Рассказ-описание игрушки (предмета)



Для того чтобы ребенок мог рассказать об игрушке, предме-те, с которым постоянно действует, необходимо организоватъ полное и разностороннее, расчлененное его восприятие. При этом воспитатель помогает детям выделить отдельные свойства и со-ставные части предмета и установить место свойств и частей (что — главное, что — детали) в целом предмете.

Языковая задача рассказа-образца описания игрушки — дать детям представление о рассказе, понимание того, что рассказать интересно можно о каждом предмете, нужно только внимательнее рассмотреть этот предмет.

В рассказ включаются слова, характеризующие предмет, его свойства, действия, характер действия, признаки индивидуальности.

По объему рассказ об игрушке должен быть небольшим, но непременно логически завершенным и кюмпозиционно стройным.

Не каждой игрушке присущи движения. В таком случае вос-питателю необходимо имитировать их: кукла протягивает руку, здоровается, поворачивает голову, идет, прыгает, танцует.   Рассказ-описание сводится главным образом к перечню пред-метов, их свойств, но сам этот перечень должен быть вплетен в сюжет, иначе рассказ получится скучным, не эмоциональным, не способным побудить детей к самостоятельному рассказыванию,

151

Рассказ-описание (игрушки, предмета) :—это первая ступень в формировании навыка связной монологической речи. Он способ-ствует выработке культуры наблюдения. Непосредственные впе-чатления, полученные в процессе наблюдений, — база для разви-тия воображения, без которого невозможно успешное обучение составлению творческих рассказов. По мере овладения описанием одной игрушки воспитатель переходит с детьми к описанию мно-жества разных, а затем однородных игрушек (предметов). Это позволяет подвести детей к обобщенным представлениям— поня-тиям: игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д.

О самой простой игрушке-—• мяче можно рассказать, пример-
но так:                          

— Это мяч. Мяч большой, круглый, одна половинка у него красная, другая — синяя. Мяч резиновый, унругий: я сжимаю его руками — образуются две явки, отпущу руки — он снова круглый. Брошу мяч на пол — он подпрыгнет и зазвенит. Как вы думаете, почему он звенит? У него, как и цветных шариков, которые да-рят вам на праздник, внутри воздух, только стенки у мяча тол-стые. Ударю мяч о стену, а он отскочит и снова у меня в руках. Если ловко, точно ударять мяч ладонью — он будет долго прыгать и звенеть. Все мы любим играть в мяч —не правда ли?

Великолепные образцы описания отдельных предметов дает Б. Житков в книге «Что я видел».

Рассказывание по картине

Рассказ по картине — разновидность рассказывания по вос-приятию. Но этот вид сложнее предыдущего. Ведь при рассмат-ривании картины ребенок вместо реального предмета или груп-пы предметов, воспринимаемых многими органами чувств, воспринимает (с помощью зрения) отраженный образ предмета или сюжет в зримых, в известной мере условных образах: не ощуща-ется объем предмета, величина его условна, может быть более или менее реальной.

Языковая задача этого вида рассказывания заключается в уточнении и обогащении словаря, упражнении детей в построении фраз, в опытном постижении сюжета и композиции рассказа: от эпизода — к логически оправданной цепи эпизодов, начало (вступ-ление) и конец рассказа.

Серии картин, используемые в работе с детьми («Наша Та-ня», «Мы играем», «Времена года», «Домашние животные», «На-ши маленькие друзья»), различны по содержанию, композиции и сложности: от одного образа («Наша Таня») — к множеству персонажей («Наши маленькие друзья»), от однопланового по-строения («Мы играем») — к многоплановому («Времена года»,  <<Наши маленькие друзья»), (...) 

152

Пересказ художественного произведения

Пересказ-художественного произведения тоже разновидность рассказывания по восприятию. Этот вид рассказывания базиру-ется на непосредственном чувственном опытё детей, опирается на ассоацитивное-. образное мышление/ слуховое внимание и память.

.... Пересказ художественного произведения — необходимая сту- .
пень  на пути к творческому рассказыванию, так как пересказ
включает преднамеренность и плановость речи, последователь-
ность суждений. 

Языковая задача этого вйда рассказывания — прак-гическое освоение •имитацйонным путем безукоризненной стилистики, вос-питание чувства языка (нахождение и заимствованиё образных слов и выражений), выработка интонационной выразительности!

 Задача воспитателя в'этом виде занятий^постигнуть образ
мыслей и чувств автора, Суметь прочитать не только текст, но и
подтекст :произведения, -понять сущность характеров литератур-
ных героев, уметь выразить при устном пересказе свое отноше-
ние к героям и событиям.                                          

Рассказывание по памяти

Рассказывание по памяти — это последовательная и образная
передача в устной речи события, имевшего место в жизни рас-
сказчика.    Языковая задача этого вида рассказывания—уточнение и
активизация .словаря, упражнение и построение фраз (синтаксис)
и рассказа в целом (композиция,. стилистика), .работа над эмо-
циональной выразительностью речи

При составлении рассказа-образца воспитатель старается подчеркнуть строгую последовательность -и причинную связь события, так как яркие эмоции порою мешают детям рассказать связно, последовательно: в па.мяти ребенка в? первую очередь возникают. образы и даже детали, которые произвели на него. яркое впечатление, вызвали острые, глубокие переживания. (...)


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!