Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в нее сюжета



Дети ныслят образно. «Образмое мышление, — пишет психо-лог В. С. Мухина, — в максимальной степени соответствует ус-ловиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, кото-рые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении' с окруноющими. Именно поэтому дошкольный воз-раст наиболёе сензитивен (чувствйтелен, — А. Н.) к обучению, опирающемуся на образы... образное мышление необходимо для всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие»7.

Именно образный характер мышления ребенка-дошкольника обязывает воспитателя облекать научный материал в живую, об-разную 'повествовательную форму, вводить сюжет в деловой очерк, научно-познавательную статью.

6 Антонов С, П. Я чита.ю рассказ. М., 1973. С. 10.

7 Мухина В, С, Психоддгия дошкольника. М.: Просвещение. 1975, с. 214—215,

148

Ввести в научно-познавательную статью сюжет ^-значит ввести действующее лицо, персонаж, глазами которого восприни-маются объект, события, или ввести несколько действующих лиц, один из которых повествует, а другие слушают, задают вопросы, иногда спорят.

По такому принципу созданы книги С. Михалкова «Разговор с сыном» и С. Маршака «Быль-небылица».

Импровизированный рассказ

Импровизация—слово латинское, в переводе на русский язык означает — непредвиденно, внезапно.

Импровизация — это создание художественного произведения (стихи, музыка и т.п.) в момент исполнения, без предварительной подготовки.

Этот вид рассказа самый трудный, он требует очень быстрой реакции на событие и высокой культуры речи, так как мысли офор-мляются в стройный рассказ тут же, в момент их возникновения.

В рассказе «Скучная история» А. П. Чехов устами своего ге-роя говорит о сложности импровизированной речи: «Каждую ми-нуту я должен... выхватывать из этого громадного материала са- мое важное и нужное и также быстро, как течет моя речь, обле-кать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна.., чтобы речь моя была литературна... фраза возможно проста и красива»8.

Импровизированный рассказ, как правило, очень эмоциона-лен, он возникает обычно в связи с чем-то приятным, радостным -или, напротив с поступком или поведением, вызывающим всеоб-щее возмущение, порицание.

Эмоциональность и образность импровизированного рассказа волнует детей, захватывает, будоражит сознание, побуждает к активному действию. Поэтому воспитателю нельзя отказываться от импровизированного рассказа. Главное — искренне и живо от-кликнуться на событие, а мастерство со временем придет.

На первое время воспитатель может вспомнить или переска-зать произведение автора, отражающего аналюгичную ситуацию. Со временем, учась у писателей-классиков и современных масте-ров художественного рассказа, он овладевает умением импро-визировать.

Рассказ-образец при обучении детей рассказыванию

Обучение детей рассказыванию — это практическое подве-дение их к сознанию того, что человеческая речь дискретна (со-стоит из отдельных составляющих ее единиц —слов, фраз) и ли-нейна (каждое новое слово следует за предыдущим и каждая

8 Чехов А. П. Избр. произведения: в 2-х тт, Л., 1960, Т. 1. С. 658—659.
                                    149

новая фраза — за предыдущей фразой в определенной логической последовательности). .

Связная монологическая речь — это произвольная, предмет-ная речь: говорящий выбирает языковые средства — слова и грам-матические (синтаксические) конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства (отношение) к пред-мету повествования.

Обучение детей рассказыванию — это, следовательно форми-рование логики мышления (установление причинно-следственных связей) и воспитание чувств.

Ступенью, подводящей ребенка к рассказыванию, является диалог, беседа. Отвечая иа вопросы взрослого, ребенок заимст-вует структуру фразы учится задавать вопросы самому себе, а эта способность в процессе рассказывания обеспечит непрерыв-ность повествования, позволит соблюдать логику мысли, когда суждения непросто следуют одно за другим, а вытекают одно из другого. Вот почему рассказыванию обычно предшествует беседа в процессе наблюдения детьми объектов или явлений.

В практике детского сада используются разнообразные виды обучающего рассказывания (по восприятию, по памяти, по во-ображению (творческое). Каждый из них способствует развитию определенных речевых навыков.

Поскольку дети усваивают язык по подражанию, к каждому из обучающих видов рассказывания воспитатель готовит рассказ-образец и демонстрирует его на первых 2—3 занятиях.

В результате прослушивания рассказа-образца дети получа-ют конкретное представление (остенсивное определение) о рас-сказе и пользуются им как эталоном.

Чтобы грамотно составить рассказ-образец, воспитатель дол-

жен в первую очередь уяснить для себя, какую языковую задачу

будут решать дети, упражняясь в данном виде рассказывания.

Языковая задача определит объем рассказа-образца, его со-

держание и сюжет, словарный состав, стиль повествования.

Сопоставив языковые задачи всех видов обучающего рас-сказывания, воспитатель имеет возможность самостоятельно оп-ределить степень сложности, специфику и преимущества каждого из них, а это позволит ему вести работу по развитию связной ре-чи детей последовательно и вполне осознанно.

Рассмотрим каждый вид рассказывания в отдельности.

Рассказывание по восприятию

Рассказывание по восприятию— это составление рассказа об
игрушке (предмете, растении), по содержанию картины (сначала
предметной, а затем и сюжетной) и пересказ литературного про-
изведения.                                                       

-150

На первый взгляд все виды рассказов кажутся разными, но

-их объединяет одно общее свойство — нёпосредственное восприя-тие. Только в одном случае это зрительное и кожно-мышечное восприятие объемной образной игрушки или другого предмета («Кукла Зоя», «Наш плюшевый мишка», «Музыкальный волчок»,

•«Карусель для кукол» и т.-п.), в другом — зрительное воспрйятие плоскостного изображения (отражения) реального мира (картины в соответствии с программой ознакомления с окружающим), в третьем — слуховое ' восприятие образного словесного отражения мира (небольшие по объему народные сказки и рассказы пи-сателей).

Психологически самым сложным для ребенка-дощкольника ' кажется пёресказ литературного произведения (слуховое вос-приятие),' самым легким —рассказ об йгрушке (зрительное и кожно-мышечное восприятие). Но не надо забывать, что у рёбен-ка господствующей является непроизвольная память. В группе всегда есть дети, способные воспроизвести текст художественного произведения почти дословно после первого его прочтения воспи-тателем.

Лингвистические, языковые задачи не всегда или не вполне совпадают по сложности с другими психологическими задачами.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!