Применение вопросов в рассказывании творческого характера



Руководство творческим рассказывание детей является воп-росом, нанменее разработанным в теории и представляющим для воспитателя наибольшую трудность. В практике дошкольных уч-реждений придумывание детьми рассказов занимает ничтожное меето, носит случайный характер и не включаетея в план педаго-гической работы, несмотря на то, что данный вид рассказывания обладает самостоятёльной педагогической ценностью.

Придумывание рассказов детьми развивает их творческие способности, умение не только рассказывать о каких-либо фак-тах и событиях, но и самим создать их, выразить в слове. До-школьная методическая литература по руководству творческим рассказыванием ограничивается лишь немногими указаниями в работах Е. И. Тихеевой и Е. А. Флериной. В детских садах и до-школьных педагогических кабинетах нам также не удалось об-наружить материалов, отражающих практический опыт по руко-водству творческим рассказыванием детей, что дает основание предполагать, что этот вид рассказывания в большинстве случаев остается вне педагогического влияния.

Вспомогательные вопросы являются одним из приемов ак-тивного руководства детским творческим рассказыванием облег-чающим решение творческой эадачи, стоящей перед ребенком, и влияющим на связанность и выразительность языка рассказа. (...)

Общее назначение вопросов — помочь ребенку последователь-нее и полнее раскрыть свой творческий замысел и выразить его в более живой и выразительной речи, — это во-первых.

Во-вторых, язык детских рассказов, благодаря воздействию вопросов, обогатился введением слов, рисующих образ. Появились описания места действий, внешнего вида щенка, условий, пр.и которых он был найден и т. д.

Рассказы обогатились также прямой речью, сравнениями, показом жизненных деталей, которые придают большую живость и выразительность рассказу.

Больше стал учитываться слушатель, усилилось стремление говорнть понятнее и последовательнее (ряд пояснений в рассказе).

В-третьих, вопросы оказали положительное психологическое воздействие на интерес детей к рассказыванию, осознанию своей задачи, чувству ответственности, желанию придумать лучше. Это проявилось в оживленном настроении детей во время рассказы-

167


ваиия, в полном отсутствии отвлечения от темы, в эмоцйональ-ности самого рассказа.

В-четвертых, мы считаем, что вопрос о количестве применя-емых вспомогательных вопросов должен быть разрешен с боль-шой продуманностью и осторожностью, так как излишняя дета-лизация действий и описаний может тормозить самостоятельность замысла.

Анализ наиболее творческих и оригинальных по сюжету рас-сказов показал, что ребенок в рассказе часто осуществляет свой своеобразный замысел. Например, в некоторых рассказах (Гари-ка, Шуры) сразу же говорится о внешнем виде щенка, в других — ребенок лишь в коице рассказа останавливает иа нем внимание.

Было бы нежелательно прерывать мысль ребенка, упорно направляя ее по общей схеме: большое количество дробных воп-росов будет неизбежно сковывать творческую мысль. Мы счита-ем, что 2—3 вопроса, указывающих сюжетную последователь-ность развития замысла и легко воспринимаемых ребенком, об-легчат ему решение творческой задачи, не снижая детской ини-циативы и самостоятельности.

Примерные вопросы, вытекающие из естественного хода развития темы, оказали в данном случае положительное воздей-ствие на рассказ ребенка обогатив сюжетно-повествовательную и описательную стороны рассказа.

Проведенное исследование вполне подтверждает целесооб-разность применения воспитателем вспомогательных вопросов, в целях обучения ребенка последовательному и живому изложе-нию и обогащения сюжета рассказа.

В рассказах детей на свободную тему, построеиных на мате-риале воображения, их творческая самостоятельность проявляется в еще большей мере, и роль вспомогательных процессов, понят-но, более ограничена. Воспитатель не дает здесь ребенку сюжет-ного плана, но поннмая направление детской мысли, всегда мо-жет своим вопросом помочь ребенку большему раскрытию за-мысла, привлечь внимание к описанию образа и направить мысль к дальнейшему развитию сюжета. В случае явнюго нарушения условий реальности, например, когда ребенок без видимых осно-ваний переносит своих героев в другую обстановку, воспитатель спрашивает — «А как же они туда попали?», заставляя ребенка болыле осмысливать его рассказ.

Вопросы воспитателя в детском рассказывании творческого характера могут преследовать, следовательно, двойную цель и применяться в разнообразной методике.

Вопросы, предлагаемые воспитателем, могут давать ребекку направление в развитии замысла (плана), что освобождает в не-которой степени его внимание от заботы о последовательности

168


изложёния, утверждаёт эту последовательность описаний и дей-ствий, делает рассказ ребеика более богатым по развиитю сю-жетной выдумки и выразительности языка.

Вопросы воспитателя могут также помогать ребенку в раз-витии и изложении его самостолтельного замысла и применяться по ходу детского рассказа с целью его большей последователы-ю-сти, полноты и выразительности, развивая в детях стремление к правдивому изображению действительности.

Подведем некоторые общие выводы.

Вспомогательиые вопросы воспитателя являются одиим из срсдств активного руководства рассказыванием детей. Методика и характер применения вспомогательных вопросов в разных ви-дах детского рассказывания различны:

1. При пересказывании вспомогательные вопросы имеют целью помочь ребенку полнее и последовательнее воспроизвести рассказ. Они напоминают ему смысловое содержание текста, на-правляют внимание к описываемым действиям, помогают вспом-нить сюжетную последовательность.

2. В рассказывании детей о впечатлениях жизненного опыта вспомогательные вопросы направляют внимание ребенка к опи-сываемым событиям, затрагивая его воображение и повышая интерес к мим, помогают вспомнить и воспроизвести события в известном порядке.

3. В рассказывании детей творческого характера вспомога-тельные вопросы облегчают творческую задачу, активизируя во-ображение ребенка и направляя детскую мысль.

Как показала экспериментальная работа, вопросы предла-гаемые воспитателем в виде плана (в известной дозировке), удер-живаются в памяти ребенка, дают направление в развитии сю-жетного замысла, освобождая детское внимание для творческого процесса. Детские рассказы в результате применения вопросов становятся более богатыми по сюжетному замыслу, последова-телыюсти и выразительности.

Общие выводы

Наше исследование показалю, что обучение, применяемое в руководстве детским рассказыванием, построенное с учетом пси-хологических особенностей возраста и детских интересов, оказы-вает существенное влияние на развитие важнейших качеств связ-иой речи детей и ее выразительности, а также на развитие твор-ческой инициативы и самостоятельности в рассказывашш. Проведенный опыт дал следующие результаты: 1. Повысился интерес детей к рассказыванию и художест-венной литературе.

169


2. Дети научились откликаться творческой мыслью на зада-ние, предложенное воспитателем.

3. Рассказы их стали содержательнее, последовательнее и целенаправленнее. Развилась способность к реалистическому изо-бражению действительности.

4. Усилилась забота детей о том, чтобы нх рассказ был по-  •! нятен слушателям, появилось стремление находить более точпые .v. выражения при передаче своих мыслей, большая свобода и уве- *"•'•' ренность интонаций.

5. В сюжете детских рассказов стал богаче и полнее прояв-  V ляться творческий замыссл. Все дети без исключения научились придумывать неболыине рассказы на предложенную тему.

6. Стал живее и выразительнее язык рассказов, в них начали проявляться меткие описания, слова, характеризующие образ, сравнения, прямая речь.

7. Появилась требовательность к себе, способность эстети-ческой оценки, интерес к рассказам товарищей.

Опыт исиользования ряда педагогических приемов в обучении детей рассказыванию показал нам значение каждого из них для развития определенных качеств детского рассказа и дал нам возможность конкретизировать форму их применения.

Исследование показало, что образец, данный в разнообраз-ных видах рассказа воспитателя, обладающий конкретно-образ-ным содержанием и эмоционально воспринимаемый ребенком, яв-ляется одним из действениых приемов обучения, оказывает влия-мие на содержание, построение и язык детского рассказа и может быть использован, как средство развития различных качеств ре-чи и творческих способностей детей.

Применение вспомогательных вопросов, как одного из средств активного руководства детским рассказыванием, показало взаим-ную связь между задачами, осуществляемыми в разных видах детского рассказываиия, характером вспомогательных вопросов и методикой их применения.

Е. И. Радина


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!