Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 3 страница



       Между пьянками в “Особнячке Металлика”, концертами «Spastik Children» и в общем убиванием времени в ожидании начала следующего этапа турне, Металлика устраивала джемы, исполняя новый материал и используя новые возможности для репетиций вдали от гаража Эль Серрито.

       Дуг Тайксайра, друг детства Клиффа и к тому моменту сольный музыкант тоже там присутствовал. “У нас была репетиционная комната в промышленном районе Хэйворда под названием “Rehearsal Spot”[35]” – говорит Дуг. “Там играли Металлика, «Death Angel» и «Forbidden», и после смены названия с «Legacy» играли и «Testament». Было действительно круто, ведь когда выяснилось, что все группы находились в одном месте, люди стали приезжать, чтобы потусоваться и послушать музыку. Группам приходилось буквально закрывать двери своих студий, чтобы нормально репетировать. Металлика появлялись там практически каждый вечер по возвращении с тура. В последний раз, когда они там были, Ларс подарил мне коробку новых тарелок для ударных”.

       Все чувствовали наступление хороших времён в конце 1984 года. Теперь Металлика стали профессиональной группой с дискографией и немалым количеством последователей. Изменения в большом бизнесе маячили на горизонте, но несколько месяцев лета члены группы могли повалять дурака и насладиться оставшимися деньками. «Spastik Children» был одним из последних их известных дурачеств до начала серьёзного музыкального бизнеса. Теперь практически невозможно услышать и понять, что это была за группа такая, если не брать во внимание несколько клипов на YouTube. Вот что думает об этом Фред Коттон: “Существует немало бутлегов, я видел их в глобальной сети. Но сам я ничего не выпускал. Я заключил соглашение не делать этого. Трудно объяснить, как звучала эта группа. Это было просто какое-то дерьмо, сыгранное на сцене. На одной из первых плёнок, что у нас была, то дерьмо, которое Клифф играет на бас-гитаре просто замечательно”.

       Вечеринка продолжилась, однако у Металлика не за горами были серьёзные времена. Как же долго могли продолжаться эти пьянки?

 

Глава 7: «Ride The Lightning»

 

 

       «Kill ‘Em All» стал отличным подтверждением упорного и захватывающего труда, эталоном первой волны трэш-метала на пике агрессии, но благодаря второму альбому Металлика “Ride The Lightning”[36] первый казался просто ребяческой забавой несмышлёных детей. “Ride” по сей день остается самой искусной записью в музыкальном и лирическом плане. Альбом настолько переполняют апокалиптические упоминания и квази-философские размышления, что его создание музыкантами, которым на тот момент было около двадцати лет, превосходит все ожидания как сейчас, так и в день релиза, 27 июля 1984 года.

Более того, основная доля этого успеха – заслуга Клиффа Бёртона. Будучи самым образованным и без сомнения самым ответственным членом группы, Клифф обучал главного композитора, Джеймса Хэтфилда, основам музыкальной теории и композиции. Клифф также убеждал группу расширить свои музыкальные горизонты, слушая записи «The Misfits» и классическую музыку. Ему же принадлежит идея усиления роли бас-гитары в структуре песен. Все это оставило неизгладимый отпечаток на студийной записи, сделав её более продуманной в техническом отношении и более мощной, гораздо мрачнее тем, затронутых на “Kill ‘Em All”, по сути: ‘мы молоды, играем громко, так давайте напьёмся, потрахаемся и устроим бой’.

Данные слова подтверждаются фактом, что выпустив новую пластинку, Металлика выпустили свой первый профессиональный продукт всего через три года с момента своего образования. Компетенция Флемминга Расмуссена полностью себя оправдала, а песни с использованием многослойных гитар были чётко прописаны, но не чересчур, местами даже мягко и широко. Бас Клиффа не слишком выдаётся на записи, так что у Металлика получился плотный, цельный звук, который звучит современно и поныне, притом, что велико число вставок и соло, использованных Клиффом, которые звучат очень отчётливо. Клифф выступил соавтором шести из восьми песен на “RTL”, но при этом он не стремился доминировать или переигрывать, исполняя песни на балансе сдержанности и экспрессии.

Нельзя сказать, что в открывающем треке ‘Fight Fire With Fire’[37] слишком много пространства для сверхскоростной игры на гитаре, и при этом это одна из самых быстрых песен с точки зрения скорости звукоизвлечения, когда-либо записанных Металлика. Ведомая тремоло на запредельной скорости, как в куплете, так и в припеве, песня убыстряется до чудовищной скорости, сменяясь длинной партией соло в конце, которое смолкает после грандиозного ядерного взрыва. Это чистая Металлика от начала до конца, но не ждите замысловатой игры на басу: даже музыкант калибра Клиффа мог бы создать нечто большее, чем плотную, точную партию в унисон механическому риффингу Джеймса.

В одноимённом треке альбома для Клиффа всё же нашлось немного места: изначальное среднетемповое пыхтение баса перерастает в тягучую зловещую атмосферу, соответствуя лирической части. Джеймс поёт от лица приговоренного к смерти узника в момент гибели на электрическом стуле, что сопровождается в последующей секции известным нисходящим чередованием аккордов с добавлением сверхбыстрых педалей, а Кёрк Хэмметт в этот момент исполняет одно из лучших своих соло. Остальная часть группы присоединяется к созданию фона мелодического трэш-метал, включая абсолютно незабываемый рифф, который начинается в 3:56 и требует от Клиффа тройного перебора с миллисекундной точностью.

Демонстрация талантов Клиффа начинается с первыми звуками ‘For Whom The Bell Tolls’[38] (по ошибке напечатанную на некоторых тиражах альбома как ‘For Whom The Bells Toll’[39]). После звука церковного колокола группа переходит к среднетемповому маршевому риффу, поверх которого Клифф исполняет искажённую, усиленную “квакушкой” мелодию, основанную на красочном чередовании нот на верхнем регистре бас-гитары. На концертах он (и его преемники в Металлика) часто увеличивал длительность этой басовой партии, добавляя дополнительную долю “квакушки” для создания ещё более мощного звука, но на оригинальной пластинке он чётко придерживается основного риффа, исполняя сольную партию на басу поверх основной, чистой басовой партии, поддерживающей главный гитарный рифф. Для того, чтобы Клифф смог исполнять обе партии на концертах, он подражал звуку основной партии бас-гитары во время исполнения соло.

Но на этом дело не заканчивается. Соло, которое, как говорят, он написал, будучи в «Trauma», завершается, после чего Клифф играет главный рифф четыре раза, и остальные участники присоединяются к нему. Его басовая партия звучит достаточно отчётливо на записи, что с годами стало предметом небольшой путаницы, ведь инструментальные треки по-видимому были немного повышены в частотах во время записи или микширования, возможно потому, что группа решила немного увеличить темп песни.

В ‘For Whom The Bell Tolls’ нет ничего отдалённо трэшевого, эта первая прямолинейная хэви-метал песня, когда-либо записанная Металлика. Будучи простой, величественной и представительной, эта песня не злоупотребляет своим гостеприимством, завершаясь почти через четыре минуты. Клифф с чувством играет главный старт-стопный рифф в припеве, добавляя искусную вставку молоточка каждый раз, когда продолжается рифф (к примеру, в 3:44), однако песня для него слишком напыщенна, чтобы непринужденно использовать вставки, и очевидно, что он это прекрасно понимает.

Затем Металлика играет свою первую балладу ‘Fade To Black’[40], первую из нескольких похожих друг на друга песен, которые они напишут в последующие годы, каждая из которых начинается мягко перед тем, как перейти во власть территории хэви. Свободное пространство для Клиффа в структуре этой песни очевидно, и знак его вкуса как бас-гитариста в том, что он не набрасывается на песню и не перебарщивает с басовыми примочками. Вместо этого он очерчивает басовую линию, богатую утончёнными вставками, которая передает печальный, пессимистичный текст песни, основанный (по словам Ларса Ульриха) на краже большей части оборудования Металлика в январе того года. У Джеймса украли усилитель “Marshall”, купленный ему матерью за пять лет до своей смерти, и хотя группа потратила месяцы на поиск подходящей модели на замену, их попытки были безуспешны.

Начинаясь минорным вступлением на акустической гитаре и потрясающим мелодичным соло Кёрка, песня сдвигается с этой точки в 0:49, когда вступает вся группа. Следует ещё один акустический кусочек, и при внимательном прослушивании можно услышать, как Клифф вплетает мелодичную партию под основными аккордами, добавляя среднерегистровые молоточки к партиям акустической гитары. Его самые потрясающие вставки в нижнем регистре можно услышать в этой песне несколько раз, первые в 1:56 и 1:58, когда он играет быстрые арпеджио поверх двух гармоний. Мелодичный характер и сложность этих кусочков контрастирует с последующими ровными, нисходящими нотами.

Песня переходит в классическую хэви-металическую кульминацию, завершаясь многослойными гитарными соло. Металлика навлекли на себя некоторый предсказуемый скептицизм от своих преданных поклонников за включение баллады на альбоме, хотя эти фанаты кое-чего не учли: с эмоциональной точки зрения эта баллада остается одной из самых тяжелых композиций, записанных группой.

‘Trapped Under Ice’[41] совершенно иного рода вещь, которая возвращает нас к быстрой скорости ‘Fight Fire With Fire’. На протяжении большей части песни Клифф придерживается повторения гитарного риффа Джеймса, однако в некоторых частях, особенно во вступлении, он играет сложную мелодичную басовую партию, едва различимую на записи. В высшей степени интересный центральный рифф песни, небо и земля по сравнению с равноотстающими тремоло ранних песен, к примеру, ‘Whiplash’, в последующие годы стал фирменным знаком Металлика, с шаблоном ударений в звукоизвлечении, которые придают ему быстрый, галлопированный налёт (хотя это слово навсегда обращено к истории «Iron Maiden», чей фирменный метал принадлежит к совершенно иному стилю).

Следующая песня ‘Escape’[42], получила долю враждебной критики от метал-легионов за предполагаемое движение в сторону коммерческого метала – и это обвинение не беспочвенно. Со своим бонджовиобразным припевом “Прочь от себя, чтобы стать свободным” и гораздо более легковесным риффом, чем в любой другой песне альбома, за исключением ‘Fade To Black’, ‘Escape’ выглядит слегка неуютно на фоне остальных песен.

Однако, с точки зрения баса это была данная свыше возможность для Клиффа развить свои способности, так как мелодичный метал, сыгранный в среднем темпе, предоставляет большое пространство для бас-гитары. Вступление, начинающееся с пыхтящего баса и мелодичного риффа, представляет контрапунктовую мелодию на басу, после которого песня сводится к стандартному риффу в технике даунстроук. Тем не менее, никто не проигнорировал припев, что, учитывая комментарий Джона Маршалла по поводу того, что Клифф помогает Ларсу “избежать большого количества дрянного рока”, абсолютно расходится с реальностью в отношении оставшихся песен на альбоме.

Однако, как и многие группы, Металлика были и остаются по крайней мере отчасти демократичной группой, и судя по тому, что нам поведали о Клиффе к настоящему моменту, мы можем утверждать, что он пропустил эту довольно слабую песню через обычно безжалостный контроль качества Бёртона, лишь безропотно пожав плечами. Так или иначе ‘Escape’ сменяется фантастической ‘Creeping Death’[43], возможно одной из самых любимых песен публики на “Ride The Lightning” и одним из самых частых концертных номеров. Она получила своё название в честь библейской эпидемии в фильме Сесиль ДеМилле 1956 года «Десять заповедей». Позже Джеймс вспоминает: “Когда на экране наступил момент, где забирают сына фараона и спускается туман, Клифф говорит: ‘Смотри…ползучая смерть’. А я такой типа: ‘О, нифига, чувак, запиши это’. Чистая поэзия!”

Эта песня полностью во власти Клиффа. Наполненная нотками мрачной фантастики, которую он так страстно поглощал – Лавкрафт был его особенным любимцем, ‘Creeping Death’ рассказывает сказку о бедствиях, которые обрушились на египтян, с картинами крови, наполнившей Нил, трёхдневной тьме, потоке огня и других эпических образах.

Песня основана на одном из самых запоминающихся риффов Металлика, вставленном после вступительной сольной части Джеймса. В 0:28 Клифф исполняет великолепную партию, в то время, как остальная часть группы исполняет главный рифф. (Бас-гитарист Майк МакГинан из «Therapy?» описывает этот “дерзкий молоточек с подтяжкой” в начале песни как “лучший момент наступления боли”.) В двух частях песни припев “I’m creeping death”[44] заканчивается одиночным продолжительным гитарным аккордом, на фоне которого Клифф исполняет короткую мелодичную партию. Первые из них звучат с 1:49 по 1:53 и заслуживают пристального рассмотрения, оказываясь непринужденно сыгранными нисходящими трезвучиями.

‘Creeping Death’ одна из самых стилистически бёртоновских песен Металлика, однако даже она выглядит бледно, исключительно в целях книги, по сравнению с заключительной песней альбома, ‘The Call Of Ktulu’[45]. Основанная на мифе Лавкрафта, но переименованная, чтобы среднестатистический металист смог произнести её название, и возможно, с целью избежать проблем с авторскими правами, песня пробуждает ужас одноименного чудовища, без использования вокальных партий. Оно также удаётся, с воздушного начала, переходящего в шероховатый ритмический риффовый рисунок, до разрушительного завершения, в котором использованы всевозможные средства хэви-метал для передачи фантастических оттенков книги.

Акустическое вступление подчеркнуто слайдом баса Клиффа в 1:02, после которого вступает напыщенный гитарный рифф. Поразительно, двухминутная часть песни, начиная с 1:30, в сущности – одно длинное басовое соло, с потрясающими вставками в ‘Anesthesia’ в предыдущем году. И хотя партия Клиффа записана так низко, что придётся напрячь ухо, чтобы услышать её, или включить песню очень громко, он находится на абсолютном пике формы, используя чрезвычайный уровень дисторшн и обычную “квакушку” для того, чтобы поднять свою басовую партию до уровня твёрдых как сталь гитарных риффов.  

Многие будущие известные бас-гитаристы считают ‘The Call Of Ktulu’ основой своего развития как музыкантов. Один из них – басист «Cannibal Corpse» Алекс Уэбстер: “Впервые я познакомился с игрой Клиффа на “Ride The Lightning”. Это первый альбом Металлики, который я купил. Помню, как слушал ‘The Call Of Ktulu’ и поражался тому, как бас-гитарист создал такие поразительные витиеватые звуки, исполненные на фоне гитарных риффов”.

Так или иначе, агрессивная, жёсткая игра Клиффа в этой песне помогает создать образ Ктулху, лавкрафтовского монстра, описанного, если точно, в коротком рассказе 1928 года ‘The Call Of Cthulu’. Один из лучших рассказов, когда-либо написанных Лавкрафтом, Ктулху описывается в виде монстра размером с гору, с кальмарообразным лицом с щупальцами и атмосферой непреодолимого зла. Рассказ продолжается повествованием о детях-чудовищах под названием “Ктулхи” (“осьминоги Ктулху”) предположительно живущих в Горах Безумия. Миф был адаптирован в 70-х и 80-х годах такими культовыми группами, как «Mercyful Fate» и «Blue Oyster Cult», сделав Ктулху иконой контркультуры. Известная футболка рейгановской эпохи гласит: “Голосуйте за Ктулху…зачем желать меньшего зла?”

 “Ride The Lightning” стал центральным альбомом в жанре трэш-метал. Записанная Расмуссеном с превосходным звуком и отделением каждого инструмента, эта запись и по сей день является актуальной, ведь в ней ничто не устарело. Тексты песен Джеймса и соло Кёрка, очевидно два самых важных элемента на записи, содержат в себе достоинство и быстроту, чем не может похвастаться “Kill ‘Em All” со своим ощущением юношеской незрелости.

Фанаты Клиффа безусловно хотели, чтобы его игра сильнее выделялась на миксе, хотя все его партии отлично слышны, и есть легкий намёк, разумеется, на его восхитительные соло. Но Металлика и Расмуссен очевидно стремились к созданию общего плотного звука группы для достижения тяжести и яркости. Что и было достигнуто с превосходной для молодой группы лёгкостью.

Важность балансирования Клиффа между выразительной быстротой и твёрдыми как сталь основными аккордами невозможно переоценить. На протяжении примерно десяти лет, скажем от 1984-го до примерно 1994-го, когда группа начала экспериментировать с другим, и в конце концов неудовлетворительным подходом, центральное звучание Металлика лежало целиком и полностью на потрясающей ритм-гитаре Джеймса Хэтфилда. Возможно, будучи самым совершенным ритм-гитаристом в любом жанре хэви-метал, именно он заложил машиноподобные риффы, которые доминировали в средних и полусредних частотах звука.

Клиффу с его пальцевым стилем игры на четырёхструнном басу «Рикенбакер» в стандартной настройке, не оставалось другого выхода, кроме как занять похожий ряд частот, что означает, что Клиффа отчётливо слышно на записях только когда он играет соло. Как бы то ни было, его бас добавляет мощности и широты риффам Джеймса, показывая, что он прекрасно понимает, где можно улучшить песню и когда использовать вставки, и именно это осознание определяет важность его игры на “Ride”.

Немногие альбомы, по крайней мере, в метале, содержат подобный размах бас-гитарной игры, начиная с примитивных тремоло ‘Fight Fire With Fire’ и заканчивая спиральными мелодиями ‘The Call Of Ktulu’, которые находятся на противоположных концах альбома. Между тем, невероятно простая лидирующая партия Клиффа в ‘For Whom The Bell Tolls’ раскрывая его понимание экономичности, вместе с тем подчеркивает мастерство звука, который он сделал своим уникальным – искажённый гул, усиленный в ключевых моментах “квакушкой”.

В 1984 году не существовало подобного Клиффу бас-гитариста, и едва ли есть похожие и сегодня, даже притом, что сейчас существует огромное число супермастеровитых бас-гитаристов, которые могут сымитировать его звук и соло с разумной точностью. Неплохо для волосатого травокура из Кастро Уэлли, а?

С выпуском “Ride The Lightning” мир внезапно рухнул к ногам Металлика. “Это было нечто” – говорит друг группы, Гарольд Оймэн. “Было похоже на смерч, всё произошло так быстро. Когда они провели турне “Kill ‘Em All For One” вместе с «Raven», ход вещей менялся медленно, и когда у них украли всё оборудование в Нью-Йорке, для них это был серьёзный удар, ведь в то время у них не было много денег. И сразу после выпуска “Ride The Lightning” у Клиффа произошёл большой прорыв. Всё так быстро закрутилось. Они поехали в турне по Европе, и безусловно Европа была больше в теме происходящего, чем люди из Соединённых Штатов”.

Альбом начал продаваться с сумасшедшей скоростью по всей Европе, благодаря усилиям Мартина Хукера из лейбла «Music For Nations» и других дистрибьюторов. Уже в ноябре 1984 Металлика отправились в большое турне под названием “Bang That Head That Doesn’t Bang”, выступив во Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии и Германии только в первые пять недель. Тогда группа отыграла одни из самых мощных своих шоу. Как мы уже убедились, новый материал был эффектной смесью из всеразрушающего трэша и мелодичного хэви-метал, тем самым представляя убойный сетлист для европейской публики, известной более изысканными вкусами по сравнению с американской.

Тур, ставший смесью экстремального разврата и юношеского сумасбродства, проходил гладко до положения на волосок от гибели на границе между тем, что тогда называлось Западной Германией и Голландией, пятого декабря. Как сообщает журнал «Metal Hammer» несколько лет спустя (в выпуске от 26 июня 1989, когда Металлика стали глобальным явлением) группа прибыла на таможню с небольшим превышением беспошлинного товара на борту автобуса, следуя на концерт в “Stadthalle” в Кёльн.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!