Образец, как средство обученйя связной речи



Йспользование рассказа воспитателя как образца, которому в тех или иных педагогических целях и своеобразных формах будут следовать дети, должно найти свое место в обучении родному языку.

К. Д. Ушинскйн в «Родном слове» разрабатывает целую си-стему применения образца в целях развития описателъной речи,. а также развития умения последовательно рассказывать о дейст-виях из своего личного опыта.

От простого воспроизведения короткой народной сказки или статьи к самостоятельному суждению о той или иной наглядно выраженной идее ведет Ушинский развивающую речь детей.

Л. Н. Толстой в своей практической деятельности успешно применял образец, данный в виде начала для творческих сочине-ний учащихся, наглядно показывая им процесс творчества, по-степенное раскрытие идеи в живых образцах и действиях, что всегда было для детей большой воздействующей силой.

В теории дошкольного воспитания, в работах Е. И. Тихеевой мы также находим прямые указания на педагогическое значение использования образца в рассказывании детей, что подтвержда-ется целым рядом примеров, иллюстрирующих правильность это-го гтоложения.

В опытной работе, проводимой нами в детских садах, мы попытались показать некоторые формы применения образца в обучении детей рассказыванию и обосновать педагогическое зна-чение каждой нз этих форм. Кроме того, анализ проведенной ра-боты дал нам возможность уточнить требования, предъявляемые к разного вида образцам.

Пересказ (воспроизведение литературного образца)

Пересказ литературного текста является одним из видов детского рассказывания. Здесь в прямом следовании образцу уп-ражняется связная речь детей. Пересказ учит связной и художе-ственной передаче текста, что часто составляет первый шаг к са-мостоятельному рассказу. В раннем возрасте, ребенок 2—3 лет воспроизводит слова короткой сказки нли песенки, слышанной нм от взрослых. Мать или бабушка поощряют попытки ребенка, радуясь его успехам, повторяя сказку, в целях лучшего ее за-

поминания.

Пересказывание литературных текстов в старшей группе дет-ского сада, протекающее в условиях обучения, является одним из ценных средств, развивающих связную речь детен, ее последова-тельность, логичность, выразительность и т. д.

Психологически пересказ — сложная деятельность в кото-рой активно участвует мысль, воображение и память ребенка. Педагогическое значение пересказа велико. При запоминании и воснроизведении углубляется понимание и осмысливание деть-

156

ми литературных текстов. Вырабатывается умение слушать и пе-редавать в определенной последовательности содержание про-слушанного.

При пересказе упражняется и обогащается речь детей, совер-шенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, интонаций, ясность произношения. Значение пересказов вы-соко оценивалось классической педагогикой (Ушинский, Толстой). В практике дошкольных учреждений пересказ еще не занимаёт должного места. Воспитателя часто затрудняет подбор литера-турного материала и методика активного руководства переска-зыванием.

Проведенная нами работа имела целью уточнить требова-ния, предъявляемые к литературным образцам, отбираемым для пересказа детьми старшего дошкольного возраста, показать, как тексты разного характера и разного литературного достоинства воспроизводятся детьми, и какое влияние оказывают они на речь детей.

В начале работы мы выбрали для пересказывания тексты с простым занимательным сюжетом, с очень четкой логической последовательностью действий, легко запоминавшиеся детьми. (...)

Литературные тексты, содержащие интересующие детей со-бытия и раскрывающие их в живом изложении, легче воспроиз-водятся детьми. Слова, создающие рбраз, запоминаются скорее. Но прежде чем предлагать ребенку для пересказа текст, требую-щий от него большого напряжения в восприятии, осмысливании переживаний героев, запоминания сюжета, выраженного в ряде эпизодов, — следует на простейших, логически последовательных литёратурных образцах, изложенных кратко и лаконично, корот-ких народных сказках и рассказах, помочь ребенку научиться внимательно слушать и воспроизводить текст в нужной смысло-вой и словесной последовательности. На простейших образцах ре-бенок осознает предъявляемые к нему требования, справляется с поставленной перед ним задачей, осознает ее и в дальнейшем иначе слушает, стрёмясь вникнуть и запомнить предложенный рассказ.

Подведем некоторые итоги.

Литературные образцы, предлагаемые для пересказа, должны быть проникнуты идейным содержанием.

Важно, чтобы рассказы были понятны детям не только сво-им общим смыслом, но и в деталях.

Сюжетное содержание должно заинтересовать детей, выз-вать образные представления, знакомые ребенку.

Язык текста должен быть выразительным и не загроможден-ным излишними подробностями, приближаться к разговорной ре-чи. Большое значение имеет простота структуры фраз.

157


Излишняя сухость изложения является отрицательной, так,.как эмоциональность в восприятии имеет большое значение.

Описательные рассказы без действенной фабульг трудн&Г для де.тского, запоминания. 

В начале работы    по пересказыванию воспитателъ может
удовлетвориться верной и последовательной передачей основных
событий, постепенно; добиваясь более подробного, :точкого и жи-
вого .изложевдя, надравленного -к слушателям. Педагог! "шстепён-
но повыша.ет требоваиия^ к полноте пересказа и- его" вьгразитель-
ности, прдемами активного руководетва во время расЬказывания;
он обучает детей рассказывать четко, уверенно и выразйтёльйо
с больцюй полнотой, воспрризвддейня' .образца. Юднатдо воепита-
тель пе должен з.амёнять. персказывалие заучи»ашем -наизусть
литёратурных текс.тов,, пно учитывая своеобразие -'детской- переда-
Чй, Отражающри особенности восприятия и ] опыта ребенка, должен
всемёрно способствовать. развитию ,в детях умений более качест-
венного воспроизведения.                                         

Образец, данный в виде рассказа воспитателя
               о впечатлениях из его личного опыта.

Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним
из простейших и ценных видов применения образца в рассказы -
вани из личного опыта. Он повышает интерес детей. к„ р.асска-
зыванию и помогает им приобрести целый ряд практических уме-
ний в этой деятельности.             
: Такой рассказ "всегда эмоционально воспринимается детьми,
так как он связан с личностью, близкой дётям и. представляющей
для 'них большой авторитет. 06 этом уже указывала Е. И. Тихе-
ева в своей книге «Разъ'нтие речи дошкольника».

Однако рассказ воспитатёля не всегда находит 'нужное применение; в руководстве детским рассказыванием, и его значение часто недооценивается. Кроме того, недостаточно ясно очерчен круг требований прёдъявляемых к рассказу, что естественно затрудняет воспитателя "в применении того или иного рассказа в ка-честве образца. Поэтому в практической работе с детьми рассказ педагога из личной жизни используется мало, тогда как он мог бы с успехом применяться для развития детских умений в рассказывания ;и повышёния интёреса и активности детей. (...)

Проведение ряда занятйй дало нам возможность уточнить, осуществление каких педагогических цёлей способствует образец, данный в виде рассказа воспитателя о впечатлениях из его лич-ного опыта. :

Во-первых, рассказ-ббразец живым ярким содержанием показывает детям, как путем слова можио передавать д'ругим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. ::-

158


;0бразец показывает пример замысла речи, повышает детский интерес к рассказыванию и дает направление мысли ребенка

 К конкретным фактам его жизненного опыта, которые могут явиться основой для его самостоятельного рассказа. Этим самым об-разец способствует развитию замысла в детском рассказе.

У детей возникает желание подёлиться впечатлениями о со-бытиях своей жизни, рассказать о них слушателям. Ребенок на-чинает практически осознавать социальное значение речи.

; Во-вторых, образец помогает ребенку научиться строить свой рассказ. Построение рассказа воспитателя оказывает свое положительное влияние на построениё детского рассказа.

В-третьих, язык рассказа образца, характерные слова и обо-

.роты живого устного повествования, обладающего известной изо-

.бразительностыо описаний, последовательность изложения так-же оказывают влияние на язык детскнх рассказов и в известной степени осваиваются ими. :

Эти выводы дают нам возможность определить требования,

•предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта. Суммируем их:

1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен ка-

кой-либо конкретный факт или событие, находящиеся в соответ-

ствии с нужной идейной направленностью детского сада, пред/

ставляющие для детей интерес и близкие их жизненному опыту.

В выборе содержания воспйтательную сторону важно учи-

тывать еще потому, что рассказ педагога направляет мысли де-

1 тей аналогичным событиям из их опыта и углубляет связанные

с НИМИ ЭМОЦИИ.

2; В рассказе должна быть четкая последовательность изло-жения. Не следует допускать отступлений от основной сюжетной линии, отвлечений, возврата к началу.

В начале рассказа дается заявка, заинтересовывающая де-тей, затем следует нарастание действий.

После момента наиболъшего напряжения (само событие) рассказ должен завершаться быстрой и ясной развязкой.

3. Язык рассказа следует по возможности приблизить к раз-говорной речи. Он должен быть понятным, кратким, но не схема-

•тичным, т. е. обладать известной живостью и образностью. В рас-сказе-образце не должно быть длинных растянутых фраз. Образ-ность и живость языка рассказа воспитателя усиливают эмоцио-нальность восприятия, активизируют мысль и влияют на вырази-тельность детской речи.

Образец в виде рассказа воспитателя может быть успешно
применен и с целью развития у ребенка умения пользоваться опи-
-речью,                                

159


 


Умение описать –наблюдаемое явление представляет дл'я де-тей значительную. трудноеть, несмотря на-;то что ребенок в в оз-расте ;6—7: лет- уже. ;обдадаег достаточным-'запасом слов' для выражения своих . мыелей- и; легко- -строит: неболыииё фразы: Дл'я него трудно., сосредоточить: -внимание: на. опйсываемом явлёнии и выразить свои впечатлеуия ,в слове

Рассказ воспитателя, -давая об'разец опйсатёльной рёчи, по-могает ребенку пра;ктически- 'осознать поставленнную перед Ним задачу — овладеть умением более полного и течй'бго опйсания. (...)

Образец, данный в внде начала рассказа, ; который продолжают дети,

Продолжение; детьми расеказа,-начатого'воегштателём, :явля-.ется одним из увлекат.ельйых видов пркменения образца в д'ёт-ском раесказыванич

Рассказ, начатый воспитателем, н0: неокончённый, предлага-
ется детям дл-я творческоро дродояжения. Этот, грассказ также
является образцом, на который будут ;.опи'раться ,дети в своем
рассказывании.           

Данный прием указывается в методическ^й литературе по

современной методик.е. обучения связной.речи^в-иачальной- школе

(в рабртах Н, Канонцкина, Н. Щербаковой, А. Воскре,сенской и

:М. Закожурннковой), педагогическая, цель этого вида рассказы-

йания заключается в т-ом„ что -рассказ воспитателя, ,включающий

завязку и дающий ,пути р.азвития сюьжета, практически помогает

ребенку-в дальнейшем развитии творческой-мысли,  

В практике наших детских садов этот вид; рассказывания

затрудняет педа.гога и имеет мадое црименение, так как круг

требований, цредъявляемых к дачалу. раесказа, предназначенного

для продолжения его детьми дошкольцого возраста, в имеющейся

. литературе недоетаточно четок

В опытной работе с детьми старшей группы мы пытались про-
следить, как на основе воспринятого замысла^ данного воспита-
телем в образце, развиваетея детский рассказ и конкретизируются
требования, предъявляемые к началу рассказа, предназначенного
для.прододжения., .                             

Перед воспитателем ставится творческая задача. Он намечает основное содержание рассказа, заинтересовывающее детей, зна-комит слушателей с героем, обстановкой, в которой праисходят те или иные действия и намечае-т лути их дальнейшего развития. Воспитатель рассказывает о событиях, которые ;ли-шь частично развертываются в начале рассказа и переводит детей из положе-ния слушающих раесказ на положение создающих его. Рассказ, начатый воспитателем, обрывается, а что будет .дадьше .должаы


придумать сами дёти, т. е. развйть сюжетный замысел рассказа
и довести еГодб логическогоконца, (...)                            

Безусловно, начало рассказа, придуманное воспнтателем, бу-дет находиться на совершенно ином уровне художеётвенного ма-стерства, но сам путь вовлечения детей в творческвй процесс построен'на верных педагог.ических и пскхологических обоснова--ниях и содержих .многр, поучительных для разработки методиче-ских приемов активного руководства детским рассказыванием. Е. И. Тихева в работе «Развитие речр дошкольника» приводит прймер ^гз воспоминаний матери о маленьком Гете, который со страстностью относился к доканчиванию рассказов ею начатых. Е. И: Тихеева пишет: «Конечно, не все дети реагируют на подоб-ное задание с гениальностью Гете, но все очень любят подобные работьг»1. И вывод этот весьма справедлив.

К. С. Станиславский в главе «Воображение» из книги «Ма-стерство аКтера»" так характ&ризует некоторые особенности во-ображения: «Есть воображение с иницнативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет ра-ботать настойчиво, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжают самостоятельно развивать подсказанное»2 в этих слювах есть правда, применимая в какой-то степени и к рассказыванию детей. Детское воображение нужно развивать. Начало раесказа дает направление творческому вооб-ражению ребенка.'Облегчает ему развивать сюжетную линию, од-чювременно являясь образцюм и для словесного подражания.

Е. И. Тихеева, придавая большое значение этому виду рас-сказывания, далеё пишет: «Очень желательно, давать такое на-чало, которое представляло бы простор воображению детей раз-ветвляться в разных, часто противоположных направлениях». Эти ценные указания учитывались нами при придумывании на-чала рассказа, предлагаемого детям для продолжения. (...)

Суммируем наиболее существённые требования, предъявляе-мые образцу, данному в виде начала рассказа.

1. Идейное содержание рассказа должно находиться в соот-вётствии с целями коммунистического воспитания.

2. Необходимо, чтобы круг представлений, затрагиваемых в рассказе, был близок детям и чтобы их внимание могло свободно направляться по творческой линии. Стерлшевым содержанием рассказа должно быть какое-либо намечающееся событие ши приключение, доступноё детскому пониманию и близкое их ин-тересам.

1 Тихеева Е. И. Развцтие речи дошкольника. М.: Учпедгиз, 1973. С. 53.

2 Станиславский К. С. Работа над собой. М.: Художественная лит-ра,
1938. С. 118.    •'•••.'••      

161 


3. В начале рассказа, 'придуманном воспитателем ДоДЖНа быть дана четкая завязка, привлекающая интерес детей, и на-мечаетея дальнейшее развитие сюжета. Необходимо, чтобы былр намечено несколько-путей развития замысла — этим предостав-ляе-тся большая для проявлеяия'еамостоятельности и повы'шения интереса к рассказываиию других детей и собственному решению вопроса. В противном случае, начало может вызвать однообраз-ное в продолжении, что снизит интерес детей.

4. Начало вводит слушателей в обстановку совершаемых дей-ствий, дает им воз.можность освоиться с героем, определить свое отношение к иему. Оно не должно быть сухим и схематичнь>ш. Простой и краткий язык рассказа дюлжен обладать извеетной живостью и изобразительностью, оказывая влияние на стиль из-ложения, ясность и выразительность языка детей.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!