Перечень основных эмпирических характеристик 2 страница
процессов, начало которому положил И. М. Сеченов. Именно
исходя из этих оснований главные положения рефлекторной
теории и общей теории сигналов составили содержание двух
последних теоретических глав первой части первого тома дан-
ной монографии в качестве общего концептуального аппарата
для всех ее следующих частей.
Есть, однако, существенное различие в способах примене-
ния основных положений информационного подхода к проблеме
психических образов и к исследованию всех высших психиче-
ских процессов, строящихся на этом образном фундаменте.
В силу органической связи высших психических процессов с ре-
чью и, отсюда, символической формы их выражения, которая
соответствует линейной общекодовой структуре сигналов, орга-
низованных согласно лишь самому общему принципу изомор-
физма, именно речемыслительные процессы гораздо раньше,
чем перцептивные, стали объектом теоретико-информационного
анализа и кибернетического моделирования в электронно-вы-
числительных устройствах.
Именно потому, что этот логико-лингвистический аспект выс-
ших познавательных процессов соответствует общекодовому
уровню, т. е. уровню оперирования символами по определенной
более или менее жесткой программе, здесь вначале не потребо-
валось никакой конкретизации общих принципов теории инфор-
мации, и на первых этапах создалось впечатление достаточности
|
|
этих общих принципов, тождественности мозга и вычислитель-
ной машины и совпадения структуры психических сигналов
с линейной символической организацией сигналов-кодов. С дру-
гой стороны, безусловная недостаточность одних лишь этих об-
щих принципов для анализа структуры перцептивных сигналов,
которые в этих условиях могли интерпретироваться лишь на
явно логизированном языке технической теории распознавания
образов, привела к очевидной здесь необходимости конкретиза-
ции этих общих принципов и выявлению иерархической шкалы
форм пространственно-временной упорядоченности сигнала
относительно источника.
Произведенный во второй части первого тома эксперимен-
тально-теоретический анализ показал, что все виды психических
образов - элементарных сенсорных, переходных сенсорно-перцеп-
тивных, собственно перцептивных и вторичных (представле-
ний)-действительно организованы в соответствии с такой
иерархической матрицей частных форм пространственно-времен-
9
ного изоморфизма сигнала по отношению к источнику, полу-
ченной путем наложения дополнительных ограничений на обще-
кодовую структуру.
" Объективная логика дальнейшего развития общей киберне-
|
|
тики и экспериментально-теоретической психологии привела
к осознанию все более явной необходимости распространить
все эти дополнения и ограничения, определяющие структуру
образного уровня психики, и на ее высшие уровни, получаю-
щие свое выражение в символической форме. Так, крупный
представитель информационного подхода к анализу психиче-
ских процессов У. Рейтман, рассматривая эволюционный ас-
пект языка и мышления и указывая на то, что эволюционные
новообразования всегда возникают на основе использования,
а не устранения предшествующих структур, приходит к выводу
о необходимости таких дополнений к первоначальной трактовке
речемыслительной деятельности только как оперирования сим-
волами. <Из использования слов в качестве символов при пред-
V ставлении познавательных элементов... неверно было бы делать
вывод,-считает У. Рейтман,-что сами познавательные эле-
менты должны при этом иметь словесную форму>.2
Стоящие "за символами и преобразуемые в ходе речемысли-
гельных процессов образные психические структуры также трак-
туются Рейтманом как информационные процессы, являющиеся
необходимым компонентом мышления. <Мы описываем мир ч
|
|
реагируем на его словесные описания, вызывая из памяти,
конструируя и преобразуя восприятия... Всякий, кто наблюдал,
как еще не научившийся говорить ребенок действует в окру-
жающей его среде, убеждался в силе и эффективности этих
бессловесных информационных процессов. Независимо от того,
протекают- или не протекают у некоторых людей информацион-
ные процессы без наличия компонента восприятий (или. если
угодно, процессы безобразного мышления), весьма вероятно,
что человеческое мышление в значительной части использует
закодированные в виде восприятий познавательные элементы,
а также процессы для оперирования с ними, причем даже в тех
случаях, когда речь идет о так называемых абстрактных по-
нятиях>.3
Таким образом, мыслительная деятельность, по Рейтману,
включает психические процессы разных уровней организации-
; собственно символические и бессловесно-перцептивные. И те
и другие трактуются как процессы информационные. При этом
особенно существенно, что специфику информационной струк-
туры бессловесных перцептивных кодов Рейтман вполне опре-
деленно связывает именно с особенностями их пространственно-
временной структуры. <...Можно доказать,-пишет он,-что
|
|
2 Рейтмац У. Познание и мышление. М" 1968, с. 328-329.
3 Там же, с. 328 (курсив наш.-Л. В.).
10
наш внутренний язык (т. е. язык восприятия. - Л. В.) коди-
рует элементы, соотнося их с некоторой фундаментальной про-
странственной и временной системой отсчета - кантовскими из-
мерениями чувственной интуиции>.4
Очень близкую к этому позицию, связывающую символиче-
ские уровни психики со структурой <пространственной коорди-
натной сетки>, занимает и Д. Брунер.5 Но, как было показано
в первом томе, инвариантное воспроизведение в сигналах-об-
разах пространственно-временной структуры их объектов как
раз и делает образы частной формой кодов, организованных
в соответствии не только с исходными общими условиями изомор-
физма, но и с дополнительными к ним ограничениями, лежа-
щими в основе иерархической матрицы уровней пространствен-
но-временной упорядоченности информационных процессов. Все
это, вместе взятое, означает, что конкретизация исходных кибер-
нетических принципов символической общекодовой структуры
сигналов, вначале предпринятая преимущественно в контексте
задачи исследования образного уровня психики, действительно
все более определенно распространяется и на другие психиче-
ские процессы, в частности и на их высшие уровни.
Эти совместные ходы конкретизации и обобщения в итоге
приводят к тому, что обогащенный и все более обогащающийся
всеми необходимыми дополнениями к его первоначальному по-
нятийному составу современный информационный подход ста-
новится общей концептуальной основой для построения единой
теории психических процессов, охватывающей разные формы
и уровни их организации.6
Комментируя содержание исходного в его исследовании по-
нятия <информационные процессы>, Рейтман с самого начала
указывает на то, что этот термин обозначает <общий подход
в изучению психической деятельности>.7 Высоко оценивая по-
пытку Д. Хебба построить общую теорию различных психиче-
ских процессов, Рейтман заключает, что информационный под-
ход позволяет нам анализировать психические процессы <на та-
ком уровне, который был совершенно недостижим в то время,
когда Хебб разрабатывал свою теорию. Это справедливо для
всех аспектов данной проблемы, касаются ли они вопросов
представления понятий, исследования направления мышления
4 Там же, с. 329.
г См.: Исследования развития познавательной деятельности. Под
ред. Д. Брунера и др. М., 1971.
" См.: Поспелов Д. А. Пушкин В. Н. Мышление н автоматы. М.,
1972, Миллер Д., Г а л а и т е р Ю" Прибрам К. Планы и структура
повеления; Миллер Д. Индивидуум как система, перерабатывающая ин-
формацию. - В кн.: Концепция информации и биологические системы. М.,
1966; Миллер Д. Речь и язык.-В кн.: Экспериментальная психология.
Ред. С. Стивене, т. II. М., 1963; Р г i b r a in К. Н. Languages of the brain. N. Y.,
1971; Рейт M;I н У. Познание и мышление.
7 Р е и т м а и У. Познание и мышление, с. 27.
11
или процессов обучения и восприятия>.6 На аналогичных тео-
ретических предпосылках построено интересное исследование
Ф. Кликса <Информация и поведение>, которое автор не слу-
чайно рассматривает как введение в кибернетические основы
общей психологии.9 Н, наконец, с рассматриваемой точки зре--
ния особенно показательны последние работы Ж. Пиаже, в ко-
торых он кладет кибернетический концептуальный аппарат
в основу всей психологии познания.10
Все эти основные тенденции адекватно воплощают в себе
общую логику соотношения кибернетического понятийного ап-
парата с задачей построения единой теории психических про-
цессов как частных форм информации. Вырастая из психофизио-
логических предпосылок, реализуя затем соответствующие ходы
межнаучного обобщения и последующей конкретизации, воз-
вращающей его обратно в контекст психологических задач,
этот аппарат информационной теории содержит в себе отраже-
ние иерархии закономерностей разной степени общности, с по-
мощью которой может быть осуществлена теоретическая попытка
преодолеть описанные выше концептуальные рубежи и языко-
вые барьеры, разделяющие разные психические процессы.
Задача представленной в этом томе части исследования
заключается в том, чтобы, продолжая общую стратегию, которая
использовалась в первом томе при анализе образногофунда-
мента психического отражения, применить тот же концептуаль-
ный аппарат для теоретического объяснения познавательных
процессов, в своей совокупности составляющих человеческий
интеллект. Сохранение стратегического подхода прежде всего
означает, что применительно к каждому из соответствующих
познавательных процессов, его видов и уровней (например,
к отдельным формам или видам мышления) должны быть вы-
делены из массива жизненных и экспериментальных фактов
основные эмпирические характеристики (подобно тому как это
было сделано для различных видов образов). Следующий этап
стратегии предполагает выдвижение гипотезы о специфической
организации данного когнитивного процесса как частной фор-
мы психической информации. Далее следует поиск тех ограни-
чений, которые должны быть наложены на общие условия изо-
морфизма как общего принципа организации информационных
процессов, чтобы получить данную частную форму. Затем, опять-
таки по реализованному в первом томе образцу, должна быть
проверена объяснительная сила гипотезы о специфике формы ор-
ганизации данного психического процесса по отношению к состав-
ленным эмпирическим перечням, после чего частично эмпириче-
ски подкрепленная гипотеза проверяется на ее прогностичпость
8 Там же, с. 36 (курсив наш.-Л. В.).
9 К 1 i x F. Information und Verhalten. В., 1971.
10 P i a get Y. Biologic et connaisancc. P., 1967.
12
по отношению к новому экспериментальному материалу. Схож-
дение теоретически прогнозированных следствий с последую-
щими эмпирическими констатациями, подтверждая гипотезу,
завершает данный этап исследования, а мера этого схождения
определяет информационную емкость гипотезы и диапазон дей-
ствия тех закономерностей, которые воплощают специфику дан-
ной частной формы психической информации по сравнению
с другими. Этот последний этап стратегии исследования реали-
зован здесь (как и в первом томе монографии) далеко не рав-
номерно, что определяется существенными различиями труд-
ностей изучения и общей продвинутостью экспериментально-
теоретических исследований разных познавательных процессов,
входящих в состав человеческого интеллекта.
13
ГЛАВА 1 К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ
1. О границе <образ - мысль> и о социальной
детерминации мыслительных процессов
Если вопрос о сенсорно-перцептивном переходе и, соответ-
ственно, о различиях между ощущением и восприятием при
всей его запутанности и противоречивых решениях никогда все
же не возводился в ранг принципиальной философской пробле-
мы, то рубеж, разделяющий образ и мысль, оценивался как
одна из <мировых загадок> (Геккель) и <границ естествозна-
ния> (Дюбуа-Реймон). И хотя Дюбуа-Реймон считал эту <за-
гадку> менее сложной, чем вопрос о природе ощущения, все
же и на нее распространялось его знаменитое <никогда не узна-
ем>. 11 несмотря на явную, казалось бы, несоизмеримость труд-
ностей понимания природы этих двух рубежей (нервное воз-
буждение-ощущение и образ-мысль), то, что обе проблемы
включались в число <мировых загадок> и тем самым трудно-
сти их решения как бы уравнивались, имеет все же свои эмпи-
рические основания.
Принципиальный характер демаркационной линии, разде-
ляющей образные и речемыслительные познавательные про-
цессы (или, по Павлову, первые и вторые сигналы), явно эмпи-
рически демонстрируется тем не вызывающим сомнений фак-
том, что если взять не переходные <животноподобные> (Маркс),
а зрелые формы речевого мышления в их специфических струк-
турных характеристиках и поведенческих проявлениях, то они
являются монопольной принадлежностью человеческой психи-
ки - выражением той <чрезвычайной прибавки>, о которой го-
ворил И. П. Павлов. Сам по себе этот факт, однако, допускает,
две основные альтернативные возможности его трактовки.
Рассуждая в общем виде, можно полагать,- не вступая при
этом в противоречие с тезисом об объективном существовании
материальной реальности, отображаемой в мысли,--что ход
эволюционного развития психики, продвигаясь под действием
биологических закономерностей от одного ее уровня к другому,
14
т. е. от сенсорики к перцепции и далее ко вторичным образам,
привел на следующем очередном этапе к возникновению мыс-
лительных и даже речемыслительных процессов, которые, бу-
дучи, таким образом, результатом действия обычных биоло-
гических детерминант психического развития, стали затем пред-
посылкой последующей качественно новой его фазы-фазы
социально-исторического развития человека и человеческого
общества. При такой интерпретации исходного факта биоло-
гическая эволюция средствами и резервами одних только своих
общих закономерностей создала мышление как специфическую
особенность биологического вида homo sapiens, а мышление,
или связанное с ним сознание, или разум, ставший уже чело-
веческим, оказались далее фактором и источником превраще-
ния биологического вида в человеческое общество. В самом
деле, почему резервы общих закономерностей биологической
эволюции, которые привели к филогенетическому переходу
через <психофизиологическое сечение>, т. е. к возникновению
психики сначала в форме ощущений, затем к следующим эта-
пам уже внутрипсихического сенсорно-перцептивного перехода
и далее к совершенствованию памяти и формированию вторич-
ных образов-представлений, не могли сами по себе обеспе-
чить на следующем, очередном этапе возможность перехода
через границу, разделяющую образ и мысль?
В чем конкретно заключается ошибочность такой трактов-
ки генезиса человеческой психики - ясно далеко не сразу.
Между тем такая интерпретация, не заключая в себе противо-
речия общему принципу материализма, составляет, однако,
самое существо исторического идеализма, а вместе с тем -
в конечном счете-и идеалистического понимания генезиса
человеческого мышления, поскольку последнее здесь трактует-
ся как исходная предпосылка социально-трудовой истории че-
ловечества.
Главный смысл и пафос историко-материалистического,
марксистского понимания антропогенеза в применении к пси-
хологии мышления состоит в том, что если все предшествующие
уровни и формы образной (<чувственной>) психики действи-
тельно являются результатом общебиологической фазы эволю-
ции и необходимой предпосылкой социально-трудовой истории
человека, то по отношению к мышлению ситуация обратная.
Труд и общение, вначале <животноподобные>, здесь являются
необходимой причиной или предпосылкой, а мышление-след-
ствием или результатом. Это означает, что в этом пункте про-
изошло радикальное преобразование способов детерминации
генезиса, структуры и функции психических явлений и их соот-
ношения с поведением и факторами окружающей среды. Био-
логическая детерминация в ее общих закономерностях пол-
ностью сохраняет свою силу, поскольку человек остается и на-
всегда останется биологическим, как, впрочем, и физическим
15
существом. Но она необходимым образом ограничивается и тем
самым дополняется детерминацией социально-трудовой, которая
и становится непосредственной предпосылкой и главным фак-
тором развития мыслительных процессов, являющихся, таким
образом, результатом действия этих специфических, дополни-
тельных способов детерминации. Таков основной смысл этой
гносеологической альтернативы, относящейся здесь не к пси-
хофизической и даже не к психобиологической, а к психосоцио-
логической проблеме, т. е. к проблеме социальной обусловлен-
ности высших, <второсигнальных> психических процессов,
в первую очередь процессов мыслительных.
Собственно научные критерии выбора одного из вариантов
этой сквозной гносеологической альтернативы применительно
к данной проблеме, как и ко всем рассмотренным ранее, в ко-
нечном счете определяются не <магической> силой антагони-
стически противостоящихдруг другу исходных постулатов, а их
эвристическими возможностями, т. е. объяснительным и про-
гностическим потенциалом по отношению к фактическому мате-
риалу науки. Это и составляет научное воплощение критерия
практики.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!