ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙ



Пересказы пятилетних детей своеобразны по объему и со-держанию.

Учитывая особенности памяти, внимания, мышления ребенка этого возраста, мы предлагаем для пересказов особый литературный материал: очень небольшие, понятные, сюжетные тексты с выразительным и простым языком.

Но, несмотря на легкость текстов, требования к качеству пе-ресказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка.

Умение пересказывать, т. е.связно, толково и полно излагать произведение устно, мы должны формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования.

Исходя из сущности пересказа, можно наметить основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:

1) осмысленность, т. е. полное понимание текста;

2) полнота передачи произведения, т. е. отсутствие сущест- венных, нарушающих логику изложения, пропусков;

3) последовательность;

4) удачная замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов авторского текста;

5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

6) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная, поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонация, выразительность речи, достаточная громкость, отчет-ливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны, и, если пропустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится. (...)

Все перечисленные нами требования к пересказу можно и нужно предъявлять сразу, так как мы предлагаем для пересказа специально подобранные, доступные детям произведения.

В чем же проявляются усложнения качества пересказов детей?

Прежде всего качество пересказов повышается в связи с ус-ложнением самих текстов, которые становятся длиннее, требуют большей выразительности и большего понимания.

Последовательно повышаются требования конкретно к каждому ребенку: воспитатель добивается связности, ритмичности рассказа, конечно, помня, что правильность и последовательность пересказа должны быть обязательно (нарушения последних исправляются немедленно).

Постепенно повышаются требования к культуре рассказыва-ния, в частности, к позе, к свободе общения со слушателями.

94


К концу года ребенок без напоминания воспитателя должен вы-ходить для пересказа к столу педагога, обращаться к группе детей, стоять спокойно, прямо. (...)

Такие отступления от текста вполне оправданы и допустимы в пересказах дошкольника.

Перечисленные выше требования к пересказу представляют собой самый минимум. В дальнейшем эти требования усложняют-ся. Вот что предусмотрено в программе начальной школы по данному разделу5.

В 1 классе дети должны уметь пересказать текст сначала по вопросам учителя, а затем без них; осмысленно пересказать легкие по содержанию рассказы, сказки.

Во II классе дети должны осмыслено и выразительно пере-сказывать рассказы, статьи или отдельные части их по плану или без него, рассказывать сказки.

В III классе дети овладевают умением осмысленно и выра-зительно пересказывать прочитанные рассказы и статьи целиком и выборочно по плану и без него.

В IV классе дети учатся подробно и кратко пересказывать прочитанное, а также пересказывать по составленному плану.

Как же формируется это умение пересказывать, как строится занятие, какими приемами обучения должен пользоваться вос-питатель как они влияют на детей?

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Для удобства изложения всю методику занятия мы разберем по отдельным вопросам: разъяснительная беседа по произведению, ход занятия, отдельные приемы, используемые на занятии для формирования полноты, последовательности и выразительности пересказов, приемы активизации внимания и мышления детей группы на занятии по пересказу и т. д. Однако следует помнить, что па занятии все эти вопросы взаимосвязаны.

Подготовка к пересказу

(...) Как установлено специальными педагогическими и пси-хологическими исследованиями, текст, предназначенный для пере-сказа, должен быть хорошо понят детьми. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор его нужно провести отдельно, примерно за неделю до занятия по пересказу. Если же текст легкий или хорошо знакомый, то на одном и том же заня-тии проводится чтение, анализ произведения с детьми и пересказ. (...)

5 См.: Программы начальной школы. М.: Учпедгиз, 1959.


Надо помнить, что первый раз мы читаем Детям новое для них произведение без всякого предупреждении о послёдующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественноё восприятие. Установка на пересказ так или иначе ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его па учебной задаче (слушать и запоминать и т. п.) Таким образом если даже мы на этом же занятии собираемся учить детей пересказывания, соответствующее указание мы дадим лишь перед вторым чтением произведения.

Отобрав произведение, воспитатель должен разобрать его и научиться выразителю читать.

Следует также предварительно отобрать слова, неясные де-тям, чтобы продумать как лучше их объяснить. (...)

Беседа о произведении

Обязательный прием, подготавливающий детей к пе-ресказу, — это беседа п о п р о и з в е д е п и ю, как бы оно ии было мало и просто.

При -проведении беседы воспитатель может наметить несколько целей: разъяснить содержание произведения, выявить, как дети поняли его; уточнить последовательность произведения; содей-ствовать выразительности пересказов детей; активизировать их

словарь.

Беседа включает и вопросы к детям, и объяснения самого воспитателя (что часто на практике забывается).

Беседа, как правило, проводится после первого или второго чтения. Но иногда (как и при обычном художественном чтении) возникает необходимость провести вводного, предварительную бе-седу до чтения, чтобы обеспечить усвоение произведения детьми. Это преимущественно бывает перед чтением сложных познаватель-ных рассказов или описания событий, с которыми дети сталкива-

лись в жизни. (...)

«При каждой работе следует давать детям время для обду-мывания, никогда ничего не требовать сразу, так сказать, с места в карьер. Верь каждый сколько-нибудь уважающий свое дело педагог сам готовится к занятию, обдумывает и план своего рассказа, и разработку его. Вправе ли мы требовать от детей, чтобы они проделывали эту работу без подготовки?..»6. «Предложив детям обдумать то, о чем они будут рассказывать, и себе ясно все представить, следует соблюдать еще одно существенное правило: никогда не торопить детей, поощрять речь медленную, хоть бы с небольшими паузами, но обдуманную и ясную»7.

Хотя эти мысли были высказаны Е. И. Тихеевой о творческих рассказах детей, они относятся и к пересказам.

"" Тихеева Е. И. Развитие речи дошкольника. М.: Учпедгиз, 1918. С. 112.

7 Там же. С. 110.                   ,  .   .    ,   .

96


Во время паузы можно напомнить детям указания о выразительности речи — общие и конкретные, например: «Рассказывать надо громко, не торопясь»; «Не забывайте, что сначала ослик кричит тихо, жалобно, а потом радостно» и т. п.

Таким образом, правильное проведение начала занятия имеет большое значение. Именно в этот отрезок времеии воспитатель сообщает цель деятельности детей, дает общие указания к пере-сказу и проведению, вызывает интерес к занятию.

Начало запятая должно пройти организовано, четко, при ясно выраженной руководящей роли воспитателя.

Таким же четким должен быть и конец занятия. Воспитатель может ограничиться фразой: «Занятие окончено», но время от времени может делать обобщения. Например, «Мы сегодня учились рассказывать сказку «Теремок» Вы уже ее хорошо запомнили, но надо рассказать повеселее, про каждого зверя говорить по-другому. На следующем занятии еще раз поучимся рассказывать эту сказку». (...)

Оценка дается сразу после пересказа, при этом отмечаются положительные стороны и недостатки.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!