РАЗДЕЛ 3. КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПОЭЗИИ АХМАТОВОЙ



Классицизм как литературное направление и как

«большой стиль»

Классицизм как литературное направление имеет ещё менее определённые очертания, чем романтизм, которому он предшествовал. Отчасти это связано с более протяжённым временным отрезком, на котором располагаются относящиеся к этому понятию явления. Даже время и место его возникновения и формирования (Италия конца XVI века или Франция XVII?) – уже требуют уточнения некоторых характеристик. А активизация классицизма в конце XVIII века, его нежелание исчезнуть в XIX-ом и упрямое возвращение в ХХ-ом поднимают множество вопросов, касающихся, с одной стороны, его сущности, воспринимаемой по-прежнему как некая константная ориентация на известные античные образцы, а с другой – способности к активному присутствию в современном литературном процессе, которое невозможно без определённого динамического потенциала.

Кроме того, «образцовость» классицизма, ориентированность на эстетические идеалы, сформированные античностью, теоретически предполагает незыблемость этих идеалов, в то время как на деле они складывались на протяжении многих столетий и имели многообразные варианты воплощений. Те, кого теперь принято называть представителями классицизма, не пользовались этим термином – он был введён романтиками, которые у них многому научились [350, с. 147–148].

Вячеслав Иванов так характеризовал «соприкосновение русской души с духовною жизнью Запада»: «Варвары по преимуществу, мы учимся из всего, что возникает там существенно-нового, не столько этому новому, сколько через его призму всей культуре. Так, в XV и XVI веках, по древностям позднего Рима учились варвары не тому, что позднеримское, но античности вообще, какому-то отвлеченному и никогда не существовавшему в действительности греко-римскому классицизму. Оттого в их представлении Гомер был сопоставлен с Вергилием, и Стаций с Орфеем» [247, с. 71].

Искусство классицизма в ряде европейских стран считается «классикой», поскольку время его утверждения в национальных литературах совпадает не только с активным развитием литературной теории, но и, главное, с появлением тех авторов и их произведений, которым было суждено заложить основы этих литератур в Новое время. Таким образом, классицисты сами создавали образцы, воздействие которых на дальнейший ход литературного процесса трудно переоценить. Отсюда неизбежно возникновение двусмысленности при употреблении выражения «классическое искусство»: это искусство, ориентированное, как полагалось в эпоху классицизма, на античные образцы, или же, наоборот, искусство, на которое предлагается ориентироваться современным художникам. И, разумеется, классическим теперь принято называть и искусство, которое своими традициями опирается на любое литературное направление в его лучших воплощениях. 

Конечно, различие между прилагательными классический и классицистический (стили) позволяет избегать путаницы, но не всегда. Очертания этих понятий неизбежно расплываются, и вывод, сделанный И. Ю. Подгаецкой с позиций современной теории, выглядит вполне закономерным: «Классический стиль это та мера, которой суждено в дальнейшем служить ориентиром (а не нормой) стилевого движения национальной литературы» [477, с. 46].

Кроме того, романтическое направление, формировавшееся во многом именно через отрицание канонов классицизма, всё же усвоило многие его свойства. «Классицизм не только помогает романтикам выработать и конституировать свою художественную систему, служа для них объектом критики, но и остается фундаментальной традицией, важной для многих выдающихся романтиков, например для Байрона» [297, с. 5–28].

Поэтому в нашем исследовании, несмотря на изложенные трудности, невозможно обойтись без уточнения хотя бы некоторых черт, связывающих или разделяющих эти явления. Это особенно актуально в свете той ценностной характеристики, которую дал эстетике классического искусства М. Каган: «Временной (исторический) аспект Модернизма <…> состоит в противопоставлении себя прошлому, а значит в отказе от следования тем принципам, которые лежали в основании “классики”, став в силу этого “традицией”; для Модернизма эту позицию можно считать системообразующей. К сказанному следует лишь добавить, что личностное сознание, которое отвергло традиционное представление о неких имперсональных нормах вкуса, восходящих к античному пониманию красоты как гармонии, выросшую из того же исторического корня идею единства “истины, добра и красоты”, и имевшее тот же генезис представление об имманентности искусству эстетических качеств, освобождало личность от всех ограничивающих её свободу эстетических и художественных, а затем и нравственных норм» [256, с. 503]. Хотя это высказывание не во всём может быть признано справедливым по отношению к тем конкретным поэтам, кого в разное время причисляли к модернистам, для нас здесь важна связь между принципами классицизма, ориентированного на античные традиции, и свойствами классического искусства в общеевропейском масштабе. Закономерно, что К. В. Мочульский о классицизме в поэзии ХХ века говорил серьёзно и с уважением [415; 621]. Современные исследователи соглашаются, что классическая картина мира связана с «пониманием бытия как единого, упорядоченного имеющего смысл, а человека – как сущностно и органически причастного к этому бытию» [634, с. 22, см также 613; 616; 632; 633 и др.]

Общие для широко понимаемого направления этические и эстетические установки были непосредственно связаны с литературными традициями, которые оказались намного прочнее жёстко заданных канонов. «Наступление романтической эпохи, казалось, уничтожило классицистическую теорию литературы: уже к началу XIX века между тем, «как пишут», и тем, «как надо писать», был большой зазор, и прескриптивная поэтика навсегда отделилась от дескриптивной <…>. Но это не лишило её права на существование» [483, с.283]. Будем придерживаться конкретных явлений в их исторической обусловленности и обращать внимание на те черты поэзии Ахматовой, которые принято считать присущими данному направлению. Индуктивный подход бывает результативным именно потому, что позволяет не упускать фактов, которые метод дедукции склонен игнорировать. Итак, классицизм и классичность нами рассматриваются в отношении к поэзии Ахматовой как явления различные, но связанные многими коренными свойствами.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!