Рассказ-пояснение к художественному произведению, к картине, серии иллюстраций.



. Рассказ-пояснение к художественному произведению дается обычно перед чтением, во вступительной беседе. Цель этого рас-.сказа-—ввести в мир, изображенный писателем, подготовить вни-мание детей, пробудить интерес к книге.

Содержанием рассказа может быть упоминание имени писа-теля и его произведений, которые были прочитаны детям преж-де, сообщение о некоторых особенностях творчества писателя (любимые темы, излюбленный жанр), о его выдающнхся личных качествах (бывший участник Великой Отечественной войны, ге-рой или ученый-исследователь и т. п.), подведеиие к сути произ-ведения, которое дети сейчас услышат. (...)

Рассказ-пояснение к серии иллюстраций создается по тем же законам, что и обычный сюжетный рассказ. К каждой иллюст-рации дается достаточно полное и логически завершенное повест-вование, служащее эпизодом в общей цепи иллюстраций-ообытий. Важён подбор иллюстраций, строгая последовательность их рас-смотрения.

При этом можно следовать индуктивным путем: от рассмот-рения частных фактов и явлений переходить к обобщению, уста-новлению общих черт. (...)

Рассказ близко к тексту

Рассказ близко к тексту, в отличие от художественного чте-ния, приемлем в том случае, когда произведение велико по объе-му, а у воспитателя нет возможности (отсутствие времени) под-готовиться к дословному пересказу ело.

Сложность этого вида рассказа состоит в том, что передать содержание надо не только не искажая смысла и сюжета, но и соблюдая стиль произведения. Для этого исполнителю-рассказ-•чику надо хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), :не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру.

146

Так, в сказке, создававшейся устно, книжные или очень оов-ременные слова и стилистические обороты будут чуждыми, фаль-шиво звучащими.

Для того чтобы не допускать ошибок подобного рода, надо всегда внимательно вчитываться в текст не только того произвё-дения, которое воспитатель намерен рассказать, но и множества других произведений этого жанра или того же автора. Ведь у каждого писателя свой, неповторимый стиль, почерк.

Подготовка рассказа близко к тексту включает идейно-худо-жественный анализ произведения так же, как и при подготовке к художественному чтению (идея, система художественных обра-зов, сюжет, композиция, язык).

После этого воспитатель составляет композиционно-сюжет-ный план рассказа. Затем несколько раз перечитывает текст про-изведения и пытается произнести рассказ вслух, руководствуясь ранее составленным планом. Воспитатель все время следит за стилем изложения, вносит поправки и изменения, если это не-обходимо.

Рассказ в сокращении

Знакомя детей с жизнью посредством художественных про-изведений, воспитатель акцентирует внимание дошкольников на моментах познавательного или воспитательного характера. В за-висимости от поставленной цели воспитатель может рассказать ие все произведение полностью, а отдельные эпизоды, сцены, картины.

Изолированные, взятые из текста, сцены могут быть непонят-ны для детей. В этих случаях воспитатель вводит их в сущность произведения, сокращает рассказ в той части, которая не имеет прямого отношения к цели самого рассказчика и цели занятия.

Например, желая возбудить у детей чувство гуманности, бе-режного отношения ко всему живому, воспитатель при передаче рассказа Л. Н. Толстого «Птичка» может опустить описание уст-ройства западни-ловушки для птички, но сохраняет подробное описание отношений матери и ребенка к птичке, описание гибели птички и глубоких переживаний мальчика — виновника этой гибели.

Работа по сокращению текста выполняется предварительно, дети об этом знать не должны.

Для них рассказ воспитателя — цельное произведение.

Подводя детей к восприятию рассказа, воспитатель называет его тсму, кратко передаст фабулу, отдельными штрихами харак-теризует действующих лиц.

Дошкольники с трудом воспринимают пространные, статич-ные описания. Поэтому такие места в рассказе лучше передать кратко. <

147

В этой же части рассказа, которая намечена. к детальному раскрытию,- не должнен быть случайных пропусков, заминок, 

Поэтому воспитателю накануне занятия надо несколько раз воспроизвести вслух или про себя текст рассказа, проследить за его стройностью, композиционной завершенностью. 

 Рассказ с изменением, лица рассказчика

Этот вид рассказа используется воспитателем при сообщении
научно-популярных сведений, когда ..нужно, ' не меняя 'явления,
просто и. увлекательно рассказать о нем. :    

В этих случаях рассказ от первого- лиц-а (мемуары, интервью,
репортажи). если он насыщен сггециальными терминамй, целесо-
образно заменить повествованием в 3-м лице. Это позвблит вос-
пнтателю вносить в повеетвование пояснения, подробности, вво-
дить диалоги.; .                                

Иногда интересный рассказ о чем-либо в 3-м лице• целесо-
образно передать от 1-го лица, т. е. сделать рассказчиком героя
событий.            

Советский писатель С. А. Антонов замечает: «Персонаж рас-сказчика... оставляет впечатление непринужденности и правдо-подобия... Психологической особенностью рассказов, написанных с точки зрения персонажа, является то, что читатель как бы .пре-вращается в этот персонаж, думает и видит все так же, как ду-мает и видит этот персонаж6.

Эти суждения верны в отношении взрослого читателя, а в от-мошении детей верны вдвойне. Ребенок отличается подражатель-ностыоью и богатым воображением, поэтому художественное слово оказывает на него более глубокое воздействие, чем;на взрослого.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!