Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 9 страница



       Когда я прошу Кёрка назвать его любимую запись Клиффа, он говорит, что “мне нравится его басовое соло в ‘Anesthesia’, и, само собой, всё, что он сделал во вступлении к ‘Damage, Inc.’ было суперкруто. Кроме того, мне очень нравится фрагмент, написанный им в середине ‘Orion’. Великолепная вещь. Можно даже сказать, что это его лебединая песня”.

 

Глава 11: Апрель – Сентябрь 1986

 

 

       Одна из самых трагических вещей, которая касалась событий следующих нескольких месяцев, была в том, что Металлика пребывали в полной боевой готовности совершить свой гигантский шаг вперёд в музыкальной карьере. Через некоторое время после выпуска “Master Of Puppets”, «Q-Prime» закрепила за нашими героями роль поддерживающей группы в летнем туре Оззи Осборна по Штатам, возможно одном из самых ожидаемых турне года. Оззи, чья персона была невероятно популярна в 1986 году, исполнял глэмоподобный поп-метал, пользовавшийся популярностью у народных масс, подогревая интерес публики своими сценическими выходками, которые сделали его бесконечно скандальным героем. Выступая лишь на больших площадках, он гарантировал отличную возможность получения большой популярности любой поддерживающей его молодой группе.

       Клифф был в восторге от возможности участия в турне с Оззи, как вспоминает друг группы, Рон Куинтана. “Он был так счастлив. Оззи в то время был хорошим шаблоном: он и его гитарист Джейк Э. Ли писали симпатичные попсовые песни, и в то время глэм-рок набирал нехилые обороты. Но сама Металлика радовались лишь самой возможности совместного турне. Клифф был совершенно счастлив из-за возможности гастролей именно с Оззи”.

       Девушка Клиффа, Корин Линн, рассказывает следующее: “Когда они поехали в то турне, я сопровождала их до аэропорта. Помню, как Клифф собирал вещи, и каким он был счастливым. Это был огромный тур, как он и хотел. Он везде таскал с собой шампунь «Финесс» и кондиционер, по запаху похожий на женский. По крайней мере, мне так казалось, а он сказал, что бутылка из-под него пуста, поэтому он и взял её. Бутылки других брендов имели цилиндрическую форму, занимая слишком много места. Он всегда относился к таким вещам по-особому: его никогда ничего не раздражало в вещах. Он просто сказал: ‘Вот как можно решить этот вопрос’. Так всё и было”.

        Спустя годы Ларс вспоминает этот тур с благодарностью, вспоминая Оззи как самого лучшего хэдлайнера, с каким Металлика когда-либо играла. “Он позволил нам полностью хозяйничать на сцене и каждый вечер устраивать саундчеки” – говорит Ларс. “Мы повесили наш задник с крестами (с обложки “Puppets”) прямо позади. Иногда мы вставали и играли на саундчеках песни «Black Sabbath» в надежде, что он сыграет с нами джем, прекрасно понимая, что этого не будет. Он думал, что мы угораем, но на самом деле мы воздавали ему честь”.

       Благодаря этому туру Металлика услышали сотни тысяч металистов, которые могли бы и не услышать их вовсе, случись всё иначе. Турне стартовало в Канзасе 27 марта 1986 года, прокатившись по Оклахоме, Миссури, Мичигану, Иллинойсу, Висконсину, Индиане, Огайо, затем концерты прошли на восточном побережье Нью-Йорка, Мериленде и Пенсильвании. 20 апреля Корин на несколько дней присоединилась к группе, побывав на концерте в “Spectrum Arena” в Филадельфии, а затем села в туровой автобус вместе с группой и командой техников. “Примерно неделю я была с Металлика во время концертов в поддержку Оззи” – говорит она, “а потом во время двухнедельного турне в роли хэдлайнеров по Среднему Западу. После шоу в Филадельфии 20 апреля мы провели выходной в Нью-Йорке, где у меня жили родственники”.

       Я спросил Корин о том, как она справлялась с перенаселённым туровым автобусом, в котором ехала группа и техническая команда, большая часть которой почти не имела доступа к душевым кабинам. “Туровой автобус был в полном порядке. На самом деле было забавно там ехать, ведь с ними ещё и техники ехали. Барабанный техник Ларса, Флемминг Ларсен, тоже там был, и Бобби Шнайдер, их туровой менеджер. Он был потрясающим человеком, очень подвижным парнем, прикольным и всегда таким вежливым. Кстати сказать, эти поездки не были длинными: мы всего лишь ехали от Филадельфии до Нью-Йорка”.

       “В выходной в Нью-Йорке” – вспоминает Корин, “мы поехали в книжный магазин “Strand” и купили там много действительно хороших книг, а вечером пошли в клуб под названием “Limelight”, который находился в новообращённой церкви. Вокруг были неоновые огни и музыка в стиле техно. Потом я, Джеймс и Клифф поймали такси, вернулись в гостиничный номер, чтобы немного потусить. Парни в группе тогда всё ещё жили в двухместных номерах, за исключением случаев, когда один из парней приводил с собой девушку”.

       Отправившись через неделю домой, Корин вернулась к привычному течению жизни в районе Залива. Она вспоминает, как тяжело было временное расставание с Клиффом. “Я ужасно по нему скучала, но ведь телефоны же не зря созданы: мы постоянно с ним болтали, до концертов или после них. У меня было их расписание, так что я всегда знала время их прибытия в отель и на концерт. У меня были тонны номеров”. Клифф тоже по ней скучал, говорит она. “Когда он находился в Дании на записи “Master Of Puppets”, он писал эти безумно длинные письма. Он рассказывал о том, что бутылка апельсинового сока стоит восемнадцать долларов, который он смешивал с водкой”.

       Тем временем Оззи и Металлика продолжили совместное турне, от Нью-Джерси до Род-Айленда, а затем по Коннектикуту, Массачусетсу, снова в Нью-Йорк, Северную Калифорнию, Теннеси, на юг Луизианы, Техас, Нью-Мексико, Колорадо. Некоторые из этих выступлений можно услышать на сайте www.livemetallica.com. Группа находилась в некотором замешательстве, играя по концерту каждый вечер, правда, достаточно недолго, с небольшими помарками, которые мелькали время от времени. Даже Клифф иногда неправильно ставил палец. Как бы то ни было, несовершенная бравада группы чрезвычайно захватывала: звук четырёх молодых, обычно не совсем трезвых музыкантов, в то время был самой скоростной и тяжелой музыкой на планете.

       Веселье продолжилось и вне сцены, как вспоминает фанатка группы Валери Кордова. Она уже встречалась с группой на одном из ранних шоу, стоя на улице за местом проведения концерта со своей подругой в тот момент, когда мимо проходил Клифф. “Я понятия не имела, кто это” – рассказывает она. “Мы немного прошлись, а потом он провёл нас за кулисы. Я думала, что он кто-то из дорожной команды или что-то вроде того. Я была немало удивлена, что он был участником группы, он был таким общительным и дружелюбным, и потом вышел за кулисы, чтобы поговорить с нами. Никто к нему не подходил. Когда я наконец поняла, что он бас-гитарист, я спросила его, не собирается ли он в гримерную перед выходом на сцену. Была середина восьмидесятых, и я привыкла видеть группы с обилием макияжа на теле. А он выглядел так мило, сказав: ‘Нет, я всегда так хожу’”.

       Когда Металлика вернулись в Денвер, по-прежнему сопровождая Оззи в турне, Валери пригласили потусоваться с группой после концерта. Она вспоминает: “Клифф был очень милым, хорошим, скромным парнем. Мы с подружкой пришли в гостиницу, но к тому времени я позабыла номер, который он мне сообщил. Я только помнила, на каком этаже они остановились, поэтому решила обзвонить все комнаты на этом этаже, пока не найду его номер. Первой комнатой оказалась комната Ларса. Я спросила, где Клифф, а он ответил: ‘Клиффа у меня нет, обзвони ещё тысячу номеров, пока не найдешь’ и не став слушать, закрыл дверь. Он никогда не говорил мне, кто он, но судя по акценту, это был именно Ларс. Я нашла номер Клиффа через пару звонков после этого”.

       Когда Валери с подругой присоединились к вечеринке, атмосфера на ней уже достигла определённого градуса опьянения. “По всему номеру было полно выпивающих людей” – говорит она. “Они выбрасывали из окна керамические украшения, фотографируя их на месте падения. Ларс зашёл в номер немного спустя, и я ему сказала: ‘Ты просто забил на меня’. А он засмеялся и сказал: ‘Я не знал, что это ты’”.

       “Они не ели несколько часов и уже успели проголодаться, решив съездить в японский ресторан пообедать. Затем мы все сели на такси, чтобы поехать куда-нибудь в центр города. Это был забавный обед, мне даже было жаль персонала, потому что мы были большой, шумной, требующей внимания группой людей. Нас было где-то человек пятнадцать – сама группа, часть дорожной команды, я и моя подруга. В один момент мне понравились чашки из-под саке, и я захотела сувенир на память, тогда Клифф запихнул их в мою сумку”.

       Между тем ночь продолжалась. Парни решили пойти в бар и поиграть в пул, как вспоминает Валери, которая пригласила их на местную тусовку. “Они могли найти место и поближе, но я сказала им, что я за рулём, поэтому им не понадобится такси. У меня был небольшой “Мустанг”, в который влезли восемь человек. Ларс был единственным членом группы, который не поехал с нами. С ними непросто было ехать в машине, даже немного неудобно…но всё это было в кайф. У меня даже кто-то стекло в машине сломал, и до сего дня я не знаю, кто и как мог это сделать”.

       Когда вечеринка перенеслась в бар, владелец бара был рад увидеть группу. “Он сделал кучу фотографий” – говорит Валери. “Мы пошли в бильярдную, и владелец закрыл её на ключ, так чтобы никто не мешал им, за что мы все были особенно благодарны. Тот день не был выходным, так что в баре было не слишком людно, но люди торчали там, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на группу. Уверена, если сказать людям, что они видели тогда Металлика, никто бы не поверил – это была самая обычная забегаловка. Точно не помню, отвозила ли я их потом в отель или нет. Мы довольно много пили”.

       Валери подытоживает свой рассказ. “Клифф внёс меня в список гостей на следующий концерт. Шоу было просто обалденным, но я не видела Оззи, потому что Металлика уезжали в тот вечер. Это был последний раз, когда я видела Клиффа. Он всегда был очень прикольным, хорошим и совершенно простым парнем. Я пересекалась с несколькими рок-музыкантами, но он был лучшим из тех, с кем можно было легко общаться. Я этого никогда не забуду”.

       Подогретая спиртным и юношеской энергией, Металлика продолжили завоевание Америки. Город за городом, штат за штатом. Юта, Аризона, Оклахома и Миссури были на очереди, хотя последние из этих концертов, к примеру, в “A.C. Brase Arena” в Кейп-Джирардо, проходили практически в пустых залах. Виной всему стали плохие погодные условия. Корин Линн полетела на самолете, чтобы посмотреть этот концерт группы 24 мая. “За пару дней до концерта в тех местах прошёл смерч” – говорит она, “так что в зале почти никого не было. Было забавно: их концерт был просто потрясающим, в зале были только я и ещё пять человек. Они всё равно показывали, на что способны, а Джеймс кричал на публику: ‘Эй, вы, придурки, всё ещё тут? Подайте мне знак!’, Клифф шутил об апельсиновом соке и крекерах. Большой Майк (Хьюз, звукоинженер Металлика) дал мне плёнку с записью этого концерта”.

       Следующие концерты в турне с Оззи прошли в Иллинойсе, Айове, Миннесоте, Висконсине, Небраске, четыре концерта в Техасе, а затем триумфальное возвращение на Западное Побережье, где Металлика дала концерты в Сан-Диего и Неваде, а затем три огромных концерта в “Long Beach Arena”, и местный концерт 26 июня во Фриско в “Cow Palace”.

        Кое-что можно сказать о характере Клиффа, который пригласил Майка Овертона и Дона Хильера из «Trauma» на концерт в “Cow Palace”. Майк позже вспоминает: “Мы с Доном были приглашены на тот концерт и пошли за кулисы. Клифф никогда не забывал обо мне и Доне. Мы потусовались с Клиффом и Кёрком. Это была офигенная ночь. Кёрк напомнил мне, что он приходил посмотреть, как я играю в “Keystone Berkley” перед тем, как войти в состав «Exodus»”.

       После небольшой поездки на фестивали «Saaspasjalka» и «Roskilde», которые прошли в Финляндии и Дании, Металлика вновь присоединились к Оззи для проведения заключительных совместных концертов в Висконсине, Иллинойсе, Индиане, Огайо, Мичигане и Кентукки.

       26 июля случилось неприятное происшествие, когда перед концертом в “Mesker Amphitheatre” в Эвансвилле, штат Индиана, Джеймс Хэтфилд упал со скейтборда и сломал запястье. Роуди группы, Джон Маршалл, выучил партии гитары за ночь, став на следующий день временным участником группы. Джеймс с загипсованной рукой, приобрёл роль фронтмена-вокалиста впервые за четыре года, пока Джон стоял позади него рядом с задником, концентрируясь на исполнении требующих чрезвычайно пристального внимания гитарных партий Джеймса.

“Я упорно старался спасти положение” – вспоминает Джон. “Я находился на сцене рядом с задником “Master Of Puppets”, между крестами и ступенями”. Я помню, как члены группы сказали мне: “Почему бы тебе не встать там? Тебя будет видно, но при этом ты будешь в тени”.

Ещё больше говорят о благородной природе Клиффа изменения, которые ему пришлось перенести на сцене несколько дней спустя. Джон: “После нескольких выступлений я поднял глаза на Клиффа. Он посмотрел на меня и махнул мне рукой, как будто говоря, что ты, твою мать, делаешь – иди сюда и играй. Забей на всё. И после четырёх концертов я стоял на сцене как полноценный участник группы”.

“Я вспоминаю энергетику Клиффа” – продолжает Джон. “На одном концерте мы играли ‘Fight Fire With Fire’, которая является самой быстрой песней на всём своем протяжении и в течение соло, которое является быстрым риффом, я стоял рядом с Клиффом. Я слышал, как он рычит, просто орёт так громко, как может! Он орал во время игры на басу. На некоторых бутлегах можно услышать, как он рычит: ‘Ррарр!’ в микрофон в песне “Master Of Puppets”, сразу после выкриков ‘Master!’”.

Джеймс сломал запястье прямо в конце американского турне: после финальных выступлений в Теннесси, Мэриленде и Вирджинии, изнурительное турне, почти в шесть месяцев длиной, наконец завершилось. Их ждали хорошие новости: к лету 1986 года Металлика начали пожинать плоды своей упорной работы, передвигаясь по стране и меняя один автобус за другим, чтобы привнести метал в массы.

Ларс Ульрих вспоминает одно обстоятельство. “Существует несколько поворотных моментов для Металлика…и это был один из них. Я помню последний концерт в турне с Оззи, это было в день рождения Джеймса, то есть 3 августа 1986, в Гэмптоне, штат Вирджиния, и наш менеджер Клифф Бёрнштейн приехал из Нью-Йрока на заключительный концерт. Мы все сидели в задней части автобуса, и он подошёл к нам и сказал: 'Вы продали достаточно пластинок и заработали достаточно денег, чтобы приобрести собственные дома’. К тому моменту мы находились в турне с Оззи уже пять месяцев. Мы находились в блаженном неведении о том, что происходило с этой точки зрения”.

Как и остальные участники группы, Клифф был ошеломлён этим известием. Как говорит Ларс: “Я помню, как Клифф сидел рядом и говорил: ‘Чёрт, я смогу купить дом’, но все остальные не собирались покупать дом, мы хотели продолжать турне. Мы не хотели ехать домой. По этой причине я помню этот день, это было что-то вроде, ух ты, ты имеешь в виду, можно действительно зарабатывать деньги на этом? Можно купить дом и всякое дерьмо? Это что, мы пять лет к этому шли?”

После заключительного концерта в Сан-Франциско в клубе “The Rock” 29 августа, американские концерты Металлика завершились. Европейское турне с их старыми друзьями «Anthrax» в качестве поддержки было следующей ступенью. Две группы, которые покажут миру два лучших образца американского трэш-метал, без необходимости участия крупной рок-группы для привлечения людей. Металлика наконец находились на грани крупного успеха. “Они действительно начали пробиваться” – вспоминает основатель лейбла «Metal Blade», Брайан Слэгел. “Это турне было отличным. Впервые они выступали на действительно большой площадке. График их выступлений становился плотнее”.

Несмотря на центральные события начала 1986 года, когда престиж группы стал стремительно расти, Клифф остался тем же человеком, каким был всегда. Как мы знаем с самого начала истории, он не был человеком, который мог позволить славе и удаче вскружить ему голову. На самом деле он избегал этого, насколько это было возможно. Вспоминает Брайан Лью, металист из района Залива: “К тому моменту он остался просто одним из членов группы. Металлика отыграли два выступления в Сан-Франциско, и он тусовался в холле, окружённый толпой подростков. Он облокотился на стену, болтая, и позвал нас, словно в этом не было ничего такого, всего лишь желание увидеть своих старых друзей. Вокруг него была особенная атмосфера. Я думаю, эта точка зрения достаточно часто звучит, когда говоришь о нём с другими людьми”.

Корин объясняет, что Клифф придерживался собственной точки зрения, но не боялся выражать своё мнение, когда это было необходимо. “Клифф мог иногда сказать: ‘Это отстой’. Его мнение, безусловно, уважали. Немногие люди пытались облить Клиффа грязью. Полагаю, он не ощущал необходимости выходить из себя, будь то на сцене или слушая музыку”. Брайан Слэгел вторит ей: “Он был достаточно спокойным парнем. Я ни разу не видел, чтобы он вступал в борьбу с кем-либо. Я знаю, что участники Металлика действительно уважали его, потому что он был чрезвычайно образованным музыкантом”.

       Брайан, видевший Металлика на регулярных выступлениях в те года и посетивший не менее пятнадцати концертов турне с Оззи, развивает эту тему. “Он был действительно классным парнем. Встречается так много музыкантов, почувствовавших вкус успеха, что может изменить некоторых людей в плохую сторону. Но я никогда не видел, чтобы что-то подобное происходило с любым из участников Металлика. Клифф оставался тем же парнем после записи “Master Of Puppets”, таким же, каким он был, выступая в «Trauma». Он не менялся: он никогда не был напыщенным или душой вечеринки, он был интровертом и очень умным парнем. Несколько раз нам удавалось зависать вместе, только он и я. С ним было действительно интересно общаться о метал-сцене и мировой музыке, о том, как он воспринимает те или иные вещи. Вне всякого сомнения, он был большим мыслителем”.

       Последний раз, когда Гарольд Оймэн видел Клиффа, был вечером в родном городе Клиффа летом 1986 года. “Я видел его как раз перед тем, как они последний раз поехали в Европу” – говорит он. “Когда он был дома, он собирался вместе с Корин и Майком “Язом” Ястремски. Это было действительно прикольное время, Клифф заключил пари с Язом о том, чей альбом первым появится на прилавках музыкальных магазинов. И Яз выиграл спустя шесть месяцев: он играл в группе под названием «Griffin». Он всегда этим задевал Клиффа: ‘Мой альбом вышел первым, представляешь?’”

       Гарольд говорит, что тем летом они с Клиффом посещали парочку баров в Кастро Уэлли. “Это стоило видеть, потому что Клифф пропадал месяцами, и все слышали, насколько популярной стали Металлика в этом турне с Оззи. Это было нечто вроде ‘местный парень добился успеха’. Он встретился с парой людей из старших классов школы, которых не видел несколько лет, а они лебезили перед ним и смотрели на него с благоговением, из-за чего он действительно чувствовал себя некомфортно”.

       “Он терпеть не мог, когда люди относились к нему как к рок-звезде или возносили его на пьедестал” – говорит Гарольд. “Те парни были так исполнены благоговения к нему, что он не мог это долго выносить, так что через полчаса мы ушли из того бара. Ему действительно показалось неприятным, что его одноклассники со школы относились к нему не так, как прежде. Тогда я и видел его в последний раз”.

       Европейское турне Металлика при поддержке «Anthrax» стартовало в первую неделю сентября 1986 года под названием “Damage, Inc. (Europe) jaunt”[69] и продолжилось в «Зале Святого Дэвида» в Кардиффе, Уэйлс. Затем последовал концерт в “St George Concert Hall” в Брэдфорде, в северной Англии. Среди публики находился Дейв Пайбэс, снискавший себе славу примерно десятилетие спустя в качестве бас-гитариста британской метал-группы «Cradle Of Filth». “Мы с двумя школьными друзьями пошли на концерт, посмотреть на выступление Металлика” – говорит он. “Клифф показался нам классным парнем. Добавьте к этому его поведение на сцене и его постоянно трясущуюся голову, и было тяжело не думать о нём как о шоумене наравне с главным вокалистом или гитаристами. “Это было примерно пятое шоу, на котором я побывал, и будучи в то время 16-летним подростком, я был достаточно застенчивым. Мне очень нравилась игра Хэтфилда на гитаре, и я хотел посмотреть на неё вживую, но из-за травмы, полученной на скейтборде, его правая рука была в гипсе, и с края сцены вместо него исполнял партии гитары Джон Маршалл. Таким образом моё внимание было сосредоточено на Клиффе и Кёрке. Из-за происшествия с Хэтфилдом всё было не так, как обычно…Я немного расстроился. И зал был полупустой”.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!