Эстетические проблемы авторедактирования у Ахматовой



Творческая мастерская Анны Ахматовой для исследователей её поэзии во многом остаётся закрытой по нескольким причинам.

Первая из них связана с индивидуальной особенностью ахматовского творчества – она, как правило, записывала уже сложившийся текст, так что черновых набросков, отражающих его возникновение, было мало – сохранились в основном свидетельства отделки и доработки. В. А. Черных отмечает: «Известно, что Ахматова не принадлежала к числу тех поэтов, которые сочиняют стихи с карандашом в руках. Её автографы (в отличие, например, от черновых автографов Пушкина, на изучении которых воспитано несколько поколений советских текстологов) никогда не отражают всего творческого процесса. Ранние его этапы остаются незафиксированными» [661, с. 353].

Вторая и наиболее известная причина трудности разговора о протекании творческого процесса у Ахматовой – утрата не только черновых автографов, но и некоторых беловых. Это результат особенностей эпохи в целом и биографии поэта в частности. Аресты близких людей сопровождались обысками, свобода самой Ахматовой не раз «висела на волоске». В этих условиях любое неосторожное и даже осторожное слово могло быть истолковано как доказательство неблагонадёжности, и Ахматова была вынуждена свои стихи прятать или уничтожать. Невозможность печататься иногда приводила к тому, что произведения, казавшиеся законченными, получали новые и новые варианты. В отношении «Поэмы без Героя», много раз подвергавшейся переделкам и сохранившейся в разных авторских редакциях у разных её хранителей, возникла отдельная литературоведческая проблема, разрешению которой посвящена уникальная книга Н. И. Крайневой, где собраны все известные варианты текста [699]. Другим произведениям повезло гораздо менее, некоторые были просто утрачены.

После ХХ съезда КПСС (1956 г.), во времена хрущёвской оттепели, положение Ахматовой несколько улучшилось, круг общения расширился. К ней стали возвращаться некоторые рукописи, отданные друзьям на хранение. Отдельные стихотворения, автором забытые, оказывались сбережёнными в устной традиции. Об этом сохранились записи её собеседников той поры.

В 1963 году, когда возникла возможность издания однотомника, более или менее полно отражающего творческий путь Ахматовой, она попросила Л. К. Чуковскую заняться его составлением [668, с. 109]. В «Записках» Чуковской, по её собственному признанию, этот процесс не отражён подробно: она предпочла само дело его детальной фиксации. Работа была трудной: «В журнале стихотворение печаталось так, в сборнике этак; иногда перемены продиктованы редактором, цензором, иногда – Музой. В разные годы цензура запрещала разное: то ничего божественного, то ничего мрачного, то ничего о прошлом, то ничего о 37-м, то – никаких архаических слов. В угоду цензуре, для спасения стихов, даты тоже, случалось, ставились от публикации к публикации разные» [668, с. 144].

При составлении однотомника (будущего «Бега времени») для Ахматовой и Чуковской главная проблема состояла в том, чтобы дать читателям по возможности полное и адекватное представление о творческом пути поэта, но попытаться избежать возможных цензурных придирок. Включение или исключение некоторых стихотворений не всегда получало в записях Чуковской развёрнутую аргументацию.

Тем больший интерес представляет судьба никогда до этого не печатавшегося стихотворения «О, знала ль я, когда в одежде белой…», которое сама Ахматова тогда назвала плохим, но всё же решила внести в состав раздела «Anno Domini» с датой 1925. Двадцатые годы – пора, когда она со всех сторон слышала призывы измениться, идти в ногу со временем, и когда трагизм наступившей эпохи был отчётливо ясен. Стихотворение не могло послужить доказательством, что поэт вступает на путь перемен. Но негативная авторская оценка имела чисто эстетический характер: «Оно плохое, потому что симметричное. В искусстве должна торжествовать асимметрия. Симметрия скучна» [668, с.146].

Сборник «Бег времени» вышел в свет после долгих мытарств в 1965 году. Из него было исключено множество стихов, «Реквием» и две части «Поэмы без героя». Та же участь постигла и стихотворение «О, знала ль я, когда в одежде белой…» – оно было напечатано только в 1967 году в журнале «Литературная Грузия» и затем вошло в состав сборника «Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы», составленного Жирмунским и увидевшего свет в 1977 году. Текст был воспроизведён в том виде, в каком записан Чуковской, по рукописи «Бега времени», и с тех пор именно так перепечатывается во всех изданиях.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!