви-метал и следовать в направлении хард-роковой музыки на следующем альбоме “Load”[88] и его продолжении, выпущенном через год, “Reload”[89].

       Ни упомянутые выше альбомы, ни те, что последовали за ними, не являются примечательными с точки зрения бас-гитары, поэтому мы довольно быстро их пропустим. Стоит лишь сказать, что впервые за всё время существования Металлика пришлось отстаивать принятые решения.

       Джейсон Ньюстед ясно выразил ситуацию, происходящую в группе в разговоре об их новом, менее агрессивном направлении: “Эй, я поддерживаю парней, которые любят «Napalm Death» и «Sepultura», у них крутая музыка, чувак. «Sepultura» – моя любимая группа на планете. И я понимаю тех людей, которые хотят, чтобы мы двигались только в скоростном направлении. Если вам нравятся эти группы, пожалуйста, покупайте их пластинки и ходите на их концерты, таким образом, мы поддержим их существование, но не относитесь с презрением к людям, которые проложили дорогу и открыли двери для огромного количества групп, музыкой которых вы наслаждаетесь сейчас”.

       “Одной из групп, которая играла большую роль во всём этом, была Металлика” – говорит Джейсон. “Мы – те парни, которые написали ‘Damage Inc.’, ‘Fight Fire With Fire’, ‘Whiplash’…сами назовите, что ещё. Мы помогли изобрести всё это. И до сих пор мы можем сыграть свои композиции лучше, чем кто-либо. Я пойду против любой дэт-метал группы: фунт за фунтом, час за часом, мы сломаем их. Я испытываю к ним большое уважение, но всё это факты”.

       В общих чертах он прав. Однако его последняя фраза о соревновании в техничности и скорости с лучшими дэт-метал группами довольно сомнительна – в основном из-за суровой техничности, которая необходима барабанщикам этого жанра музыки. Ларс без тени печали подтвердил при выдавшейся возможности, что не может конкурировать на этом уровне.

       Остальная часть истории Металлика является сочетанием невероятной коммерческой популярности, смешанных отзывов со стороны критиков и личных потрясений. После выпуска альбома кавер-версий “Garage, Inc.” (1998) и сотрудничества с симфоническим сан-францисским оркестром под названием “S&M” (1999), Металлика встретили нулевые годы в неустойчивом состоянии. Впечатление от альбомов типа “Load” было местами довольно неприятным, и продажи этих альбомов находились далеко от лучшего альбома в их карьере – “Black Album”.

       Ничто из этого не могло помочь длительной битве между Металлика и создателями файлообменной программы Napster, сделавшей группу, и в особенности Ларса, крайне непопулярными. Металлика и другие крупные исполнители, добавившие веса делу, такие как «Madonna» и «Dr. Dre», в принципе, занимались правым делом, защищая свои собственные труды. Фанаты музыки обожали Napster, потому что он позволял им размещать аудиофайлы. Как правило, это были небольшого размера файлы формата MP3, это было до появления широкополосного Интернета. Тем не менее, исполнителям, чьей музыкой обменились подобным способом, эта деятельность не приносила дохода, и они по понятным причинам были огорчены этим фактом.

       Ларс был чересчур груб со многими людьми. К примеру, однажды он сказал: “Всё, что мы слышим от наших технических консультантов ежедневно, это то, что эти долбанные интернет-анархисты сидят и говорят: ‘Ну, они никогда не смогут остановить «Freenet» и «Gnutella», потому что центральный сервер отсутствует’. Да, хотите, вашу мать, посмотреть? Хотите посмотреть, как мы вас остановим, бля? Хотите увидеть, бля, как мы за три месяца закроем вашу жалкую компанию-провайдера? Нет проблем”. Данные заявления не могли успокоить тех, кто был с ним не согласен.

       Тем временем, с достижением членами группы сорокалетнего возраста, среди фанатов Металлика росло ощущение, что лучшие работы группы были созданы между 1983 и 1986 годами, то есть, в “эпоху Клиффа”. К Джейсону Ньюстеду всегда относились с высочайшим почтением легионы последователей Металлика, но общая точка зрения состоит в том, что он скорее надежный, средней руки музыкант, чем экспериментальный индивидуалист, как его предшественник. Возможно, тень Клиффа помешала Джейсону добиться истинного равноправия в группе?

       Какой бы ни была правда, интервью «Playboy» 2001 года открыло правду о трениях, возникших между членами группами, особенно между Джейсоном и Джеймсом. Суть разногласий состояла в том, что Джейсон хотел выпустить альбом собственного сайд-проекта, однако фактический лидер группы Джеймс запретил ему это делать.

       Джейсон объясняет: “Металлика – величайшая хэви-метал группа из когда-либо существовавших на земле. И я хочу, чтобы так было всегда. Однако Металлика – это лишь одна часть моей музыкальной жизни, понимаете? Остальные члены группы были бы счастливы провести шесть месяцев вдали от музыки. У них есть другие дела на уме. А если я попытаюсь провести шесть дней, не играя с кем-либо, со мной начинают происходить странные вещи”.

       “Джеймс и Ларс образовали вместе эту группу. Они прошли через все трудности. И у них сложились серьёзные, твёрдые убеждения о группе, а именно о том, как ею нужно управлять. Временами это очень, очень трудно принять. Думаю, их понимание лежит в том, что они не хотят подражать другим группам, в которых считается нормальным организация сайд-проектов. Я создал совершенно удивительную музыку с другими музыкантами. Мой альбом может запросто выбить почву из-под ног людей, он много кому нравится. Но я просто не могу его выпустить”.

       Интервью нарисовало картину группы в кризисе, и вскоре после этого Джейсон покинул Металлика, после пятнадцати лет проведённых с группой, в четыре раза дольше пребывания Клиффа. События из плохих стали ещё хуже, и на следующий год Джеймс внезапно покинул сессии записи нового альбома и прошёл курс реабилитации от алкоголизма. Это событие стало небольшим сюрпризом для давнишних обозревателей, помнивших прозвище группы 80-х годов – “Алкоголика”. 

       Что было ещё более неожиданным, так это долгий период самоанализа, который последовал затем. Металлика наняли профессионального инструктора Фила Тоула, который проводил сеансы групповой терапии более года, как во время, так и после завершения курса реабилитации Джеймса. Что ещё более неожиданно, так это то, что Джо Берлингер и Брюс Синофски были наняты для создания фильма о создании альбома, и они присутствовали на протяжении всего сложного периода в жизни группы. Завершённый фильм вышел в 2004 году под названием “Some Kind Of Monster”, и он детально описывает во всей своей неприкрытой глубине проблемы, которые испытывала в то время Металлика.     

       Джеймс к тому времени, очевидно, достиг личностного упадка. “Ничто из того, что он делает, меня не удивляет” – говорит о нём Ларс. “Я думаю, многих людей это удивляет, из-за того, что они не знают, какой Джеймс как человек, ведь он всё переживает внутри себя. Но я знаю, что у него внутри копится много всякого дерьма. Думаю, что это лишь вопрос времени, когда он признает это сам”.

       Когда Джеймс завершил курс лечения, в состоянии трезвого рассудка, в котором он пребывает и по сей день, он обнаружил себя вовлечённым в сценарий групповой терапии, с постоянным присутствием съёмочной группы, что должно быть сделало события ещё более трудными для восприятия. Не имея нового альбома, бас-гитариста, и рискуя потерять всё, если новый материал окажется не особенно хорошим, Металлика выглядели так, словно находятся на грани распада. То время было самым близким к распаду периодом времени, возможно, даже ближе, чем в 1986 году после смерти Клиффа.

       Тем не менее, в конце тоннеля виднелся свет. Медленно, но верно, сессии записи новых песен представили новый материал, были произведены записи, на басу им подыгрывал продюсер Боб Рок, а затем были устроены прослушивания для поиска нового бас-гитариста. После длительных джемов с несколькими потенциальными кандидатами, был представлен пришедший на смену Джейсону Роб Трухильо, до того времени игравший с «Suicidal Tendencies» и «Ozzy Osbourne».

       Решающим фактором было то, что Роб играл пальцами, а не медиатором. Это было требованием группы, которая хотела вернуться к старому звуку Клиффа. Кёрк объясняет: “С первой же репетиции Роб был просто улётным, потому что у него был такой мощный звук, и он играл при помощи пальцев – что очень напоминает о Клиффе Бёртоне, и нам действительно понравился этот звук. Он был хорош во всех направлениях. У него был плотный звук, и что ещё важнее, он действительно великолепный, надёжный парень”.

       Джеймс добавляет: “Он просто бомбардирует энергией. Энергия идёт прямо через пальцы! Он настоящий сгусток энергии, при этом он такой спокойный, способный и сбалансированный. Ему есть что показать, а его личность идеально вписывается в группу. Он в полной боевой готовности. Он подключился прямо к мощи Металлика и помогает ей блистать”.

       Отец Ларса, Торбен Ульрих, мудрый обозреватель Металлика, отметил: “Я думаю, что Роберт — это чрезвычайно удачный выбор…он является твёрдым продолжением направления, которое группа избрала после гибели Клиффа Бёртона, и если прислушаться внимательно, это также отсутствие конфликта, или может, стоит назвать это новым единением. Можно услышать, что основа теперь играет очень важную роль. Если судить с точки зрения хэви-метал, то на записи слышна мощная основа. Возможно, сейчас это одна из самых сильных сторон группы”.

       Пеппер Кинан, гитарист «Down», был одним из тех, кто проходил прослушивание у Металлика. Он проводит параллели между Клиффом и Робом, говоря, что Металлика может теперь делать те вещи, которые делала с Клиффом Бёртоном и которые не могла себе позволить с Джейсоном Ньюстедом. “Если это вообще имеет какое-то значение. Потому что Трухильо играет пальцами, они могли действительно именно это и искать. Думаю, что это пробудило некоторые ностальгические чувства у Ларса и Джеймса, напомнив о тех временах, когда у них была энергия и особый подход, и побудило вернуться к истокам и начать всё сначала. Думаю, что это главное. Мне кажется, что у них это хорошо получается. У них должно было получиться. И получилось, чёрт возьми!”


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!