Закона межличностных отношений
Я много раз спрашивал себя, как наши знания в сфере психотерапии применимы к человеческим взаимоотношениям в целом. В течение последних лет я очень много думал над данной проблемой и пытался разработать теорию межличностных отношений как часть обширной теоретической структуры клиент-центрированной терапии (1, ч. 4). Данная работа пытается несколько иначе взглянуть на один из аспектов этой теории. Здесь предпринята попытка рассмотреть глубинные, лежащие в основе всех человеческих взаимоотношений закономерности, которые обуславливают либо развитие, обогащение, открытость и рост обоих участников, либо блокировку психологического развития и усиление защитных механизмов обоих сторон.
Концепция конгруэнтности
Фундамент, на котором построено мое рассуждение, -понятие «конгруэнтности». Это понятие было разработано с целью обобщить группу важных для терапии и для всех межличностных взаимодействий феноменов. Я бы хотел попытаться дать ему определение. Конгруэнтность является термином, который мы используем для обозначения точного совпадения переживания и сознания. В дальнейшем его можно распространить на совпадение переживания, сознания и общения. Наверное, лучший пример — это младенец. Если он ощущает голод на физиологическом уровне, то в его сознании отражается это переживание, и это совпадает с его коммуникацией. Он испытывает голод и дискомфорт, и это верно на всех уровнях. В данный момент он интегрирован со своим чувством голода. С другой стороны, если он сыт, то это содержание его опыта тоже целиком конгруэнтно как на уровне переживания, сознания, так и на уровне коммуникации. Он всегда является единым существом, рассматриваем ли мы его на физиологическом уровне, на уровне сознания или на уровне коммуникации. Вероятно, причина, по которой многие люди отзывчивы по отношению к младенцам, заключается в том, что младенцы абсолютно искренни, целостны и конгруэнтны. Если младенец выражает свою симпатию или негодование, удовлетворение или страх, то мы не сомневаемся, что он действительно испытывает это. Он искренен в своем страхе, любви, голоде или в чем-либо еще.
|
|
За примером неконгруэнтности нам надо обратиться к кому-нибудь, кто находится далеко от младенческой стадии. Возьмем следующий пример: человек, который испытывает гнев, вовлекаясь в спор. Его лицо пылает, его интонации яростны, он машет руками и повышает голос на оппонента. А когда его знакомый говорит: «Ну, ладно, не злись», — он с очевидной откровенностью и удивлением отвечает: «Я не злюсь! Я вообще спокоен! Я просто указываю на логические факты». За этим следует взрыв смеха других членов группы.
|
|
Что же здесь произошло? Кажется, ясно, что на физиологическом уровне он переживает злость. Но это не совпадает с его сознанием. Сознательно он не испытывает злости и не сообщает о ней (так как не осознает). Существует реальная неконгруэнтность между переживанием и сознанием, между переживанием и общением.
Еще надо отметить то, что его коммуникация двусмысленная и неясная. В словах передаются логические факты. А в интонации и сопровождающих их жестах привносится сообщение: «Я злюсь на тебя». Я уверен, что эта двусмысленность или противоречивость коммуникации присутствует всегда, когда человек в определенный момент времени неконгруэнтно пытается установить коммуникацию.
Другой аспект концепции неконгруэнтности можно проиллюстрировать следующим примером. Сам человек не может безупречно судить о степени своей конгруэнтности. Смех группы демонстрирует общее мнение, что человек испытывает злобу, даже если он считает иначе. Однако для его собственного сознания это неправда. Другими словами, оказывается, что человек не может в данный момент оценить степень своей конгруэнтности. Мы можем научиться успешно измерять ее, принимая во внимание точку зрения других людей. Мы многое можем узнать о неконгруэнтности из тех случаев, когда индивид признает собственную неконгруэнтность в прошлом. Таким образом, окажись человек, о котором шла речь в нашем примере, на терапии, то в ситуации принимающих безопасных отношений он мог бы оглянуться на это происшествие и сказать: «Сейчас я понимаю, что был очень зол на него, даже если я думал иначе». Мы говорим, что он признал, что тогда его защитные механизмы помешали осознанию злости.
|
|
Еще один пример опишет другой аспект неконгруэнтности. Миссис Браун, сдерживая зевоту и поглядывая на часы, уходя, сказала хозяйке: «Мне так понравилось у вас. Вечеринка была восхитительной». Здесь неконгруэнтность находится не между переживанием и сознанием. Миссис Браун хорошо осознает, что ей скучно. Неконгруэнтность имеет место между сознанием и коммуникацией. Надо отметить, что при неконгруэнтности переживания и сознания обычно говорится о защитных механизмах или отрицании в сознании. Когда неконгруэнтностъ имеет место между сознанием и коммуникацией, то мы расцениваем это как фальшь или ложь.
Понятие конгруэнтности имеет не совсем очевидное, но важное следствие. Скажем так: если человек в данный момент абсолютно конгруэнтен, если его актуальный физиологический опыт точно представлен в сознании, тогда содержание его сообщений никогда не будет поверхностным. Если человек конгруэнтен, то он никогда не скажет: «Этот камень крепкий», «Этот человек тупой», «Ты плохой» или «Она умна». По той причине, что он никогда не испытывает этого. Точное сознание переживаний всегда выражается как чувство, впечатление, значение с точки зрения другого. Я никогда не знаю, что он тупой, а она плохая. Я могу только воспринимать то, что мне так кажется. Строго говоря, я не знаю, что камень твердый, я даже не могу быть уверен, что я ощущаю его твердым, пока не упаду на него. (Но даже тогда я могу допустить, что физик воспринимает его как проницаемую массу атомов и молекул, движущихся с огромной скоростью.) Если человек полностью конгруэнтен, тогда ясно, что вся его коммуникация будет обязательно вложена в контекст личностного восприятия. Это имеет очень важное последствие.
|
|
Немного отступив от темы, отметим, что высказывания человека, постоянно исходящие из контекста личностного восприятия, необязательно подразумевают конгруэнтность, потому что любой стиль высказываний может быть использован как защита. Таким образом, человек, будучи конгруэнтным, обязательно сообщает свои чувства и понимание как таковые, а не как факты о другом человеке или о внешнем мире. А обратное не всегда верно.
Скорее всего, я сказал достаточно, чтобы продемонстрировать, что данная концепция конгруэнтности является сложной концепцией с множеством характеристик и следствий. Ему непросто дать операциональное определение, хотя существуют уже завершенные и до сих пор продолжающиеся исследования, в которых вырабатываются четкие операциональные показатели того, что переживается, в отличие от того, что осознается. Ожидается, что будут возможны и дальнейшие уточнения.
Завершая наше определение данного понятия на основе здравого смысла, скажу, что все мы стремимся опознать конгруэнтность и неконгруэнтность тех, с кем мы имеем дело. Общаясь с некоторыми людьми, мы понимаем, что они большей частью не только говорят то, что думают, но и выражают в своих словах глубинные чувства, будь то симпатия, чувство соперничества или сотрудничества. Мы чувствуем, что «точно знаем, чем он дышит». А с другим человеком мы осознаем, что все им сказанное является маской, внешним фасадом. И мы интересуемся тем, что он чувствует на самом деле. Нам интересно, знает ли он сам, что чувствует. И мы стараемся быть осторожными и осмотрительными с таким человеком.
Следовательно, очевидно, что люди различаются по степени конгруэнтности, а один и тот же человек в разное время может обладать разной конгруэнтностью, это зависит от того, что он переживает и может ли он сознательно принять это переживание или должен защищать себя от этого.
Значение конгруэнтности
Для межличностного общения
Скорее всего значимость этого понятия для межличностных взаимодействий можно лучше понять, если привести несколько утверждений о гипотетических Смите и Джонсе.
1. Любое сообщение Смита Джонсу отмечено некоторой степенью конгруэнтности Смита. Это очевидно из сказанного выше.
2. Чем выше конгруэнтность между переживанием, сознанием и коммуникацией у Смита, тем больше вероятность того, что Джонс будет воспринимать это сообщение как понятное. Я уверен, что это утверждение было в достаточной степени обосновано. Если все оттенки речи, интонация, жесты синонимичны, так как являются проявлением конгруэнтности и единства Смита, тогда вероятность того, что они окажутся двусмысленными и неясными для Джонса, значительно снижается.
3. Следовательно, чем яснее сообщение Смита, тем четче реакция Джонса. Проще говоря, даже несмотря на то что Джонс может быть довольно неконгруэнтен в переживании темы дискуссии, но тем не менее его реакция будет более ясная и конгруэнтная, чем если бы он ощущал двусмысленность сообщения Смита.
4. Чем больше Смит конгруэнтен теме сообщения, тем в меньшей степени он вынужден защищаться и тем больше он способен четко воспринимать ответы Джонса. Иначе говоря, Смит выражает то, что он искренне чувствует. И, таким образом, он больше способен свободно слушать. И чем меньше он заботится о защите, тем лучше и адекватнее он воспринимает сообщения Джонса.
5. Вследствие этого Джонс чувствует, что его эмпатийно понимают. Он чувствует, что, поскольку он выражает себя (защитно либо конгруэнтно), Смит понимает его так же хорошо, как и он сам, и то же самое справедливо относительно темы дискуссии.
6. У Джонса ощущение того, что Смит его эмпатийно понимает, порождает ощущение позитивного отношения к Смиту. Само ощущение, что тебя понимают, означает, что ты чем-то позитивно влияешь на другого человека, это и произошло в случае со Смитом.
7. Вследствие этого Джонс: а) ощущает, что Смит конгруэнтен и целостен в этих взаимоотношениях; б) ощущает, что Смит хорошо к нему относится; в) ощущает, что Смит его эмпатийно понимает. Таким образом, присутствуют условия терапевтических отношений. В другой публикации (2) я пытался описать те условия, которые по нашему опыту являются необходимыми и достаточными для терапии, и я не буду повторять здесь это описание.
8. В результате того, что Джонс испытывает эти характеристики терапевтических взаимоотношений, он обнаруживает, что препятствий в общении становится намного меньше. Вследствие чего он стремится быть в общении таким, какой есть, более конгруэнтным. Шаг за шагом снижаются его защиты.
9. Более свободно выражая себя в общении, испытывая меньше влияния защитных механизмов, Джонс становится более способен тщательно слушать, не испытывая потребности в защитном искажении, дальнейшие сообщения Смита. Это повторение этапа номер четыре, но уже для Джонса.
10. По мере того как Джонс становится способен слушать, Смит начинает ощущать на себе эмпатийное понимание (этап номер пять для Джонса); испытывает позитивное отношение к себе со стороны Джонса (как на шестом этапе) и обнаруживает, что испытывает на себе такие же терапевтические отношения (как на этапе номер семь). Таким образом, Смит и Джонс являются в некоторой степени обоюдно терапевтичными друг для друга.
11. Это значит, что терапевтический процесс в некоторой степени возникает для обоих индивидов, и, следовательно, результаты этого тоже имеют место у обоих: личность изменяется в направлении большей целостности и интегрированности, уменьшается конфликтность и увеличивается энергия для эффективной жизнедеятельности, поведение становится более зрелым.
12. В этой цепи событий могут быть нарушения, которые происходят в случае возникновения угрожающего материала. Так, если Джонс на третьем этапе включает в свой более конгруэнтный ответ новый материал, который выходит за сферу конгруэнтности Смита, затрагивает ту область, где Смит неконгруэнтен, тогда Смит, возможно, к сможет точно слушать, он будет защищать себя от сообщений Джонса, и его реакция на эти сообщения будет двусмысленной, а в целом описанный процесс начнет развиваться в обратном направлении.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!