Глава 6: Август 1983 – Июль 1984 6 страница



       Отец Ларса, Торбен Ульрих, гораздо более ответственный за огромную часть успеха Металлика, чем многие люди себе представляют, отзывался о Клиффе в своей обычной мудрой манере: “Не только как личность, но также и как музыкант, и возможно именно рок-музыкант, думаю, Клифф был абсолютно уникален. Его очень трудно заменить, почти невозможно…Казалось, что в нём всегда была какая-то сторона, которая не была полностью раскрыта, и вполне могло быть так, что группа пошла совершенно иным направлением от первоначально задуманного… Было что-то такое в генах и происхождении Клиффа, что предполагало возможное развитие не такого мощного проявления его характера”.

       Как показывает последний альбом Клиффа в составе Металлика, его способность к включению “менее мощных” элементов в их музыке использовалась задолго до его гибели. Тем не менее, превалирующая сущность музыки состояла в мелодичном хэви-метал, охватывая целый ряд от брутального звука, достигшего мрачной экстремальности дэт-метал (‘Fight Fire With Fire’) до легковесных акустических баллад (‘Fade To Black’). Не стоит забывать, что, несмотря на прекрасную глубокомысленную сторону Клиффа, он по-прежнему был 23-летним металлистом, который любил выпить и побуянить – и, учитывая, что остальные члены Металлика были младше и менее образованы, чем он, музыка, исполняемая ими, была громкой, экстравертной и жёсткой.

       Бесспорным примером тому послужили шоу, которые Металлика дали в 1985, одним из которых был “Loreley Metal Hammer Fest”, прошедший в Германии 11 сентября. Группа и Джеймс, в частности, создали феноменально динамичное шоу, которое взяло публику за глотку, даже притом, что времена высокобюджетной пиротехники и других эффектов ещё не наступили.

       «Venom» также выступали на “Loreley”, гитарист Джефф Дарм вспоминает выступление Металлика: “Это был первый раз на моей памяти, когда Металлика выступали на крупном фестивале. Мы выступали на нём хэдлайнерами, а они чуть ниже статусом. Помню, как стоял за сценой, и слушал, как они играют ‘Seek And Destroy’, и все зрители подпевают. И потом Джеймс орёт: “Что за хуйня!” И все просто начинают сходить с ума. У Джеймса было хорошее взаимопонимание с аудиторией: они принадлежали ему, особенно той ночью. Могу с уверенностью сказать, что именно в тот момент Металлика стали править нами – именно на том европейском концерте они определённо добились успеха”.

       «Venom», которые годами доминировали на экстремальной метал-сцене, находились в тот момент на склоне карьеры, отдав своё место передовому движению трэш-метал в лице Металлика, а затем и «Slayer». Трибуны на их концертных выступлениях были полпусты, особенно в “Loreley”, и это действительно так, но кроме того причина была в весьма важных альбомах, таких как тот, который записывали Клифф и его одногруппники в тот же месяц.

       Хотя Металлика вновь выступала с концертами и записывалась в студии «Sweet Silence», в Дании, жизнь в то время стала несколько легче, благодаря бюджету, выделенному им компанией «Elektra». Сессии с Флеммингом Расмуссеном в роли главного звукоинженера, как и раньше сопровождались большими внеплановыми пьянками. Вспоминает Кёрк: “Мы выходили из студии и играли в покер по восемь часов без перерыва, после суточного бодрствования. Мы нашли открытый ресторанчик морской еды, ели сырые устрицы и пили пиво, кричали на местных, когда были пьяны… вот лишь некоторые мои воспоминания о Клиффе”.

       Ларс: “После того, как попробуешь датское пиво, становится слишком легко повеселиться в Копенгагене. Мы с Джеймсом ходили бухать. В конце ноября, в начале декабря, у них было что-то вроде рождественского пива, настоящая отговорка для тех, кто хочет утопить свои рождественские горести. Это пиво в два раза сильнее обычного пива. Каждый раз, когда мы ходили и пили это рождественское пиво, Джеймс пытался заговорить на датском языке – он нажирался до потери пульса. Всё это было забавы ради. Во время записи последнего альбома мы все жили в одной комнате размером с небольшой офис, и нам приходилось ездить на автобусах взад и вперёд к студии, и питались мы отвратительно. В то время мы не могли позволить себе жить в гораздо более удобном отеле, иметь машину и ездить по городу. Все эти средства могли бы облегчить пребывание для всех членов группы. Потому что когда ты живёшь в тяжёлых условиях, ты начинаешь больше скучать по дому”.

       Росс Халфин вновь сделал снимки группы в течение сессий записи нового альбома. Он вспоминает, как фотографировал их в студии «Sweet Silence» в момент записи. “Я заставил их тащить своё оборудование около полумили по заснеженному полю, пока не оказалось, что в заборе были ворота. Нам нужно было всего пройти пять шагов! Хотя они не разозлились на меня из-за этого. Им очень понравились сделанные фотографии: они умели всё, включая Клиффа, так что это главная причина, по которой стоит посмотреть эти снимки”.

       Ларс недавно объяснил: “Не помню, чтобы я когда-либо допускал много мыслей о будущем. Я всегда интересовался настоящим. В тех местах Дании, откуда я родом, вся эта американская ерунда о достижениях не имеет большого смысла. В Америке тебя очень рано начинают обучать, так что тебе приходится делать успехи в чём-либо. Я никогда этого не придерживался. Мы всегда чувствовали себя комфортно в настоящем, в нашем маленьком мирке, видя всё вокруг в ином свете”.

       “Было некое невыразимое и довольно невинное, даже вульгарное чувство, что рано или поздно люди откроют для себя то, чем мы занимаемся” – продолжает Ларс. “Не то чтобы мы облегчили им работу. Но когда мы писали наши песни… мы знали, что рано или поздно люди начнут понимать их. Всё это происходило в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Чикаго. Но в Уичито-Фолс – ничего. И мы быстро осознали, что единственный верный путь для нас – постоянные осады гастролями. Не то, что как сейчас группы говорят, мол, о, поедем и сыграем 40 концертов – я больше не могу этого терпеть. Мне нужно возвращаться домой. Мы проводили эти двухгодичные туры и продолжали плеваться музыкой в лица людей”.

       На запись третьего альбома ушло почти три месяца, затем Металлика наконец отправилась домой для выступления на нескольких концертах под конец года, которые пошли в Калифорнии. Решение записать свой третий альбом в Дании оказалось верным – размышляет Ларс, сообщая, что их первоначальный план состоял в том, чтобы записать пластинку на родной земле или в её окрестностях. “В тот момент с тремя американцами в группе была произнесена фраза типа: ‘Давайте запишем следующий альбом на родине!’ Мы не хотели записываться в Сан-Франциско, потому что всегда рядом с тобой тусующиеся друзья, поэтому мы подумали, что Лос-Анджелес будет неплохим местом для записи альбома. Однако мы с сопродюсером Флеммингом Расмуссеном провели неделю, осматривая лосанджелесские студии, и ни одна из них и близко не соответствовала «Sweet» в Копенгагене. Большинство лосанджелесских студий казались нам достаточно корпоративными, деловыми. Повсюду сновали секретари, приезжали малоизвестные группы для записи синглов. А мы ведь собирались пробыть в студии достаточно длительное время, поэтому нам требовалось место, где бы мы чувствовали себя удобно. Поэтому мы сказали: ‘Назад в Данию!’”

       Через группу и их коллег начали распространяться слухи, что новый альбом будет содержать нечто довольно особенное от Клиффа. “Есть вещи, которые удивили меня и также удивят многих, кто их услышит” – предсказал Ларс, “особенно инструментальная композиция ‘Orion’. Однажды Клифф принёс фрагмент, очень отличающийся от всего, что мы записывали ранее. Как по мне, по звучанию этот фрагмент напоминал шведскую народную песню…Нам очень понравилось слушать и играть эту композицию, так что мы сочинили целую песню вокруг этой центральной части”.

       Фанаты захватывающей игры Клиффа на альбомах “Kill ‘Em All” и “Ride The Lightning” были заинтригованы. От Клиффа, ставшего самым уважаемым бас-гитаристом-виртуозом на новой экстремальной метал-сцене, ожидали его лучшего исполнения – зрелой игры вкупе с новым уровнем качества, достигнутым всей группой в целом. Это восхищение разделяли его друзья в Металлика, которые пребывали в благоговейном трепете от его фантастического владения инструментом.

       Ларс восхищался позднее: “Он был такой необычный во всём, нам было очень тяжело соответствовать ему музыкально. Он был очень открыт к разнообразной и офигенной музыке…В отношении некоторых вещей он был довольно противоречив: он всегда думал о мелодии и всё такое в этом роде… В нём бурлили потоки противоположных энергий”.

       На данном этапе биографии Клиффа Бёртона было бы слишком просто прибегнуть к избитым клише и сказать, что он находился в расцвете сил или что-то в этом духе. Тем не менее, невзирая на стандарты, история Клиффа является именно этим случаем.

       Клифф вступил в 1986 год, год, который станет его последним годом в музыке трэш-метал или какой-либо иной, на новом уровне. Его мастерство, техника игры, способности в написании текстов песен и аранжировок, деловое чутьё были полностью развиты. Кроме прочего у него завязались серьёзные отношения с новой девушкой, Корин Линн. Эти двое стали неразлучной парочкой, и Корин одобряли многие друзья Металлика.

       Рон Куинтана: “Корин была красива. У меня сносило от неё голову: все были без ума от Корин”. Росс Халфин добавляет: “Клифф был единственным человеком с девушкой Корин, с которой я фотографировал его и которая мне очень нравилась. Она была девушкой с испанской внешностью, с которой он гулял, брал в турне с группой – один из последних раз, когда я видел его в Америке. И впервые я видел одного из них с постоянной девушкой. У него были серьёзные планы на её счёт, он не был обычным парнем: он был симпатичным”. В то время, как Гарольд Оймэн считает: “Скорее всего, они бы поженились, они были так близки к этому. Она была моим хорошим другом”.

       Возвращаясь к группе, отметим, что создавалось ощущение, что 1986 год станет революционным для Металлика, учитывая ожидания, которые окутывали группу с самого начала года. И на самом деле, так и оказалось, хотя и совсем не так, как кто-нибудь из них бы этого пожелал.

 


Глава 9: Январь – Март 1986

 

       Похоже были все предпосылки, что 1986 год достигнет такого уровня развития, чтобы стать ключевым годом для трэш-метал. На подходе были новые альбомы от движения Большой Четвёрки, как некоторые журналисты остроумно окрестили Металлика, «Megadeth», «Anthrax» и «Slayer». Наряду с этими монстрами рока, вторая лига трэша – «Testament», «Kreator», «Sepultura», «Exodus», «Dark Angel», «Death Angel», «Overkill», «Onslaught» и многие другие уже или отметились выпуском новых релизов, или были в процессе их создания. Всё это способствовало развитию метал-сцены международного масштаба.

       Интересно отметить это, несмотря на откровенно ошеломляющие способности многих трэш-метал музыкантов, и Клифф Бёртон является исключительно выдающимся их примером, хотя большинство этих групп были списаны многими критиками со счетов. Лишь после 1986 года, благодаря альбомам вышеупомянутых музыкантов, некоторым рок-литераторам старшего поколения, выросшим на «Black Sabbath», «Deep Purple» и «Rainbow», пришлось признать, что трэш-метал группы действительно могут предложить слушателям что-то стоящее.

       В 1991 году Металлика, конечно же, отмели все давние сомнения, став самой продаваемой хэви-метал группой всех времён. Но за пять лет до этого они и их коллеги на зарождавшейся экстремальной металлической сцене по-прежнему испытывали значительное сопротивление со стороны журналистов. “Трэш-метал? Помойный метал[49]” – презрительно усмехались репортеры, объясняя, что любую группу, которая играла так быстро, как Металлика, нельзя воспринимать всерьёз”.

        Единственный способ преодолеть эти препятствия – это представить скептикам музыку высокого качества, чем и занималась “Большая Четвёрка Трэш-Метал” и другие группы, которые их поддерживали. К началу 1986 года стали ходить слухи, что третий альбом Металлика станет чем-то особенным, что подтверждалось и участниками группы.

       Родители Клиффа тем временем были счастливы, что было выполнено соглашение между ними о том, чтобы зарабатывать на музыке или уйти из нее. К тому моменту Металлика уже получали достойный доход от постоянных гастролей, и хотя их ни в коей мере нельзя было назвать богатыми, они всё же не перебивались с хлеба на воду. 

       Отец Клиффа, Рей сообщил позже: “Я чувствовал, что он экстраординарный молодой человек, и тот факт, что он был моим сыном, радовал меня ещё больше. Он поставил перед собой задачи и определил для себя, как достичь этих целей, и добился своего. Он чувствовал, что с Металлика у него будет возможность добиться успеха. Он утверждал, что ‘В любой момент мы можем упасть в грязь лицом, но настаиваем на том, чтобы делать то, хотим делать’. Он говорил ‘Мы’, а не ‘Я’. Всегда именно ‘Мы’. Он всегда принимал во внимание точки зрения остальных трёх членов группы. Я чувствовал, что это очень сопереживающий организм. Безусловно, он пережил не самые лучшие времена, особенно во время первого турне, когда группа вернулась на Восток.

       Джен, жена Рея, между прочим, была ярой фанаткой музыки Металлика с первого дня основания группы. “Знаете, мы всегда были открыты музыке хэви-метал” – говорит она. “Для нас это было так ново. Когда вышел “Ride The Lightning”, я сказала: ‘О!’ Я подумала, что это лучший альбом в мире. Он вселял ужас, и я сказала: ‘Клифф, разве можно сочинить что-то лучше, чем это? Невозможно сочинить более совершенный альбом’”.

       В начале 1986 года было объявлено название третьего альбома: “Master Of Puppets”. Как будет происходить с каждым альбомом Металлика с этого момента, безумная волна ожидания распространилась среди металлистов и средств массовой информации, только усилившись, когда группа начала давать интервью в прессе. Клифф редко давал какие-либо интервью, что являлось помехой для любого будущего биографа его творчества, однако он прямо или косвенно упоминался членами группы, даже если не присутствовал при этом.

       Влияние Клиффа очевидно вышло на первый план на “Puppets”, который Ларс, Джеймс и Кёрк верно оценили как самую зрелую и сложную работу на тот момент. Вот что говорит об этом Ларс: “Все мы выросли как музыканты за последние несколько лет…Я удивлён, как каждый член группы совершенствует игру на своём музыкальном инструменте. Мы всегда придерживались позиции, что никогда не перестанем обучаться, мы всегда с интересом впитывали столько различных влияний и учений, сколько могли узнать о наших инструментах”.

        Группа совершенствовалась, очевидно, благодаря Клиффу, который помог им предпринять необходимые шаги для того, чтобы достигнуть максимального уровня. И они продолжили расширять свои музыкальные навыки. “Там, где мы с Джеймсом живём” – объясняет Ларс, “у нас есть в некотором роде репетиционное местечко в гараже. Мы по-прежнему гаражная группа. И мне нравится то, что я сам играю на своей ударной установке. Если у нас есть значительное время на отдых, мы по-прежнему берём уроки мастерства. Кёрк прямо сейчас берёт уроки, и в последнем большом перерыве мы тоже их брали. Я взял несколько продвинутых уроков по игре на ударных. Зачем прекращать учиться, если есть к чему стремиться?”

       “Если некоторым интересно, чем мы занимаемся, они могут провести с Металлика четыре дня в студии, и будут удивлены тому, насколько серьёзно мы всё это воспринимаем” – продолжает Ларс. “Кроме того, существует ещё одна сторона Металлика – когда мы находимся в турне, в таком духе: мы завершили запись альбома, у нас готовы тексты песен, всё это уже позади, мы будем играть эти песни каждую ночь следующие шесть месяцев и предстоит малоприятное удовольствие. Надеюсь, что прослушав наш новый альбом, люди станут воспринимать музыкальную сторону группы более серьёзно, нежели в прошлом”.

       Последнее утверждение является ключом к пониманию влияния Клиффа на Металлика. Развив образ мышления профессионального музыканта задолго до того, когда он на самом деле им стал, вы будете помнить образец его совершенного гитарного звука, который он сформировал ещё будучи в «Trauma» при помощи Чака Мартина – Клифф преобразовал методы работы Металлика, присоединившись к этой группе. Разумеется, Джеймс, Ларс и Дейв Мастейн написали большую часть материала до того, как был принят Клифф, однако лишь его пребывание в группе на протяжении более чем трёх лет послужило стимулом для остальных участников группы, чтобы улучшить свою игру с музыкальной и композиционной стороны, а также и в том, как они вели дела в группе.

       Ларс косвенно намекает на это: “Есть одна штука в отношении группы, которая собственно и объясняет, почему это работает – в группе четыре человека, которые очень сильно отличаются друг от друга и каждый имеет очень непохожий на других взгляд на вещи. Четыре значимых, уникальных личности. Что мы делаем – берём все наши различные влияния, идеи и особенности и как-то, где-то всё это смешивается в одно целое и так рождается музыка Металлика”.

       Ларсу нравилось придавать особое значение тому, что группа слушает множество различных видов музыки, от жёсткого хардкор-панка, на который их подсадил Клифф, до более мягких жанров. “Сейчас мы не такие ограниченные, какими были четыре года назад, слушая лишь «Motorhead», «Deep Purple», «Saxon», «Iron Maiden». Этим всё и ограничивалось. Сейчас я не думаю, что вы найдёте много людей, играющих такую экстремальную музыку, которую слушаем мы”.

       “Забавно” – говорит Ларс, “когда ты едешь с кем-то на машине, люди начинают извиняться за то, что крутят что-то кардинально отличающееся от музыки, которую мы пишем. Они не понимают, что мы слушаем музыку, которая разительно отличается как от того, что мы играем, так и от похожей музыки…это «R.E.M.», «The Cult», «Kate Bush». С другой стороны, это будет «Discharge», «GBH» и много других групп… «Sisters Of Mercy», «U2», «Eagles», «ZZ Top», «Queen», «Roxy Music», «Thin Lizzy», старые записи «Sabbath», «Iron Maiden». Даже «Rush»! Если вы бухаете целую ночь или что-то вроде того, можно поставить что-то более отвратительное, типа «Misfits». Иногда я могу послушать «Sade»”.

       Всё это говорит о больших изменениях в лагере Металлика. Теперь группа стала больше внимания уделять менее экстремальной музыке, стала больше интересоваться расширением своих музыкальных познаний и больше внимания уделять совершенствованию Металлика. В то время, как все четыре участника группы взрослели, и в конце концов становились зрелыми личностями, не самое легкое занятие, когда приходится взрослеть в свете всеобщего внимания, Клифф оставил свой характер без изменений в большей степени, чем любой из остальных участников группы.

       Джен Бёртон постаралась описать эту особенность в позднем интервью. “Он никогда не считал себя звездой” – говорит мама Клиффа. “Он сказал: ‘Я всего лишь хороший музыкант, но я не звезда’. Он был звездой, но никогда так себя не позиционировал… “Нет на свете никого, кто бы так же гордился своим сыном ...но такой человек, как он, несмотря на успех Металлика, никогда не менялся, поэтому мы ещё больше им гордимся. Он всегда говорил ‘мама и папа, спасибо за всё: спасибо за вашу поддержку в течение всех этих лет’. Он никогда не зазнавался”.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!