Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 1 страница



 

 

       Имея в наличии готовый для раскрутки альбом и четыре запланированных выступления, летом 1983 года Металлика должно быть чувствовала, что мир лежит у их ног. Лейбл Джонни Зи «Megaforce» решил усилить впечатление экстремальности музыки Металлика выпуском сингла “Whiplash”, игнорируя остальные, более изысканные песни на альбоме.

       Джонни организовал турне с британской хард-рок группой «Raven» под названием “Kill ‘Em All For One”, в честь альбомов “Kill ‘Em All” и “All For One” группы «Raven». Концерты начались в июле, растянувшись на весь год, и впервые показав группе суровые условия концертной деятельности. Ларс Ульрих позже описывал ранние дорожные приключения группы так: “все мы – группа и команда техников ехали в одном автобусе, бухая двенадцать часов в день, трахаясь, просто живя любыми сумасшедшими фантазиями о девушках и хэви-метале, и всё это происходило в дороге”.

       Однако мы знаем из воспоминаний Клиффа и тех людей, которые его знали, что он был немного более сдержанным в этих делах, чем другие. Клифф: “Турне вышло хорошим. Каждый день в пьяном угаре. Не говоря уже о травке”. Рон Куинтана: “Он был довольно спокойным. Клифф не был животным, как Ларс или Дейв Мастейн”. Гитарист «Raven», Джон Галлахер, описывает Клиффа как “уникума, настоящего хиппи!”, добавляя: “клянусь, у него была пара джинс-клёш, на одной стороне которых была нашивка «Black Sabbath», а на другой «Rush». Реально клёвый чувак и великий музыкант”.

       Джеймс Хэтфилд вспомнил о тех ранних концертах, когда его спросили о них спустя много времени. Он рассказывает о тех событиях с некоторой долей неприязни: “Первое настоящее турне с участием «Raven» и «Металлика» началось в Виннебаго, протянувшись от восточного побережья до западного. В автобусе постоянно стояла ужасная вонь, потому что в нём находилось много пьющих, пукающих, трахающихся людей. Чтобы заснуть в этом месте, нужно было напиться, это было действительно ужасно. Мы все боролись за то место на верхней койке. Кондиционер сломался где-то под Техасом, поэтому когда ты просыпался, температура была около 200 градусов. «Raven» на самом деле не были алкоголиками, но мы напоили их барабанщика на последнем концерте, и он стал совершенно невменяем и начал громить всё вокруг. Думаю, нам всем хорошо удавалось быть свиньями. Ларсу удавалось быть даже большей свиньей, чем кто бы то ни было. Не знаю, это было от того, что он датчанин или потому, что он единственный ребенок в семье, но я сомневаюсь, что у них там в Дании есть мыло”.

       Клифф тряс головой как одержимый и исполнял басовые партии с бесконечной креативностью, и являлся центральной фигурой ранних выступлений Металлика, так же, как это было с «Trauma». Конечно, Джеймс Хэтфилд и Кёрк Хэмметт немного занимались мошингом, но так как Джеймс был прикован к микрофонной стойке, а Кёрк сосредотачивался на своих соло, именно от Клиффа исходило дикое метал-безумие. С ростом популярности Металлика и их появлениями в прессе, Клифф, как ни странно, вежливо отказался от того, чтобы быть в центре внимания, позволяя Джеймсу и всегда болтливому Ларсу давать большинство интервью.

       Гарольд Оймэн присутствовал на большинстве концертов в качестве фотографа и вспоминает, каким человеком тогда был Клифф. “Он был неподражаем своей игрой на бас-гитаре” – говорит Гарольд, сам бас-гитарист. “В то время я не видел ни одного человека, исполнявшего соло на басу так, как это делал он. Это было просто улётно. Что было удивительно по отношению к фотографированию Клиффа, так это то, что ты не мог удержаться от того, чтобы сделать его фотографию. Группа тряслась в автобусе на скорости около шестидесяти миль в час, а Клифф тряс головой со скоростью тридцать миль в час, то есть в половину скорости. Я выбирал время, когда его голова поднималась вверх, а волосы взметались в воздух. Именно тогда я делал несколько снимков”.

       Хотя Клифф не был таким разговорчивым, как остальные, по части прессы, его скрытое музыкальное влияние на остальную часть группы было очень велико. С наступлением турне “Kill ‘Em All For One”, которое привлекало внимание фанатов от города к городу, от клуба к клубу, Металлика начала работу над новыми песнями, по звуку совершенно отличавшимися от материала на “Kill ‘Em All”.

       В 1992 году Ларс вспомнил тот важный период, говоря: “Клифф ответственен за многие вещи, которые произошли между “Kill ‘Em All” и “Ride The Lightning”. Он действительно открыл для нас с Джеймсом целый новый музыкальный горизонт гармоний и мелодий, просто что-то совершенно новое, и очевидно, именно эта музыка повлияла на совершенствование наших способностей в написании песен. Со вступлением Клиффа в группу полностью изменился способ написания песен, которым мы обычно руководствовались с Джеймсом. Главным изменением послужил музыкальный вклад Клиффа: то, как он обучал нас гармониям и мелодиям и всему в этом духе”.

       После концертов в Нью-Джерси, Коннектикуте, Массачусетсе, Нью-Йорке, Мэриленде, Иллинойсе, Висконсине, Арканзасе, Техасе, Оклахоме и Нью-Мексико, Металлика и «Raven» завершили турне в Калифорнии несколькими выступлениями в Сан-Франциско. Их возвращение в район Залива было воспринято с восторгом. Гарольд Оймэн вспоминает, что первый раз, когда группа выступала в районе Залива с Кёрком на борту, состоялся на концерте в “Кистоун Пало-Альто”. “Я видел их до этого раз или два, но они были в стельку пьяными, как и я, на концерте «Exodus» или что-то вроде того. Впервые я фотографировал их на концерте в “Keystone”, но людей в этом клубе по какой-то причине раздражала идея фотографирования, поэтому я прикрыл камеру и сделал снимки. Всё кончилось тем, что охранники отобрали у меня плёнку”.

       “Была ещё одна группа под названием “Damage”, местная группа, и их менеджер, низкорослый парень по имени Дэнни наблюдал, как охранники меня донимают и пытаются забрать плёнку” – продолжает Гарольд. “Я стоял и умолял их этого не делать, ведь нигде не было надписи: ‘Фотографировать запрещено’. Они собирались забрать у меня фотокамеру и засветить плёнку, но перед тем, как они успели это сделать, я успел перемотать её обратно в катушку, поэтому, когда они открыли заднюю часть камеры, плёнка уже не могла быть засвечена. Они взяли катушку плёнки в свои руки, и тот менеджер из “Damage”, считавший себя в городе большой шишкой, увидел, что происходит, и сказал: ‘Я верну тебе твою плёнку’ и ушёл за кулисы, поговорить с другим менеджером. Спустя десять минут он возвращается и отдаёт мне плёнку. Она так много для меня значила, потому что это было впервые, когда я фотографировал группу: на ней содержались снимки, которые Клифф в конце концов решил использовать на альбоме “Ride The Lightning””.

       Выступления Клиффа в первом американском турне повлияли на огромное количество будущих бас-гитаристов, многие из которых поделились своими мыслями о его ранних работах для этой книги. Адам Дьюс из «Machine Head»: “Клифф Бёртон был моим любимым исполнителем на все времена, и Гизер Батлер тоже. Я испытываю перед ними благоговейный трепет. Довольно забавно, ведь я не использую пальцевый метод игры на басу, а они оба мастера пальцевого стиля”. Вспоминает Алан Роберт из «Life Of Agony»: “С тех пор как услышал ‘Anesthesia’, я мечтал получить такой звук бас-гитары, как у них. Однажды мы использовали эту композицию для продюсера в качестве примера звука, который мы хотели получить. Да, мы хотели, чтобы дисторшн был именно таким!”

       Том Арайа из «Slayer»: “Он был джемером. Он обожал джемовать. ‘Anesthesia’ - превосходное соло. Вне всякого сомнения, он был очень, очень хорош”. Бас-гитарист «Armored Saint» Джои Вера объясняет: “Клифф был поистине единственным в своём роде человеком. С тех пор я никогда не встречал ни одного человека с такой харизмой, как у него. Кроме того, он был многогранной личностью. Он мог быть поистине добрым и внимательным к другим, но при этом своевольным и упрямым. Клифф был высокоинтеллектуальным и очень креативным человеком. Не говоря уже о том, что он был очень весёлым парнем”.

       Джои продолжает, упоминая о методах самозащиты Клиффа в турне, которые могут вас несколько удивить. “Помните, что он всё время носил джинсовую куртку? Ну, а в турне для защиты во внутреннем кармане он носил небольшой плотницкий молоточек с круглым бойком. Не могу даже представить, чтобы он когда-либо использовал его, потому что он не был ни в коей мере жестоким. Это не был нож или ружье, это был небольшой молоточек. Это было так похоже на Клиффа”.

       Безусловно, как только группа вернулась в “Особнячок Металлика” в Эль Серрито, вечеринки продолжились, хотя сессии записи новых песен также были высокопродуктивными. После успешного дебютного альбома, хорошо принятого критиками, и шести месяцев турне, многие другие группы с радостью приняли бы возможность небольшого отдыха, утопая в болоте выпивки и группи, так легкодоступных для них, но не Металлика. Хотя я упоминал это ранее, факт того, что они были так мотивированы в возрасте двадцати-двадцати двух лет и по сей день является одним из впечатляющих элементов истории Металлика. Большая часть мотивации исходила от Ларса, с детства предоставленного самому себе, однако, как мы уже знаем, Клифф был полон решимости достигнуть того, что практически неведомо представителям потакающей своим желаниям хэви-метал сцены.

       “Клифф был уникален” – говорит Ларс в 2008 году. “Я, Джеймс и Кёрк всегда чувствовали, что Клифф всегда был впереди всех нас. Он посещал музыкальную школу, он изучал классическую музыку, наконец, он был гораздо более одарённым, чем все остальные, и было действительно здорово являться частью этих отношений”.     

       Во многом это были необычные отношения. Клифф был тихим и прилежным, если уж на то пошло, он оставался таким даже когда Металлика начала делать успехи, в то время как Джеймс, и в меньшей степени Ларс и Кёрк были более коммуникабельными. В частности, Джеймс наслаждался тем, что играл в группе без Дейва Мастейна, и его уверенность и на сцене, и за её пределами весьма окрепла, заполнив брешь, оставленную весомой личностью Дейва. Джеймс также встретил брата по металическому разуму в лице Фреда Коттона, металиста из района Залива, чьи интересы совпадали с его собственными.

       Фред говорит со мной впервые за эти десятилетия о тех давно минувших днях. “Металлика проводила автопати в доме Марка Уитейкера после первого концерта с Клиффом в “Stone”, вот тогда-то у нас с Джеймсом и наладились хорошие отношения. Мы стали очень хорошими друзьями. В то время мы были неразлучны. Мы везде ходили вместе. Я научил его ездить на мотоцикле, что было действительно круто. Мы часто джемовали вместе, просто дурачились в студии с моей группой «Piranha». Мы круто оттягивались в “Особнячке Металлика”, чувак: это было чумовое время. Когда Металлика уезжали в турне или на запись альбома, в дом приезжали «Exodus», поэтому вечеринки никогда не прекращались”.

       Что важно для целей это книги, Фред подчёркивает отличительную особенность характера Клиффа, которая предопределяет его отношения с остальными участниками Металлика. “Мы с Джеймсом были что-то вроде правонарушителей” – объясняет он. “Мы любили гулять и посещать концерты и автопати, мы находились в переходном возрасте, когда нашим обычным занятием было пойти на автопати, а потом надраться вусмерть. Мы были типа буянами. Однажды мы были в одном месте на вечеринке, все находились в зале, а мы начали выносить это место к чертям собачьим. Это был какой-то автомобильный гараж, и крыша, бля, упала вниз! Прикольно было, но Клифф не участвовал в подобных мероприятиях. Зачастую было тяжело уговорить его пойти куда-либо, если они не выступали на сцене или это не было тем, что он хотел увидеть: он был домоседом, он любил отдыхать вместе со своей семьёй в Кастро Уэлли. Он любил слушать свой «Skynyrd», как вы знаете. Он был классным чуваком”.

       Хотя и не таким классным, чтобы помочь своему корешу в трудные времена. Коттон: “Клифф был единственным в своём роде – спокойным и умным. Он был самым старшим членом в группе, и не придавал большого значения своему эгоизму: ему было плевать, о чём думают люди. С тех пор я никогда не встречал ему подобных. Вы бы никогда не услышали, как он обсуждает кого-то или что-то. В то время у меня были трудные времени, и он мне сказал, чувак, такое чувство, что тебе придётся в скором времени стать рыбаком. В конце концов я поймал его на слове, после его безвременного ухода я получил работу на коммерческом рыболовном судне”.

       К концу 1983 года Клифф стал популярен. Всегда креативный и, как обычно, спокойно к этому относящийся, он вернулся к своим делам с Металлика между поездками домой в Кастро Уэлли, где он всё ещё жил со своей семьёй. “Мы были с ним хорошими друзьями” – говорит Рон Куинтана. “Я встречался с его сестрой Конни в ‘84, ‘85. Конни всегда была несколько необычной девушкой: ей нравились байкеры и “Ангелы Ада”. Его семья выглядела довольно скованно, когда я их увидел, но очевидно, они были более раскрепощёнными, у них ведь были довольно необычные дети. Многие его друзья были помешаны на байках, и насколько я знаю, его лучшим другом был Джим Мартин. Он всегда был несколько чудаковатым, но отличным парнем”.

       Брайан Слэгел, основатель лейбла «Metal Blade» и человек, ответственный за соединение Клиффа и Металлика вместе, продолжал поддерживать с ним отношения. Он вспоминает, как приезжал несколько раз в Сан-Франциско, чтобы посмотреть на группу, когда подписанные им команды выступали с Металлика. “Определённо с приходом Клиффа дела у них пошли гораздо лучше. Безусловно, он был гораздо лучшим музыкантом, чем Рон МакГовни, и Джеймс с Ларсом росли как музыканты, так что он был именно тем, что им нужно. Я зависал с ними, и Клифф был интересным парнем, потому что на тот момент он был довольно стеснительным. По этой причине он и Джеймс стремились к общению друг с другом. Когда они пили, они становились несколько более общительными, однако, несомненно, они оба были теми, кто хотел заниматься собственными делами. Клифф был очень, очень хорошим парнем, это уж точно. Он был очень признателен за ту небольшую роль, которую я сыграл в том, чтобы помочь тем фанатам их увидеть”.

       В конце года Металлика записала несколько новых песен и начала представлять их на концертных выступлениях. Способности Джеймса в написании песен заметно выросли в результате уроков Клиффа, особенно это касалось гитарных гармоний. Слэгел отмечает этот факт: “в музыкальном плане Клифф и Джеймс установили отличное взаимопонимание в том, что касалось написания музыки. Клифф всегда был тем, кто говорил: ‘Я не уверен в этой части’ или ‘я не думаю, что эта часть должна быть сыграна именно так’. Ларс с Джеймсом были движущей силой, но Клифф тоже играл важную роль. Слушаешь первые три пластинки и альбомы, выпущенные после, и чувствуешь разницу. Именно заслуге Клиффу принадлежит то, чего они достигли в музыкальном плане и в вопросе имиджа группы. Он очень горячо относился к тому, что считал правильным, и выносил это на всеобщее обсуждение”.

       Фред Коттон подтверждает эти слова: “Клифф расширил знания Джеймса в том, что касалось мелодий и гармоний и всё в таком духе, в этом состояло его большое влияние. Он вставлял риффы здесь и там, и хотя музыка в основном писалась Джеймсом, остальные члены группы высоко ценили вклад Клиффа в музыку”.

       Рон Куинтана вспоминает: “Металлика вернулись из турне в сентябре 1983 года, привезя с собой «Raven» на три концерта. Затем, в канун Хэллоуина они сыграли большой известный концерт с Риком Бёрчем, который находился на сцене с кувалдой. У них почти были готовы песни для следующего альбома”.

       Одно из первых интервью, что Клифф дал на данном этапе карьеры, состоялось после выступления в Нью-Йорке на «WCSV» примерно в то же время. В своей обычной медленной, вдумчивой манере, он поделился воспоминаниями о своей карьере бас-гитариста. “Прошло примерно восемь лет, плюс-минус год. Моими основными вдохновителями являются Гизер Батлер, Гедди Ли, Стэнли Кларк, Ульрих Рот, Джимми Хендрикс, Тони Айомми…нет, не Ингви…Ричи Блэкмор и Эд Кинг, старый гитарист из «Lynyrd Skynyrd», он офигенно играет, этот чувак”.

       О «Megaforce» он сообщил: “Это лучший лейбл во Вселенной, и мы не ищем для себя ничего лучше…По правде говоря, существует небольшой недостаток денег, но в этом направлении есть некоторые подвижки. Они выполнили большинство своих обязательств…Мы занимаемся тем, что нам нравится делать. Если люди считают, что мы продаемся, пусть думают, что хотят. Мы не пытаемся быть крупной или модной группой, понимаете. Мы всего лишь делаем, что считаем нужным, и хотим, чтобы так было и дальше”.

       Когда его спросили о ближайшем будущем Металлика, он рассказал о том, что они готовы к записи своей второй пластинки, на этот раз не в Соединённых Штатах, а в Копенгагене, столице Дании. “Похоже, что мы собираемся ехать в Европу и попить хорошего пивка, поиграть с «Venom», поиграть с «The Rods». Просто поехать за границу, надрать зад всем этим европейцам и записать второй альбом. Посмотрим…мы планируем записать этого сукиного сына в марте, в студии «Sweet Silence» в Копенгагене, там, где «Rainbow» записали три последних альбома”.

       Заявленные таким образом карьерные планы Металлика казались простыми и даже несколько приземлёнными: записать альбом, провести турне, попить пива, повторить. В реальности, имея преимущество взглянуть в прошлое, мы знаем, что 1984 стал годом прорыва группы на международную арену. Годом, в котором был выпущен альбом, полностью изменивший роль бас-гитары в хэви-метал. Группу ожидали более чем серьёзные времена. Доходы от турне увеличивались, равно как и денежный ручеёк от продажи “Kill ‘Em All”, количество проданных по всему миру копий которого перешагнуло порог в 60,000, несмотря на первоначально лимитированный выпуск в пятьсот копий, изданных «Megaforce» и постоянно испытывавшим финансовые сложности, Металлика также становились полноценной гастрольной единицей.

       В соответствии с этим движением к новому уровню профессионализма, Клифф обзавёлся своим первым серьёзным роуди, Джоном Маршаллом, гитаристом, некоторое время игравшим в группе «Metal Church» и человеком, который будет сопровождать Клиффа до последних секунд его жизни.

       “Я был гитарным техником Кёрка и общим техником в «Exodus», вот так он перетащил меня в лагерь Металлика” – говорит сегодня Джон. Он рассказывает о том, что достаточно хорошо узнал Клиффа. “С мелодической стороны он являлся безусловным вдохновителем остальной части группы, кроме того он был большой частью души группы. Если один из других участников говорил: ‘Я не уверен, стоит нам это делать или нет’, он обычно отвечал: ‘К чёрту! Мы не будем этого делать’. Джеймс неоднократно заявлял, что Клифф вдохновил его на то, чтобы прикладывать больше усилий для достижения того, к чему они стремились, а вместе с тем играть жёстче и быстрее. Металлика всегда являлась группой Ларса и Джеймса, и решения по-прежнему принимались ими, но Клифф при этом служил для них вдохновением”.

       Как и многие другие, Маршалл может рассказать о Клиффе только хорошее. “Он следовал собственным правилам и не обращал внимания на других. Он никому не лгал, и если он думал, что ты делаешь что-то неправильно, он просто говорил тебе об этом. Не было никакого чудачества или политкорректности, он просто говорил, что чувствовал, что было так ново. Мне бы хотелось, чтобы многие люди были такими. Музыка струилась внутри него словно поток. Он завладевал радио, когда я садился с ним в машину, и выстукивал мелодии по окнам, дверям и по приборной доске”.

       Джон говорит, что Клифф не был похож ни на одного человека из тех, что он встречал ранее. “Многие люди думают похожим образом, и это довольно интересно, ведь сегодня ты видишь людей, которые иначе одеваются или иначе себя ведут, или ведут себя смешно, но ты ловишь себя на мысли, что они пытаются быть кем-то, а не самими собой, но что до Клиффа, то для него это было природное чувство. Таким он и был. Он не пытался показать себя бунтарём или кем-то ещё, он просто следовал тому, во что верил, и одевался так, как ему, чёрт побери, нравилось одеваться. В классе моей дочери есть дети с пурпурными ирокезами, это всё равно, что быть изгоем среди общей массы. Клифф таким не был: он был другим, потому что он таким и был. Я ещё не встречал никого, кто бы действительно выражал это отношение в истинном смысле, когда ты действительно веришь, что все разные”.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!